| | Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004 | | РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ | | | |
| | Программа слушаний предусматривала участие в них руководителей органов ЕврАзЭС, парламентов России и Казахстана, в том числе Председателя Сената Парламента Республики Казахстан, Председателя Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества Н.А. Абыкаева, Председателя Государственной Думы ФС России, заместителя Председателя Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС Б.В. Грызлова, Генерального секретаря Евразийского экономического сообщества Г.А. Рапоты, руководителей парламентов и органов исполнительной власти государств-членов ЕврАзЭС, парламентских комитетов, отдельных ведомств, профсоюзов, организаций промышленников и предпринимателей, исследовательских центров, парламентариев, дипломатов, ученых и бизнесменов.
Межпарламентские слушания открыл Председатель Ассамблеи ЕврАзЭС - Председатель Сената Парламента Республики Казахстан Н.А. Абыкаев.
С докладами выступили:
Б.В. Грызлов - заместитель Председателя Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания России;
В.Н. Коноплев - Председатель Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь;
Г.А. Рапота - Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества;
Г.А. Горбунов - председатель Комитета Совета Федерации ФС России по аграрно-продовольственной политике;
В.И. Ткаченко - заместитель директора Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ;
Г.К. Амрин - первый вице-министр индустрии и торговли Республики Казахстан;
Г.Н. Селезнев - член Комитета Государственной Думы ФС России по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;
А.Е. Лихачев - заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС России по экономической политике, предпринимательству и туризму;
В.В. Болтов - первый заместитель министра экономики и торговли Республики Таджикистан;
Р.С. Джиенбаев - председатель Комиссии постоянных представителей при Евразийском экономическом сообществе;
В.П. Изотко - директор ГНУ Института государства и права Национальной академии наук Республики Беларусь;
В.Б. Исаков - вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ;
А.Н. Марышев - Ответственный секретарь Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС;
В.П. Щербаков - Генеральный секретарь Всеобщей конфедерации профсоюзов;
В.А. Вашанов - директор Центра исследования экономических проблем СНГ при Совете по изучению производительных сил Министерства экономического развития и торговли РФ;
Н.А. Черкасов - первый заместитель главного редактора Евразийского международного научно-аналитического журнала "Проблемы современной экономики";
А.И. Евдокимов - заведующий кафедрой международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
В докладе Б.В. Грызлова было отмечено, что выработка согласованной экономической политики при присоединении к ВТО - один из важнейших приоритетов интеграционного взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС и что ВТО обеспечивает для входящих в нее государств более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг.
Ключевым элементом внутренней работы в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО.
С 2000 г. в Государственной Думе при Комитете по экономической политике и предпринимательству работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям. С текущего года - это Экспертный совет по регулированию внешнеэкономической деятельности. С целью выяснения мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов, а также координации их участия в законотворческой деятельности, связанной с присоединением России к ВТО, распоряжением Правительства России в 2001 г. был утвержден План мероприятий по приведению законодательства РФ в соответствие с нормами и правилами ВТО. Он предусматривал разработку ряда законопроектов, принятие которых позволило бы решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.
К середине текущего года этот план мероприятий был в целом выполнен, в том числе были приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса; законы об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности; о специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров; о валютном регулировании и валютном контроле; о техническом регулировании; пакет законов по охране интеллектуальной собственности и ряд других законов.
В настоящее время в Государственной Думе находятся на рассмотрении законопроекты, предусматривающие внесение поправок к ряду действующих законодательных актов. Так, к рассмотрению во втором чтении готовятся проекты дополнений к Таможенному кодексу РФ (в части таможенных сборов) и закону о таможенном тарифе (в части таможенной оценки товаров). Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.
В ЕврАзЭС за годы его функционирования подготовлена и реализуется обширная нормативная правовая база по экономическому взаимодействию, созданию Таможенного союза, предпосылкам формирования единого экономического пространства. Поэтому вполне естественно, что мы согласовываем свои действия по присоединению к ВТО.
К тому же имеется и другая весомая объективная причина необходимости нашего взаимодействия. Наши экономики тесно взаимосвязаны. Несмотря на значительную переориентацию национальных хозяйств на отношения с третьими странами уровень взаимовыгодности и взаимодополняемости довольно высок и особенно в производственной сфере. Так, около 800 предприятий России имеют активные производственно-кооперационные связи с 350 предприятиями Беларуси. 560 российских предприятий работают в кооперации с 270 предприятиями Казахстана. 240 российских предприятий осуществляют взаимные поставки со 120 предприятиями Кыргызстана и Таджикистана. В определенной степени в ЕврАзЭС функционирует как бы единый производственный комплекс, в котором осуществляются взаимные поставки по многотысячной товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В этой связи изменения правил экономических и торговых отношений в одной стране Сообщества скажутся на экономике других государств-членов ЕврАзЭС. Поэтому в интересах всех наших государств выработать согласованный правовой и организационный механизм эффективного взаимодействия при присоединении к ВТО в целях социально-экономического развития наших стран, в целях благополучия граждан наших государств.
В.Н. Коноплев приветствовал участников межпарламентских слушаний от имени Национального собрания Республики Беларусь и констатировал: Республика подготовку к вступлению в ВТО начала уже в 1993 г. Проведено шесть раундов переговоров; достигнут серьезный прогресс. По плану нормотворческих работ изменения и дополнения, вытекающие из требований ВТО, должны быть внесены в более чем 30 законодательных актов. Уже приняты новые редакции законов "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли". Это важнейшие документы, без которых невозможно продвигать переговорный процесс о вступлении в ВТО. Положения Соглашений ГАТТ/ВТО найдут свое отражение и в разрабатываемых в настоящее время Налоговом и Бюджетном кодексах, законопроектах "О государственном регулировании агропромышленного комплекса", "О налогообложении субъектов малого предпринимательства", а также законопроектах, касающихся защиты интеллектуальной собственности.
В будущем году белорусскому Парламенту предстоит работать над принятием нового Таможенного кодекса. При этом кодекс должен быть адаптирован к требованиям ВТО и максимально унифицирован с учетом аналогичных правовых актов стран ЕврАзЭС, в первую очередь российского кодекса, поскольку мы создаем единое таможенное пространство.
Вступление в ВТО предоставляет возможность цивилизованно войти в систему мировых хозяйственных связей, приобщиться к современным производственным процессам, технологиям, интеллектуальным ресурсам человечества. Все это должно положительно сказаться на качестве наших товаров и услуг, повысить уровень их конкурентоспособности на мировом рынке.
Этот процесс не должен быть чрезмерно поспешным. Двигаться в этом направлении надо продуманно. Поспешное принятие решений о вступлении в ВТО может привести к падению уровня производства в ряде отраслей, к банкротству многих предприятий, в первую очередь в сельском хозяйстве, в агропромышленном комплексе, что может повлечь за собой резкое увеличение безработицы и снижение реальных доходов населения. Необходимо глубоко оценивать и серьезно просчитывать каждый шаг на этом пути.
Генеральный секретарь ЕврАзЭС Г.А. Рапота подчеркнул, что выгоды и преимущества присоединения к ВТО зависят от того, на каких условиях можно присоединиться к этой организации. И это государства-члены ЕврАзЭС должны решать в процессе переговоров с целью достижения максимальных выгод для их национальных экономик.
С самого начала работы над созданием Таможенного союза (еще до создания ЕврАзЭС) стоял вопрос, что первично, а что вторично. То ли первично создание Таможенного союза и затем вступление в ВТО этим Таможенным союзом на единых для всех условиях, то ли самостоятельное вступление государств, но на неких условиях, которые были бы гармонизированы и не препятствовали в будущем созданию Таможенного союза. Был избран второй путь. Он более сложный, но такова воля пяти государств.
В настоящее время государства-члены ЕврАзЭС находятся на различных этапах переговорного процесса по присоединению к ВТО: российская сторона - на завершающем этапе переговоров; казахстанская и белорусская стороны - в процессе активных переговоров; таджикская сторона только приступила к этим процессам, хотя начала достаточно энергичное движение. При этом одно из пяти государств-членов ЕврАзЭС - Кыргызстан с 1998 г. является членом ВТО.
Влияние переговоров по вступлению в ВТО на формирование единых мер нетарифного регулирования торговли по отношению к третьим странам является менее сложной проблемой, чем формирование Общего таможенного тарифа Сообщества, поскольку ВТО определяет рамки применения таких мер, в пределах которых возможно осуществление эффективной унификации.
В сентябре 2004 г. Межгоссоветом ЕврАзЭС подписан Протокол о единых правилах лицензирования импорта и экспорта товаров, а также связанных с этим отдельных видов деятельности государств-членов ЕврАзЭС. Установленные правила полностью соответствуют нормам ВТО, в частности, Соглашению о процедурах импортного лицензирования. В этой части мы достигли некоего сближения с позицией ВТО.
В первом квартале 2005 г. планируется подписание Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств-членов ЕврАзЭС. Проект этого документа предусматривает разработку технических регламентов, единых для всех пяти государств, и их унифицированное применение на основе норм и правил ВТО.
В связи с необходимостью приведения положений Соглашения в соответствие с требованиями документов ВТО в 2005 г. будет подготовлена новая редакция Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования. Новый проект построен на базе таких принципов ВТО, как транспарентность процедур нетарифного регулирования, обоснованность введения нетарифных мер и доступность информации об установленных правилах.
Вопросы согласования позиций при вступлении в ВТО стали предметом рассмотрения на состоявшемся в сентябре 2004 г. очередном заседании Совета по агропромышленной политике. Было отмечено стремление всех стран-членов ЕврАзЭС усилить взаимодействие по вопросам согласования условий присоединения к ВТО в сфере субсидирования сельского хозяйства. В настоящее время в рамках Сообщества разрабатывается Концепция агропромышленной политики государств-членов ЕврАзЭС, одной из задач которой является выработка согласованной внешнеэкономической политики государств-членов Сообщества в сфере агропромышленного комплекса, включая отношения с ВТО.
Для достижения договоренностей с ВТО об одинаковых условиях доступа иностранных перевозчиков на рынки услуг Сообщества уже сегодня необходимо проведение унификации транспортных тарифов.
В целом активная координация позиций на переговорах с ВТО по условиям доступа на рынок услуг третьих стран необходима, поскольку различия в договоренностях с ВТО по этому вопросу приведут в дальнейшем к серьезным проблемам в построении Общего рынка услуг.
Г.К. Амрин отметил, что в рамках реализации стратегии экономического развития государств-членов
ЕврАзЭС вступление в ВТО является приоритетным направлением внешней политики каждой страны и осуществляется с учетом ее особенностей и что, безусловно, гармонизация внутреннего законодательства с правилами ВТО, которую государства-члены ЕврАзЭС осуществляют в соответствии со степенью развития своих экономик, влияет на общий интеграционный процесс.
С начала переговорного процесса по вступлению в ВТО Казахстан продолжает совершенствовать собственную законодательную систему, которая основана на принципах открытости. В целях повышения инвестиционного рейтинга страны в январе 2003 г. принят Закон "Об инвестициях", в котором четко сформулированы понятия инвестиций и инвестиционной деятельности, равные условия деятельности для отечественных и иностранных инвесторов, предусмотрены гарантии правовой защиты деятельности инвесторов на территории Республики Казахстан, гарантии использования доходов, гласность деятельности государственных органов в отношении инвесторов.
В Казахстане с апреля 2003 г. действует новый Таможенный кодекс, который основан на принципах Киотской конвенции по упрощению таможенных процедур. Данный Таможенный кодекс предусматривает принятие стандартных упрощенных таможенных правил и процедур, широкое внедрение информационных технологий и совершенствование методов таможенного контроля.
Налоговый кодекс также был в последнее время доработан для приведения его в соответствие с международными правилами налогообложения, предусматривает гибкую систему налогообложения для предприятий всех видов и упрощает порядок их регистрации. В Казахстане снижены ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 15% - это то, к чему стремятся все страны ЕврАзЭС. Снижен и социальный налог - с 26% до ставок от 20% до 7%.
Для перехода на международную систему технического регулирования и выполнения требований Соглашения ВТО по техническим барьерам принят Закон "О техническом регулировании".
С целью приведения законодательства Казахстана в соответствие с требованиями ВТО по санитарным, фитосанитарным мерам создан единый информационный центр по взаимодействию с ВТО по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам.
Законодательство в области защиты прав интеллектуальной собственности практически полностью приведено в соответствие с требованиями Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Принят ряд законов: о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, авторском праве, смежных правах, об охране селекционных достижений и др. Подписан ряд международных конвенций и соглашений в области защиты прав интеллектуальной собственности. Унифицированы пошлины для отечественных и иностранных заявителей в отношении прав на промышленную собственность.
Присоединение Казахстана к ВТО является важным приоритетом экономического развития страны, полностью отвечает целям и задачам проводимых в республике рыночных реформ и будет способствовать расширению и углублению интеграционных процессов наших стран, направленных на взаимовыгодное сотрудничество. Нам необходимо переходить в интенсивную фазу исполнения принятых обязательств, которые достаточно четко определены ведущими соглашениями.
В.В. Болтов: Вступление Республики Таджикистан в ВТО является одним из основных вопросов в повестках дня Правительства страны, которое начиная с 1995 г. проводит последовательную политику либерализации внешней торговли (что является основным требованием ВТО). На сегодняшний день в республике снижены до минимума меры тарифного и нетарифного регулирования.
Вместе с тем, с целью создания необходимых условий для образования единого экономического пространства и Таможенного союза предстоит в значительной степени унифицировать законодательства сторон в сфере торговли, транспорта и транзита, гармонизировать торговую и тарифную политику, содействовать разработке механизма, упрощающего внутрирегиональную торговлю.
Ввиду больших различий масштабов экономик, степени отраслевой диверсификации и ресурсных потенциалов государств-членов ЕврАзЭС разработка единого подхода по вступлению в ВТО является сложной задачей. Не секрет, что требования стран-членов ВТО к государствам-членам ЕврАзЭС на переговорах по определению условий вхождения будут отличаться. Именно поэтому обсуждение вопросов правового механизма взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС при вступлении в ВТО, координация этого процесса крайне важны и актуальны.
Правительством проделана большая работа по приведению законодательства страны в соответствие с требованиями норм и правил ВТО. В республике создана достаточно развитая нормативно-правовая база, отвечающая требованиям международного права. В частности, проделана большая работа по устранению нарушений принципов национального режима и режима наибольшего благоприятствования, имеющих место в национальном законодательстве.
Разработаны новые редакции Таможенного и Налогового кодексов Республики Таджикистан, которые уже приняты парламентом и вступают в силу с 1 января 2005 г. В целях реализации условий Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 14 сентября 2001 г. "О дальнейшей гармонизации акцизной политики государств-членов
ЕврАзЭС" и выполнения требований ГАТТ принято Постановление Правительства "Об утверждении ставок акцизов на отдельные товары, производимые в Республике Таджикистан и ввозимые на территорию Республики Таджикистан", устраняющее дискриминацию между иностранными и отечественными импортерами в части уплаты акцизных налогов. Внесены изменения и дополнения в закон
"О внешнеэкономической деятельности", обеспечивающие большую прозрачность в осуществлении торговой политики. Отменено обязательное требование по регистрации субъектов и получению сертификата участника внешнеэкономической деятельности. Приняты законы "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "О государственной регистрации юридических лиц". Разрабатываются проекты законов "О техническом регулировании", "Об инвестициях", "О торговле". С целью приведения законодательства по правам интеллектуальной собственности в соответствии с требованиями Соглашения ВТО по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) в 2004 г. разработаны и приняты законы "Об изобретениях" и "О промышленных образцах". Разрабатываются проекты законов "О внесении изменений и дополнений в закон "Об авторском праве и смежных правах",
"О внесении изменений и дополнений в Закон РТ "О товарных знаках и знаках обслуживания", "О географических указаниях", "О топологии интегральных микросхем" и т.д.
Докладчик выразил надежду, что нынешняя встреча даст новый импульс повышению качества и результативности координации действий по гармонизации законодательств государств-членов ЕврАзЭС и приведению его в соответствие с требованиями ВТО, что позволит ускорить процесс присоединения к этой организации. | |
|