| | Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ | | Кулбатыров Н. Н. директор Центра развития предпринимательства
АО «Институт экономических исследований» (г. Астана),
магистр экономики Каменова С. Б. заместитель директора Центра развития предпринимательства
АО «Институт экономических исследований» (г. Астана),
магистр социальной экономики Асенова А. Е. старший эксперт Центра развития предпринимательства
АО «Институт экономических исследований» (г. Астана),
кандидат экономических наук
| |
| | Статья посвящена вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане. Изучен мировой опыт по разработке методологий исследования трендов и перспектив развития предпринимательской деятельности. Проведен обзор международных исследований относительно методологии измерения бизнес климата. Выявлены условия и факторы, определяющие состояние бизнес климата в регионах Казахстана. Разработана методология построения бизнес-барометра уровня развития предпринимательства в регионах | Ключевые слова: малый и средний бизнес, бизнес климат, государственная поддержка, бизнес компетенции, бизнес инфраструктура, конкуренция, бизнес-барометр, рейтинг | ББК У9(2)-55(2к) Стр: 322 - 326 | Предпринимательская деятельность должна выполнять три основные функции: экономическую, инновационную и социальную. В развитых государствах примерно 70% всех предпринимательских структур приходится на сферу среднего и малого бизнеса (далее МСБ), но подавляющая часть ВВП и национального дохода страны производится крупными компаниями. В странах ЕС и США предприятия МСБ обеспечивают порядка 50–60% от общего объема ВВП. В Казахстане на сегодняшний день вклад МСБ в структуру ВВП составляет 20%, что гораздо ниже, чем в Аргентине — 40%, Мексике –52%, Канаде — 45% и Австралии — 60%.По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в компаниях численностью менее 250 человек работает две трети всего экономически активного населения. [1]
Одним из основных приоритетов программного документа «Стратегия «Казахстан-2050» новый политический курс состоявшегося государства» от 17 января 2014 года является создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.
В своем Послании Президент обозначил ряд задач, реализация которых должна осуществляться в целях повышения доли МСБ в общем объёме ВВП Казахстана до 50%, вместо нынешних 20 %. [2]
Государственная политика в области предпринимательства должна быть направлена не только на то, чтобы люди, имеющие предпринимательские инициативы их реализовали, но и на то, чтобы были найдены меры экономической политики, которые сделали бы предпринимательство более привлекательным и позволили бы повысить предпринимательскую активность населения. Необходимо развивать в людях предприимчивую жизненную позицию, благоприятное отношение к предпринимательству, а также вдохновлять имеющих потенциал роста предпринимателей на дальнейшие шаги. Важно больше внимания обращать на гибкость в предпринимательстве. Чем более гибким становится общество, тем больше гибкости требуется и в коммерческой деятельности, чтобы отвечать ожиданиям и потребностям людей.
Человек с предпринимательской жилкой, с твердой жизненной позицией, имеющий намерения организовать и вести бизнес, способный взять на себя ответственность и риски в условиях жесткой конкуренции, умеющий решать конкретные задачи, вовремя переориентировать свой бизнес при изменениях на внешних и внутренних рынках, может построить успешную карьеру предпринимателя.
В настоящее время в мире применяется большое количество различных методологий исследования трендов и перспектив развития предпринимательской деятельности. Проведенный обзор международных исследований относительно методологий измерения бизнес–климата показывает, что на уровень развития предпринимательской деятельности оказывают влияние не только политическая и экономическая ситуация в стране, совершенство законодательной базы, реализация государственных программ поддержки МСБ, но и степень инициативности самих предпринимателей.
Предпринимательская активность как отдельная область научного познания вызывает большой интерес со стороны академического и экспертного сообщества. Обзор мировой практики показывает, что на сегодняшний день в мире существует большое количество инструментариев анализа предпринимательства и его основных аспектов. Так, только в Европе уже не первый год проводится обзор состояния семейного бизнеса. Европейский барометр семейного предпринимательства (European Family Business Barometer) основан на результатах онлайн опроса, который охватывает порядка 170 респондентов из 18 стран ЕС. В результате исследования за 2014 год проведен анализ факторов, определяющих условия ведения семейного бизнеса в европейских странах, а также усовершенствована методика проведения опроса и оценка качества опроса. [3]
Кроме того, ЕС, начиная с 2011 г., реализует долгосрочную Региональную программу по коммуникации в рамках Европейского соседства (Regional Communication Programme).[4] Целью этой программы является повышение знания среди населения стран региона Европейского соседства о ЕС и его отношениях со странами-партнерами. Программа состоит из трех компонентов: 1) информационная поддержка; 2) тренинги для журналистов и 3) изучение общественного мнения. Третий компонент называется «Барометром Европейского соседства» (EU Neighbourhood Barometer). «Барометр Европейского соседства» представляет собой результаты опросов общественного мнения, проводимых по единой методологии во всех странах Южного (кроме Сирии) и Восточного соседства, плюс — в России. Многие вопросы идентичны «Барометру ЕС» [5], что дает возможность сравнивать данные по ЕС и по региону Европейского соседства. Опросы проводятся местными организациями-партнерами проекта, которые составляют выборку и интервьюируют по анкетам, подготовленным на национальных языках стран — участников опроса. Мониторинг общественного мнения проводится в течение нескольких лет для выявления долгосрочных трендов. Результаты исследования общественного мнения представлены как в региональном разрезе, так и в разрезе социально-демографических показателей по каждой стране. Эти данные могут быть использованы как Европейской комиссией, для которой они в первую очередь предназначены, так и общественными организациями в различных областях (молодежь, пожилые люди, гендер, региональное развитие и т.п.). [6]
Эсперты Michael Page провели в текущем году международное исследование по построению Европейского барометра CFO (European Barometer CFO). В проведенном опросе приняли участие свыше 2400 финансовых директоров и руководителей финансовых отделов, которые предоставили информацию о своих должностных обязанностях, квалификации и карьерных возможностях. По результатам социологического опроса был проведен анализ территориальных различий в уровнях заработной платы, оценка экономической ситуации в странах Европейского союза на основе мнений респондентов, выявлены меры, необходимые во время кризиса и обоснована необходимость трансформации CFO из поддерживающего бизнес-звена в полноценного участника процесса принятия стратегически важных для компании решений. [7]
Компанией General Electric (GE)[8] ежегодно проводится международное исследование в сфере инноваций «Глобальный инновационный барометр 2014» («Global Innovation Barometer»).[9] В 2014 г. исследование проводилось среди 3200 руководителей высшего звена крупнейших компаний мира в апреле — мае 2014 года. В качестве респондентов выбраны непосредственно лица, задействованные в инновационных процессах внутри своих компаний, занимающие должности вице-президентов и президентов. Опросы проводились методом телефонных интервью исследовательской компанией Strategy One в 26 странах (Австралия, Алжир, Бразилия, Великобритания, Германия, Израиль, Индия, Канада, Китай, Мексика, ОАЭ, Польша, Россия, Сингапур, США, Турция, Франция, Швеция, Южная Африка, Южная Корея и Япония). Основные цели исследования — определение факторов, способствующих и мешающих внедрению инноваций, и их восприятия. [10]
В 2011 г. компания «Эрнст энд Янг» представила «Барометр предпринимательской деятельности: Лазурный Берег Ниццы — 2011 год». В исследовании приняли участие более 1000 предпринимателей, изучалась динамика развития бизнеса за последние пять лет. При подготовке исследования эксперты сосредоточили внимание на пяти ключевых факторах развития предпринимательства: доступ к финансированию, регулирование и налогообложение, образование и обучение, культура предпринимательства, а также согласованная работа по поддержке предпринимательства. В данном исследовании проведен обзор таких стран, как Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, ЮАР, Республика Корея, Турция, Великобритания, США и стран Европейского союза. В рамках исследования рассматривается состояние предпринимательской среды в странах «Большой двадцатки» (G20). [11]
Компанией Deloitte на ежегодной основе проводится обзор бизнес-барометра (Deloitte бизнес — барометр), который отражает основные ожидания субъектов МСБ: экономическая ситуация, инвестиционный климат, доступность кредита, занятость, уровень цен, доходность и т.д. Кроме этого, бизнес-барометр включает в себя оценку таких макроэкономических факторов как инфляция, обменный курс, угрозы и риски экономической активности. В опросе принимают участие руководители компаний, количество компаний не менее 300.
Наряду с межстрановыми исследованиями предпринимательства рядом стран проводится анализ условий ведения бизнеса в масштабах отдельно взятой страны. Так, к примеру, в РФ Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства проводит исследование по оценке бизнес среды в регионах («Индекс Опоры»).[12] Индекс представляет собой интегральную оценку качества условий для развития МСБ. Дерево индекса включает в себя пять слагаемых, каждое из которых имеет равный вес при формировании индекса (недвижимость и инфраструктура; человеческие ресурсы; финансовые ресурсы; административный климат и безопасность; система поставщиков). Слагаемые состоят из индикаторов. Всего в формировании Индекса участвует 21 индикатор, все индикаторы представляют собой данные, полученные в результате опроса 6000 представителей руководства малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей. В результате формируется рейтинг 40 регионов по Индексу условий для развития малого и среднего бизнеса.
В Казахстане также предпринимаются попытки оценки условий ведения бизнеса. В 2012–2013 гг. АО «Институт экономических исследований» впервые был проведен обзор условий ведения бизнеса в регионах на основе социологического опроса предпринимателей.
Методология независимого рейтинга «Деловой климат» в 2014 г. была усовершенствована с учетом изменений текущей ситуации. В условиях предстоящего вступления Казахстана в ВТО повышается роль факторов, определяющих конкурентоспособность и бизнес — компетенции бизнеса, обусловленная развитием внутренней среды бизнеса, повышением ответственности предпринимателей в вопросах качества производимой продукции и оказываемых услуг, более эффективного использования ими предоставленных и имеющихся возможностей.
Интегральный индекс «Деловой климат» выступает в качестве бизнес-барометра, характеризующий бизнес-климат в регионах, определяемый по результатам социологического опроса среди предпринимателей. Количество респондентов, принимавших участие в социологическом опросе в 2014 году увеличилось вдвое по сравнению с прошлым годом. Участниками опроса стали представители микропредпринимательства, малого и среднего бизнеса. Опросом были охвачены все регионы Казахстана.
В рамках проведенного исследования «Внедрение независимого рейтинга «Деловой климат» экспертной группой было сформировано дерево факторов посредством проведения глубинных интервью и фокус — групп. На основе выделенных факторов была разработана анкета для предпринимателей. Выборка была сформирована с учетом данных официальной статистики Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК (Рис. 1). | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|