Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Левина А. Б.
доцент кафедры экономики торговли и логистики
Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск),
кандидат экономических наук

Лысенко Ю. В.
профессор кафедры экономики предприятий и организаций
Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск),
доктор экономических наук


Интеграционные процессы как фактор устойчивого развития предпринимательских структур в современных условиях
В статье рассмотрены интеграционные процессы предпринимательских структур в сфере торговли. Авторами приведены принципы и классификационные признаки интеграции, выделены и проанализированы факторы, влияющие на интеграционные процессы в современных условиях
Ключевые слова: интеграция, интеграция предприятий, интегрированные предпринимательские структуры
УДК 334.784; ББК 65.09   Стр: 160 - 162

В современных условиях одним из важнейших факторов, обеспечивающих стабильное и устойчивое развитие предпринимательских структур в сфере торговли, на наш взгляд, является интеграция. Процессы интеграции в торговле характеризуются достаточно длительным развитием, при этом вопросам оценки экономической интеграции уделено большое внимание в трудах зарубежных и отечественных ученых. В то же время проблема комплексной оценки интеграции на уровне торговли города, а также на уровне торговых сетей является в настоящее время недостаточно изученной.
Одним из направлений интеграционных процессов предпринимательских структур в торговой сфере является интеграция на принципах логистики, реализуемая на начальном этапе своего развития в виде создания торгов, объединений, корпораций [1, 2]. С 2000 года широкое распространение получили такие разновидности интеграции как вертикальная и горизонтальная интеграция и создание ассоциаций, торговых объединений, торговых сетей, добровольных цепей.
Принципы логистической интеграции предпринимательских структур, с точки зрения авторов, во многом совпадают с общими принципами логистических систем и могут быть представлены в следующем виде:
1. Принцип рациональности предполагает, что характерной чертой логистической интеграции предпринимательских структур является выбор наиболее эффективных форм интеграции с точки зрения оптимального соотношения затрат и планируемого результата.
2. Принцип эмерджентности подразумевает свойство интегрированной предпринимательской структуры выполнять заданную целевую функцию, реализуемую системой в целом, а не отдельными ее элементами.
3. Принцип системности предполагает подход к логистически интегрированной структуре как к объекту, характеризуемому совокупностью взаимосвязанных частных элементов, реализация которых обеспечивает достижение необходимого результата.
4. Принцип единого информационного пространства предполагает создание единого информационного пространства между интегрированными предприятиями, оперативный обмен информацией. Единое информационное пространство позволяет интегрировать товарные и информационные потоки.
5. Принцип эффективности логистической интеграции предполагает сокращение неэффективных процессов, оптимизацию издержек и обеспечение более высокой стабильности интегрированных структур.
6. Принцип исключения экономически невыгодных посредников предполагает углубление взаимодействия между участниками интегрированных структур и достижение максимального эффекта каждого из участников.
7. Принцип экономической целесообразности означает, что при формировании интегрированных структур необходимо определять будущий экономический эффект таких объединений.
8. Принцип устойчивости и адаптивности предполагает, что интегрированные предпринимательские структуры в условиях нестабильности внешней среды и влияния множества негативных факторов смогут перестроиться, скорректировав цели деятельности, параметры и критерии оптимизации.
В целях выбора наиболее эффективного направления развития предпринимательских структур в торговле рассмотрим классификационные признаки интеграции [1–3, 5, 8, 9].
По признаку масштаба логистической интеграции выделяют макро-, мезо- и микроинтеграцию. Макрологистическая интеграция — это объединение посреднических, торговых, транспортных и других организаций рыночной инфраструктуры, расположенных в разных регионах страны или разных странах. Мезологистическая интеграция возникает при объединении предприятий на уровне региона, кластера, различных внутрирегиональных образований. Микрологистическая интеграция — это подсистемы макрологистических интегрированных структур, представляющие собой объединения промышленных и торговых предприятий в одном регионе.
По видам логистической интеграции различают:
территориальную интеграцию, включающую в себя интеграцию на международном уровне, национальную, региональную и местную интеграцию;
организационную интеграцию, подразделяющуюся на межотраслевую и внутриотраслевую;
внутриорганизационную логистическую интеграцию, включающую в себя такие виды интеграции как:
— интеграция, предполагающая образование единого предприятия, т.е. логистическая интеграция управления всей деятельностью;
— интеграция на уровне отдельных или ряда логистических функций, т.е. функциональная логистическая интеграция;
— интеграция на уровне финансов, предоставляющая интегрированным предприятиям более широкий доступ к финансовым ресурсам.
По формам логистической интеграции в розничной торговле авторы выделяют горизонтальную, вертикальную и смешанную интеграцию, а также «жесткую» и «мягкую» интеграцию в зависимости от организационно-правового статуса.
Горизонтальная интеграция — это расширение деятельности за счет слияния или создания новых торговых организаций. Горизонтальная интеграция приводит к экономии, обусловленной увеличением масштаба бизнеса. При интеграции торгового капитала горизонтальная логистическая интеграция дает возможность средним и мелким предпринимательским структурам централизовать общие для них функции: закупку товаров, транспортировку, управление запасами, информационное обеспечение, способствуя тем самым повышению их конкурентоспособности.
В сфере торговли получили развитие три основные формы горизонтальной интеграции предпринимательских структур:
— корпоративные торговые сети — розничные торговые предприятия, принадлежащие одному владельцу и находящиеся под единым контролем и управлением всеми магазинами, входящими в сеть;
— добровольные сети (ассоциации магазинов) — мелкие магазины объединяются с целью повышения своей конкурентоспособности и рентабельности бизнеса. В настоящее время выделяют два основных типа добровольных объединений розничных торговцев: кооперативные объединения розничных торговцев и добровольные цепи — объединение розничных торговцев и оптовиков;
— франчайзинг — используется для интеграции в торговую сеть известной марки независимых организаций путем заключения франчайзингового договора с компанией-владельцем торговой марки.
С точки зрения горизонтальной интеграции, торговые предприятия могут быть независимыми и сетевыми. Логистически интегрированные структуры (торговые сети) предполагают наличие следующих форм связей:
— управленческо-логистических связей, которые предполагают единую логистическую систему управления сетью;
— организационно-технологических связей, обеспечивающих работу в едином или близком торговом формате;
— формальных связей, касающихся прав собственности, когда торговые предприятия могут находиться в единой соб­ственности или работать на основе франчайзинга;
— символических связей, предполагающих работу под единой торговой маркой.
При этом логистика и логистические технологии, задей­ствованные во всех циклах поставок и продаж в логистически интегрированных структурах и независимых магазинах, сущест­венно различаются.
Вертикальная интеграция — это объединение, слияние, кооперация или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и покупателей данного товара по цепочке создания стоимости.
Интеграция «вперед» означает объединение с предприятиями, находящимися на последующих ступенях в создании стоимости товара. Вертикальная интеграция «вперед» выражается в росте предпринимательской структуры за счет приобретения или усиления контроля над структурами, находящимися между рассматриваемым предприятием и конечным потребителем.
Интеграция «назад» предполагает объединение с предприятиями, находящимися на предыдущих ступенях создания стоимости товара. Так, интеграция «назад» направлена на рост предпринимательской структуры за счет приобретения или усиления контроля над компаниями-поставщиками.
Одной из форм интеграции является ее деление в зависимости от организационно-правового статуса, подразумевающее «жесткую» интеграция, т.е. объединение с потерей юридической самостоятельности и «мягкую», т.е. сохранение юридической самостоятельности.
Выполненный анализ факторов внешней среды, оказывающих влияние на интеграционные процессы в розничной торговле, позволил систематизировать их следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Факторы, влияющие на интеграционные процессы предпринимательских структур

Логическая цепочка «накопление капитала отдельными компаниями — глобализация бизнеса — выход на рынок ино­странных сетей» является превалирующим фактором развития торговли на настоящем этапе. В настоящее время торговые предприятия имеют возможности влиять на производителей, отдельные сегменты рынка и отрасли в целом. Как результат, происходит усиление конкуренции не только между отдельными торговыми предприятиями, но и между представителями местных и иностранных торговых сетей. В данном случае процессы объединения предприятий торговли в целях сохранения и усиления конкурентных позиций и улучшения показателей деятельности необходимы [6, 7].
Одним из факторов, влияющих на интеграционные процессы, является обострение конкурентной борьбы. Крупные интегрированные структуры, как правило, вытесняют с рынка относительно небольшие предприятия, что приводит к возникновению определенного торгового дисбаланса. Так, одним из основных методов конкурентной борьбы являются ценовые методы, выражающиеся в усилении контроля над поставщиками товаров. Система работы каждой торговой сети предполагает жесткую ассортиментную политику, ограниченный список поставщиков, которые заинтересованы в сотрудничестве с торговыми сетями и, как результат, снижают отпускные цены до нижней границы рентабельности и возлагают на себя дополнительные обязательства. Независимые торговые предприятия, в свою очередь, не имеют подобных рычагов воздействия на поставщиков.
Рыночная непредсказуемость как фактор, влияющий на интеграционные процессы в сфере торговли, обусловлена влиянием финансового кризиса, инфляции, изменения структуры спроса и т.п. Интегрированные торговые структуры обладают более высокой устойчивостью на рынке, имеют единые системы по работе с товаром и информацией, согласованное планирование, позволяющие своевременно довести товар до покупателя с минимальными затратами.
Следующим фактором, влияющим на интеграционные процессы в торговле, является насыщение рынка товарами и изменение структуры спроса. В интегрированных структурах широко используются собственные торговые марки, использование которых дает предпринимательским структурам сущест­венные преимущества: повышение лояльности покупателей, снижение издержек и цен на товары, оптимизацию и стабилизацию системы поставок товаров, мобильное реагирование на постоянно изменяющиеся потребности покупателей.
Одним из важнейших факторов развития интеграционных процессов предпринимательских структур в торговле являются различного рода инновации (радикальные, пошаговые, социальные, технические, революционные инновации и др.). Технические инновации в среде малых и средних предпринимательских структур распространены в меньшей степени, чем в крупных, что делает их слабым звеном торговли, несмотря на достаточно высокую долю (примерно 60%) в обороте розничной торговли России. Это позволяет нам считать, что развитие интеграции предпринимательских структур позволит быть им конкурентоспособными и выведет малый и средний бизнес на новый этап развития.
Значительным фактором, оказывающим влияние на развитие интеграционных процессов в торговле, является неразвитость инфраструктуры торговой деятельности. Низкий уровень развития современных средств электронных коммуникаций, высокая степень физического и морального износа транспортных средств, относительно слабое развитие транспортной инфраструктуры некоторых регионов, низкий уровень развития материально-технической базы складского хозяйства, недостаточная обеспеченность подъемно-транспортным оборудованием и прочее способствуют объединению предпринимательских структур для решения этих проблем. В результате предпринимательские структуры для повышения эффективности собственной деятельности, для сокращения затрат и увеличения прибыли должны объединить свои усилия.
Интеграция может быть полной или частичной, т.е. объединение предпринимательских структур в соответствии с логистическими функциями. При объединении в одну интегрированную компанию отдельные торговые предприятия получают следующие преимущества:
— работу на рынке по конкурентным ценам и возможность делать выгодные предложения потенциальным поставщикам в отношении объемов закупки;
— получение максимальной прибыли за счет возрастающей разницы между закупочной и продажной ценой товаров;
— установление для покупателей демпинговых цен для завоевания рынка в своем регионе;
— увеличение объемов продаж благодаря более низким ценам;
— соблюдение принципа «точно в срок»;
— сокращение издержек на хранение, транспортирование и т.д.
Возможность добровольной интеграции предпринимательских структур обусловлена сходством товарной номенклатуры, торгово-технологических процессов и основных целей деятельности. В результате интеграции предприятия объединяются и используют для продажи товаров одни и те же каналы распределения, склады, транспорт, персонал, что приводит к возникновению синергетического эффекта [4].
Синергетический эффект может возникнуть в результате:
1) операционной экономии (операционной синергии), основными разновидностями которой являются экономия на масштабе, проявляющаяся в снижении издержек на единицу товара, как правило, за счет снижения доли постоянных затрат в общем объеме издержек, а также экономия на охвате, возникающая вследствие возможности реализовать большее количество товаров;
2) эффекта агломерации, при котором издержки на единицу товара при получении добавленной стоимости применительно к товару уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении объема продаж;
3) в результате интеграции компании приобретают недостающие им ресурсы и активы дешевле, чем при самостоятельном их создании каждой компанией;
4) повышения эффективности работы с поставщиками в результате приобретения дополнительного рычага снижения закупочных цен путем увеличения совокупного объема закупок и приобретения тем самым возможности пользоваться дополнительными скидками и путем прямой угрозы смены поставщика;
5) смягчения влияния факторов делового риска;
6) финансовой экономии — объединение компаний может внести вклад в укрепление платежеспособности, улучшить покрытие выплат по заемным средствам за счет дополнительных потоков денежных средств, и, в конечном счете, привести к снижению финансового риска компании, а следовательно, к снижению затрат на капитал, удешевить его привлечение и облегчить к нему доступ.
Представляет интерес содержательная сторона синергетического эффекта, который применительно к компаниям, фирмам фигурирует под названием синергизма и подразумевает интеграцию или координацию множества функций [4]. Так, торговый синергизм возникает, если товары поставляются по одним каналам распределения, хранятся на одном складе, используется общая реклама.
Таким образом, эффективные процессы концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов в сфере товарного обращения осуществляются в рамках интегрированных предпринимательских структур.


Литература
1. Логистика и управление розничными продажами: Ведущие эксперты о современной практике и тенденциях / Н.Ацума, М. Кристофер, Д. Ферни и др.; под ред. Д. Ферни, Л. Спаркса. — 2-е изд., стер. — Новосибирск: Сиб. университетское изд-во, 2007. — 262 с.
2. Минакир П.А. Экономическая интеграция: региональный аспект //Регион: экономика и социология. — 2004. — №1. — С. 118–135.
3. Радаев В.В. Как завоевывается рынок: распространение новых организационных форм в российской розничной торговле // Эволюция торговых форматов в российском продуктовом ритейле: сб. науч.ст. / Отв. ред. серии В.В. Радаев; Гос. ун-т — Высшая школа экономики; Лаб. экон.-социол. исслед. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. — (Аналитика ЛЭСИ. Вып.3)
4. Скоч А.В. Синергетический эффект кластерообразующих инвестиций: методы количественной и качественной оценки // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 3. — С. 23–30.
5. Сорокина И.О. Признаки классификации видов интегрированных объединений // Финансы и кредит. — 2009. — № 35. — С.49–59.
6. Цоков А.В. Характеристика российского рынка ритейлинговых услуг // Вестник Северо-Осетинского госуд. ун-та им. Коста Левановича Хетагурова. — 2012. — № 1. — С. 473–476.
7. Чайка А.И. Рост торговых сетей как фактор усиления властной ассиметрии в системе товародвижения потребительского рынка // Инженерный вестник Дона. — 2013. — Т. 25. — № 2 (25). — С. 2.
8. Чуприн В. Создание горизонтально интегрированных структур как фактор развития малого и среднего предпринимательства // Предпринимательство. — 2008. — №4. — С. 153–155.
9. Шнорр Ж.П. Основные признаки классификации современных организаций розничной торговли // Вестник Кемеровского госуд. ун-та. — 2013. — № 2–1 (54). — С. 318–324.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия