| | Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Николаев М. В. директор Научно-исследовательского института региональной экономики Севера
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук Иванов И. Е. ведущий специалист департамента горнорудного и ювелирно-гранильного производства
Министерства промышленности Республики Саха (Якутия) Григорьева Е. Э. старший научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)
| |
| | В статье выполнены сравнительные расчеты экономической эффективности по предоставляемым преференциям ювелирным и алмазогранильным предприятиям Республики Саха (Якутия), определены изменения в структуре себестоимости их продукции, с прогнозом развития производства. Дано обоснование создания территории опережающего социально-экономического развития по производству бриллиантов и ювелирных изделий в Республике Саха (Якутия) | Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), ювелирные и алмазогранильные предприятия, алмазно-бриллиантовый кластер, себестоимость, территория опережающего социально-экономического развития | УДК 338.45 Стр: 283 - 286 | Россия занимает первое место среди других государств по добыче природных алмазов, но значительно уступает в объёмах производства бриллиантов на мировом алмазно-бриллиантовом рынке[1]. Отличительной особенностью алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) России является наличие одновременно всех составляющих алмазопровода, в отличие от других стран производителей: алмазодобыча, алмазогранильная промышленность, ювелирная промышленность, рынок ювелирных украшений. В 2013 г. объем производства бриллиантов в России составил 1,1 млрд долл. (+1,4% в сравнении с 2012 г.) или 6% от мировых объемов. В ювелирной промышленности России также наблюдается рост объемов производства ювелирных изделий, который составил 80 млрд руб. (+34% в сравнении с 2012 г.) [2].
Алмазогранильная и ювелирная промышленность в Республике Саха (Якутия) была создана более двадцати лет назад. За это время в регионе образовался кластер предприятий и организаций, работающих вместе с целью — увеличение объемов производства и расширение сбытовой сети. Развитие алмазогранильной и ювелирной промышленности является одной из приоритетных задач Правительства Республики Саха (Якутия), в рамках задач диверсификации промышленного производства в соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 г. и Планом социально-экономического развития РС (Я) на 2014–2018 г. [3,4].
В Республике Саха (Якутия) за 2013 г. произведено бриллиантов на 143 млн долл.(-9,5% в сравнении с 2012 г.), ювелирных изделий на 1,7 млрд руб. (+13% в сравнении с 2012 г.). В 2014 г. ожидается рост производства бриллиантов в республике (+7%) в связи с ослаблением курса рубля по отношению к доллару США.
Динамичному развитию ювелирной и гранильной промышленности в Якутии, так и в России, мешают постоянные и уже характерные для данных отраслей проблемы: отсутствие оборотных средств на приобретение сырья, высокая себестоимость производства в сравнении с иностранными компаниями, нехватка высококвалифицированных рабочих кадров. В результате чего, алмазогранильная и ювелирная промышленности не могут привлечь дополнительные инвестиции со стороны российских банков и инвесторов, в том числе и иностранных, которые могли бы одновременно с инвестициями внедрить в российское производство технологические инновации для развития своего производства.
В мировой практике используются различные инструменты для создания благоприятных условий развития своей промышленности. Большое распространение получили особые экономические зоны (ОЭЗ), в рамках которых национальные правительства предоставляют алмазогранильным и ювелирным предприятиям особые преференции.
Например, по производству бриллиантов — ОЭЗ созданы в Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, Южно-Африканской Республике, Таиланде. Исследовав действующие преференции ОЭЗ, можно выделить следующие основные их направления:
● освобождение от корпоративного налога и налога на дивиденды (в период до 3 лет в Китае, 5–8 лет в Индии и Таиланде, до 50 лет в ОАЭ);
● освобождение от импортных таможенных пошлины и НДС на сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, а также на расходные материалы, оборудование и инструменты;
● освобождение от НДС на торговые операции внутри ОЭЗ и на приобретение у местных производителей вышеуказанных категорий товаров;
● «моментальный» возврат (компенсация от государства) НДС при экспорте;
● принцип «единого окна» при работе с государственными органами;
● неограниченный период хранения отечественного и импортного сырья и продукции;
● упрощенная схема таможенной проверки экспортного и импортного грузов;
● отсутствие ограничений на перемещение капитала и прибылей,
● иностранные инвесторы имеют право владеть землей и недвижимостью на территории ОЭЗ;
● ускоренная процедура регистрации и лицензирования компаний, получения разрешения для работы иностранных граждан.
В 2014 году на территории Российской Федерации действуют 17 ОЭЗ, из них 6 — промышленно-производственного типа (ППТ), 5 — технико-внедренческого типа, 4 — туристическо-рекреационного типа и 2 — портового типа. Основным нормативно — правовым актом, регулирующим деятельность ОЭЗ в РФ, является федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ»[5].
Производственную деятельность алмазогранильных и ювелирных предприятий, возможно, организовать на ОЭЗ промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ).
В ОЭЗ ППТ действуют следующие налоговые и таможенные преференции для резидентов:
1. Согласно п.1 ст.284 Налогового Кодекса РФ[6] устанавливается пониженная налоговая ставка налога на прибыль, но не выше 13,5%, подлежащего к зачислению в региональный бюджет. Ставка в федеральный бюджет остается без изменений — 2%.
2. Согласно пп.17 ст.381 Налогового Кодекса РФ[6] освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации, осуществляющие свою деятельность на территории ОЭЗ. Основным применением льготы в ОЭЗ является полное освобождение от налога на имущество, в то время как при «общем» режиме налогообложения, как правило, применяется снижение ставки (в среднем на 50%)[5].
3. Согласно пп.9 ст.395 Налогового Кодекса РФ[6] освобождаются от налогообложения по налогу на землю. Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты данного вида налога сроком на пять лет с момента возникновения права собственности. Налог начисляется на каждый земельный участок.
4. В соответствии с пп.5 п.1 и п.3 ст.58 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [7] установлена ставка для резидентов ОЭЗ ППТ равная 14%.
5. Возможность применения таможенного режима «свободная таможенная зона», в рамках ст. 37 Закона об ОЭЗ [5]. Согласно данной статье иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта без уплаты вывозных таможенных пошлин (ч.1 ст.37 Закона об ОЭЗ[5]), НДС по ставке 0% (приравнивается к экспорту) и без уплаты акциза (ч.1.1 Закона об ОЭЗ[5]). Условием «сохранения» данной льготы является использование (потребление) данного товара на территории ОЭЗ. Вывоз товаров с территории ОЭЗ или их передача не участникам ОЭЗ влечет «восстановление» таможенных пошлин и налогообложение по НДС и акцизу по правилам соответствующего таможенного режима («выпуск для свободного обращения», «переработка на таможенной территории» и т.д.).
Как указано в ч.5 ст.37 Закона об ОЭЗ[5], с товарами, помещенными под таможенный режим «свободной таможенной зоны», допускается совершение любых операций, если такие операции соответствуют условиям соглашений о ведении промышленно-производственной деятельности. Уточним что в таможенный режим «свободной таможенной зоны» помещаются следующие виды товаров:
● товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств;
● товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Российской Федерации;
● товары, находящиеся в особой экономической зоне и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.
Таким образом, организация промышленного производства алмазогранильных и ювелирных предприятий в особых экономических зонах позволяет сократить налоговые и таможенные расходы.
На фоне освоения современного экономического инструментария в России определилась форма организации и управления промышленным производством на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), где в основные задачи производства входят создание условий для опережающего технологического развития и увеличения экономических показателей при активной социальной поддержке привлекаемого населения, сконцентрированной на определенной территории.
В Послании Президента В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. [8] было отмечено, что на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири необходимо создать сеть специальных территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных, в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещённых, в таких территориях, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, налогу на землю, имущество, а также льготная ставка страховых взносов.
Таким образом, ТОСЭР должны способствовать развитию перерабатывающих отраслей промышленности, поскольку предоставляемые льготы направлены на снижение себестоимости готовой продукции.
Основным нормативно — правовым актом, регулирующим создание, деятельность и ликвидацию ТОСЭР должен стать Федеральный Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации и на отдельных территориях Российской Федерации», который находится на стадии рассмотрения в Государственной думе РФ.
В настоящее время, в Минвостокразвития РФ определен перечень ТОСЭР, куда вошел проект ТОСЭР по производству бриллиантов и ювелирных изделий в Республике Саха (Якутия) под названием «Бриллиантовая долина» (ТОСЭР БД) [11].
ТОСЭР своим резидентам предлагает следующие основные таможенные и налоговые преференции:
1. Пониженные налоговые ставки налога на прибыль: в федеральный бюджет ставка составляет 0% в течение всего периода, бюджет субъекта Российской Федерации — 5% в течение пяти налоговых периодов, далее — не менее 10% в течение следующих пяти налоговых периодов.
2. Налог на имущество — 0%.
3. Налог на землю — 0%.
4. Страховые взносы — 7,6%.
5. Предоставляется возможность применения таможенного режима «свободная таможенная зона» на тех же условиях, что и резидентам ОЭЗ.
Важным отличием ТОСЭР от ОЭЗ ППТ является отсутствие четкой установленной суммы капитальных инвестиций. В статье 12 главы 5 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [5] прописана сумма обязательных капитальных инвестиций в размере не менее 120 млн руб., из них 40 млн руб. в течение первых трех лет со дня заключения соглашения об осуществления деятельности в ОЭЗ ППТ. В проекте закона о ТОСЭР[11] отсутствуют установленные суммы и условия капитальных инвестиций: сумма инвестиций зависит от финансово — экономического состояния резидента.
В рамках исследования проведена оценка налоговых ставок и эффективности производства по предоставляемым преференциям ТОСЭР и ОЭЗ ППТ на примере одного из ювелирно-гранильного предприятия Якутска (табл.1).
Из таблицы видно, что при производстве в условиях предоставляемых на ТОСЭР БД позволит сократить затраты предприятия на 78% (экономия составит 76 млн руб. в год), а при производстве в ОЭЗ на 48% (экономия составит 46 млн руб. в год) в ценах 2013 г.
Дальнейшая задача исследования заключалась в определении изменений в структуре себестоимости производства продукции на алмазогранильных и ювелирных предприятиях в РС (Я), с прогнозом производства на ТОСЭР БД.
По причине разнородности готовой продукции алмазогранильных и ювелирных предприятий, и отличительные особенности к организации и трудозатратам производства, анализ структуры себестоимости производства был сделан отдельно для производства ювелирных изделий и производства бриллиантов в РС (Я).
По полученным результатам, представленным таблице 2, следует что, при производстве бриллиантов доля материальных затрат направленных на приобретение алмазного сырья в среднем составляет 94,6%, поэтому затраты на оплату труда составили лишь 1,6%.
Данный факт объясняется низкой маржой получаемой диамантерами при обработке и реализации бриллиантов, на мировом алмазно-бриллиантовом рынке норма прибыли после обработки бриллиантов составляет 2–5% и при реализации бриллиантов 1–4% [2].
Отчисления на амортизацию оборудования составляет всего 0,3% от общего объема затрат, поэтому предприятия не в состоянии приобрести в необходимом объеме модернизированное оборудование.
В сегмент прочих расходов входят коммунальные расходы и аренда, перевозка посылок, почтовые расходы, услуги производственного характера и др. (табл. 2).
Таблица 1
Оценка налоговых ставок и их эффективность в ТОСЭР и ОЭЗ ППТ, млн руб.№ | Виды налогов | ТОСЭР | ОЭЗ ППТ |
---|
Ставка в ТОСЭР, % | Налог, взносы фактически начисленные | Налог, рассчитанный по льготным ставкам | Выгода | Ставка в ОЭЗ ППТ, % | Налог, взносы фактически начисленные | Налог, рассчитанный по льготным ставкам | Выгода |
---|
1 | Налог на прибыль (всего), в.т. ч: | 5% | 39,36 | 9,84 | 29,52 | 15,5% | 39,36 | 30,50 | 8,86 | 1.1. | в федеральный бюджет | 0% | 3,94 | 0 | 3,94 | 2% | 3,94 | 3,94 | 0 | 1.2. | в региональный бюджет | 5% | 35,42 | 9,84 | 25,58 | 13,5% | 35,42 | 26,57 | 8,86 | 2 | Налог на имущество организаций | 0% | 13,50 | 0 | 13,50 | 0% | 13,50 | 0 | 13,50 | 3 | Налог на землю | 0% | 0,66 | 0 | 0,66 | 0% | 0,66 | 0 | 0,66 | 4 | Общая сумма страховых взносов, в т.ч.: | 7,6% | 43,65 | 11,06 | 32,59 | 14% | 43,65 | 20,37 | 23,28 | 4.1. | Пенсионный фонд РФ | 3% | 32,01 | 4,36 | 27,64 | 8% | 32,01 | 11,64 | 20,37 | 4.2. | Фонд социального страхования РФ | 1,5% | 4,22 | 2,18 | 2,04 | 2% | 4,22 | 2,91 | 1,31 | 4.3. | Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | 1,5% | 4,51 | 2,18 | 2,33 | 2% | 4,51 | 2,91 | 1,60 | 4.4. | Территориальный фонд обязательного медицинского страхования | 1,6% | 2,91 | 2,33 | 0,58 | 2% | 2,91 | 2,91 | 0 | | Итого | | 97,17 | 20,90 | 76,28 | | 97,17 | 50,87 | 46,30 |
Таблица 2
Структура себестоимости производства бриллиантов в РС (Я) и ТОСЭР№ | Себестоимость производства | АБК РС (Я),% | ТОСЭР,% |
---|
1. | Материальные затраты | 94,6 | 96,8 | 2. | Затраты на оплату труда | 1,6 | 1,6 | 3. | Страховые взносы | 0,5 | 0,1 | 4. | Налоги на себестоимость | 0,8 | 0,3 | 5. | Амортизация | 0,3 | 0,3 | 6. | Прочие расходы, из них: | 2,2 | 2,2 | 6.1 | Коммунальные расходы и аренда | 29,8 | 29,8 | 6.2 | Перевозка посылок | 22,0 | 22,0 | 6.3 | Услуги производственного характера | 15,6 | 15,6 | 6.4 | Почтовые расходы | 15,4 | 15,4 | 6.5 | Расходы по иностранным сотрудникам | 6,0 | 6,0 | 6.6 | Командировочные расходы | 0,9 | 0,9 | 6.7 | Услуги связи | 3,7 | 3,7 | 6.8 | Услуги охраны | 1,8 | 1,8 | 6.9 | Информационные и консультационные услуги | 4,7 | 4,7 | Источник: по данным алмазогранильных предприятий РС (Я)
При сопоставлении предлагаемых преференций по налоговым и таможенным льготам на ТОСЭР БД[11] структура себестоимости производства бриллиантов изменится в следующих соотношениях:
— уменьшение доли расходов на налоговые отчисление от 0,8% до 0,3%;
— уменьшение доли расходов на страховые взносы от 0,5% до 0,1%;
— увеличение доли материальных затрат от 94,6% до 96,8%.
При дальнейшем анализе структуры себестоимости производства ювелирных изделий в РС (Я) получены следующие результаты, представленные на таблице 3.
Таблица 3
Структура себестоимости производства ювелирных изделий в РС (Я) и ТОСЭР№ | Себестоимость производства | АБК РС (Я),% | ТОСЭР,% |
---|
1. | Материальные затраты | 81,7 | 84,0 | 2. | Затраты на оплату труда | 8,6 | 8,8 | 3. | Страховые взносы | 2,6 | 0,7 | 4. | Налоги на себестоимость | 1,1 | 0,3 | 5. | Амортизация | 0,8 | 0,8 | 6. | Прочие расходы, из них: | 5,2 | 5,3 | 6.1 | Коммунальные расходы и аренда | 41,1 | 41,1 | 6.2 | Перевозка посылок | 8,6 | 8,6 | 6.3 | Услуги производственного характера | 26,1 | 26,1 | 6.4 | Почтовые расходы | 1,2 | 1,2 | 6.5 | Расходы по иностранным сотрудникам | 7,4 | 7,4 | 6.6 | Командировочные расходы | 8,2 | 8,2 | 6.7 | Услуги связи | 2,8 | 2,8 | 6.8 | Услуги охраны | 2,9 | 2,9 | 6.9 | Информационные и консультационные услуги | 1,7 | 1,7 | Источник: по данным ювелирных предприятий РС (Я)
Из структуры себестоимости производства ювелирных изделий видно, что доля материальных затрат направленных на приобретение сырья значительно ниже чем при производстве бриллиантов, которая в среднем составляет 81,7%, при этом затраты на оплату труда составили 8,6%.
Данный факт объясняется высокой добавленной стоимостью при изготовлении и реализации ювелирных изделий, на мировом алмазно-бриллиантовом рынке норма прибыли после изготовления ювелирных изделий составляет 3–5% и при реализации ювелирных изделий достигает до 14% [2].
Отчисления на амортизацию оборудования составляет 0,8% от общего объема затрат. В сегмент прочих расходов входят коммунальные расходы и аренда, перевозка посылок, почтовые расходы, услуги производственного характера и др.
При сопоставлении предлагаемых преференций по налоговым и таможенным льготам на ТОСЭР БД[11] структура себестоимости производства ювелирных изделий изменится в следующих соотношениях:
— уменьшение доли расходов на налоговые отчисление от 1,1% до 0,3%;
— уменьшение доли расходов на страховые взносы от 2,6% до 0,7%;
— увеличение доли материальных затрат от 81,7% до 84,0%.
Исследования показали, что реализация данного проекта, позволит сократить себестоимость производимой продукции предприятий алмазогранильной и ювелирной промышленности Республики Саха (Якутия) за счет уменьшения или «аннулирования» некоторых видов налогов, таможенных пошлин, совершенствования отраслевого законодательства и уменьшения административных барьеров и позволит отрасли конкурировать на мировом алмазно-бриллиантовом рынке.
Приведенные в статье расчеты могут быть использованы при подготовке финансово — экономического обоснования проекта территории опережающего социально-экономического развития по производству бриллиантов и ювелирных изделий в Республике Саха (Якутия) и позволят дать оценку бюджетной эффективности в зависимости от предоставляемых преференций. |
| |
|
|