| | Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014 | | ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ | | Султанбеков Б. Ф. приглашенный профессор Казанского государственного университета культуры и искусств,
профессор, заслуженный деятель науки Республики Татарстан
| |
| | Наш современник мало читает — это факт. Но верно и то, что он не избалован книгами аналитического характера. Вспоминается афоризм Д.Свифта: «Появление хорошей книги — вот событие. А все остальное — случаи». Правда некоторые полагают, что и «случай» тоже рука Господня, который предпочел, анонимность. Только что увидевшая свет книга профессора Э.Р.Тагирова — событие не случайное, а продолжение многолетней успешной исследовательской работы по геополитическим проблемам.
Что происходит на планете Земля? Куда движется человечество: вперед или назад? Происходящее — это случайный вывих в прогрессивном ходе истории, расплата за накопленные человеческим сообществом грехи или результат заговора всемирного масонства?
Такой каскад вопросов, не столько любознательного, сколько витального характера, витает в мыслительном поле современности. Поиск ответов на них — дело архисложное, даже рисковое, ибо незакончен цикл цейтнота, именуемый транзитом. Не остыла разгоряченная войнами и еще не все «черти повыскочили» из ее ада. Хитросплетенное, до конца «не рассекреченное» прошлое, турбулентное настоящее и вызовы, низвергающиеся из недр третьего тысячелетия — все это трудно поддается систематизации, аналитике, комплексному панорамно-объемному философскому осмыслению. Но в этом есть настоятельная необходимость. Ибо особенность исторического момента в том, что ни одна глобальная проблема современности, будь то региональная или страновая, не может быть решена в отдельности без их «стяжки» во времени и пространстве.
Одной из таких попыток всемирного уяснения происходящего на стыке «смены вех» и посвящена монография профессора Э.Р.Тагирова «Планетарная цивилизация в зеркале глобалистики». Сразу отметим многогранность, полидисциплинарность ее формата. Без выхода на смежные предметные «грядки», взор на мир в прошлом, настоящем и будущем измерениях был бы невозможным. Отсюда же вытекает и другой отличительный исследовательский знак представленного труда — это мозаичность его жанра. В руках мы держим, конечно, прежде всего, историческое сочинение, ибо каждый выход на анализ той или иной проблемы сопровождается поиском аналогов их решения в прошлом. Книга при этом является образцом их политологического, социологического и международно-дипломатического «обрамления». Философичность и космологичность стиля мышления, «высотность» и масштабность аналитического взора, усиленные ярко-афористической публицистической — еще одно привлекательное достоинство представленного труда. При этом в ней перемежаются и многие другие жанровые оттенки: лиризма, романтизма, утопии, фантастики... не мало страниц, схожих и со сводкой фронтовых событий.
Методологическим фундаментом анализа, интеллектуальным инструментом миропостижения, «вгрызания» в монолит предмета познания для автора является глобалистика. Он буквально влюблен в эту древнюю, нынче вновь открываемую науку. Цивилизация в его представлении началась тогда, когда человек начал становиться «космистом», «трансценденталистом», «глобалистом». Глобалистика, как справедливо замечает автор, являлась необходимым предметом «поумнения» не только в античное, таковым она становится и в нынешнее, так называемое «третье осевое время». Сильно, требовательно и аккордно звучат его аргументы в пользу глобалистики. Через них автор подводит читателя к выводу о том, что в ходе смены формаций, эпох и поколений человечество постепенно растеряло способность глобалистского мышления, макропознание уступило место микрознанию, вселенское мировоззрение сменилось материально-прагматичским, капитализированным сознанием на тех полях геополитических сражений, где были посеяны «драконьи зубы».
Весьма примечательно в этом плане и не случайно то, что первым и главным предметом анализа в книге выступает проблема войны и мира, введенные в рамки понятия «культура». Хотя на всех уровнях мирового социума «проглядывает» факт истонченности культурного корня, более того сломанность его кода, и тем не менее культуру все больше пытаются отодвинуть за кулисы актуальных проблем. Человечество, зараженное философией обогащения и вирусом великодержавия, вновь выходит на трассу войны и насилия, нетерпимости и агрессивности. Тем не менее, автор аргументированно убеждает, что сохранившиеся в его иммунных клетках традиции культуры мира, толерантности, этноконфессионального согласия дают надежду на то, что она вновь станет определяющей тенденцией мирового развития.
Следующая глава книги «Запад — Восток: война или диалог цивилизаций?», хотя и кажется продолжением анализа проблематики войны и мира, но она опровергает ставшую крылатой фразу Р.Киплинга «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и эта пара не встретится». «Мир не так богат, чтобы «растопить» накопленное богатство в огне межцивилизационных столкновений. Он находится в той степени риска и одновременно зрелости, мудрости и дальновидности, что переведет «войну» Богов на меже в конкуренцию идей, технологий, интеллектуальных открытий для взаимоусиления и удлинения исторического срока жизнетворчества народов мира на Земле».
«Мусульманский синдром», «бум ислама», исламский «джихад», «исламская империя». Эти проблемы также попали в фокус исследовательского внимания. Полагаю, что это и предвидение появления фантома «Исламской империи» (ИГИЛ), становящейся угрозой всей европейской и не только ей, цивилизации. Согласен с авторским положением, что «колыбель, прародина ислама — арабский мир вступил в полосу формационной трансформации, реформации политической и социально-экономической системы. С их исходом определяется судьба «красного Востока», так и ислама в целом как свода культурных, философских, мировоззренческих ценностей». Думаю, что не особенно отвлекусь от книги, если напомню, что еще М.Султан-Галиев — «красный пророк» 20-х годов ХХ века, провидчески писал о наступлении эпохи, когда колонии начнут навязывать свою волю бывшим метрополиям. Он почти точно, вплоть до мест «географического разлома», предсказал и распад СССР — «самого великого геополитического эксперимента века», который, как говорил А.Эйнштейн, проводился в отвратительной лаборатории.
В перечень классических глобальных проблем в книгу введены: экологический кризис, демографическая революция и национальный вопрос. Каждая из них — сложнейшее, острейшее и исторически уже «застаревшее» явление. Но не в манере профессора Э.Тагирова «скакать» по вспаханному полю, его аналитический скальпель погружен в глубину. «Восстание этничности. Национальный вопрос — неостывший кратер». Даже в самой формулировке проблемы кроется новация. С чем связана «национализация» нынешнего момента? Где причины всплеска национализма? В чем суть «восстания этничности»? Успокоится ли «этнократер»? Каковы перспективы выхода из нациекризиса? Вот букет «горячих» вопросов, к формулировке ответов на них автор подходит весьма осторожно, взвешенно. «Не со всеми положениями и постановками вопросов профессора Э.Р.Тагирова можно согласиться. Дискуссионность оценок при анализе столь деликатного, чувственного для самосознания, самоопределения людей и народов, вполне объяснима». Так написано во вступительном слове к книге ректора МГИМО, академика РАН А.В.Торкунова. Я вполне солидарен с таким резюме одного из самых известных историков, автора фундаментальных работ по геополитическим проблемам современности. Но хочу особо оттенить вывод автора книги: «Национализм не преходящая болезнь, не заговорческий проект. Национализм — это прогноз на завтра. Спектр прогнозов — от мировой катастрофы до «всеобщего счастья». Добавлю, что национализм это не только Восток, «просыпается» и сонная, казалось бы, в этом отношении Европа: к баскам и Ольстеру, валлонам и каталонцам, неожиданно «примкнули» в жажде самоидентификации и самоутверждения Шотландия и Венеция. Что дальше?
На аналитическое поле книги автор вывел и комплекс вопросов, связанных с выяснением новых контуров мироустройства, формированием нового мирового порядка, оценкой ООН как «прообраза мира» и ЮНЕСКО в качестве «мыслящей головы» человечества. То есть автор «врывается в специфическую сферу деятельности дипломатов, политиков, международных организаций. Заранее предвидя критику «Не лезь в чужой огород!», автор так обосновывает вхождение на чужую дисциплинарную «делянку». «Геополитика из удела дипломатов, политиков и верхнего этажа управленческого класса государств мира становится предметом осмысления и деятельности национальных элит — интеллектуальных, культурных, предпринимательских, церковных...».
«Что есть Россия?». «Куда она идет?». «Есть ли альтернативы ее будущего?». На эти вечно-дискуссионные вопросы в книге ищутся ответы. «Великодержавность» — это «тамга» государственности, введенное в социогенетику прошлого, не выветренная и сегодня. «Для России не было разночтения в осмыслении ее фатальной приговоренности. Более того, «понятия «великая держава», «непобедимая держава», «супердержава», по сути, были синонимами». Но великодержавие России в авторском контексте не претензия на «вселенское шефство». Ее исключительно значимая роль в истории человечества всегда определялась высотностью духовности, интеллектуальности, нравственности. Смысл модернизации в этом плане сводится не к косметическим, а реальным преобразованиям в сфере науки, образования, культуры. «Украинский майдан» вывел эту задачу на уровень фактора национальной безопасности. В основе великодержавия России лежит «сокрытое сокровище» — космологическая духовность. Автор прав: предстоит не восстановление империи, а «сбор» сил для культурной революции, подобной тем, которые совершились в «золотые», «серебряные» века. Бездуховная Россия проиграет «битву» с технологическим Западом.
Важным условием пассионарного «вскипания» страны является открытие шлюзов для этнорегионального бума. Именно в этот контекст включен татарский фактор. Татарстан задает нравственный вектор для излечения от многих недугов — политических, экономических, социальных интеллектуальных. Республика, в ситуации усиливающейся изоляции от ориентиров, инвестиций и технологий, традиционно исходивших из Европы, превращается в спасительно-опорную модернизационную точку.
Вот лишь некоторые оценочные штрихи к книге Э.Р.Тагирова. В ней «Поражает масштабность и глубинность, академичность и одновременно метафоричность авторского мыслепотока». Это мнение академика А.В.Торкунова. А министр культуры РТ А.М.Сибагатуллин отметил «ее символичность и особую востребованность в Году культуры в Российской Федерации и Республике Татарстан». Могу только добавить, что нам представлен фундаментальный труд, выполнений в жанре философско-публицистического эссе, не в простой, но весьма перспективной форме мышления, историко-социологического наблюдения, научного сочинения в ключе глобалистики. Подкупает высота исследовательской культуры, отсутствие амбиции, скромность. «У автора этих строк нет претензии на полноту, глубину и тем более на законченность анализа затрагиваемых проблем. Все они лишь в стадии постановки. На них лежит налет сомнений, переживаний, стремления охватить воображением, пройтись взором по волнам бурлящего моря жизни». Конечно, назание книги менять нельзя, но по ее прочтении складывается впечатление, что Э.Р.Тагиров мог бы озаглавить ее и попроще: «Куда и зачем идет человечество?». И знак вопроса, пока остается. Хотя на многие, вытекающие из такого названия вопросы, он ответил. Будем ждать продолжения. Считаю, что ее полезно прочитать «от корочки до корочки» всем: от элиты высшего эшелона и до молодежи, которой вскоре предстоит решать эти проблемы. Пришло время глобального мышления и действия. Для всех без исключения. | |
|