| | Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Орлов М. Г. аспирант кафедры общей экономической теории
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | В статье представлены основные понятия нового направления экономической теории — институционализма. Дан обзор концептуальных подходов к содержанию понятия «институт». Особое внимание уделяется трактовкам институтов как факторов экономического развития. Даны уточнения понятий: «институт», «экономические институты», «институциональная система», «институциональная структура» | Ключевые слова: институционализм, институт, экономические институты, институциональная система и структура, реальный сектор экономики | УДК 338.1; ББК 65 Стр: 372 - 372 | Одним из направлений развития экономической теории, идущим параллельно с кейнсианством и неоклассицизмом, является институционализм. Название является производным от латинского слова «institutio», означающего «обычай, наставление, указание». В литературных источниках институциональное направление экономической мысли возникло с момента опубликования монографии американского ученого Т. Веблена «Теория праздного класса», т.е. с 1899 г. Он определил «institutio» как «вербальный символ», способ мышления или действия, вошедших в привычку групп и обычаев народа. С его точки зрения, институты фиксируют устоявшиеся процедуры, отражают общее согласие, сложившуюся в обществе договоренность [1]. О социально-экономических институтах Т. Веблен писал: «Такими институтами являются привычные способы осуществления процесса общественной жизни в ее связи с материальным окружением, в котором живет общество... и можно сказать, что силы, воздействующие на реорганизацию социальных институтов, являются, в конечном счете, почти всецело экономическими по своей природе» [2].
Трактовки понятия «институт» сводятся к тому, что это нормы, традиции, мотивы поведения, привычки. Высказывается мысль о том, что институты являются одним из существенных факторов, определяющих характер развития национальной хозяйственной системы и, в частности, ее реального сектора [3]. Однако отсутствует общепринятый теоретический подход, который систематизирует инструменты и формы подобного воздействия.
Нами представлены уточненные формулировки некоторых понятий. В нашем подходе в определении «институт», прежде всего, прослеживается организационно-правовая форма, в которой сохраняются, либо формируются определенные «традиции», «мотивы поведения», «правила», «матрицы поведения», связи с «агентами» производства и реализации. Они закрепляются формально в Уставах, Положениях и прочих Правилах, Хартиях профессиональной и деловой этики.
Представляется правомерным выделить две группы институтов: традиционные институты и институты экономического развития. К традиционным институтам следует отнести: нормы, правила, обряды, привычки, регулирующие жизненный уклад населения в определенных странах и регионах. Некоторые из этих институтов (институт собственности, институт конкуренции) могут быть связаны с хозяйственной деятельностью, а некоторые (праздники, церковные ритуалы, культурны мероприятия) непосредственно к ней не относятся. К институтам экономического развития относятся организационно-правовые структуры, деятельность которых ориентирована на обеспечение хозяйственной динамики. Они могут быть учреждены в виде государственных органов, государственных и частных предприятий, общественных организаций.
Институты экономического развития, в свою очередь, мы подразделяем на две группы: институты развития реального сектора экономики и финансовые институты. Под институтами развития реального сектора мы понимаем организационные системы, разрабатывающие и применяющие экономические механизмы и инструменты с целью обеспечить положительную динамику реального сектора в целом и его инновационной составляющей, в частности. К финансовым институтам относятся организационные системы, разрабатывающие и применяющие экономические механизмы и инструменты, непосредственно ориентированные на денежный сектор экономики. В рамках национальной экономики институты экономического развития образуют институциональную систему, которую мы трактуем как комплекс упорядоченных институтов со свойственными им характеристиками, деятельность каждого из которых вносит свой вклад в развитие экономики страны. При этом роль различных институтов не идентична, поэтому можно говорить об институциональной структуре, которая представляет собой состав институтов, существующих в рамках национальной экономики, и соотношение факторов воздействия на ее развитие. К таким институтам относятся, в частности: органы налогово-бюджетной политики, надзорные органы, инновационные фонды, венчурные инвестиционные фонды, особые экономические зоны, технопарки и т.д.
Роль экономических институтов различных типов и видов мы рассматриваем как действенный инструмент потенциального воздействия на реальный сектор экономики для его динамики на преимущественно инновационной основе. Можно выделить следующие тенденции, характеризующие состояние и динамику институтов экономического развития. Во-первых, происходит все большая формализация этих институтов: они принимают форму государственных учреждений, частных предприятий, общественных организаций и т.д. Во-вторых, национальная хозяйственная система представляет собой сложное взаимодействие рыночных механизмов с государственными структурами, осуществляющими регулирование экономических процессов.
С учетом данных тенденций нами предложена классификация типов и видов институтов развития реального сектора экономики. Классификация включает две группы институтов. К первой группе относятся институты, которые учреждаются государством и по своим задачам и функциональному содержанию деятельности являются инструментами реализации экономической политики государства. Эти институты проводят налогово-бюджетную политику, осуществляют отраслевой надзор, регулирование рыночных структур, а также поддерживают предпринимательскую деятельность на региональном уровне и содействуют фундаментальным исследованиям, технологическому и инновационному развитию. Ко второй группе относятся негосударственные институты, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования рыночных механизмов и развитие хозяйствующих субъектов в условиях конкуренции. Эти институты преследуют в значительной мере частные интересы, в том числе получение прибыли, являясь при этом элементами единой институциональной системы.
В современной хозяйственной системе государство и рынок тесно взаимодействуют, Так, например, органы антимонопольного регулирования, с одной стороны, проводят государственную политику, связанную с регулированием процессов монополизации, а с другой стороны, оказывают непосредственное влияние на ситуации на рынке и тем самым способствуют развитию рыночной конкуренции и совершенствованию рыночных механизмов. Аналогичные рассуждения, в той или иной степени, правомерны и для других институтов. Основная задача функционирования институтов развития реального сектора сводится к обеспечению стабильной динамики национальной хозяйственной системы на преимущественно инновационной основе. Степень практического достижения поставленной задачи на том или ином историческом этапе показывает эффективность функционирования институтов развития материального производства. |
| |
|
|