| | Проблемы современной экономики, N 1 (53), 2015 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Курнева М. В. старший научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)
| |
| | Мировой опыт показывает, что различные формы государственно-частного партнерства (ГЧП) получили наибольшее распространение в категории долгосрочных проектов с большими объемами затрат и высокими сроками окупаемости. Введение ГЧП в сфере недропользования, объединит ресурсы и усилия государства и бизнеса и приведет к рациональному комплексному использованию государственных недр. Проекты на основе государственно-частного партнерства обычно с длительным сроком реализации, что как раз подходит для сфер недропользования, проект которой обычно продолжаются от 3–5 лет и более.
В статье выявлены основные проблемы недропользования. Рассмотрен зарубежный опыт юниорных геологоразведочных организаций и описаны факторы создания геологоразведочного бизнеса. Предложена модель оценки эффективности проектов на основе государственно-частного партнерства в сфере недропользования | Ключевые слова: государственно-частное партнерство, недропользователи, геологоразведочные работы, геологоразведочный бизнес, юниорные компании, воспроизводство минерально-сырьевой базы, алмазодобывающая промышленность | УДК 330.15; ББК 65.3 Стр: 260 - 262 | Одной из основных проблем минерально-сырьевого комплекса России является недостаточное воспроизводство минерально-сырьевой базы, путем геологического освоения малоизученных территорий и поиска новых месторождений полезного ископаемого. Для формирования геолого-поисковых работ, без которых невозможно восполнить минерально-сырьевой базы алмазов, необходимо существенное увеличение объемов геологоразведочных работ ранних стадий (прогнозно-металлогенических, поисковых и поисково-оценочных).
Основные проблемы, влияющие на развитие геологоразведочного бизнеса в России:
● Отсутствие мер государственной поддержки в сфере налогообложения геологоразведочных работ (ГРР);
● Сложность и длительность процедуры получения и передачи прав пользования недрами;
● Полное отсутствие возможности привлечения капитала в рисковые проекты;
● Платность и закрытость геологической информации о недрах. | | | Рис. 1. Инвестиции в проведение геологоразведочных работ [3] | Финансирование геологоразведочных работ ГРР в России, как за счет средств федерального бюджета, так и за собственные средства крупных компаний недропользователей, постоянно увеличивалось. За 2009–2012 гг. суммарные инвестиции на ГРР выросли почти в полтора раза, со 168,8 до 251,2 млрд руб. [2].
В России геологоразведочные работы осуществляется в основном за счет средств недропользователей, которые в основном нацелены на доразведку и эксплуатацию уже известных месторождений, а не на поиски новых месторождений, так как практически все добывающие компании обеспечены запасами на десятки лет и не видят смысла вкладывать дополнительные средства в геологоразведку, потому как, во-первых, для проведения геологоразведочных работ нужны дополнительные условия для получения лицензий, кроме того, поиск новых месторождений очень рискованный процесс, требующий больших инвестиций [4].
Приросты запасов ряда важнейших полезных ископаемых в 2012 г. существенно превысили их погашение при добыче. Прирост запасов никеля, меди и алмазов оказался существенно меньше их погашения при отработке, зато запасы золота, угля, углеводородного сырья и некоторых других полезных ископаемых превысили добычу более чем на сто процентов. Как и в предыдущие годы, достигнуто расширенное воспроизводство сырьевой базы важнейших для страны и наиболее ликвидных видов минерального сырья — нефти и природного газа. Прирост запасов урана, вольфрама и молибдена в 2012 г. оказался существенно выше его добычи. Увеличилась сырьевая база меди и железных руд страны.
Ситуация, на первый взгляд, вполне благополучная. Однако лишь 15–20% прироста запасов нефти и газа в последние годы получается за счет разведки новых месторождений и залежей. Все остальные приросты — это результат либо доразведки разрабатываемых месторождений, либо переоценки запасов (табл. 1).
Таблица 1
Выдача свидетельств об установлении факта открытия месторожденийПолезные ископаемые | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
---|
Углеводородное сырье | 28 | 26 | 22 | 38 | 31 | 22 | 28 | 27 | 10 | Твердые ПИ | 5 | 5 | 7 | 13 | 6 | 2 | 4 | 4 | 2 | ВСЕГО | 33 | 31 | 29 | 51 | 37 | 24 | 32 | 31 | 12 | Источник[3]
Горнодобывающая промышленность является одной из важнейших отраслей экономики РФ. Однако ее развитие напрямую зависит от минерально-сырьевой базы. Дальнейшее развитие горной промышленности важно для государства и регионов, так как в свою очередь горнодобывающие предприятия обеспечивают:
1. Инвестиции на проведение основных поисково-оценочных работ, разведку и добычу полезных ископаемых.
2. Создание рабочих мест для привлечения трудовых ресурсов республики.
3. Обеспечение социально-экономического развития региона.
4. Создание инфраструктуры общего пользования.
5. Строительство мощностей по переработке полезных ископаемых с целью локализации добавленной стоимости на территории России.
Геологический поиск и разведка новых месторождений очень рискованная деятельность. Поэтому в России геологоразведочный бизнес не развит как за рубежом. Канада является лидером в мировом геологоразведочном бизнесе по количеству компаний, проектов и объёмов финансирования. ГРР на твердые полезные ископаемые теперь выполняют небольшие независимые, так называемые юниорные компании (junior companies). Финансирование осуществляется за счет частных инвесторов. Юниорные компании, финансируемые через венчурные фонды приобретают лицензии на разведку и, открыв новое месторождение, продают право на добычу, тем самым в несколько раз окупая инвестиции. При этом доступ к геологической информации находится в свободном доступе, налоговые льготы для таких компаний также позволяют развивать такой вид бизнеса.
Таблица 2
Факторы, влияющие на развитие геологоразведочного бизнесаГосударство | Фактор | Частный бизнес |
---|
Государственная поддержка в виде дифференцированных ставок по налогообложению | Налогообложение | | Выдача лицензий по смягчающим условиям | Выдача лицензий | | Страховка на ранних стадиях проведения ГРР | Инвестиции | Основные вложения за счет частного бизнеса | Открыть более свободный доступ к информации | Геологическая информация | Предоставление информации государству | | Результат | Вначале результаты проведения ГРР необходимо предложить на рассмотрение государству, которое либо берет в свое распоряжение, либо выносит на торги добывающим компаниям. | Таблица составлена автором
Государственная поддержка в сфере налогообложения геологоразведочных работ. ГРР имеет свою специфику в связи с длительностью цикла и чисто затратным характером. От начала поисковых работ до окончания разведки и ввода месторождения в эксплуатацию проходят многие годы, а первый доход появляется лишь после первых продаж горной продукции. Поэтому компании, проводящие ГРР, вправе рассчитывать на особый подход государства к налогообложению их бизнеса.
Получение прав пользования недрами и их рыночный оборот. Простота и прозрачность процедуры приобретения прав пользования недрами часто определяют решение компании об инвестициях в поисковые работы. Еще большее значение имеет возможность передачи (свободной продажи) этих прав. Для компаний, которые изначально не предполагают доводить объект до эксплуатационной стадии, а намереваются выполнить ГРР на участке, резко увеличить его перспективы и продать с максимальной выгодой, этот фактор играет определяющую роль.
Доступность привлекаемых финансовых ресурсов. Небольшие независимые геологоразведочные компании часто не могут финансировать ГРР за счет собственных средств и не могут получить кредит в банке. Следовательно, у юниорных компаний остается один путь — привлечение средств на рынке рискового капитала. Таким образом, степень развитости и само наличие этого рынка часто становится критическим фактором, определяющим возможность становления юниорного бизнеса в стране.
Доступность архивной геологической информации. На сегодняшний день степень геологической изученности планеты такова, что без информации, собранной предшественниками, невозможно спланировать и провести эффективные ГРР. Широкое использование архивных и фондовых материалов, керна ранее пробуренных скважин позволяет получить максимальный результат, затратив на ГРР минимальные деньги. По оценкам Геологической службы штата Иллинойс (США), использование архивных данных, в том числе каменного материала, позволяет снизить стоимость планируемых ГРР на 40–70% [3]. Поэтому доступность архивных и фондовых геологических материалов, а также стоимость их приобретения у владельцев прямо влияют на инвестиционную привлекательность геологоразведочного бизнеса в стране.
В данной статье предлагается внедрение элемента ГЧП в производственную структуру алмазодобывающего предприятия. У государства недостаточно средств на финансирование геологического освоения новых территорий, а у недропользователей нет интереса к открытию новых месторождений. Все эти действия могут привести к исчерпанию минерально-сырьевой базы стран. Поэтому сейчас отрабатывается минерально-сырьевой комплекс, созданный в СССР [7].
Внедрение государственно-частного партнерства в сферу недропользования принесет выгоду государству, бизнесу и обществу (табл. 3).
Таблица 3
Положительные моменты при внедрении государственно-частного предпринимательстваГосударство | Комплексное геологическое изучение территорий страны;
Контроль за открытием новых месторождений;
Создание предприятий геологоразведочного бизнеса | Недропользователь | Финансовая поддержка при разведке месторождений,
Наращение минерально-сырьевой базы | Общество | Строительство инфраструктуры
Создание новых рабочих мест | Таблица составлена автором
Алгоритм действий для проведения геологоразведочных работ при государственно-частном партнерстве приведен на рис.2. | | | Рис.2. Алгоритм формирования предприятия на основе ГЧП в сфере недропользования | 1 этап предоставление государством достоверной геологической информации.
2 этап выбор участка недр, который хочет разработать недропользователь.
3 этап выбор источника финансирования, государство может инвестировать средства в геологическое изучение, но в основном работы будут финансироваться за счет частного инвестора.
4 этап распределение рисков. Государство выступает как страховка перед заемщиками инвестора. Риски можно минимизировать тем, что можно разбить весь производственный процесс поиска новых месторождений полезных ископаемых на стадии.
В случае не подтверждения факта открытия нового месторождения работы можно прекратить на любой стадии.
5 этап. При любом раскладе предприятие должно передать всю информацию государству.
6 этап. При открытии месторождения после передачи всей информации государству, предприятие на договорной основе (роялти) передают право на разработку месторождения третьим лицам, либо начинает добычу самостоятельно.
Эффективность проведения геологоразведочных работ на основе взаимодействия государства и бизнеса можно оценить по следующей схеме.
За рубежом существуют юниорные геологоразведочные предприятия, которые ведут воспроизводство минерально-сырьевой базы. Геологоразведочный бизнес за рубежом очень развит. Поэтому горнодобывающие предприятия не тратят финансовых средств и времени на поиск месторождений, а просто приобретают готовые для эксплуатации месторождения полезных ископаемых.
В таблице 4 показан производственный процесс горнодобывающих компаний в России и за рубежом.
Таблица 4
Производственный процесс разработки месторождений полезных ископаемыхГод | Российские компании | Зарубежные компании |
---|
0,5–1 | Приобретение лицензий на право проведения разведки | Покупка готовых к добыче месторождений | 1–1,5 | Проведение поисково-оценочных работ | 0,5–1 | Приобретение лицензий на право добычи полезных ископаемых | 1–1,5 | Проведение ГРР | | Добыча | Добыча | | Обогащение | Обогащение | | Оценка | Оценка | | Сбыт | Сбыт | Таблица составлена автором
Исходя из таблицы видно, что дополнительные затраты, которые влекут за собой геологоразведочные работы, могут повлиять на эффективность развития компании. Помимо того, что российские компании теряют много времени (от 3 и более лет, а это более двух лет на подготовку месторождений к добыче), тогда как зарубежные компании сразу готовы добывать.
Оценку эффективности проектов на основе ГЧП в сфере недропользования можно представить следующим образом (рис. 3) | | | Рис. 3. Оценка эффективности ГЧП в сфере недропользования | При условии комплексного обеспечения эффективности в сфере недропользования, возможно создание предприятий на основе государственно-частного партнерства. |
| |
|
|