| | Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Фомина Ю. И. аспирант кафедры экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | В статье рассмотрены критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу, которые имеют важное значение при получении финансовой и административной поддержки экономических субъектов на федеральном и региональном уровне. Предложены методические аспекты управления малыми промышленными предприятиями на региональном уровне | Ключевые слова: анализ хозяйственной деятельности, управление, интегрированные структуры, малое предприятие, промышленность, региональное управление | ББК У21(0)91 Стр: 376 - 378 | С введением в действие Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был уточнен и расширен возможный спектр предприятий, которые в силу отнесения их к малому бизнесу могли рассчитывать на административно-финансовую поддержку на федеральном и региональном уровне. Основным критерием стал показатель, характеризующий объем продаж юридического лица. Кроме того, были введены и охарактеризованы понятия средних, малых и микро- предприятий (рис.1), что в последующим определило специфику ведения финансово-хозяйственной деятельности данных структур, а также порядок государственной поддержки. При этом по показателю численности работников критерий для промышленных предприятий был значительно снижен по сравнению с предыдущим законодательством, но, учитывая инновационные изменения в промышленном производстве и введение автоматизированных производственных систем, подобное изменение ни каким образом не повлияло на сокращение количества малых промышленных предприятий. | | | Рис. 1. Критерии отнесения предприятий к средним, малым и микро | Рассматривая региональные аспекты управления малыми промышленными предприятиями, следует отметить, что Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого среднего предпринимательства в Российской Федерации» был также определен порядок поддержки малых предприятий. В соответствии с рассматриваемым Законом региональные программы развития малых предприятий должны определяться нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий [1].
Как показывает зарубежный и уже Российский опыт наиболее эффективными являются мероприятия, связанные с интегрированными процессами в системе малого бизнеса. Такими мероприятиями, прежде всего, являются процессы создания бизнес-инкубаторов, развитие технопарков, где малые предприятия имеют наибольший доступ к взаимодействию с другими хозяйствующими субъектами. Как показал анализ, проведенный в рамках промышленной стратегии Санкт-Петербурга, одним из приоритетных направлений развития региона является создание и реализация программ, связанных с формированием интегрированных структур, в частности, бизнес-инкубаторами, которые в дальнейшем должны способствовать инновационно-техническому развитию промышленности в целом. Таким образом, встает вопрос о разработке методической составляющей данной структуры, которая удовлетворяла, с одной стороны, высоким требованиям рыночной экономики современного этапа ее развития, с другой, предоставляла возможности реализации целей и задач малых промышленных предприятий.
По нашему мнению, для создания подобного методического обеспечения должны быть определены и конкретизированы базовые элементы данной интегрированной структуры, поскольку вокруг них создаются элементы меньшего порядка, в частности, подсистемы, определенные группы и конкретные малые промышленные единицы. Исследования зарубежного и российского опыта в данной сфере показали необходимость выделения трех базисных элементов такого рода:
1. структура общего управления или административная структура;
2. функционально-ориентированные организационные единицы;
3. кластерные структуры предпринимателей и инициативные саморегулируемые отраслевые объединения;
Поэтому центральной является проблема, связанная с взаимодействием структуры общего управления, определяемой на региональном уровне, и малым промышленным предприятием, а, прежде всего — их руководством. Этот вопрос на сегодняшний день является довольно сложным, т.к. особенности функционирования и развития у каждого из этих составляющих принципиально различны: с одной стороны, движущей силой является приказ, исполнительность, четкое следование прописанным регламентам, а с другой — инициатива, предприимчивость, неожиданные решения и неординарные действия. Поэтому здесь необходимо исследовать и учитывать уже имеющийся опыт подобного взаимодействия, а также иметь возможность последующей корректировки в процессе развития интегрированной структуры.
Одним из вариантов, уже имевшим место при создании регионального бизнес-инкубатора, было решение о создании дополнительных подразделений, непосредственно подчиняемых структуре общего управления:
— департамент локальных бизнес-инкубаторов;
— департамент системных бизнес-инкубаторов;
— департамент специальных бизнес-инкубаторов.
В подчинении этих департаментов соответственно находятся отделы и подразделения, созданные непосредственно для решения определенных целей и задач всего интегрированного комплекса, в частности, это могут быть отделы: технологических бизнес-инкубаторов; офисных бизнес-инкубаторов; инкубирования в телекоммуникациях; производственно-технологических зон и др.
Относительно второго базисного элемента формирования интегрированной структуры, т.е. функционально-ориентированной организационной единицы, следует прокомментировать, что поскольку функциональные подразделения «пересекают» административную структуру, естественным образом встает вопрос о, так называемых матричных согласованиях. Поэтому логика формирования данного базисного элемента должна, по нашему мнению, четко согласовываться с целями и задачами всей интегрированной структуры в целом. Таким образом, можно предложить только примерный комплекс функционально-ориентированных структурных единиц координации и регулирования процессов бизнес-инкубатора, который возможно корректировать в зависимости от видов бизнес-инкубаторов (табл.1.).
Что касается третьего базисного элемента, исследуемой структуры, то следует отметить, что инициативные саморегулируемые отраслевые объединения или кластеры — важнейший элемент эффективного функционирования малого промышленного бизнеса.
Необходимость создания и развития данного третьего базисного элемента подтверждают, прежде всего, его уже имеющиеся положительные особенности:
● поддержка эффективных или потенциально эффективных элементов региональной экономики;
● возрастание роли государственных организаций в качестве посредников между компаниями, а также между компаниями и инфраструктурой знаний;
● перенос акцента с отдельных компаний на локальные (региональные) системы компаний, а также предпринимательскую среду, способствующую повышению стоимости отдельной компании;
● концентрация на внутренних факторах развития в противовес попыткам привлечения внешних инвестиций;
● стимулирование развития социальных процессов, т.е. основанных на доверии форм кооперации с целью увеличения потока и обмена знаниями между субъектами регионального кластера, а не прямых форм поддержки (например, финансовой).
Таблица 1
Рекомендуемый комплекс функционально-ориентированных структурных единиц координации и регулирования процессов бизнес-инкубатораФункционально-ориентированная структурная единица | Значение в бизнес-инкубаторе |
---|
Центр продвижения бизнес-инкубации | Определяет стратегические направления бизнес-инкубатора, разрабатывает методическое обеспечение по продвижению бизнес-инкубирования, концентрирует цели и задачи хозяйствующих субъектов интегрированной структуры. | Венчурный фонд | Предоставляет возможности получения инвестиций в наиболее востребованные и инновации сферы деятельности. | Финансовый отдел | Формирует финансовую стратегию бизнес-инкубатора, определяет последовательность финансовых потоков и финансовых операций. | Экономический отдел | Решает планово-экономические вопросы, проводит экономический анализ. | Гарантийный фонд | Предоставляет гарантии по займам и кредитам участникам бизнес-инкубатора | Информационный центр | Осуществляет поддержку информационной составляющий для участников бизнес-инкубатора, регулирует информационные потоки. | Центр текущего мониторинга | Осуществляет мониторинг по необходимым для бизнес-инкубатора показателям, участникам, видам деятельности и т.д., обобщает полученную информацию для принятия различного уровня решений | Служба комплексного консалтинга | Осуществляет поддержку предпринимательских структур в части: правовых, управленческих финансовых, бухгалтерских и других консультационных услуг | Отдел преодоления административных барьеров | Способствует получению различного вида разрешений для осуществления тех или иных задач хозяйствующих субъектов | Комплекс офисных услуг | Осуществляет работы по поддержке административных структур участников бизнес-инкубатора | Отдел бизнес-планирования | Оказывает поддержку при формировании бизнес-планов для получения инвестиций, развития новых видов бизнеса и сегментов бизнеса | Отдел маркетинга | Занимается продвижением товаров, работ, услуг на российском и международном рынках | Центр деловой подготовки | Осуществляет повышение квалификации и переподготовки, а также организует бичмаркетинг на базе бизнес-инкубатора | Центр инкубационной логистики | Организует наиболее рациональный процесс продвижения товаров, изделий и услуг от поставщиков к потребителям |
|
| |
|
|