| | Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004 | | РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ | | Борубаев А. А. заместитель Председателя Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС,
Председатель Собрания народных представителей
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
| |
| | Отрадно отметить, что в настоящее время постепенно начинает формироваться общее экономическое пространство Сообщества. За истекший со дня учреждения на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества период государствами-членами проделана немалая работа по выработке основных механизмов и принципов сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, созданию организационно-правовой структуры Сообщества.
Каждое заседание Бюро МПА ЕврАзЭС, принятые на них решения вносят вклад в укрепление и развитие ЕврАзЭС. Реализуя политическую волю глав государств, парламенты наших стран на законодательном уровне закрепляют итоги встреч на высшем уровне, обеспечивают расширение сотрудничества соответствующей законодательной базой и приведением ее в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, и другими правовыми актами Сообщества. Можно сказать, что от нашей слаженной, эффективной работы по гармонизации национальных законодательств, от нашего взаимопонимания и сотрудничества напрямую зависят темпы и качество реализации принятых Межгосударственным Советом ЕврАзЭС решений, успешная деятельность всего Сообщества.
Общими усилиями парламентов под эгидой ЕврАзЭС сделаны конкретные шаги по ускорению формирования единого экономического пространства и общего рынка, углублению интеграционного сотрудничества. В успешном взаимодействии и объединении усилий парламентов наших стран немалая заслуга принадлежит прежде всего руководителям высших органов законодательной власти дружественных государств, постоянно проявляющим добрую волю, заинтересованность и готовность идти навстречу друг другу, а также большой организаторской работе рабочего органа - Бюро МПА ЕврАзЭС во главе с Ответственным секретарем Бюро А.Н. Марышевым.
Формирование единой правовой политики Евразийского экономического сообщества и координация законотворческой деятельности национальных парламентов, обеспечивающие реализацию целей Сообщества, в соответствии с Положением о Межпарламентской Ассамблее, являются основными задачами Ассамблеи. Вместе с тем подготовкой нормативно-правовых актов, формирующих правовую базу Евразийского экономического сообщества, занимаются все органы Сообщества. Межгосударственным Советом принимаются международные договоры и соглашения, а Межпарламентская Ассамблея разрабатывает Основы законодательства и типовые проекты законодательных актов (модельные законы).
К настоящему времени Межгосударственным Советом в рамках Евразийского экономического сообщества подготовлены и приняты 73 договора, соглашения и протокола.
Парламент Кыргызской Республики совместно с правительством пытаются оперативно выполнять внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу данных нормативно-правовых актов. Нами уже ратифицированы 70 международных договоров. Среди них такие наиболее важные, как Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, Соглашение о формировании Транспортного союза, Соглашение о создании благоприятных условий для занятия малым предпринимательством, Соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан и другие.
Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС подготовлены и приняты более 60 модельных законов и типовых проектов законодательных актов.
Жогорку Кенеш Кыргызской Республики эффективно использует в своей законотворческой деятельности основные подходы, положения и нормы, предусмотренные данными нормативно-правовыми актами. При этом наиболее востребованы такие модельные законы, как "Об основах технического регулирования", "Об основах транспортной деятельности", "Об инновациях", "Об электронном документе", "О борьбе с коррупцией", "Об образовании", "О миграции", "Об основах социальной политики".
Инициатором и автором проектов многих модельных законов является Жогорку Кенеш Кыргызской Республики. Нами подготовлены такие нормативно-правовые акты, как типовой проект "О поддержке малого и среднего бизнеса" и модельный закон "О защитных мерах при импорте товаров из третьих стран". В настоящее время готовим типовой проект "Об инвестиционных фондах".
На последнем заседании Межгосударственного Совета на уровне глав государств, состоявшемся 18 июня 2004 г. в Астане, впервые рассмотрен и принят подготовленный Межпарламентской Ассамблеей Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации. Данным Договором определен статус нового инструмента формирования правовой базы Евразийского экономического сообщества - Основ законодательства, а также подробно регламентирован порядок их разработки, рассмотрения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действия. Это значит, что теперь Межпарламентская Ассамблея получила в свое распоряжение новый, более эффективный инструмент формирования правовой базы Сообщества.
Межпарламентской Ассамблеей уже подготовлены проекты трех наиболее актуальных Основ законодательства: Основы таможенного законодательства, Основы транспортного законодательства и Основы законодательства об энергетике.
Наш парламент одним из первых подключился к этой исключительно важной работе. Так, нами разработаны, а Межпарламентской Ассамблеей одобрены Основы законодательства ЕврАзЭС об энергетике.
А сейчас мы приступаем к подготовке Концепции Основ законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
В Приоритетных направлениях развития ЕврАзЭС основной акцент сделан на формировании единой таможенной территории, реализации транспортного потенциала Сообщества, формировании энергетического рынка, развитии агропромышленного сектора, на активизации взаимодействия в реальном секторе экономики.
Реализация положений указанного документа позволит уcкорить формирование единого экономического пространства с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия, реализовать совместными усилиями общие выгоды и национальные интересы. Государства-члены ЕврАзЭС предполагают усилить потенциал противодействия общим экономическим угрозам, а также создать благоприятные условия для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. 28 мая 2004 г. Ассамблея утвердила Программу деятельности Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества в рамках Мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы. В Программе предусмотрен комплекс правовых мер, направленных на формирование единой правовой политики ЕврАзЭС и законодательное обеспечение Приоритетных направлений. В настоящее время нами готовятся мероприятия по реализации данной Программы.
Исключительно важной, на мой взгляд, является работа по контролю за ходом реализации принятых решений. В этой связи наш парламент выступил инициатором проведения мониторинга очень важного, прежде всего в социальном плане, Заявления президентов государств-членов ЕврАзЭС "О десяти простых шагах навстречу простым людям" и соответствующих соглашений к нему.
Мы и дальше будем работать в направлении максимального содействия формированию в Евразийском экономическом сообществе эффективной правовой базы, работающей на создание действенного единого экономического пространства. |
| |
|
|