Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Борисов В. Е.
аспирант финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

Ноговицын Р. Р.
заведующий кафедрой менеджмента в горно-геологической отрасли Финансово-экономического института
Северо-Восточного Федерального Университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук, профессор

Сафонова С. Л.
заведующий Проблемной научно-исследовательской лабораторией физиологии и патологии органов пищеварения (ПНИЛ)
Арктического инновационного центра Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
кандидат биологических наук


Перспективы и стратегическое направление развития биотехнологического комплекса в Республике Саха (Якутия)
В статье рассматриваются перспективы и стратегические направления развития биотехнологических производств в Республике Саха (Якутия)
Ключевые слова: инновационное производство, малые инновационные предприятия, биотехнология, пищевой продукт, Республика Саха (Якутия)
УДК 60:004 (571.56)   Стр: 252 - 254

Перспективы и стратегия создания и развития инновационных биотехнологических производств в Республике Саха (Якутия) должны быть рассмотрены с учетом организации новых производств, использования имеющейся инфраструктуры, социальной сферы и научного потенциала. Применение новых методов регионального управления призвано, в частности, обеспечить повышение конкурентоспособности регионов, конструирование ее институциональных условий в формирующемся инновационном пространстве. Это обусловлено существенными изменениями в положении регионов России: в процессе рыночных преобразований регионы начинают выступать в качестве субъектов экономических отношений, конкурирующих на национальном и международном рынках [1].
По данным «Комплексной программы развития биотехнологии в Российской Федерации на период до 2020 года», за прошедшие 20 лет в мире созданы принципиально новые биотехнологии и продукты. Россия почти не участвует в этом процессе. В итоге более 80% биотехнологической продукции, которая потребляется в России, является импортом, а объемы потребления биотехнологической продукции в России остаются несопоставимо низкими по сравнению как с развитыми, так и с развивающимися странами [3]. Отмечается, что выпуск биотехнологической продукции осуществляется малыми партиями, для этой цели используется лабораторное оборудование, которое фактически не предназначено для этих целей. Таким образом, можно судить о том, что институты и университеты имеют перспективные разработки, которые требует инвестиций, либо инвесторов для выхода на рынок.
На сегодняшний день необходимо обратить внимание, что биоиндустрия в мире развивается высокими темпами и через 10–15 лет будут найдены решения и продукты, пригодные для массового и повсеместного внедрения. Если к этому времени в России будут созданы благоприятные условия для развития биоэкономики, страна окажется в числе выгодоприобретателей и совладельцев новых технологий. Если существующий сегодня скептицизм сохранится, Россия окажется только потребителем на мировом технологическом рынке и будет вынуждена затрачивать огромные ресурсы на импорт новых отраслей. Масштабы этого технологического импорта могут быть сопоставимы с импортом индустриальных технологий в 1930-е гг. [3].
Задерживаясь в развитии и внедрении биотехнологий по целому ряду отраслей и рынков, российская промышленность рискует оказаться за чертой современного технологического уклада. В среднесрочной перспективе это может привести к системной деградации целого ряда промышленных отраслей, поскольку ни развитие на мировых рынках, ни конкурентоспособное воспроизводство производственной базы не будут возможны без использования биотехнологий. Важно отметить, что масштабы и темпы необходимых перемен определяются не готовностью российской экономики, а скоростью, с которой эти перемены происходят в мире [3].
Для того, чтобы изменить ситуацию Правительству РФ совместно с органами государственными власти субъектов РФ необходимо простимулировать развитие биотехнологических производств в регионах, подготовить соответствующие законодательные акты, стимулировать развитие инфраструктуры и привлечь инвесторов. Для развития биотехнологической индуст­рии в РФ необходимо проанализировать и перенять мировой опыт, рассмотреть успешные современные формы организации биотехнологических производств.
В наиболее развитых странах преобладает кластерная форма организации биотехнологических производств (табл.1).

Таблица 1
Кластерная форма организации биотехнологических производств в наиболее развитых странах Европы
СтраныКоличество кластеров,
центров генетических исследований
Выделенные средства
Великобритания73 млрд долл.
Германия4900 млрд долл. (2001–2005 г.)
Франция10, 8500 млн долл.

В Великобритании созданы три крупных фармацевтических кластера и четыре создаются в настоящее время. При этом государством выделено около 3 млрд долл. для поддержки новых кластерных инициатив. В Германии созданы четыре кластера. Государственная поддержка новых кластерных инициатив составила (в 2001–2005 гг.) около 900 млрд долл. Во Франции действуют десять центров биотехнологий (кластеров), а также восемь центров генетических исследований. Государственная поддержка этих инициатив оценивается в размере 500 млн долл.
Помимо Западной Европы наиболее интересным является опыт США. В США насчитывается около 300 кластеров: более 240 региональных кластеров плюс еще около 50 кластеров, образованных исключительно благодаря близости к природным ресурсам. Следует отметить, что значительную роль в развитии кластеров и региональной экономики в целом имеют университеты. Федеральное правительство США мало вовлечено в экономическую политику регионов.
В то же время вовлечение федеральных властей в развитие регионов и высокотехнологичных отраслей увеличилось в последние три-четыре года. На уровне региональных властей поддержкой развития региона занимаются институты сотрудничества (institutions for collaboration), состоящие из представителей местной администрации, университетов, промышленных групп и исследовательских институтов. Правительство штатов ищет пути привлечения фирм внутри и за пределами США оперировать на территории данного штата с целью получения дополнительных экономических преимуществ. Программы центрального правительства нацелены преимущественно либо на поддержку отдельных отраслей (электроники, Интернета), либо на поддержку отдельных университетов и исследовательских центров [6].
В США университеты включены в экономику регионов еще со второй половины XIX века. В 1980 г. был выпущен Акт, определяющий порядок и правила осуществления сотрудничества между бизнесом и университетами. С 1970-х гг. университеты стали более открыты к финансированию со стороны частных фирм. Процедуры передачи технологий от университетов промышленному сектору четко прописаны в законодательстве США. Поэтому в этой стране сотрудничество бизнеса и академической среды имеет долгую историю и приносит соответствующие плоды. Причем это сотрудничество основано на принципе конкуренции — финансирование университета со стороны частного сектора уменьшается или увеличивается в зависимости от результатов исследований. Однако есть и другая сторона медали: в последнее время говорят об излишней связи между бизнесом и университетами, не хватает баланса между регулярной деятельностью университета и деятельностью в рамках его сотрудничества с частным сектором [6].
При Арктическом инновационном центре Северо-Восточного федерального университета начата работа по созданию строительного кластера, рассматривается перспективы создания нанотехнологического и биофармацевтического кластеров.
Для развития отрасли биотехнологий в регионе необходимо использовать имеющиеся преимущества и уменьшить негативное влияние нерешенных вопросов.
Именно создание кластера должно стать одним из драйверов роста биотехнологических производств. Взаимодействие науки и производства будет способствовать появлению на рынке новых инновационных продуктов, даст новый импульс диверсификации экономики республики.
По нашему мнению, биотехнологический кластер должен объединить действующие биотехнологические предприятия и малые инновационные предприятия, которые готовятся к выходу на рынок, Арктический инновационный центр Северо-Восточного федерального университета, ГАУ «Технопарк «Якутия»«.
Задача кластера реализовать инновационный потенциал, который необходимо подкрепить взаимодействием действующих предприятий, создающихся малых инновационных предприятий и Арктического инновационного центра Северо-Восточного федерального университета от этапа идеи до полного сопровождения проекта с выходом на рынок с готовой продукцией.
Для развития биотехнологического кластера необходимо создать соответствующую инфраструктуру и коммерциализировать инновационные конкурентоспособные идеи, довести их до стадии производства.
Таким образом, биотехнологический кластер объединит действующие и готовящиеся к выходу на рынок предприятия Якутии, позволит создать общий механизм взаимодействия между участниками и повысить экономическую составляющую проектов.
Важным моментом реализации указанной стратегии должна стать патентная защита имеющихся разработок, что позволит предприятиям воспользоваться имеющимися преимуществами инновационного продукта или новой технологии.
Патент защищает не техническое решение, а продукт на рынке, и чем больше продуктов (чем большую продуктовую платформу) защищает патент, тем шире объем правовой охраны и выше стоимость имущества, выраженного патентом. Патентообладатель, как настоящий, так и будущий, должен отчетливо представлять себе, на каких рынках он намерен получить преимущество с помощью патента, а впоследствии и запланировать срок своего пребывания в роли монополиста. Это разумный подход с точки зрения соблюдения баланса затрат на формирование этой монополии и доходов, достаточных для покрытия расходов и возврата инвестиций в инновационный проект [2].
Для решения проблем, связанных с целью создания конкурентоспособного биотехнологического регионального кластера в Республике Саха (Якутия), необходима слаженная работа всех министерств, ведомств, муниципальных образований и предприятий. Должно быть принято решение о создании координационного управленческого центра для принятия управленческих решений.
Каждая сторона должна отвечать за решение определенных задач: 1) Университет за исследование, патентование, подготовку и повышение квалификации научных, производственных и управленческих кадров; 2) ГАУ «Технопарк «Якутия»« за предоставление помещений, поиск инвесторов, налаживание партнерских отношений с технопарками России и зарубежья; 3) органы государственной власти за развитие соответствующей инфраструктуры, создание условий для привлечения инвесторов, производственной кооперации внутри кластера; 4) управленческий центр за текущую и организационную работу.
Слаженные действия всех заинтересованных сторон позволят облегчить поиск инвесторов и финансирование проектов. Таким образом, мы получим модель, в которой субъектами инновационного развития являются:
— государство, устанавливающее институциональные условия инновационного развития;
— инвесторы;
— фонд (венчурный или иное объединение инвесторов);
— фирмы (субъекты инновационного развития) [4].
Финансирование проектов может проходить как через венчурные фонды, так и напрямую от инвесторов или самих фирм, имеющих пакет инновационных проектов. С учетом уникальности природного сырья надо стремиться привлечь как российских, так и иностранных инвесторов.
Для привлечения инвесторов, производителей, потребителей необходимы хорошие бизнес-планы и опытные образцы. Поиск потенциальных лицензиатов или покупателей осуществляется с помощью прямых контактов с компаниями или через торговые палаты и промышленные ассоциации, а также путем участия в специализированных выставках. Часто прибегают к услугам посредников, которые в настоящее время играют важную роль. В некоторых случаях их функции выполняют правительственные организации [2].
Опыт показывает, что для достижения успеха нужно проводить оценку технических и экономических аспектов инновационных проектов, исследовать рынки, получать консультации по правовым вопросам, контактировать с потенциальными потребителями, уметь вести деловые переговоры, поддерживать контакты для привлечения начального капитала, устанавливать связи с общественностью и т.д. [2].
Основной задачей для реализации идеи биотехнологического кластера станет вопрос поиска и обучения квалифицированных специалистов. Вопросы потребности биотехнологических предприятий в специалистах должны быть решены образовательными учреждениями республики, в первую очередь Северо-Восточным федеральным университетом. Университет внутри кластера должен тесно взаимодействовать с предприятиями и органами государственной власти для разработки специальных образовательных программ. Заранее необходимо спрогнозировать потребности биотехнологических предприятий в специалистах на каждом этапе развития кластера, разработать образовательные программы и государственное задание на подготовку специалистов по соответствующие международным стандартам, организовать прохождение производственной практики студентами на предприятиях кластера.
Выпускники образовательных учреждений должны быть гарантированно трудоустроены на предприятиях биокластера, способны применить свои знания в условиях жесткой конкурентной борьбы предприятий за долю на рынке и внедрение инновационных технологий.
Одна из главных проблем — это продвижение продукции кластера на внутреннем и внешнем рынках. Для этого необходима особая поддержка: республиканских органов власти и их представительств как в России, так и за рубежом, а также предприятий республики, имеющих представительства в регионах России.
Координационному управленческому центру кластера совместно с ГАУ «Технопарк «Якутия»« следует разработать меры, которые позволят представить продукцию за пределами региона. Это: участие в российских и международных выставках; проведение презентаций продукции республиканского биотехнологического кластера; налаживание контактов с технопарками, биотехнологическими кластерами и зарубежными компаниями; представление продукции представителям органов власти субъектов РФ и посольств зарубежных государств; проведение переговоров о создании межрегиональных и международных рабочих групп по производству и реализации продукции предприятий кластера; открытие представительств ГАУ «Технопарка «Якутия»« за рубежом и подписания соглашений о продвижении продукции с иностранными партнерами.
Деятельность по представлению продукции через выставки и презентации, как в регионах РФ, так и за рубежом, позволит участникам Кластера показать свою продукцию широкому спектру возможных инвесторов и покупателей, найти новые рынки сбыта продукции.
Для успешного развития биотехнологических предприятий кластера необходимо:
– развить инфраструктуру — транспортную (запуск в промышленную эксплуатацию железной дороги в п. Нижний-Бестях, мост через реку Лена до г. Якутска, строительство дорог), энергетическую, коммунальную, инженерную, социальную и интернет-связь на основе механизмов государственно-частного партнерства;
– понизить себестоимость конечного продукта за счет применения специальных тарифов на энергоресурсы, аренду помещений, повышения производительности труда и применения энергосберегающих технологий;
– привлечь высококлассных специалистов для обмена опытом и трансфера технологий.
Решение данных вопросов возможно только при участии государственных органов власти, органов местного самоуправления, учебных заведений, что будет мощным импульсом для развития не только биотехнологической промышленности, но всех социально-экономических показателей региона.
Тесные взаимодействия предприятий и инвесторов на территории кластера с развитой инфраструктурой создадут условия для повышения эффективности внедрения инновационных разработок, позволят коммерциализировать биотехнологические проекты и запустить их в производство на территории кластера. Взаимодействие внутри кластера между всеми участниками позволит уменьшить издержки, повысить активность научно-исследовательских разработок, уменьшить сроки выхода на рынок продукции предприятий, и, следовательно, ускорит окупаемость проектов.
В результате реализации проектов по развитию биотехнологического комплекса обеспечится устойчивое инновационное и экономическое развитие Республики Саха (Якутия). Итогом станет создание на территории республики центра инновационной биотехнологической экономики, новых рабочих мест. Будет достигнут мультипликативный эффект, связанный с ростом доходов региона, повышением качества жизни населения и использованием местного уникального экологически чистого сырья.
Создание инновационного биотехнологического комплекса возможно только при существенной поддержке и взаимодействии государственных органов власти, муниципальных образований, ГАУ «Технопарк «Якутия»« и Северо-Восточного федерального университета и созданных предприятий биотехнологической сферы.


Литература
1. Золотухина А.В. Проблемы инновационного и устойчивого развития регионов. — М.: Изд-во «КРАСАНД», 2009. — С.6–7.
2. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок / Под ред. К.А. Хомкина. — М.: Изд-во «ДЕЛО», 2011. — С.92–93.
3. Комплексная программа развития биотехнологии в Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Прав-ва РФ 24 апреля 2012 г. №1853п-П8.
4. Новиков Д.А., Иващенко А.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы. — М.: Изд-во «ЛЕНАНД», 2006. — С.41.
5. Шибалко А.Н. Особенности российской практики формирования и развития фармацевтических кластеров // Проблемы современной экономики. — 2012. — №4(44). — С.341.
6. Семенова Н. Кластеризация — новое явление в мировой экономике и политике // Nanotechnology News Network, 24.11.2008. http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/klasterizatsiya-novoe-yavlenie-rol-v-mirovoi-ekonomike-politike

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия