| | Проблемы современной экономики, N 1 (53), 2015 | | ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ | | Коротков Э. М. профессор Государственного университета управления (Москва),
заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук
| |
| | Единственный разумный способ обучать людей — это подавать им пример.
Альберт Эйнштейн
Наша жизнь — непрерывное обучение её правилам и законам. А как и у кого мы учимся? Отчасти на своих успехах и ошибках, но все же в бóльшей степени мы учимся у других людей, перенимаем их знания, опыт, порой даже взгляды на многие «вещи» или проблемы.
Рядом с каждым из нас есть такие люди, у которых есть чему учиться. И мы учимся. Хотя, часто бывает так, что пока человек находится рядом, учиться чему-то у него не видишь необходимости, и только тогда, когда жизненные дороги с ним разошлись, понимаешь, что чему-то от него научился, и жалеешь, что мог бы научиться большему.
Но хорошо, что есть книги. Как говорят, чтение — лучшее учение. И в этом смысле книги, которые рассказывают нам об истории чьей-то жизни, полезны вдвойне (и как книга, которая учит, и как жизнь, которая учит).
Конечно, особенно интересны книги о тех людях, которых знаешь (а хотелось бы знать лучше). И вот передо мной на письменном столе лежит книга о таком человеке — заметном, незаурядном, известном в профессиональных кругах вузовских менеджеров, ученых, преподавателей, книга моего коллеги Семёна Давыдовича Резника «Дороги к менеджменту».
Больше всего читателю, вероятно, известны его учебники (Организационное поведение2, Персональный менеджмент3 и др.), работы по вузовскому управлению (об управлении кафедрой4, факультетом5, вузом6), практические пособия для аспирантов, соискателей и других участников диссертационных процессов (Докторант вуза7, Аспирант вуза8, Как защитить свою диссертацию9, Управление диссертационным советом10 и др.).
Недавно издательство «Инфра-М» выпустило сборники его избранных статей научного и публицистического характера11,12,13,14. Теперь вниманию читателя представлена автобиографическая книга С.Д. Резника.
Те, кто с ним работал или работает, кто знаком с ним, наверняка задаются вопросом: как удаётся ему так много успевать? Столько изданных книг (только издательством Инфра-М выпущено их больше 50), опубликованных статей, подготовленных и защищенных диссертаций, а помимо этого руководство кафедрой и факультетом, диссертационным советом, активное участие в работе УМО вузов России по образованию в области менеджмента, работа со студентами и многое, многое другое. В книге, включающей 5 частей, дается развернутый ответ на этот вопрос.
Первая часть — книга «Становление». Она о родителях и семье С.Д. Резника. Эта часть интересна, прежде всего, тем, что в ней явственно чувствуется история, дух того, военного времени. Попадая в детство автора, мы узнаем, что совсем не простыми были условия жизни его семьи и его самого: рождение в первый год войны, потеря отца, вынужденный отъезд из постоянного места жительства (Киева) и т.д. Уже вспоминая студенческие годы, автор пишет: «...опыт проживания в общежитиях у меня был большой. Научился жить и считаться с мнениями других людей, идти, где нужно, на компромиссы, готовить пищу, наводить порядок, дежурить».
Именно в эти годы происходило «становление» и определялись ключевые интересы: журналистика, лекторская деятельность и организаторская работа (сначала в спорте, а потом и в других сферах).
Вторая часть книги рассказывает о возвращении Семена Давыдовича после 10 лет жизни и работы в Москве (сначала — учеба в аспирантуре, а в дальнейшем — работа в научно-исследовательских институтах) в Alma-Mater — свой Пензенский инженерно-строительный институт.
Здесь мы уже можем наблюдать за ростом и раскрытием его профессиональных способностей: руководство кафедрой «Экономика и организация строительства»; создание новой кафедры — «Менеджмент» с одновременным открытием набора на новую специальность. Буквально всё приходилось начинать с «чистого листа» — собирать новую команду, разрабатывать и внедрять новые учебные планы и технологии и т.п. И везде — инновационная направленность, стремление к повышению эффективности, результативности работы.
Тогда же С.Д.Резник берется за деканскую работу, реализовывает крупные новаторские проекты, такие, например, как «Академия юных менеджеров» для школьников. Помимо этого, принимает активное участие в работе Ассоциации развития управления и Учебно-методического объединения вузов по менеджменту.
Третья часть книги «Моя наука: в жизни всегда есть место менеджменту» рассказывает о научной деятельности автора — формировании научных интересов и научной школы, получении социально-значимых заказов на исследования и разработки, опыте проведения крупных конференций, создании и организации работы диссертационного совета, работе в экспертном совете ВАК, создании аналитического, методического и консультационного центра диссертационного менеджмента.
Пожалуй, именно здесь, в этой сфере жизни автора, наиболее явно воплощается его принцип: «быть там, где именно ты нужен, делать то, что востребовано обществом сегодня, а еще более будет нужно завтра, предлагать то, что испытано лично на себе». И результаты деятельности автора, его научного коллектива показывают, насколько успешной может оказаться эта формула.
В четвертой части «Я — преподаватель: знания менеджмента и жизненный опыт студентам!» автор делится воспоминаниями и опытом работы на педагогическом поприще, которое выходит далеко за рамки студенческих аудиторий. Он проводил учебные занятия и семинары со школьниками, преподавателями, аспирантами (молодыми учеными), управленческим звеном высших учебных заведений, менеджерами производственной сферы... А если вернуться в студенческие годы, и вспомнить лекторскую деятельность в обществе «Знание», то к этим группам его слушателей можно будет добавить и людей рабочих профессий.
Здесь рассказывается об основных педагогических идеях автора, их воплощении в реальную жизнь. С.Д. Резник вспоминает своих учителей — педагогов и наставников, которые развили у него интерес к данному виду деятельности. Кроме того, книга включает воспоминания более 30 ученых, преподавателей, управленцев и учеников автора.
Заключительная, пятая книга — «Уроки жизни». Здесь автор рассказывает о наиболее близких ему людях — своей семье, своих, друзьях, деловых партнерах.
Книга читается легко, она написана живым, понятным языком.
В книге представлено много интересных фотографий! Сбор такого детального, обстоятельного фотоматериала — это тоже большой труд, и близкие автору люди знают, в каком порядке находится его личный фото-архив и вообще вся домашняя (и кафедральная в том числе) документация. И здесь мы находим воплощение принципов менеджмента, потому что там, где есть менеджмент, там есть порядок.
Совершая «увлекательное путешествие» с автором по «дорогам менеджмента», мы оказываемся в разных местах и в разное время — от кабинета Министра образования В.М. Филиппова и залов выступлений во многих вузах страны до небольших уютных рабочих кабинетов в вузе и видим на его примерах, что, действительно, повсюду и всегда «есть место менеджменту».
Единственное, чего, на мой взгляд, в книге не хватает — это некоторых научно-методических обобщений. Тогда бы она в полном смысле могла считаться не просто автобиографической, но и в некотором смысле учебной. Автор ведь не случайно выбрал название «Дороги к менеджменту» — видимо, он хотел этим сказать, что сама его жизнь и жизнь окружавших его людей стали «университетом» и «наукой» управления. Он, действительно, сделал принципы менеджмента, принципы эффективности — принципами своей жизни, правилами, которые он ежедневно и ежечасно применял и применяет, прежде всего, к себе. И мы можем сказать, что у этого человека действительно можно научиться многому — целеустремленности, бережному, рачительному отношению ко времени, умению строить и поддерживать отношения с людьми, организовывать работу коллектива. Это человек, который, прежде всего, отличается талантом организатора, который всегда умел собрать, сплотить вокруг себя исполнительных, трудолюбивых, творчески-мыслящих людей и организовать их работу так, чтобы она была максимально продуктивной.
Я рекомендую книгу тем, кто работает в вузе, науке, так или иначе связан с менеджментом, руководством коллективами, т.к. в ней рассказывается об опыте разрешения различных профессиональных проблем, которые не только не утрачивают, но и получают всё большую актуальность в современной жизни менеджера.
Мы надеемся, что Семен Давыдович Резник будет продолжать радовать нас своими работами, делиться своим богатым опытом, демонстрировать примеры: и как менеджер, и как педагог, и как учёный, и просто, как человек. |
| |
|
|