| | Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ | | Азиев В. А. преподаватель Азербайджанского государственного экономического университета (г. Баку)
| |
| | В статье рассмотрены особенности агромаркетинга и предпринятые меры по обеспечению эффективного результата маркетинговой деятельности в сельском хозяйстве Азербайджана. На основе статистических данных построены графики, характеризующие темп роста общего сельскохозяйственного продукта, индекса физического объема и др. Предлагается комплексный и системный подход совершенствования агромаркетинговой деятельности | Ключевые слова: агромаркетинг, концепция агромаркетинга, эффективность, инфраструктура, сельское хозяйство, Азербайджан | УДК 338.433; ББК 65.2/4 Стр: 294 - 296 | Переходный к рыночной экономике период в Азербайджане завершен. В республике действуют свободные рыночные отношения. В настоящее время уделяется большое внимание формированию необходимой инфраструктуры для функционирования эффективной экономики. Осуществляются структурные реформы, утверждаются современные принципы и методы хозяйствования. Экономика республики динамично развивается. В числе других поставлена задача уменьшить импортозависимость в обеспечении продовольствием населения, что предполагает развитие сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей и совершенствование рыночной инфраструктуры, обеспечивающей своевременную, эффективную доставку произведенного продукта до потребителя.
Одна из серьезных проблем в сельском хозяйстве — это хранение и реализация произведенного продукта. Правительством принимаются соответствующие меры, в частности, освобождение от налогов, субсидирование, построение современных складов-холодильников и т.д. В достижении поставленных целей не малую роль играет маркетинговая деятельность, т.е. один из ее видов — агромаркетинг.
Маркетинг (от англ. market — рынок) буквально означает рынок, рыночную деятельность, работу с рынком. Это понятие впервые появилось в экономической литературе и стало использоваться субъектами рынка в США в начале XX века [3].
В экономической литературе отмечается более двух тысяч определений маркетинга. На наш взгляд многообразие определений маркетинга объясняется важностью маркетинга и разнообразием его видов, одним из видов которого является агромаркетинг, т.е. деятельность по предвидению, планированию, организации и управлению удовлетворением спроса потребителей на товары, услуги, идеи в сфере сельскохозяйственного производства посредством обмена.
Маркетинг не получил широкого развития в отраслях сельского хозяйства, поскольку в этой отрасли традиционно отдается предпочтение прошлому опыту ведения хозяйства и практически отсутствует креативный подход к решению возникающих проблем.
Маркетинг в сельском хозяйстве сложнее других видов маркетинга. Это связано со спецификой сельского хозяйства. Во-первых, природно-климатические условия оказывают решающее воздействие на результаты агромаркетинговых мероприятий, труда всего персонала фермерского хозяйства. Во-вторых, сезонность осуществления сельскохозяйственных работ. С этим связана специфика маркетингового обеспечения изучения рынка сбыта и продвижения продукта.
Использование положительного опыта деятельности и личностного творческого потенциала работников часто связывают с искусством маркетинга. Искусство маркетинга представляет собой форму отражения, познания, осмысления и разрешения конкретной проблемной ситуации посредством высокого уровня творчества, мастерства, интерпретации науки маркетинга и реализации положительного опыта, эвристических особенностей, способностей, фантазии, эрудиции, научной интуиции работников.
Для эффективного осуществления деятельности на рынке сельскохозяйственной продукции необходимо проанализировать функции агромаркетинга и концепции маркетинга.
Российские ученые В.А. Клюкач, Л.И. Клочко, И.В. Соколова, Л.Л. Татарчук, утверждая, что функции маркетинга должны отражать специфику агропромышленного производства и сбыта продукции предприятиями, основываются на следующих предпосылках:
● изучение состояния и динамики потребительского спроса и использование полученных данных в процессе разработки и принятия хозяйственных решений;
● максимальное приспособление производства к требованиям рынка с целью повышения эффективности функционирования предприятия, критерием чего является значение обобщающего показателя его деятельности — прибыли;
● воздействие на рынок и потребительский спрос с помощью таких средств, как реклама и стимулирование сбыта, в целях их формирования в необходимом для предприятия направлении [5].
Производитель должен изучить рынок, а затем начать выпуск продукции, но в то же время точно прогнозировать рынок невозможно, поскольку аграрный рынок достаточно непредсказуем. Однако рекомендации, которые могут дать маркетинговые службы играют большую роль для уменьшения возможных рисков, формирования правильной ценовой политики.
Согласно классической экономической теории — если предложение превышает спрос, то следует уменьшить цену для активизации спроса. Однако такое решение чревато негативными последствиями в долгосрочном плане. В рамках концепции агромаркетинга эти проблемы могут быть решены. В результате изучения рынка определяются потребности покупателя, причем до стадии производства товаров, и таким образом убыточное перепроизводство сводится к минимуму.
Концепция агромаркетинга позволяет решить комплекс вопросов:
● восстановить двусторонние отношения между продавцом и покупателем через посредство изучения рынка, распределения, продвижения товара и рекламы;
● установить параметры производства в зависимости от количества и качества характеристик потребностей, покупательной способности потребителя;
● развивать рекламу и другие формы стимулирования сбыта;
● осуществлять координацию всей работы по удовлетворению интересов потребителя как главной цели предпринимательства.
Применение концепции агромаркетинга повышает эффективность коммерческой деятельности. [4]
Агропромышленный комплекс — важнейшая часть экономики Азербайджанской Республики. Проведенная аграрная реформа создает благоприятную возможность для работников сельского хозяйства. В ходе реформы были реорганизованы такие формы ведения хозяйства как колхозы и совхозы. Вместо них были организованы фермерские хозяйства. Доля частного сектора в производстве сельскохозяйственных продуктов составила 99,7%. Однако мелким фермерским хозяйствам было не по силу обеспечить себя необходимой техникой, оборудованием, удобрениями и т.д.
По инициативе Правительства была организована Лизинговая Компания, которая призвана обеспечить сельское хозяйство недостающим оборудованием. Фермерам оказывают материальную поддержку, 50% стоимости горючего, моторного масла оплачивает государство, а также за каждый гектар пашенной земли под зерно выдается субсидия. В министерстве сельского хозяйства организована горячая линия оперативной консультации и помощи. В результате сельское хозяйство получило импульс в своем развитии, что показывает нижеследующий график (базовый год 2000 г.). | | | График 1. Индекс физического объема продуктов сельского хозяйства по хозяйственным категориям (по сравнительным ценам). Составлен на основе цифр Азербайджанского государственного статистического комитета. | Из графика видно, что индекс физического объема сельскохозяйственных продуктов по всем категориям хозяйств вырос. | | | График 2. Общий доход по результатам деятельности сельскохозяйственных предприятий (в фактических ценах). Составлен на основе цифр Азербайджанского государственного статистического комитета. | Согласно статистическим данным уменьшилось количество убыточных хозяйств. Так, если в 2000 году 52,5% хозяйств работало убыточно, то в 2012 году их было 6,1%.
В нижеследующем графике на основе статистических данных построен график темпа роста общего сельскохозяйственного продукта по отношению к предыдущему году. | | | График 3. Темп роста общего сельскохозяйственного продукта по отношению к предыдущему году (в %). Составлен на основе цифр Азербайджанского государственного статистического комитета. | Из графика видно, что темп роста по индивидуальным предприятиям, семейным и домашним хозяйствам по годам уменьшился, даже в 2010 году в сельскохозяйственных предприятиях и др. организациях зафиксировано отставание 81,6%. Известно, что фермеры испытывают трудности в вопросах выхода на рынок, с реализацией и хранением выращенного урожая.
Думается, имеющиеся недостатки в аграрном секторе в немалой степени связаны недостаточной агромаркетинговой деятельностью как функции управления и важной составляющей инфраструктуры товарного рынка. Агромаркетинг относительно недавно получил развитие у фермеров, однако в этих вопросах пока мало знаний и опыта .
Сельскохозяйственное производство обладает рядом специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на формирование системы управления.
Определенное влияние на организацию управления оказывают и особенности технологии производства, связанные с живыми организмами — растениями, животными, микроорганизмами, что предъявляет особые требования к хранению, транспортировке и сбыту продукции. Это предполагает строгую согласованность выполняемых работ и операций независимо от ведомственной принадлежности организаций и предприятий. Имеются и другие особенности, обусловливающие специфику в организации управления: различия между городом и деревней; живучесть традиций и обычаев населения; влияние личных хозяйств населения, на экономическое положение работающих и др.
Учет влияния особенностей сельского хозяйства как отрасли общественного производства обязателен. Он предопределяет в значительной мере эффективность функционирования всей системы управления сельскохозяйственным производством снизу доверху [1].
В настоящее время в Азербайджане действует около 60 государственных программ, стратегий и концепций для развития всех сфер общественной жизни, в том числе и в аграрном секторе.
Своим Распоряжением Президент Азербайджанской Республики дал поручение подготовить Концепцию развития «Азербайджан — 2020: взгляд в будущее». Необходимость такой концепции связана с вступлением нашей страны в новый этап развития. Достигнутые успехи позволяют Азербайджану ставить более высокие цели и определять вытекающие из них задачи.
Будут осуществляться меры, направленные на упрощение и усовершенствование внешнеторговых процедур, усиление государственной поддержки предпринимателей для выхода на международные рынки и повышения конкурентоспособности на внешних рынках. Будут осуществлены стимулирующие меры в целях повышения экспортной способности субъектов малого и среднего предпринимательства, повышен уровень обеспечения государством субъектов предпринимательства льготными кредитами, для защиты внутреннего рынка от несправедливой конкуренции будут реализованы принятые в международной практике антидемпинговые и другие защитные меры.
В рамках концепции предусмотрено развитие инфраструктуры. Будет уделяться особое внимание переработке сельскохозяйственной продукции, как сфере, имеющей особое значение с точки зрения развития ненефтяной промышленности. Планируется внедрение новых технологий, которые увеличат производственные мощности действующих агроперерабатывающих предприятий, и создание новых предприятий. Меры государственной поддержки для стимулирования интенсивного и эффективного развития аграрного сектора будут продолжены в соответствии с международной практикой. Будут осуществлены дополнительные меры по созданию среды, еще больше поощряющей выделение частными банками и кредитными организациями средств (кредитов) в данный сектор, усовершенствован механизм страхования сельского хозяйства. В результате повысится производительность в сельском хозяйстве, сельское население ближе ознакомится с передовым международным опытом. Будут осуществляться стимулирующие меры по интенсивному развитию различных отраслей сельского хозяйства, поддерживаться инициативы по созданию крупных зерноводческих хозяйств.
Учитывая особое значение создания в регионах складских комплексов на основе самых современных технологий, регулирования сезонных цен, предотвращения потерь продукции, защиты внутреннего рынка и повышения экспортного потенциала, будут продолжены последовательные меры в этой области.
В целях превращения Азербайджана в торговый центр региона предусмотрены развитие транзитных и транспортных услуг с эффективным использованием стратегического географического положения страны, формирование центров логистики в регионах. Все это, в то же время, откроет путь для роста привлекательности страны как производственного и инвестиционного центра, создания новых возможностей в области бизнеса и занятости. С точки зрения реализации задач, предусмотренных в концепции, усиление институционального потенциала будет включать три основных направления: развитие человеческих ресурсов в государственном секторе, расширение деятельности электронного правительства, продолжение институциональных реформ [2].
Принята «Государственная Программа по надежному обеспечению населения Азербайджанской Республики продуктами питания в 2008–2015 гг.».
С точки зрения развития сельского хозяйства Азербайджан считается страной, обладающей большим потенциалом, а осуществление последовательной государственной программы в будущем позволит достичь в этой области роста в 2–3 раза [6].
В Азербайджане последовательно проводятся работа по динамичному развитию экономики, изучается международный опыт. 2014 год объявлен годом промышленности. Думается, это позитивно скажется и на аграрном секторе. Для улучшения эффективности агромаркетинговой деятельности необходимо совершенствование управления агромаркетингом, что требует качественно подготовленных маркетологов для сельского хозяйства и обеспечения информацией фермеров о сложившейся конъюнктуре рынка товаров, а также комплексного и системного подхода в решении аграрных вопросов. |
| |
|
|