Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Суслова Ю. Ю.
профессор кафедры торгового дела и маркетинга
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
доктор экономических наук

Алешина О. Г.
доцент кафедры торгового дела и маркетинга
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук


Влияние инфраструктуры региона на качество жизни населения
В статье показаны взаимосвязи и влияние развития инфраструктуры экономики региона на качество жизни населения. Предложена система оценки, состоящая из комплекса показателей, характеризующих качество жизни населения
Ключевые слова: качество жизни, инфраструктура региона, оценка качества жизни
УДК 330.59; ББК 65.207.2   Стр: 225 - 228

За 30 лет проводимых рыночных реформ в России все еще не преодолена проблема значительной дифференциации развития регионов и уровня жизни населения. В качестве одной из причин сложившейся ситуации на наш взгляд выступает состояние региональной рыночной инфраструктуры. Представляя неотъемлемую часть эффективного развития экономики, инфраструктура обеспечивает работу производства и предоставление различных услуг населению. Именно от качества ее работы в конечном итоге зависит уровень жизнеобеспечения.
Анализ категорий «региональная инфраструктура» и «качество жизни населения» позволил выявить связь последних с развитием регионов как экономических субъектов. Структура и характер указанной связи представлен на рис.1.
Рис.1. Взаимосвязь уровня жизни населения и рыночной инфраструктуры в системе региональной экономики

На рис. 1 можно наглядно увидеть, что составными частями экономической системы региона является взаимосвязь систем региональной инфраструктуры и качества жизни населения.
В ходе эволюции научных взглядов на экономический смысл и значение категории «региональная инфраструктура» сформировалось понимание её роли и влияния на качество жизни населения. В той или иной мере вопрос влияния развития инфраструктуры на качество жизни обсуждался такими российскими учеными, как А.Н. Алымов, С.Г. Важенин, Г.В. Гребенщиков, В.Г. Дронов, В.С. Колодин, Ж.Т. Тощенко, О.Ю. Трезорова и др. Все они, имея свою точку зрения на категорию «инфраструктура», тем не менее, признавали, что развитая рыночная инфраструктура определяет в значительной степени уровень жизни населения и выступает своеобразным индикатором уровня общественного развития.
Можно выделить ряд факторов системы качества жизни населения, находящихся в тесных межсистемных связях с региональной инфраструктурой. Сравнив детали систем региональной инфраструктуры и качества жизни, станет заметно, что оценка функционирования отдельных инфраструктурных элементов лежит в основе значительной части показателей качества жизни. Это позволяет сделать вывод о том, что каждая подсистема региональной инфраструктуры обеспечивает развитие «своей» подсистемы в системе качества жизни, являясь, таким образом, одним из элементов повышения последней.

Таблица 1
Элементы систем региональной инфраструктуры и качества жизни населения
Вид инфраструктурыЭлементы инфраструктурыПоказатели
качества жизни
Торгово-посредническая инфраструктураПредприятия оптовой и розничной торговли, логистические сети, склады, выставки, ярмарки, аукционы и т.д.Ёмкость платных услуг на душу населения; ёмкость бытовых услуг населению и пр.
Финансово-кредитная инфраструктураБанки, биржи, страховые компании и т.д.Сумма всех вкладов населения в сберегательные банки, сумма выданных кредитов населению, средний размер кредита, средний размер страховых взносов и пр.
Социальная инфраструктураБольницы, школы, музеи, театры и пр. объекты социально-культурного назначенияИндикаторы образования, здравоохранения, культуры, туризма и отдыха, данные общественного порядка и пр.
Производственная инфраструктураТранспорт, связь, внешнее энергоснабжение, водоснабжение и пр.Объем производства промышленной продукции на душу населения; масштаб производства с/х продукции на душу населения; розничный товарооборот в расчете на душу населения и пр.
Информационная инфраструктураИнформационные центры, банки данных и знаний, системы связи, центры управления, аппаратно-программные средства и технологии обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информацииЧисло персональных компьютеров, число точек доступа в сеть Internet, число средств массовой информации и пр.

Спецификой функционирования как инфраструктуры экономики в целом, так и региональной инфраструктуры является то, что составляющие её элементы не функционируют по отдельности. Эффективное функционирование региональной инфраструктуры предполагает связанные единой координацией действия всех её подсистем и элементов. Практически это проявляется в функционировании подсистемы региональной инфраструктуры и её компонентов по правилу «тяготения» друг к другу (объёмного, значительности деловых сделок, темпа товарооборота и т.д.) в так называемых «коридорах инфраструктуры», где одновременно складываются друг с другом ряд функций некоторых звеньев и целостных подсистем [1]. Поэтому, на наш взгляд, в условиях спада экономического роста регионов, влияние региональной инфраструктуры на качество жизни населения, может носить негативный характер и усиливаться за счет синергетического эффекта. Это, в свою очередь, говорит о важности совершенствования региональной инфраструктуры как фактора качества жизни населения.
Комплексность инфраструктуры многих регионов находится на низком уровне. Это связано с тем, что капиталовложения в инфраструктуру недостаточны, с одной стороны, и не имеют под собой какой-либо системы, с другой. Нормативы размещения объектов инфраструктуры устарели или же отсутствуют, либо абстрагированы от многообразной специфики региона. Учитывая вышеизложенное, первоочередной задачей нам представляется обеспечение формирования региональной рыночной инфраструктуры с позиций структурно-функционального подхода. Это предполагает разработку комплексного плана развития и размещения основных объектов региональной инфраструктуры, ключевые показатели которого будут учитывать локальные требования и станут соизмеримыми с ресурсными возможностями регионов. Чтобы реализовать данную установку требуется целостный показатель для оценки и прогноза, по модификации значения которого можно рассматривать темпы и тенденции развития региональной инфраструктуры, проводить относительный анализ экономики в регионах. На наш взгляд, таким единым показателем выступает показатель качества жизни населения, которое следует анализировать как состав ценностных параметров различных субъектов жизненного процесса (социальных групп, слоёв, домохозяйств и др.), а также условий жизни.
Качество жизни населения выступает довольно непростой экономической категорией. В свою очередь, она всецело описывает не только экономический рост общества, но и степень усовершенствования физических, духовных и социальных потребностей, стадию удовлетворенности населения своей жизнью. Уровень жизни населения зависит как от состава и величины разнообразных материальных благ (продовольствие, одежда, жилье, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно-просветительные мероприятия и т.д.), так и от возможности удовлетворять эти блага, что связано с предложениями на рынке товаров и услуг и действительных доходов населения. По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых, практически невозможно создание универсальной методики пригодной для любой территории ввиду различий условий проживания населения. Такая позиция основывается на том, что существующие в регионах различия климатических условий и природных ресурсов, экономических и социальных возможностей, различия в составе и величине потребления не позволяют привести их к единому варианту. В связи с этим возрастает актуальность теоретического и практического изучения, где учитывается особенность развития регионов России.
В данной статье представлена система показателей и методика изучения, которая даёт возможность проводить сравнительный анализ различных муниципальных образований в разрезе времени, а также позволяет сформировать уровень качества жизни населения в целом. Оценка качества жизни муниципального образования охватывает следующие два направления: определение субъективного понимания качества жизни населением, полагаясь на исследования рыночной инфраструктуры по специально составленным авторским анкетам, а также анализ объективных показателей качества на основе введения инфраструктурного стандарта.
Для выявления лиц, живущих в хороших условиях и одновременно оценивающих их субъективно, а также лиц, недовольных даже наличием качественных для данного общества условий жизни требуется изучение субъективной составляющей качества жизнедеятельности населения. Параметры первой группы дают представление об общем качестве жизни, второй — о наличии и причинах протестного потенциала и устремлениях социальной неизменности. В данной статье дан анализ не только объективных условий конкретного качества жизни по регионам, но и субъективное мнение населения о нем. С целью получения статистических данных и выделения скрытых причин недовольства населения целесообразно применить комплекс указанных мероприятий [2].
На рис. 2 представлена методика, позволяющая осуществить полную оценку качества жизнедеятельности населения.
Рис. 2. Методика полной оценки качества жизнедеятельности населения

При построении методики и проведении оценки инфраструктуры и качества жизни регионов и муниципальных образований необходимо обеспечить выполнение и соблюдение следующих условий:
— показатели оценки качества жизни необходимо отбирать в соответствии с целями развития региона, муниципального образования;
— частные показатели оценки качества жизни должны максимально отражать все процессы регионального и муниципального развития;
— оценка должна включать показатели, характеризующие динамику развития и темпы роста в регионе, в муниципальном образовании;
— показатели оценки качества жизни должны быть сопоставимы, значит выражены в абсолютных, относительных и удельных величинах.
Для полного анализа качества жизни населения необходим обобщённый показатель, дающий максимально верную оценку условий жизни населения. Порядок оценки изображен на рис.3 в виде пирамиды. Фундаментом выступают первичные смешанные признаки, которые представляются в виде разноплановых шкал всевозможных уровней, а верхушка представляет собой обобщённые показатели, которые извлечены в конечном итоге путём согласования первичных данных (рис. 3).
Рис. 3. Порядок оценки качества жизнедеятельности населения муниципального образования

Групповые показатели несут обеспечивающую функцию удовлетворённости человека различными областями своей жизни. Показатели формируются на основании построения дерева целей муниципальных образований, в состав которых входят следующие оценочные показатели: демографические, занятости населения, доходов и расходов населения, состояния сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и отдыха, потребительского рынка и сферы услуг, жилищно-коммунального хозяйства, экономического развития, экологии и общественной безопасности. Наиболее интересным для нас будет усовершенствование рынка потребительских товаров и услуг, поскольку это направление выступает ключевым при образовании инфраструктурного стандарта города.
В расчетах показателей качества жизнедеятельности применяют средние значения по региону для каждого анализируемого периода времени. При оценке единичных показателей используется линейная зависимость, которая имеет вид:
Qi = Pi / Pri , (1)
где Qi — вес единичного показателя качества жизнедеятельности;
Pi — вес показателя качества жизнедеятельности по городу;
Pri — среднее значение показателя качества жизнедеятельности по региону.
Мы предлагаем подразделять единичные показатели качества жизни на две группы по такому критерию, как степень влияния на уровень качества:
● к первой группе относятся показатели, характеризующие позитивные процессы, т.е. в этом случае более высокое значение показателя означает большую удовлетворенность и более высокое качество жизни населения региона;
● ко второй группе отнесены показатели, характеризующие негативные процессы, т.е. такие, где более низкие величины показателя означают меньшую удовлетворенность и более низкое качество жизни населения региона.
Вначале следует проанализировать все единичные показатели, на основе которых будут определены значения групповых показателей. Потом осуществляется расчёт полного (комплексного) показателя качества жизнедеятельности населения. В процессе измерения субъективных оценок качества жизни населения, одним из ключевых вопросов встает вопрос о выборе основного критерия оценки. Очень важно, чтобы определенный человеком или домохозяйством основной критерий оценки был бы прозрачным, достаточно ясным и в то же время однозначно принимаемым всеми. Это особенно важно для тождественности результатов, для того, чтобы можно было увидеть и говорить о фиксируемых в ходе исследования различиях. Учитывая выше сказанное, в работе представляется целесообразным использование комплекса описываемых подходов. Оценивающими сферами обозначаются блоки, по которым, впоследствии, рассчитывается обобщающий показатель. Это позволяет сопоставить данные субъективной и объективной оценки. Полный показатель соизмеряется раздельно, т. е. субъективный показатель качества жизнедеятельности, групповые и субъективные показатели разных подходов жизни населения.
Следует отметить, что данная методика расчетов обладает одним недостатком –полученная оценка является в достаточной степени условной, так как базой сравнения выступает средняя оценка по тому же региону. Поиск нового базиса, используемого для сравнения в расчетах показателя или для формирования новых показателей, является одним из возможных вариантов решений данной проблемы. В качестве такого базиса нами предлагается использование инфраструктурного стандарта, характеризующего не только качество жизни населения, но и возможности стратегического вмешательства в экономику городской среды. Эта методика позволит получить не только инструмент проведения экономической диагностики рыночной инфраструктуры города, но и основу для определения качества жизни населения [3].
Разработка и внедрение инфраструктурного стандарта возможно с использованием целевых комплексных муниципальных программ. В настоящее время такие программы способствуют концентрации ресурсов на осуществлении народнохозяйственных проектов, выполняют функции интеграции индивидуальных интересов и отношений с государственными и общественными. Муниципальные программы являются наиболее активно используемым инструментом социально-экономической политики местных органов власти и важнейшим методом регулирования рыночной инфраструктуры.
Муниципальная программа — это правомерный и одобренный в установленном порядке планово-прогнозный документ, в котором отмечены цели и взгляды на развитость муниципального образования в разных областях деятельности. Исполнение целевых программ позволяет обеспечить необходимые условия для значимых изменений сторон жизни горожан. Для тщательного научного обоснования программ привлекаются различные ресурсы.
Стратегия развитости инфраструктуры муниципального образования, в том числе, зоны торговли города обозначена как способ осуществления местной социально-экономической политики. Данная сфера создает предпосылки как для развития местной промышленности и экономики города, так и для решения социальных задач посредством удовлетворения потребностей населения. Целевая программа для своей разработки требует определённого методического и нормативного обеспечения, которое основано на показателях, полученных в результате полевых исследований, первичной и вторичной информации развития торговли [4].
В качестве главной стратегии развития инфраструктуры города следует считать гарантию устойчивого роста имущест­венного благосостояния и глобального развития личности. Тактические идеи развития города необходимо рассматривать в качестве сбалансированного экономического и социального развития всех его подсистем. Также предлагается оперировать собственными ресурсами городского хозяйства, управленче­скими навыками руководства муниципального образования.
Показатели инфраструктурного стандарта, которые представляют собой совокупность качественных и количественных измерителей (получены путём анализа первичной и вторичной информации о тенденциях усовершенствования рынка товаров и услуг), обозначаются в качестве критериев оценки и характеризуют качественную среду жизнеобеспечения города. Эта совокупность делится на математические (общенаучные), и полученные на основе проведения полевых исследований (эмпирические), данные статистических расчётов.
Для проведения анализа необходима пространственная локализация информации, посредством которой будут упорядочены данные. Процедура локализации данных осуществляется на картографической основе (на примере г. Красноярска) и привязки к ней точек исследуемых объектов. Первый этап подразумевает позиционирование, т. е. осуществляется разбиение территории города на малые участки. Районирование г. Красноярска (семь административных округов: Центральный, Октябрьский, Железнодорожный, Ленинский, Кировский, Советский, Свердловский) позволило выделить 168 малых участков. На данном этапе отмечен элемент пространственной локализации, с помощью которого происходит привязка производителей торговых услуг (адрес торгового предприятия) к показателям инфраструктурного стандарта. В качестве элементов статической составляющей инфраструктуры выбраны типы объектов, их местонахождение, количество, заселенность и т.п. Результаты опроса обработаны с помощью программы SPSS, версии 11, где в качестве переменных были отобраны 16 основных факторов в 168 малых участках, а именно: численность населения, площадь участка, плотность населения, количество предприятий торговли (продовольственных, непродовольственных и их общее число), количество объектов по составу (промышленные, административные, учебные, отдыха и развлечений, парков, рынков, оптовых предприятий, больниц, спортивных сооружений, вокзалов).
Большинство розничных торговых предприятий г. Красноярска размещены нерационально и неоднородно. В некоторых центральных районах города можно наблюдать явное перенасыщение предприятий розничной торговли, а в более отдаленных частях — нехватку. Отчетливо видна тенденция роста концентрации торговых предприятий по мере продвижения от окраины к центру города. В этой связи возрастает важность разработанных рекомендаций, которые призваны рационализировать размещение торговой розничной сети. На практике можно увидеть повышение эффективности организации торговых процессов, увеличение оборота розничной торговли и наиболее полное удовлетворение потребностей жителей города, что способствует повышению качества жизни.
Сбор и обработка первичной и вторичной информации, необходимой, в частности, для исследования рыночной инфраструктуры требует работы высококвалифицированных специалистов и является достаточно сложным, дорогостоящим и трудоемким процессом. В этой связи экономически нецелесообразно проводить такие работы силами отдельно взятого коммерческого или производственного предприятия, организации, особенно относящимися к малому бизнесу. В связи с этим возникает объективная необходимость создания научно-исследовательского центра мониторинга потребительского рынка и рыночной инфраструктуры, занимающегося изучением не только рынка потребительских товаров в целом, но и отдельных составляющих его товарных рынков.
В задачи центра должно входить обслуживание всех заинтересованных в информационном обеспечении субъектов: государственные учреждения, организации, действующие на потребительском рынке; предприятия сферы услуг; предприятия общественного питания; организации, учреждения, занятые обслуживанием частных предпринимателей, а также производственные предприятия, выпускающие потребительские товары; предприятия торговли (оптовой и розничной), занятые их реализацией.
В условиях рыночной экономики происходит формирование новых элементов рыночной инфраструктуры, имеющих большое значение. Она сама, развиваясь и укрепляясь, становится обширной самостоятельной сферой народного хозяйства. Об этом, весьма наглядно, свидетельствует тот факт, что объем реализации услуг в сфере инфраструктуры составляет почти четверть от объема производства валового внутреннего продукта в стране. Улучшения в системе рыночной инфраструктуры, в которых так нуждается российская экономика, происходят постепенно. Этот процесс определяется многими факторами, в числе которых возможности ресурсного обеспечения, объективно связанные с организацией сферы обращения на определенной территории отдельного региона или города. Нельзя не отметить и изменение функций, выполняемых инфраструктурой. Так, первостепенными становятся функции по созданию экономической среды в целях формирования и развития системы рынка, а также необходимых экономических условий развития хозяйствующих субъектов, обеспечение материальных, финансовых, трудовых и информационных связей между субъектами экономики на всех уровнях, способствующих повышению качества жизни населения.


Литература
1. Мордовченков Н.В., Николаева М.Г. Региональная инфраструктура как фактор повышения качества жизни населения. — Н.Новгород, 2010. — 206 с.
2. Суслова Ю. Ю. Качество жизни населения как комплексный показатель оценки рыночной инфраструктуры города // Проблемы современной экономики. — 2008. — №4 (28).
3. Рыночная инфраструктура города: теория, методология, практика / Ю.Ю. Суслова — М.: Креативная экономика, 2007. — 176 с.
4. Суслова Ю.Ю. Стратегические направления развития города и их взаимодействие с рыночной инфраструктурой // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 3 (43).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия