| | Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Кожанов К. А. аспирант Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета
| |
| | В статье приводятся результаты прикладных исследований по изучению проблем качества туристских услуг, приводится разработка механизма повышения качества услуг организованного студенческого туризма на этапе реализации | Ключевые слова: туризм, повышение качества, услуги | УДК 338.462; ББК 65.291.3 Стр: 311 - 313 | В настоящее время наблюдается активное развитие индустрии туризма, появляются специальные формы туристской деятельности, происходит формирование новых рынков. Одним из наиболее динамично развивающихся является рынок услуг организованного студенческого туризма (ОСТ-услуг) — поездок учащихся высших учебных заведений, обеспечиваемых туристскими организациями и предприятиями по точному маршруту и регламенту [1]. В настоящее время в России идет активное развитие студенческого самоуправления, все больше бюджетных средств выделяется на развитие академической мобильности университетов, проведение физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий для студентов. Значительная часть этих задач решается с применением различных форм организованного студенческого туризма. Потребности рынка ОСТ постоянно меняются, выдвигаются все новые требования к качеству реализуемых услуг. С целью повышения результативности ОСТ-туризма целесообразной представляется разработка новых хозяйственных механизмов данной индустрии, в том числе, механизмов повышения качества услуг.
В науке существует множество определений хозяйственного механизма. И.Аверина, рассматривая эволюцию понятия, отмечает, что на этапе развития научной школы основной его характеристикой становится следующая: хозяйственный механизм — «это взаимосвязь структурных звеньев: формы организации общественного производства, хозяйственных связей, структуры и совокупности экономических рычагов и стимулов» [2]. С точки зрения А. Туркова, «хозяйственный механизм представляет собой сложную, многоуровневую структуру из взаимодействующих экономических субъектов. Объектом хозяйственного механизма является хозяйственная деятельность этих же субъектов в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Отношения субъектов в процессе взаимодействия направлены на согласование их действий на объект с целью достижения консенсуса экономических интересов» [3].
Отдельное внимание в современной экономической науке уделяется разработке механизмов повышения качества (управления качеством). Так, Ю. Ребнин под механизмом управления качеством продукции подразумевает «совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством» [4]. В управленческой деятельности на рынке туризма под механизмом повышения качества услуг организованного студенческого туризма предлагается понимать взаимосвязь объектов и субъектов управления, хозяйственных связей и отношений, используемых принципов, методов и функций управления в процессе производства, распределения, обмена и потребления услуг, направленных на повышение их качества.
В настоящей работе приведена разработка механизма повышения качества услуг организованного студенческого туризма на этапе реализации мероприятий. Повышение качества услуг в данном случае осуществляется путем регламентации процесса взаимодействия субъектов рынка.
В целях разработки механизма автором выявлены основные проблемы качества данных услуг. Для этого автором проведен ряд экспертных интервью с представителями туриндустрии. В настоящее время число специализированных туроператоров по ОСТ-услугам не превышает 20, и для достижения целей исследования были опрошены эксперты 10 из них. В составе экспертов представлены генеральные директора, руководители отделов молодежного туризма, ведущие специалисты по организации туристских программ. В результате выделены основные проблемы качества ОСТ-услуг на этапе реализации мероприятия:
1) проблема несогласованности показателей качества услуг (9 из 10 экспертов). Следствие данной проблемы — потребительский диссонанс, неудовлетворенность результатами сотрудничества, юридические проблемы, затруднения в процессе планирование будущих услуг, повышение трансакционных издержек;
2) проблема распределения полномочий между заказчиком, туроператором и прочими исполнителями при совместной реализации мероприятия (8 из 10 экспертов). Следствие данной проблемы — ухудшение качества произведенных услуг, сложности в управлении процессами, отсутствие целостности в информационной среде мероприятия, трудности коммуникации и взаимоотношений в коллективе организаторов;
3) проблема утери и асимметрии информации при взаимодействии субъектов ОСТ-рынка (8 из 10 экспертов). Следствие данной проблемы — снижение качества организации и управления бизнес-процессами, повышение трудоемкости работы, риск возникновения критических организационно-управленческих ошибок и существенного снижения качества услуг (вплоть до невозможности их оказания), и, как следствие, нарушения контрактных обязательств.
Данные проблемы вытекают, в основном, из специфичности структуры комплекса ОСТ-услуг: анализ более 300 запросов от вузов России, размещенных в открытом доступе на портале государственных закупок [5], и запросов, направленных туроператорам России, специализирующимся на организации студенческих туристских программ («Туроператор Never Sleep», «Центр молодежных программ «Горизонт», «Туроператор «Сезон» и др.), показал, что 53,3% запросов предполагают реализацию мероприятий силами нескольких субъектов: заказчика, туроператора и партнерских организаций. Опрос 20 ЛПР университетов-заказчиков (проректоров по воспитательной работе, начальников управлений, председателей профкомов) ОСТ-услуг показал, что современные вузы при реализации мероприятий стремятся не только к закупке наиболее качественных услуг, но и к выделению из комплекса ОСТ-услуг определенных элементов (мероприятий) для самостоятельной организации. С точки зрения вузов-заказчиков, реализация части задач (например, организация элементов программы культурных, спортивных мероприятий, массовых событий) с участием студентов способствует их личностному развитию, а также развитию корпоративной культуры и университетских традиций. При этом, зачастую не обладая достаточными ресурсами для организации полноценного элемента мероприятия, часть услуг вузы-заказчики организуют совместно с ОСТ-операторами. При этом, как правило, для организации каждого мероприятия формируется специальная рабочая группа, состоящая из представителей обоих субъектов.
Статистический анализ запросов коммерческих предложений и тендерной документации показал, что 66,1% ОСТ-запросов включают в свой состав как туристские услуги (к которым традиционно принято относить организацию транспортного обслуживания, размещения, питания и экскурсионно-познавательной программы мероприятий в зависимости от формы туризма), так и нетуристские — реализуемые туроператором с участием партнерских организаций. На основе этих данных автором была разработана модульная структура комплекса ОСТ-услуг (рис. 1). | | | Рис. 1. Модульная структура комплекса ОСТ-услуг | Анализ внутренней документации и бизнес-процессов при взаимодействии туроператоров и заказчиков и ряд экспертных интервью показали, что выделенные ранее проблемы качества ОСТ-услуг на этапе реализации мероприятия могут быть решены применением следующего механизма повышения качества:
1. Выделение и согласование между заказчиком и туроператором показателей качества ОСТ-услуг: показателей полноты исполнения контрактных обязательств, удовлетворенности заказчика. Согласование методики оценки значения данных показателей.
2. Разделение комплекса ОСТ-услуг на модули в зависимости от субъекта — непосредственного производителя услуг
3. Разделение процесса реализации ОСТ-услуг на стадии: подготовительная работа, проведение мероприятия, завершающая работа.
4. Согласование предмета взаимодействия Туроператора и Заказчика при реализации каждого модуля мероприятия на каждой из 3 стадий процесса реализации ОСТ-услуг.
Последний шаг предлагаемой последовательности представляется наиболее сложным, поскольку на сегодняшний день не разработано маркетинговых информационных систем (МИС), ориентированных на ОСТ-рынок. Автором были изучены системы маркетинговой информации, применяемые в деятельности 20 туроператоров Санкт-Петербурга широкого профиля. В результате их обобщения была выделена традиционная система регламентации предмета взаимодействия Туроператора и корпоративного заказчика как элемента МИС (рис. 2). | | | Рис. 2. Традиционная система регламентации предмета взаимодействия с потребителями корпоративных туристских услуг на этапе реализации | Данная система в целом применима на рынке услуг корпоративного туризма, однако, учитывая модульную структуру комплекса ОСТ-услуг, их повышенную сложность, расширенное число субъектов-производителей, с целью решения выделенных ранее проблем целесообразной представляется разработка новой информационной системы в увязке с модульной структурой комплекса ОСТ-услуг.
На основе серии наблюдений, проведенных в ходе реализации более 30 ОСТ-мероприятий для нужд государственных вузов России с применением модульного подхода, автором был составлен широкий перечень предметов взаимодействия заказчиков и туроператоров. Далее была разработана система регламентации предмета взаимодействия ОСТ-оператора с заказчиком на этапе реалазиции мероприятия. (Рис. 3). Система включает информационные потоки между Заказчиком и Туроператором. При этом путем оперативного согласования организационных параметров система настраивает автономную коммуникацию прочих субъектов (партнерских организаций и рабочей группы) без необходимости участия Заказчика в ходе мероприятия. Данное свойство системы является крайне важным для ОСТ-рынка, где непосредственным заказчиком выступает Закупочный центр (ЛПР), не нацеленный на непосредственное участие в оперативном управлении мероприятием.
В январе-июле 2014 года было проведено тестирование разработанного механизма в ходе реализации ОСТ-услуг на базе Туроператора «Центр молодежных программ «Горизонт» (ООО «ЦМП «Горизонт»), специализирующегося на оказании услуг по организации молодежного и студенческого туризма. Система регламентации предмета взаимодействия с потребителями была применена на этапе реализации нескольких мероприятий для студентов государственных вузов России различных форматов: экскурсионно-познавательный тур с интерактивными модулями, выездная школа актива, посещение межвузовского патриотического фестиваля, организация летнего оздоровления в межвузовском студенческом лагере. Тестирование показало, что описанная разработка позволяет достичь повышения качества ОСТ-услуг за счет заблаговременного построения системы оценки качества, четкого разграничения зон ответственности субъектов-производителей, от деятельности которых зависит качество услуг, а значит, упростить поиск «разрывов» между реальным и желаемым состоянием показателей качества. Выделение стадий реализации ОСТ-мероприятия позволяет структурировать информационные потоки, сократив потери информации и обеспечив последовательность ее передачи при реализации мероприятия, сокращая вероятность ошибок, утери и ассиметрии информации, снизить риск нарушения контрактных обязательств, повышая удовлетворенность потребителя.
Приведенные разработки в целом способствуют совершенствованию процесса организации услуг на рынке организованного студенческого туризма. Механизм повышения качества услуг может применяться в следующих сферах деятельности:
1) В управленческой деятельности предприятий туристской индустрии при построении маркетинговой информационной системы для организации услуг организованного студенческого туризма, построении систем менеджмента качества, анализе эффективности деятельности предприятия.
2) В закупочной деятельности организаций-заказчиков (государственных вузов) для упрощения коммуникации и контроля качества деятельности исполнителя и других субъектов-производителей услуг, планировании и построении коммуникаций.
3) В научной деятельности — при проведении маркетинговых исследований для рынка ОСТ-услуг, совершенствовании методической базы управления ОСТ-услугами и ОСТ-индустрией.
4) В образовательной деятельности — при вузовской подготовке кадров для индустрии социально-культурного сервиса и туризма, государственного и муниципального управления, а также при профессиональной переподготовке и обучении кадров на предприятиях туристской индустрии. | | | Рис. 3. Система регламентации предмета взаимодействия с потребителями ОСТ-услуг на этапе реализации |
| |
|
|