| | Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Колосова Т. В. заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга
Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,
доктор экономических наук Лутченкова О. Н. аспирант кафедры менеджмента и маркетинга
Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета
| |
| | В статье дано определение инновационного потенциала региона, проанализированы современные методики оценки инновационного потенциала и показана структура инновационного потенциала ряда регионов ПФО. По итогам статьи сделан вывод об ограничениях в использовании изученных методик и представлена базовая формула для аналитики структуры регионального инновационного потенциала с учетом системы субиндексов | Ключевые слова: регион, региональная экономика, инновационный потенциал, базовая формула, система субиндексов | УДК 338.303; ББК 65.9 Стр: 219 - 222 | Конкурентоспособность России в мировом рейтинге во многом зависит от конкурентоспособности составляющих страну регионов, которая проявляется через эффективное использование региональных ресурсов (природных, трудовых, финансовых, интеллектуальных, инфраструктурных) и высокий уровень жизнеобеспечения населения, оцениваемый на основе международных стандартов. В связи с этим стратегической целью национальной политики России является обеспечение устойчивого развития ее регионов, ведущего к повышению их конкурентоспособности в масштабах страны. Мировая практика показывает, что наиболее эффективными являются модели развития региональной экономики, основанные на применении инновационного подхода. Именно инновационная деятельность, как наиболее перспективный вид изменений, который вносит наибольший вклад в повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, может служить базисным фактором развития. Уровень развития и динамизм инновационной сферы — науки, новых технологий, наукоемких отраслей и предприятий, активно внедряющих нововведения, — обеспечивают основу устойчивого экономического роста хозяйствующих единиц [8]. При этом инновационный потенциал является важнейшим элементом определяющим будущее, как отдельных регионов, так и всей страны в целом.
Устойчивое развитие региона обеспечивается возможностями аккумулирования ресурсов в инновационной сфере, их рациональным использованием в рамках выбранных приоритетов, то есть повышением инновационного потенциала. Современная модель устойчивого развития регионов предполагает системную интеграцию научно-технической сферы в процессы экономического и социального развития [9]. Без наличия инновационного потенциала в регионе невозможно осуществление инновационной деятельности и обеспечение успешности реализации инновационных проектов, создание инновационной инфраструктуры. Само понятие инновационного потенциала вследствие многоаспектности в экономической литературе трактуется различными способами.
Потенциал (от лат. Potentia — сила) в широком смысле — средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельных лиц, общества, государства в определенной области [3]: экономической, производственной, инновационной и др. Также потенциал — это способность государства, общества изменять определенную сферу деятельности [3].
Инновационный потенциал — это результат целенаправленной деятельности (инновационного процесса) в форме новых продуктов (услуг), технологий, форм и методов управления, причем наличие новизны фиксируется со стороны потребителя [2].
Инновационный потенциал региона, по мнению авторов статьи, представляет собой совокупность научного, технического, управленческого, кадрового, финансово-экономического потенциалов, в том числе материальных, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов региона, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для осуществления инновационной деятельности, осуществляемой для собственного развития и повышения конкурентоспособности региона в рамках страны и на мировом рынке.
В современных российских условиях рынок инноваций характеризуется существенной ролью государства. Так, рост федеральных бюджетных расходов на проведение НИОКР за последние семь лет увеличился в десять раз. Государство финансирует 3/4 всех расходов на данные цели. Для сравнения — за рубежом доля государства не превышает 1/4, а 3/4 всех расходов приходится на долю частного сектора. По данным Роспатента, из 100% охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, полученных при бюджетном финансировании, патентуется только 5% таких результатов, а в коммерческом обороте находится 1–2% из них [6].
Внутренние проблемы инновационного развития страны, такие как:
– недостаточная эффективность расходования государственных средств, выделяемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
– низкая эффективность ключевых с точки зрения наращивания инновационной активности направлений социально-экономической политики (создание благоприятного инвестиционного климата, борьба с коррупцией, политика в сфере технического регулирования, таможенное регулирование, политика в сфере развития конкуренции и др.);
– недостаточная приоритезация задач по поддержке инновационной активности бизнеса, инноваций в регионах, развитию человеческого капитала и целого ряда других задач инновационного развития [7];
обусловливают в целом низкий спрос на инновации в российской экономике. При этом существует избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Уровень инновационной активности предприятий и регионов значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. К негативным факторам следует отнести сокращение в последние годы базисных (радикальных) инноваций — принципиально новых для отрасли продуктов и технологий. При этом возросла доля псевдоинноваций — способов улучшения производственного цикла, новых только для внедряющей организации [7].
Таким образом, в российской региональной экономике наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. В связи с этим устойчивое развитие регионов в долгосрочной перспективе обуславливает необходимость комплексной оценки их инновационного потенциала, с целью обеспечения более высоких конкурентных преимуществ на мировом рынке.
На современном этапе развития науки разработано множество методик для оценки инновационного потенциала региона (например, методика Белоусовой О.М., Киселева В.Н., методика рейтингования регионов по инновационному признаку национального рейтингового агентства «Эксперт РА», методика Минэкономразвития РФ и ассоциации инновационного развития по отбору регионов — лидеров). Их характеристики представлены в таблице 1. | | Таблица 1
Общая характеристика современных методик оценки инновационного потенциала региона [5] | | Проведенный анализ показывает, что представленные методики не учитывают такую особенность субъектов Российской Федерации как неравномерность их социально-экономического развития и обеспечения ресурсами, которая является источником различий в региональном инновационном потенциале, не только по уровню, но и по его структуре. Так, на основании анализа данных Федеральной службы государственной статистики [10] можно сделать вывод, что среди регионов Приволжского федерального округа наиболее высокий инновационный потенциал имеют Нижегородская область, Республика Татарстан, Самарская область. Наиболее низкий инновационный потенциал у Республики Марий Эл. Однако если рассмотреть его структуру, то, например, по кадровому потенциалу Республика Мари Эл находится далеко не на последнем месте, а по уровню инновационной активности и инфраструктурной составляющей Нижегородская область не является безусловным лидером (рис. 1). | | | Рис. 1. Структура инновационного потенциала некоторых регионов ПФО | Знание особенностей структуры регионального инновационного потенциала необходимо для определения степени готовности и наличия возможностей использования конкретных ресурсов для осуществления инновационной деятельности.
Для оценки инновационного потенциала базовой формулой может послужить формула, предложенная в методике рейтингового агентства «Эксперт РА»:
где P — вычисляемый показатель;
Pc — значение показателя в оцениваемом регионе;
Pmax — максимальное значение среди всех регионов [4].
С целью аналитики структуры регионального инновационного потенциала вводится система субиндексов:
где PИ — инновационный потенциал региона;
PК — кадровый потенциал региона;
Pк — показатели, характеризующие кадровый потенциал;
PФ-э — финансово-экономический потенциал региона;
Pф-э — показатели, характеризующие финансово-экономический потенциал;
PА — уровень инновационной активности в регионе;
Pа — показатели, характеризующие уровень инновационной активности;
PИнф — развитие инновационной инфраструктуры в регионе;
Pинф — показатели, характеризующие развитие инновационной инфраструктуры;
n — количество показателей, характеризующих тот или иной потенциал региона.
В каждом регионе наблюдается преобладание той или иной группы показателей в совокупном инновационном потенциале. Следовательно, в зависимости от доминирующей группы имеющихся ресурсов все регионы можно классифицировать как:
– регионы с кадроориентированным инновационным потенциалом (Республика Мари Эл, Республика Мордовия, Кировская область, Нижегородская область, Пензенская область, Ульяновская область);
– регионы с финансово устойчивым инновационным потенциалом (Нижегородская область, Самарская область);
– регионы с инновационно активным инновационным потенциалом (Республика Башкортостан, Чувашская Республика);
– регионы с институционально-инфраструктурным инновационным потенциалом (Республика Башкортостан, Республика Мари Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область);
– регионы с универсальным инновационным потенциалом. Это те регионы, в которых факторы совокупного инновационного потенциала распределены равномерно. Наиболее приближенная к этому типу регионов среди регионов Приволжского федерального округа — Нижегородская область.
Большинство исследуемых субъектов Российской Федерации относится к регионам с институционально-инфраструктурным инновационным потенциалом, некоторые регионы можно отнести к нескольким типам.
Использование представленной в статье формулы позволяет выявить особенности структуры инновационного потенциала областей, республик и округов, выявить его преимущества среди других субъектов РФ и наиболее слабые звенья. При проведении рейтингов по уровню инновационного потенциала среди регионов для определения более четкой картины об их ресурсном положении, следует проводить дополнительное их рейтингование в разрезе составляющих структуры инновационного потенциала субъекта РФ. Это должно способствовать наиболее оптимальному выбору направлений региональной инновационной стратегии, максимальному использованию имеющихся инновационных ресурсов и выявлению резервов по изысканию недостающих инновационных возможностей, что обеспечит достижение стратегических целей субъекта РФ. |
| |
|
|