| | Проблемы современной экономики, N 1 (53), 2015 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Морозова М. А. декан факультета медиакоммуникаций и туризма
Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения,
доктор экономических наук
| |
| | В статье приведены подходы к оценке инновационной активности и инновационного потенциала предприятий сферы гостеприимства на базе использования кластерного подхода. Проанализированы теоретические основы кластерных технологий, обоснована значимость стимулирования инновационной деятельности в целях решения ключевых практических и теоретических проблем туристской сферы. Подчеркнута необходимость повышения уровня инновационной активности в сфере гостеприимства для обеспечения устойчивого развития индустрии. Кластерное взаимодействие охарактеризовано как инструмент идентификации конкурентных преимуществ, повышения привлекательности туристских дестинаций, развития туристской инфраструктуры и вовлечения ресурсов в сферу гостеприимства. Выявлены основные факторы, сдерживающие рост инновационной активности в сфере гостеприимства и предложены пути их преодоления | Ключевые слова: инновация, инновационное предпринимательство, инновационное развитие, кластер, туризм, гостиничный бизнес, индустрия гостеприимства | УДК 339.163.2 Стр: 303 - 305 | В последние годы отмечается значительное повышение значимости индустрии гостеприимства, как на региональном, так и на федеральном уровне. Высокое конкурентное давление, изменчивость потребительских предпочтений, активное внедрение достижений научно-технического прогресса и появление новых каналов дистибуции — лишь немногие новшества, появившиеся на бизнес-горизонтах индустрии гостеприимства. Инновации становились способом адекватного реагирования на эти изменения. Специфика российского рынка требует от предприятий индустрии формирования стратегии, соответствующей вектору развития национальной экономики, признания значимости факторов как финансового, так и человеческого капитала и высокого уровня социальной ответственности. Повсеместно встречаются попытки копирования иностранных инноваций, но существенные отличия в организации российского и зарубежного бизнеса снижают вероятность успешного внедрения и эффективного использования таких технологий и порождают необходимость в генерации собственных инноваций.
Ориентация на инновации находит отражение в стратегии организации и требует умения мыслить на долгосрочную перспективу — это качество отличает подлинных новаторов и лидеров индустрий.
Потребность в повышении конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства продиктована взятым курсом на переход России на инновационный путь развития, что было обозначено в выступлении президента РФ на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». Инновационное развитие — это поступательный процесс, который объединяет сферы экономики, науки, техники и охватывает диапазон креативных видов деятельности от появления научной идеи до его коммерциализации, и комплекс экономических отношений: производства, обмена, распределения, потребления результата, полученного в ходе этого процесса [14].
По мнению многих авторов, шансы на победу в конкурентной борьбе значительно возрастают у тех предприятий, которые способны генерировать инновации совместно с близкими по географическому признаку контрагентами. Инновационная активноcть реализуется за счет системы внедрения нововведений, сложной по своему структурному составу. Инновационная активность традиционно выше в тех компаниях, в которых высоко ценится человеческий капитал и поощряется инициативность каждого члена команды.
Использование современных прогрессивных инструментов управления инновационной активностью является залогом устойчивого развития индустрии гостеприимства. Первоочередным этапом организации эффективной системы стимулирования инновационной деятельности предприятий должен выступать мониторинг и определение ключевых факторов, сдерживающих осуществление инноваций, а также разработка комплекса мероприятий по их возможной минимизации [3].
К сожалению, имеет место влияние ряда негативных тенденций, препятствующих динамичному развитию индустрии гостеприимства и усилению инновационной активности. Так, устойчивому развитию российского рынка услуг индустрии гостеприимства препятствует сохранение его пространственной асимметрии, связанной с неоднородностью экономического пространства страны [8].
Одной из ключевых проблем является несовершенство действующего законодательства и отсутствие общепринятого толкования ряда важнейших понятий. Разрешить спорные вопросы может внедрение новых законопроектов, отвечающих также нормам международного права и разрабатываемых с привлечением ведущих специалистов отрасли.
Устаревание материально-технической базы отмечается повсеместно, как в регионах, не являющихся лидирующими по интенсивности турпотоков, так и в популярных туристских центрах. Как правило, это следствие нехватки финансирования — отсутствие должной государственной поддержки и мер по стимулированию инвестиционной деятельности, влекущие за собой низкую инвестиционную привлекательность и длительную окупаемость вложений.
В качестве мер, принятие которых необходимо для стимулирования инновационного развития, называют предоставление консалтинговых услуг предприятиям, введение налоговых льгот для компаний и предпринимателей, участвующих в процессе генерирования инноваций, создание бизнес-инкубаторов, технопарков и других видов научно-технологических комплексов, разработку целевых программ по поддержке инициатив в сфере инноваций на местном, региональном и федеральном уровнях.
Необходимость роста инновационной активности обусловлена возникшей потребностью в восстановлении и поддержании связи с общемировыми тенденциями, кроме того — это важнейшее условие динамичного развития индустрии. В связи с этим получает распространение кластерный подход как основной инструмент регулирования индустрии гостеприимства.
В соответствии с Методическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, инновационный территориальный кластер — это совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участники кластера), которая характеризуется наличием:
— объединяющей участников кластера научно-технической цепочки;
— механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;
— синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия за счет высокой степени их концентрации [9].
Широкое распространение получило также другое определение: кластер — это группа близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, совместно действующих в определенном виде бизнеса, характеризующихся общностью направлений деятельности и дополняющих друг друга [10]. Кластерный подход, как управленческая технология, приобретает особую актуальность в условиях глобальных кризисов, когда результативность традиционных форм диверсификации значительно снижается. По результатам исследований, проведенных зарубежными специалистами, в Европейском союзе инновационная активность предприятий, входящих в состав кластера, на 15–20% выше предприятий вне кластеров [7].
В индустрии гостеприимства инновационный кластер представляет собой комплекс предприятий туристско-рекреационного назначения, организаций, отвечающих за разработку инноваций (высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры и др.), организаций, занимающихся привлечением инвестиций и различных структур, обеспечивающих кластер финансовыми, человеческими и материальными ресурсами. Вхождение в кластер позволяет предприятию улучшить показатели хозяйственной деятельности и повысить инновационную активность.
В последнее время на обсуждение все чаще выносится утверждение, что физическое расположение в непосредственной близости не всегда требуется для организации эффективного кластера. Так, компании могут быть сгруппированы в единый комплекс в сети Интернет. В связи с распространением онлайн-сервисов в индустрии гостеприимства виртуальный инновационный кластер не кажется противоречащим природе кластеров и также может приносить значительные выгоды участникам.
Выделяют следующие виды инновационных кластерных эффектов:
— эффект агломерации — экономия на масштабе производства, снижение барьеров для обмена знаниями, идеями и проч.;
— эффект обучения — тесное сотрудничество, обмен информацией и знаниями в рамках сети участников кластера (позитивные внешние эффекты в управленческой и технологической сферах);
— эффект кооперативной конкуренции. Существуют области, где конкурирующие производители могут сотрудничать (лоббирование интересов, торговые выставки, инвестиции в инфраструктуру и др.) [5].
Кластерный процесс в России признается всеобщим трендом благодаря доказанной эффективности в региональном и отраслевом развитии; в индустрии гостеприимства находится на стадии становления, и его распространение обуславливается выраженными преимуществами такого подхода — ростом производительности, получением положительного эффекта от процессов кооперации организаций, занятых в сфере гостеприимства, и государственных структур. Регулирование инновационной активности и управление инновационными процессами становится эффективным при соблюдении следующих условий:
— наличие системы критериев оценки инновационной активности и инновационного потенциала;
— выявление подходов к организации мероприятий по ее повышению;
— определение путей сокращения сроков реализации таких мероприятий.
Инновационные кластеры в индустрии гостеприимства имеют свои характерные особенности. Достаточно редко они являются кластерами в привычном понимании — являющими собой единую организационную структуру, исключение из которой одного элемента влечет за собой сбой процессов разработки и освоения новых технологий. Так, в них может отсутствовать строгая иерархия, а отношения организаций-участников базироваться на договорной основе. Для обеспечения нормального функционирования инновационного кластера в индустрии гостеприимства не является обязательным условием постоянство входящих в него составных элементов, допустимо временное привлечение сторонних организаций, в том числе и входящих в кластеры других отраслей. Инновационность такого кластера во многом зависит от гибкости его участников и быстроты реагирования на изменение поставленных научно-технических задач в связи изменениями аспектов внешней среды.
Главной целью инновационного кластера остается генерация нововведений и новых технологий и нахождения вариантов взаимовыгодного сотрудничества для каждого участника кластера. Концептуальный подход к стратегическому управлению инновационной активностью в индустрии гостеприимства призван обеспечить формирование конкурентоспособных стратегии и тактики инновационных процессов [2].
Важно отметить, что инновация — это не только так называемый «конечный продукт», но и способ оптимизации осуществления хозяйственной деятельности. Для небольших предприятий вхождение в инновационный кластер — отличная возможность ускорить собственные темпы роста, получить признание на рынке и занять свою нишу. Реализация инновационной деятельности также требует от предприятий индустрии гостеприимства наличия эффективной системы управления персоналом и оптимальной организационной структуры. Так, управленческие инновации — важнейшее условие развития компании и фундамент совершенствования менеджмента организации в целом.
В ходе формирования инновационных кластеров в индустрии гостеприимства необходимо учитывать неоднородность кадрового потенциала и материально-технической базы, претендующих на вхождение в кластер. Наиболее оптимальным подходом к оценке возможного вклада организации-участника в общую эффективность инновационного кластера является сочетание экспертных методов и стоимостной оценки ресурсов, которыми располагают организации-элементы инновационного кластера.
Стабильность работы инновационного кластера в целом и каждого его составного элемента достигается за счет осуществления мероприятий по координации и регулированию деятельности внутри кластера, подготовка и проведение которых возлагается на головную организацию. В качестве такого органа может выступать стратегический союз, например, в форме консорциума. Таким образом, создание инновационных кластеров в индустрии гостеприимства способствует развитию инновационной инфраструктуры, повышению производительности, ускорению процессов разработки, освоения и внедрения новых технологий. Инновационная инфраструктура является неотъемлемым элементом в обеспечении эффективного протекания инновационных процессов и представляет собой систему поддержи инновационной деятельности во всевозможных организационных формах и широком спектре услуг [11].
Инновационная инфраструктура инновационного кластера представляет собой комплекс организаций, отвечающих за информационное обеспечение кластера (сюда входят институты сертификации, патентования, охраны интеллектуальной собственности и коммерциализации), финансовые институты (государственные и негосударственные фонды, венчурные фирмы и др.) и производственные организации.
Дополнительный стимулирующий эффект заключается в непосредственной близости конкурентов — атмосфера доброжелательного сотрудничества и объединения усилий или борьба за лидерство и завоевание лояльности клиентов почти с одинаковой вероятностью могут стать благоприятной почвой для инноваций. Сильные сплоченные инновационные кластеры традиционно привлекали иностранных инвесторов — согласно исследованиям профессора London Business School Джуалина Биркиншоу (Julian Birkinshaw) [19], иностранные компании могут повысить уровень менеджмента кластера и внести свой вклад в инновационные процессы и модернизацию индустрии. |
| |
|
|