| | Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Ильиных С. А. профессор кафедры социальных коммуникаций и социологии управления
Новосибирского государственного университета экономики и управления,
доктор социологических наук
| |
| | Статья посвящена вопросам развития малого и среднего бизнеса, а также проблемам молодежного предпринимательства. Проблемы продвижения предпринимательства в молодежной среде связаны с целым комплексом причин, в том числе с имиджем российского предпринимателя. Автором проанализированы такие факторы влияния как поддержка органов власти всех уровней — от государства до местного самоуправления, правовая поддержка, возможность использования финансовой системы, отношение к предпринимательству со стороны общества, культура предпринимательства, отношение к женскому и мужскому предпринимательству, предприимчивость, инициативность как черты личности. Все указанные факторы получили эмпирическую проверку в исследовании организаций малого бизнеса. Выявлены проблемы недоиспользования ресурсов, предлагаемых государством (в частности, информационные), отношения общества к успехам предпринимателей, гендерные аспекты предпринимательства | Ключевые слова: предпринимательство, молодежное предпринимательство, малый бизнес | УДК 316.334.23; ББК 60.5 Стр: 153 - 156 | Общая картина российского предпринимательства
Тема предпринимательства для России в настоящее время является весьма актуальной. Это связано, во-первых, с развитием малого и среднего бизнеса. Во-вторых, с продвижением и активизацией молодежного предпринимательства. Стоит отметить, что развитие малого и среднего бизнеса важно как с точки зрения создания новых рабочих мест, так и с позиции ряда экономических преимуществ, позволяющих успешно конкурировать на рынке с крупным бизнесом. К ним относятся: быстрая оборачиваемость средств; экономия средств за счет снижения затрат на содержание аппарата управления; свобода действий исполнителей, взаимозаменяемость работников; гибкость, умение быстро перестраиваться и реагировать на изменение внешней среды; восприимчивость к инновационной деятельности; способность идти на риск. Эти и некоторые другие характеристики малого и среднего бизнеса придают им принципиальные преимущества.
Что же касается продвижения и развития молодежного предпринимательства, то здесь стоит указать на некоторые особенности процесса. Дело в том, что становление предпринимательства в России — длительный процесс. Так, О.В. Перепелкин выделил три волны. Первая состоит из советских предпринимателей, имевших черты прирожденных бизнесменов, но занимавших периферийное положение в обществе по национальному, возрастному, социальному признакам. При этом в первой волне доля крупных бизнесменов составила 48%, а представителей малого и среднего бизнеса — 18% [1 , с. 36].
Достаточно быстро, примерно за два года, сформировалась вторая волна. Ее составили те, кто также начинал дело с нуля (прирожденные предприниматели, как и первый тип). Но если в первой волне преобладали люди, пришедшие в бизнес потому, что «не могли иначе», то во второй волне все чаще возникали социальные типы, которые пытались реализовать себя в деле, не задумываясь об экономической эффективности. Начиная с 1989 года, в среде предпринимателей появляется «начальство», которое в отличие от первых, ориентированных на кооперативы чаще всего основывало совместные предприятия (СП), коммерческие банки, биржи. Часть представителей этого типа, как указывает О.В. Перепелкин, была просто назначена на «предпринимательские посты». Во второй волне насчитывалось 36% крупных предпринимателей и 44% мелких и средних бизнесменов. После августа 1991 года бизнес превращается в почетное занятие, где наряду с «прирожденным предпринимателем», «предпринимателем-идеалистом» (первая волна) и «начальником» (вторая волна) появился новый тип — «массовый предприниматель» (40% малый бизнес и 13% крупных предпринимателей) [1, с. 36].
Итак, как видим предпринимательством оказались заняты представители разных социальных групп, социальных страт. Несмотря на это, в общественном мнении сложился преимущественно негативный образ предпринимателя. Показательно, что об этой проблеме указывается даже в Стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 года. Здесь указывается ключевая проблема, которая заключается в том, что в настоящее время в обществе предприниматель воспринимается как «человек, которого куда-либо ведут в наручниках либо обвиняют в нарушении закона» [2, с.23]. Это, безусловно, не может не сказываться на привлечении в этот вид деятельности молодежи.
Это подтверждается и результатами исследования. Так, по данным института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), 78% опрошенных молодых людей считают открытие малого бизнеса отличным способом самореализации, 60% предпочитают собственный бизнес, рассчитывая на получения более высокого уровня дохода по сравнению с работой по найму. Однако сегодня только 3% молодых людей имеют собственных бизнес [3, с.11]. Попытаемся разобраться с некоторыми причинами сдерживания предпринимательства в целом, и молодежного, в частности.
Некоторые факторы, влияющие на предпринимательство в России
Среди факторов влияния, экономисты выделяют факторы внешней среды (государство, поставщики, кредиторы, потребители) и факторы внутренней среды (собственник, менеджеры, наемные работники). Не останавливаясь на всех факторах подробно, рассмотрим лишь факторы внешней среды, трактуемые социологами.
Как показывает практика, для развития малых форм предпринимательства необходима поддержка органов власти всех уровней: государства и местного самоуправления. Она обусловлена следующими обстоятельствами: неустойчивостью доходов из-за небольшого объема производства; уязвимостью при нарушении договорных обязательств; большой зависимостью от кредитов, банков и т.д.
Кроме того, нужна помощь в обучении основам предпринимательства, правовая поддержка (в т.ч. и в сфере налогового законодательства). Как показывает опыт развитых и развивающихся стран, без целеустремленной поддержки государства сформировать хотя бы небольшой слой мелких предпринимателей практически невозможно.
Следует активнее развивать бизнес — инкубаторы, молодежные биржи труда, клубы делового общения, консультационные клубы, женские предпринимательские клубы и т.д. Создание и развитие женских клубов будет стимулировать формирование различных форм малого предпринимательства среди женщин. И, конечно, предпринимательство не должно ограничиваться рамками торговли, услуг и другими сферами, в которых характерны быстрые обороты средств. Оно должно развиваться и в сфере новых технологий, информационных систем и коммуникаций.
Возможность использования финансовой системы
Финансовая система предпринимательства — это совокупность факторов и возможностей, окружающих предпринимательский субъект, в процессе осуществления им финансово-экономической деятельности. Возможности предпринимателя определяются наличием доступа к финансовым ресурсам через систему инвестиционно-кредитных отношений, возможность формирования инвестиционных портфелей, применение финансовых инструментов и срочных контрактов для страхования и хеджирования предпринимательских рисков.
Отношение к предпринимательству со стороны общества
Культура предпринимательства во многих странах формировалась под воздействием локальных субкультур. М.Вебер в своих работах показал не только роль в хозяйственной жизни европейских протестантских сект, но и сект Востока [4]. В дореволюционной России носителем предпринимательских ценностей и высоких трудовых традиций оказалась старообрядческая субкультура. По некоторым данным к старообрядцам принадлежало более 60% торгово-промышленного класса России [5]. Старообрядцы помимо ритуальных особенностей желали отличаться от «никониан» более высокой нравственностью, трудолюбием и рачительностью. Из русских сект духоборы и особенно молокане выделялись трудолюбием, поскольку считали его важной компонентой добрых дел.
Современные российские предприниматели в первую очередь демонстрируют рост значимости экономической активности в обществе. Предпринимательские качества и предпочтения складываются в зависимости от уровня ответственности человека перед всеми видами сообществ, постоянно «вплетенных» в его жизненный цикл. Нередко предпринимательская активность, сопряженная с успешностью, признается, но не на должном уровне. Иными словами, в России значение личного успеха, хотя и признается, но не как результат активной и упорной деятельности в труде или в организации деятельности.
Отношение к женскому и мужскому предпринимательству
В недалеком прошлом, говоря о топ-менеджменте, мы обязательно имели в виду мужчин-руководителей. Исследователи объясняют бизнес преимущественно мужским занятием тем, что он требовал таких качеств, как воля к победе и стремление к господству, так как сама ситуация на российском рынке, требовала постоянного преодоления препятствий и чуть ли не ежедневного подвига [1, с.36]
Однако сегодня в число управленцев активно входят и женщины-руководители. По данным системы ГЛОБАС-i Информационного агентства CredInform на территории Российской Федерации зарегистрировано около 4,5 миллионов действующих юридических лиц. При этом в 27% компаний руководящие посты занимают женщины [6]. Если оценить эффективность работы организаций, управляемых женщинами, то на основании данных системы ГЛОБАС-i CredInform 58,5% компаний во главе с женщинами работают с прибылью и лишь 23,2% предприятий являются убыточными. Примечательно, что среди компаний под управлением мужчин 58,8% работают с положительным результатом, а 26,5% — с отрицательным.
Результаты измерения с использованием «управленческой решётки» Блейка-Моутона показали, что среди женщин-руководителей соотношение ориентации на задание и ориентации на человека то же самое, что и среди мужчин (60% и 40% соответственно) [7, с.59]. Таким образом, и у женщин и у мужчин-руководителей в целом наблюдается смещение в сторону большего интереса к работе и меньшего интереса к человеку.
Существует точка зрения, что в сознании российской женщины-менеджера как бы противостоят «традиционно женская» и «традиционно мужская» системы ценностей. Те женщины, которые принимают «традиционно мужскую» систему ценностей, более уверены в себе, обладают более высоким самоуважением и самооценкой, более сильной волей. Женщины-менеджеры, которые не смогли расстаться с «традиционно женской» системой ценностей, более тревожны, менее успешны в своем деле, более склонны винить себя в неудачах, и менее самоуверенны. Проще говоря, женщина находится в более трудном положении: она входит в «мужской мир» бизнеса невооруженной, она должна отказаться или поставить на второй план личное счастье и заняться саморазвитием, учебой, построением своей профессиональной карьеры.
Учёными Санкт-Петербурга проводилось тестирование мужчин и женщин-руководителей разного ранга [8]. С помощью теста Лири изучались устойчивые психологические свойства — доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Эти качества определяют общее впечатление о человеке в процессе общения. Оказалось, что чем выше была должность, которую занимала женщина, тем выше были показатели доминирования и агрессивности. Что на обыденном уровне объясняется как следствие необходимости использовать мужские качества для достижения цели.
Другое дело — влияние гендерных стереотипов. Именно они приписывают женщинам одни характеристики, черты личности, а мужчинам — другие. Именно под влиянием этих стереотипов и оценивается деятельность топ-менеджеров мужчин и женщин.
Предприимчивость, инициативность как черты личности
Предпринимательство — это активность, и, прежде всего, личностная активность. Н.А. Бердяев указывал: «Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности... Русский никогда не чувствует себя организатором. Он привык быть организуемым» [9, c.65]. Этот вывод русского философа до сих пор подтверждается в исследованиях. Так, Г.А. Низкодубов указывает, что к положительным чертам российской деловой культуры можно отнести высокий интеллектуальный потенциал и образованность, изобретательность и воображение, желание учиться новому, надежность в дружеских отношениях, эмоциональную теплоту и общительность, к отрицательным — неорганизованность, смешение личных и деловых отношений и слабую инициативность [10].
На формирование отечественного стиля делового поведения оказали влияние, с одной стороны, советские нормы, правила делового общения, ценностные ориентации, сформированные в это время, с другой — черты русского национального характера. Но всё же такие свойства личности как самостоятельность и инициатива россиянам необходимы. Они должны войти в систему ценностей россиян, не искажая национальную идентичность.
Эмпирическая проверка факторов
Изложенные выше идеи, касающиеся предпринимательства, были проверены нами в эмпирических исследованиях, проведенных в 2009 и 2014 г.г. в г. Новосибирске. Объем выборочной совокупности для доверительной вероятности 95% и доверительного интервала 5% в 2009 году составил 1354 респондента в организациях малого и среднего бизнеса, в 2014 году — 1600 респондентов. Для исследования применялся двухступенчатый отбор. Результаты представлены также в работах С.А.Ильиных [11], [12], [13].
Отметим, что мы не исследовали особенности женского или мужского предпринимательства, а именно их специфические ниши, отрасли промышленности, размер бизнеса, баланс между бизнесом и работой. Все эти вопросы, безусловно, важны, но являются темой специального исследования. Мы занимали нейтральную позицию и проанализировали те факторы, которые значительно влияют на развитие предпринимательства.
1. Политика государства в отношении предпринимательства.
В своем исследовании мы не ставили целью провести анализ собственно государственной политики, поскольку главная задача — выяснить мнение респондентов об этом факторе.
Оказалось, что для 33% мужчин и 22% женщин политика государства выступает существенным сдерживающим фактором развития предпринимательства. Стоит сказать, что доля женщин здесь значительно меньше доли мужчин. Женщины в целом менее критично оценивают в целом политику государства. Мы полагаем, что это связано с историческим восприятием гендерной системы советского общества как этакратической и патримониальной [14], [15]. Как указывают исследователи, в рамках этакратической гендерной системы был сформулирован и решен советский вариант женского вопроса. Именно по этой причине женщины до сих пор в меньшей степени критично оценивают деятельность государства.
Еще одним аспектом государственной поддержки предпринимательства можно назвать создание информационной среды, благоприятной для обучения и обмена опытом в сфере предпринимательства.
Оказалось, что лишь 19% мужчин и 18% женщин известна информация о проведении специальных тренингов, семинаров, курсов по обучению разработке и реализации инновационных проектов. Стоит сказать, что в действительности такие семинары и тренинги существуют, а информация о них находится в открытом доступе в информационных сетях государственных органов власти. То, что знает о них лишь пятая часть респондентов, может свидетельствовать об отсутствии навыка самостоятельного поиска необходимой информации.
2. Возможность использования финансовой системы.
Стоит сказать, что развитие предпринимательства связано с финансовой системой, позволяющей осуществлять предпринимательские цели. Одной из составляющей финансовой системы является банковское кредитование для организации собственного бизнеса. Нами был задан вопрос о том, готовы ли опрашиваемые респонденты использовать финансирование банков в виде кредитов для организации своего бизнеса. Оказалось, что лишь 26% мужчин и 20% женщин готовы воспользоваться банковским кредитованием для создания собственного бизнеса. По 31% респондентов в обеих группах указали на готовность прибегнуть к этой форме исключительно в крайнем случае, а 24% мужчин и 28% женщин категорически отказались бы от банковского кредитования. Таким образом, только около трети мужчин и пятая часть женщин имеют предпринимательские наклонности, а именно готовность к риску, который неизбежно возникает в случае реализации предпринимательских проектов и связан с банковским кредитованием. И хотя доля мужчин и женщин не слишком различается, все же можно видеть, что женщины в целом более осторожны, что связано с гендерными аспектами.
3. Отношение к предпринимательству со стороны общества.
Мы не задавали прямой вопрос об отношении к предпринимательству, поскольку это могло вызвать лишь констатацию положительной, нейтральной или отрицательной оценки. Предположив, что предпринимательство чаще всего связано с успешностью, мы предложили ответить на вопрос о том, какое отношение к предпринимателю проявляется со стороны остальных в случае его успеха. Большинство респондентов (64,7% мужчин и 63,8% женщин) указали на поддержку. Вместе с тем, часть респондентов указали и на зависть (20,8% мужчин и 14,1% женщин), на равнодушие (14,6% мужчин и 12,9% женщин), на иронические поздравления (14,6% мужчин и 24,7% женщин). Интересно, что иронические поздравления чаще получают женщины, что может быть объяснено гендерными факторами.
Еще одним интересным аспектом, связанным с отношением к предпринимательству, можно считать то, каким образом предприниматель становится финансово процветающим. 51% мужчин и 56% женщин хотели бы стать финансово состоятельными, но с соблюдением всех законных норм. Таким образом, почти половина опрошенных респондентов высказалась в пользу предпринимательства, нацеленного на соблюдение законодательной базы. И вновь видим, что доля женщин немного выше, чем доля мужчин. Как и в предыдущем факторе это являет пример гендерного влияния. Женщина как исполнительница «женских» ролей всегда стоит за главой — мужчиной, она не будет рисковать без необходимости. Гендерные роли предписывают женщине быть более законопослушной и осторожной в предпринимательстве.
4.Предприимчивость, инициативность как черты характера.
По мнению респондентов, личная предприимчивость является тем фактором, который позволяет добиться финансового процветания (39% мужчин и 42% женщин).
Однако здесь нам хотелось бы указать на один противоречивый аспект, который касается предпринимательства. С одной стороны, респонденты указывают на наличие предприимчивости, инициативности как необходимого условия для процветания, а значит и успешности, но с другой стороны, собственно инициативность как черту характера в качестве значимых черт выделяют лишь 19% мужчин и 24% женщин. Для сравнения, в числе наиболее значимых выделяют коммуникабельность (57% мужчин и 54% женщин), честность (51% мужчин и 55% женщин), ответственность (47% мужчин и 54% женщин), целеустремленность (47% мужчин и 48% женщин), трудолюбие (46% мужчин и 44% женщин), умение постоять за себя (42% мужчин и 40% женщин), самостоятельность (40% мужчин и 36% женщин), организованность (42% мужчин и 35% женщин).
Как видим, примерно половина респондентов предпочитает видеть в других людях умение общаться, честность, умение добиваться своих целей, умение быть самостоятельным, но в то же самое время лишь четвертая часть указывает на инициативность.
Если оценить распределение ответов, касающихся предприимчивости, с точки зрения пола, то можно отметить, что упоминают о ней чаще женщины. Здесь имплицитно влияние гендерных факторов: предприимчивость, равно как и инициативность не относятся к «женским» качествам. Поэтому именно женщины чаще говорят о наличии этого качества, как необходимого для осуществления предпринимательских рисков.
5. Отношение к женскому и мужскому предпринимательству.
В одном из вопросов мы предложили оценить личностные качества мужчины — руководителя, а в другом — женщины-руководителя. Респондентам предлагалось оценить важность таких качеств руководителя, необходимых для мужчины и женщины, как уверенность в себе, стремление к успеху, готовность к конкуренции, ответственность, высокие адаптивные способности, способность к риску в условиях неопределенности, умение подать себя, профессионализм, жёстокость, предприимчивость, решительность, умение принимать решения, ум. Шкала ответов состояла из четырех вариантов: «очень важно», «важно», «не очень важно», «затрудняюсь с ответом». В таблице приведены результаты только одного из вариантов ответов, который описывает максимальную важность качества через такую позицию в шкале, как «очень важно».
Таблица
Распределение ответов, касающихся оценки личностных качеств, необходимых мужчине — руководителю и женщине — руководителю (%)Личностные качества руководителя, необходимые для достижения успеха | Оценка личностных качеств мужчины-руководителя | Оценка личностных качеств женщины-руководителя |
---|
Мужчины-респонденты | Женщины- респонденты | Мужчины- респонденты | Женщины- респонденты |
---|
Уверенность в себе | 82,7 | 68,2 | 75,0 | 76,5 | Стремление к успеху | 63,7 | 54,3 | 65,7 | 64,1 | Готовность
к конкуренции | 49,5 | 45,8 | 52,6 | 53,4 | Ответственность | 69,2 | 58,6 | 58,9 | 58,9 | Высокие адаптивные способности | 44,4 | 32,6 | 46,6 | 44,4 | Способность к риску в условиях неопределенности | 47,6 | 42,9 | 45,7 | 42,9 | Умение подать себя | 46,4 | 37,7 | 63,0 | 61,1 | Профессионализм | 60,5 | 68,3 | 63,5 | 70,3 | Жесткость | 29,5 | 19,5 | 16,7 | 29,2 | Предприимчивость | 53,0 | 41,6 | 50,0 | 47,9 | Решительность | 64,7 | 50,5 | 61,3 | 58,6 | Умение принимать решения | 72,6 | 72,3 | 69,7 | 68,3 | Ум | 60,9 | 62,4 | 60,6 | 66,3 |
На основании полученных данных можно говорить о том, что в процентном отношении доля женщин меньше, чем доля мужчин, оценивающих личностные качества мужчины-руководителя. Исключение оставляет оценка таких качеств, как профессионализм и ум, где доля женщин выше.
Интересно, что и при оценке личностных качеств женщин-руководителей вновь доля женщин в целом ниже. Исключение составляет оценка таких качеств, как уверенность в себе, готовность к конкуренции, профессионализм, жесткость и ум. Как видим, женщины-респонденты чаще высказываются в пользу этих качеств. На наш взгляд, здесь кроются имплицитные гендерные стереотипы. Поскольку топ-менеджмент и предпринимательство не является сугубо «женским» занятием с точки зрения гендера, то именно женщинами высказывается мнение о наличии сугубо «мужских» качеств, необходимых для успеха — готовности к конкуренции, жесткости и т.д.
Итак, нами были в сжатой форме представлены некоторые результаты эмпирической проверки гендерных аспектов предпринимательства. Оказалось, что ответы женщин, хотя и несущественно, но отличались от таковых у мужчин.
Подведем итоги. В России по-прежнему остается актуальной тема предпринимательства. Это связано с развитием малого и среднего бизнеса, а также увеличением доли среднего класса в обществе. Всемирный банк провел исследования, которые доказали, что если в стране на малый и средний бизнес приходится менее 40% ВВП, то инвестиции в экономику данной страны не приводят к необходимому, запланированному экономическому эффекту. Именно это еще раз доказывает важность поддержки малого и среднего бизнеса. Необходимым стратегическим ресурсом для развития малого и среднего предпринимательства является молодежное предпринимательство [2]. Вместе с тем, актуальным является также и развитие женского предпринимательства. Проведенное нами исследование показало, что гендерные различия в оценке предпринимательства не столь существенны. Это может говорить о стирании гендерных границ, в результате чего у каждого человека появляется возможность выбора и самоопределения в предпринимательстве. |
| |
|
|