| | Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Булатов Р. В. аспирант кафедры экономики, организации и управления производством
Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ)
| |
| | В статье рассмотрены вопросы развития транспортной инфраструктуры региона. Рассмотрены функции региональной инфраструктуры, как инструмента пространственной организации локализованных экономических систем. Выделены базовые факторы межрегионального экономического взаимодействия и определено место транспортной инфраструктуры как самостоятельного фактора организации и реализации интеграционных процессов. Раскрыты современные тенденции в единой траектории развития транспортной инфраструктуры региона | Ключевые слова: региональная транспортная инфраструктура, траектория развития, межрегиональная экономическая интеграция | УДК 338.47; ББК 43.68.47 Стр: 244 - 246 | Инфраструктура регионального развития является одним из инструментов в механизме оптимизации экономики территорий в новых экономических отношениях. Транспортная инфраструктура, как подсистема социально-экономической системы региона, располагает собственным механизмом, позволяющим повысить рациональность организации региональных и межрегиональных условий взаимодействия экономических систем в условиях неопределенности.
Региональная транспортная инфраструктура каждого региона имеет собственную траекторию развития. С одной стороны, именно транспортная инфраструктура является основой обеспечения развития экономических систем региона. С другой стороны, именно транспортная инфраструктура требует опережающего развития, что в условиях кризиса является проблемой финансового обеспечения.
Рассматривая современные подходы к организации и развитию инфраструктурного обеспечения региональной экономики, возможны различные концепции к пониманию категории «региональная транспортная инфраструктура развития экономических систем региона». Транспортная инфраструктура для ведения бизнеса в регионе может ускорять хозяйственные процессы на локальных территориях, другой ее функцией является обеспечение единства метрологических требований и экономической безопасности хозяйственных отношений. Таким образом, региональная транспортная инфраструктура и множество экономических систем реального сектора экономики развиваются параллельными путями, имея самостоятельные цели в развитии, сочетающиеся в общих способах хозяйствования для извлечения синергетического эффекта от преимуществ каждого участника рынка.
Другой научный подход определяет региональную транспортную инфраструктуру как производную от ресурсного и производственного потенциалов региональной экономики. В рамках этого подхода региональная транспортная инфраструктура представляется несамостоятельным, зависимым элементом единой региональной социально-экономической системы. Этапы и последовательность развития региональной транспортной инфраструктуры раскрываются в соответствии с генезисом производственных отношений в регионе и прогнозом развития межрегиональных связей.
Третий подход раскрывается и определяет ведущую роль инфраструктурного обеспечения в организации, планировании и контроле, территориальном распределении производственных и социальных субъектов региональной экономики. Основой третьей позиции является мнение о том, что поступательное развитие производства происходит не в чистое пространство, а на территории, к которым проложены коммуникации, и на территории, у которых есть хотя бы начальные элементы современной региональной транспортной инфраструктуры.
Региональная транспортная инфраструктура представляется инструментом развития экономики локальных территорий. Весь набор инструментов управления развитием региональной инфраструктуры от пространственного районирования деятельности экономических систем региона до обеспечения экономической безопасности хозяйственных связей находится в руках администрации регионов. Таким образом, региональная транспортная инфраструктура представляется эффективным инструментом государственного регулирования пространственной организации локализованных экономических систем регионов в условиях неопределенности.
Развитие транспортно-распределительных операций в регионе, как и любые рыночные отношения во многом зависят от развития конкуренции. Без конкурентных отношений на рынке перевозок, хранения и переработки снижается качество и гибкость оказания этих услуг. В связи с этим, приоритетно сохранение низких барьеров при входе на рынок для развития транспортных операций. С другой стороны, для каждого региона важно сохранить приоритеты для развития местных экономических систем, поэтому наряду со снижением барьеров для входа на рынок необходимы программы поддержки региональных структур, реализующих программы занятости местного населения в противовес развитию сетевых операторов, приглашающих к сотрудничеству персонал по своим каналам. В своей совокупности перечисленные условия накладывают организационно-экономические границы на темпы и направления развития транспортной инфраструктуры региона.
В рамках нашего исследования под региональной транспортной инфраструктурой мы понимаем набор государственных и частных экономических систем региона, обладающих самостоятельным имущественным комплексом, необходимым и достаточным для рациональной организации транспортно-распределительных операций на локальных территориях, обеспечивающих возможность сочетания экономических потребностей в перевозке, хранении и перегруппировке грузов, как внутри региона, так и на уровне реализации межрегиональных взаимосвязей.
В соответствии с данным определением следует три основополагающих признака современной региональной транспортной инфраструктуры:
1. Набор взаимосвязанных государственных и частных экономических систем. Это условие подразумевает участие государства в развитии транспортного обеспечения территорий, без участия которого прокладка новых дорог и коммуникаций невозможны.
2. Рациональная организация транспортно-распределительных операций. Это условие определяет требование развития конкурентных отношений в данном виде бизнеса, раскрывает особенности путей оптимизации способов хозяйствования в условиях развития транспортных сетей и сетевых транспортных компаний. Каждый регион формирует свои условия хозяйствования, в рамках которых могут доминировать разные направления экономической активности.
3. Последним, но не менее важным условием и признаком региональной транспортной инфраструктуры является единство метрологических норм и требований, позволяющее унифицировать межрегиональные и региональные хозяйственные отношения.
4. Условием экономически эффективного развития транспортной инфраструктуры является единство в развитии отношений ее внутренних составляющих.
К основным элементам современной транспортной инфраструктуры региона следует отнести:
1. Каналы транспортного сообщения, развитие и содержание которых находится в ответственности государства, корпораций с участием государственного капитала (дороги, ж/д пути, воздушное пространство, водные ресурсы, трубопроводы и информационные и энергетические магистрали).
2. Совокупность частных и государственных хозяйствующих субъектов, реализующих транспортно распределительную деятельность в регионе.
3. Множество частных предприятий сферы услуг, обеспечивающих бесперебойность технологических и операционных процедур в транспортно–распределительной сфере деятельности.
Взаимодействие подсистем региональной транспортной инфраструктуры представляется сложным механизмом, использующим современные инструменты и принципы системного подхода. В рамках реализации поступательного развития единой социально-экономической системы региона, его транспортная инфраструктура должна иметь четкие задачи, соответствующие укрупненной цели. С другой стороны, развитие транспортной инфраструктуры и взаимодействие ее отдельных подсистем должно быть обеспечено достаточным набором ресурсов и возможностей, достижение и распределение которых реализуется путем согласования частных и государственных интересов в развитии экономики регионов.
Транспортное обеспечение стимулирует как развитие экономических отношений внутри региона, так и расширяет возможности межрегионального обмена. Дополнительной функцией, реализуемой транспортной инфраструктурой на межрегиональном уровне представляется унификация требований к организации и реализации транспортно-распределительных операций.
Межрегиональное взаимодействие в условиях нестабильности макросреды складывается в процессе частных и глобальных операций по реализации интеграционных процессов с целью расширения потенциалов развития экономики регионов. В этих условиях развитие транспортной инфраструктуры занимает важнейшее место в системе планирования пространственной интеграции экономических систем регионов, а сама транспортная инфраструктура становится важнейшим фактором пространственной экономической интеграции (табл. 1.).
Таблица 1
Базовые факторы межрегиональной интеграции экономических системФактор | Область воздействия | Зависимые каналы коммуникаций | Региональные условия пространственной интеграции |
---|
Информационное обеспечение | 1) государственные программы развития отраслей и конкретных производств;
2) развитие венчурного финансирования для реализации инновационных проектов
3) реализация предпринимательских инноваций, получивших успех в других регионах | 1) средства массовой информации;
2) межфирменная деловая переписка;
3) дипломатическая почта (государственные межрегиональные почтовые сообщения);
4) телефонная и телевизионная связь | 1) доступность и объективность информации
2) формирование меморандума о разрешении доступа к информации;
3) организация бесперебойного сообщения почтовой связи;
4) обеспечение своевременного устранения коммуникационных нарушений на магистралях связи между регионами | Ресурсное обеспечение | 1) промышленное производство в регионах
2) удовлетворение потребностей граждан;
3) развитие сервисного и гарантийного обеспечения сбыта. | 1) логистические средства и системы;
2) дорожная сеть;
3) движение трудовых ресурсов. | 1) разработка программ развития межрегионального складского хозяйства;
2) унификация технических регламентов;
3) субсидирование строительства платных дорог коммерческого использования.
4) программы подготовки и переподготовки кадров | Транспортное обеспечение | 1) интенсивность связей промышленных предприятий;
2) объем импорта и экспорта регионального продукта;
3) доступность технического переоснащения
4) мобильность трудовых ресурсов | 1) грузоперевозки товаров и ресурсов;
2) пассажирские перевозки. | 1) повышение требований к качеству транспортных услуг;
2) повышение ответственности перевозчика за качество оказываемой услуги. | Технологическое обеспечение | 1) исследовательские работы;
2) патентные отношения;
3) способы реализации инноваций | 1) грузоперевозки оборудования и комплектующих;
2) обмен технической документацией для стратегического сотрудничества и формирования единого регламента; | 1) совершенствование правового регулирования обращения интеллектуальной собственности
2) регламентирование договорных отношений о сотрудничестве |
Развитие транспортной инфраструктуры позволяет повысить рациональность организации экономического взаимодействия регионов. Немаловажным аспектом в системе обеспечения представляется сам способ ее организации в регионе как системы хозяйственных отношений.
В теории возможны три решения:
1. Для условий идеальной конкуренции, межрегиональное взаимодействие локализованных экономических систем может быть реализовано с помощью деловых контактов крупных транспортных компаний, располагающих всем набором транспортных средств, необходимых для транспортировки, хранения и переработки грузов различного назначения.
2. Для условий монополистической конкуренции, межрегиональное взаимодействие реализуется через ограниченные транспортные каналы, находящиеся под контролем крупных экономических субъектов региона, определяющих правила и требования к реализации транспортно-распределительных операций на территориях.
3. Для условий смешанного типа конкуренции, наиболее эффективным представляется взаимодействие транспортно–распределительных кластеров региона, внутри которых разрабатываются и реализуются инновационные решения, способствующие наиболее полному и гибкому удовлетворению потребностей локализованных экономических систем региона, а также обеспечивает продвижение интересов хозяйствующих субъектов за его пределами.
Экономические перспективы роста количества подсистем транспортной инфраструктуры — транспортных предприятий напрямую связаны с территориальной широтой охвата коммуникациями регионов. Особое внимание транспортное предприятие обращает на развитие отношений с потребителями услуг и заказчиками внутри агломераций. Независимо от того, будь это малое поселение или мегаполис, жители продолжают товарообменные операции и ищут способы получения благ по всем доступным каналам.
Поэтому развитие деятельности предприятий транспортной инфраструктуры имеет два концептуальных направления. Первое и наиболее важное представляет собой расширение территорий, на которых предприятие предлагает стандартный набор своих благ. Другим концептуальным направлением развития деятельности транспортных предприятий является расширение видов и способов оказания услуг и предоставляемых благ потребителям внутри устоявшегося состава потребителей.
Во многом первая концепция является системообразующей для второй или можно сказать, что вторая концепция является производной от первой. Однако, далеко не всегда предприятие осуществляет все виды деятельности. На готовый «разогретый» рынок может выйти новое предприятие со своими новыми экономическими, технологическими, организационными решениями.
При этом далеко не всегда концепции поведения транспортных предприятий на рынке реализуются последовательно одним и тем же предприятием. Зачастую новый хозяйствующий субъект ищет рынок сбыта, готовый принять его идеи и блага.
Опираясь на потребительские предпочтения и планы администрации регионов по развитию территорий, транспортная инфраструктура может осуществлять опережающий рост, формируя парк техники и технологических решений, необходимых для освоения новых территорий и развития взаимодействия локализованных экономических систем регионов.
Опережающее развитие востребовано как в условиях регионального, межотраслевого так и межрегионального обмена. Говоря об уровне товарообменных операций на межрегиональном уровне, требуются организационные нововведения, которые позволят транспортным предприятиям реализовывать свои преимущества в ходе реализации крупных проектов.
Построение межрегиональных цепей поставок требует разработки самостоятельной стратегии пространственной организации транспортно-распределительных подсистем региональной транспортной инфраструктуры в пользу формирования дополнительных сервисных и перевалочных пунктов на границах регионов.
Другим направлением переработки грузов является использование множества способов перевозки, в рамках которых должны быть четко унифицированы метрологические требования к грузам и способам работы с ними.
Таким образом, современные тенденции в пространственной организации подсистем транспортной инфраструктуры региона состоят в реализации трех направлений: первое, состоит в сближении полюсов роста производственного потенциала территорий и подсистем переработки и компоновки грузов, второе состоит в развитии малого бизнеса и повышении гибкости среднего бизнеса, обслуживающих динамично развивающиеся потребности внутри крупных агломераций и последнее — пространственная трансформация обслуживающих подсистем крупных сетевых перевозчиков в пользу расстановки дополнительных компонент логистического процесса на границах регионов, которые буду реализовывать единую стратегию развития региональных транспортных инфраструктур. Выделенные тенденции должны быть учтены в единой стратегии региональной транспортной инфраструктуры региона, определяя траекторию ее развития. |
| |
|
|