| | Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Тюрина Ю. Г. доцент кафедры финансов
Оренбургского государственного университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье представлены подходы к определению налогового потенциала региона с позиции учета макроэкономических показателей, факторов формирования налоговых доходов региона, фактических и потенциальных возможностей территорий, использования индекса налогового потенциала. Предложена система требований, предъявляемых к информации, используемой для оценки налогового потенциала региона. Проведено сопоставление результатов оценок налогового потенциала Оренбургской области, полученных разными методами | Ключевые слова: налоговый потенциал, методы оценки налогового потенциала, индекс налогового потенциала, регион, налоговые доходы | УДК 332.02:330.55(470.56) Стр: 248 - 251 | Важным аспектом при определении налогового потенциала региона является определение функций, присущих ему как экономической категории. В научной литературе встречается позиция многих авторов, касающаяся выполнения двух основных функций налогового потенциала: фискальной и регулирующей.
Направлением налоговой политики государства является стабильное пополнение доходной части бюджета, для реализации которого используется инструментарий налоговой системы: налоговое администрирование, планирование и прогнозирование в налогообложении, контроль над соблюдением поступления денежных средств в бюджеты разных уровней, при этом индикатором оценки эффективности их применения может выступать налоговый потенциал.
На современном этапе во главу угла ставится достижение сбалансированности фискальной и регулирующей функций налогов, что и задает определенный вектор развития и совершенствования налоговой системы государства. Чётко прослеживается связь различных социально-экономических аспектов в раскрытии содержания налогового потенциала региона. В то же время, налоговый потенциал рассматривается не просто как научная категория, а как система информации для регулирования развития экономики как отдельно взятой территории, так и государства в целом. На оценку налогового потенциала территории влияют различные факторы, определяющие социально-экономическое развитие региона, к примеру, географическое расположение, природно-ресурсный климат, степень федерализации налоговых отношений между центром и регионами и т.д.
Анализ теоретических подходов к определению налогового потенциала региона позволяет говорить об отсутствии единого понимания данной экономической категории. Каждый из исследователей рассматривает его с разных позиций, затрагивая те или иные аспекты, а именно:
— планирование и прогнозирование поступлений налогов и сборов в бюджет;
— межбюджетные отношения;
— направления реформирования налоговой системы,
— изменение действующего налогового законодательства.
Дискуссионность раскрытия содержания налогового потенциала региона ставит вопрос качественной и количественной оценки данной категории. Подходы к оценке налогового потенциала региона позволяют разными способами рассчитать возможные налоговые доходы рассматриваемой территории и выявить общие закономерности развития и тенденции их роста. В связи с этим особо значимым становится вопрос, касающийся факторов, определяющих межрегиональную диспропорциональность налогового потенциала, а также достоверности информационной базы, необходимой для проведения расчетов.
В экономической литературе встречаются методы оценки налогового потенциала региона:
— прямые (учитывают показатели формирования налоговых доходов регионов);
— косвенные (учитывают показатели экономической активности региона);
— метод оценки регионального налогового потенциала на основе фактических показателей;
— использование макроэкономических показателей для оценки возможностей региональных органов власти по мобилизации налоговых доходов1;
— регрессионный анализ;
— метод оценки, использующий показатель индекса налогового потенциала2;
— метод, основанный на аддитивном свойстве налогового потенциала.
При этом следует отметить, что информационный массив данных, применяемый для оценки субфедерального налогового потенциала, должен отвечать совокупности условий:
точность и достоверность;
максимальный учет компонентов системы, влияющих на экономическое положение территории;
возможность использования для каждого субъекта Российской Федерации;
непрерывность сбора и обработки всей поступающей информации, необходимой для оценки налогового потенциала;
систематизация — создание информационных баз данных в разрезе муниципальных образований, входящих в состав региона;
актуализация — обновление информации с учетом вновь поступивших данных;
полнота — наличие объема информации, достаточного для оценки налогового потенциала;
организация рациональной системы обработки и хранения информации, необходимой в последующем для оценки потенциала и ее корректировки.
Для обеспечения своевременного, качественного и достоверного налогового планирования и прогнозирования создан Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации3 (рис.1), исходя из тех требований к информации, которые были перечислены выше.
В основу налогового паспорта был заложен макроэкономический подход к расчетам налогового потенциала. Он содержит сведения об объеме промышленной продукции, инвестициях в основной капитал, уровне инфляции, объемах сельскохозяйственной продукции, розничного товарооборота, показателях деятельности предприятий и пр. В связи с его разработкой появилась возможность более обоснованно и системно осуществлять комплекс действий по выявлению контрольных значений по мобилизации налогов и сборов в бюджет государства. | | | Рис. 1. Формирование и использование базы данных «Налоговый паспорт» | В условиях асимметрии регионального развития анализ налогового потенциала субъектов Российской Федерации должен быть комплексным и многосторонним. Проведенный анализ позволил сделать вывод, как о наличии положительных сторон, так и недостатков в каждом из рассмотренных методов, что создает предпосылки для совершенствования методики с наименьшими погрешностями. А введение практики составления органами Федеральной налоговой службы России налоговых паспортов субъектов позволит обеспечить качественно новый уровень информационной базы, что также должно отразиться на полноте, объективности и достоверности полученных в результате расчетов данных.
Данное наблюдение вызывает определенный интерес к оценке максимально возможного уровня налогового потенциала в региональных бюджетах. В рамках исследования проведен анализ налоговой нагрузки на экономику Оренбургской области на основании данных за 2006–2013 гг. Налоговая нагрузка показывает уровень налогового бремени на налогоплательщика, а с 2007 г. уровень налоговой нагрузки стал одним из показателей, который контролируют налоговые органы. Федеральная налоговая служба России ежегодно публикует налоговую нагрузку по основным видам экономической деятельности.
Следует отметить, что уровень нагрузки на экономику региона находится в допустимых пределах, и на протяжении анализируемого периода времени его значение варьировалось от 22,5% до 40,3%. В 2013 г. суммарная налоговая нагрузка на экономику региона составила 34,3%, что на 6,8% больше показателей предыдущего года, при этом наибольший удельный вес занимают налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, что говорит о ресурсно-сырьевой направленности экономики региона, об экономической активности организаций и населения в целом.
Оценка показателей налоговой нагрузки Оренбургской области по отдельным видам экономической деятельности показала, что наибольшая нагрузка приходится на добычу полезных ископаемых, что также подтверждает ресурсно-сырьевой характер ведения хозяйства в регионе.
Метод оценки налогового потенциала на основе показателя ВРП базируется на оценке способности региональных органов власти мобилизовать доходы, исходя из готовности налогоплательщиков уплачивать законодательно установленные суммы налогов, исчисленных на основании средней доли налоговых изъятий в конечном доходе на территории области5. Иначе говоря, в данном случае может быть рассчитана средняя налоговая нагрузка на валовую добавленную стоимость, произведенную в регионе.
Потенциал региона фактически мобилизуется в форме его налоговых доходов, и данный показатель выражает долю ВРП, распределяемого через бюджет территории, на которой он и был создан, и позволяет оценить степень самостоятельности администрации региона в использовании произведенного ВРП6.
В целом данный метод оценки налогового потенциала является понятным, удобным в расчетах и не требующим большого объема статистических данных, а при оценке налогового потенциала используются преимущественно данные Росстата, что является неоспоримым преимуществом по сравнению с другими методами.
На сегодняшний день одним из сложных методов оценки налогового потенциала в плане расчетов, но в то же время и наиболее точным является метод построения репрезентативной налоговой системы (далее РНС). Алгоритм оценки налогового потенциала региона — субъекта России, базирующийся на методе РНС, можно представить в следующем виде:
а) определение элементов РНС, перечня основных налогов региона и их налоговых баз;
б) расчет средней репрезентативной ставки для налогов;
в) определение субфедерального налогового потенциала по видам налогов;
г) расчет суммы налоговых потенциалов налогов.
Расчет может быть скорректирован на показатели, к примеру, характеризующие особенности нормативно-правового регулирования налогообложения в регионе, и др.
Учитывая огромный массив показателей налогового паспорта, ограничением стало включение в информационную модель основных видов налоговых доходов, администрируемых налоговыми органами субъекта России. К основным налогам отнесены: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций. НДС и налог на добычу полезных ископаемых отнесены к числу прочих налогов наряду с остальными налогами и сборами ввиду недостатка сведений о налоговой базе данных налогов и определенной сложности расчета средней репрезентативной ставки по ним. Это влечет за собой недостоверную оценку величины налогового потенциала. Определение налоговых баз для основных налогов произведено в соответствии с данными налогового паспорта Оренбургской области за 2006–2013 гг. и данных статистической налоговой отчетности, при этом принимались во внимание изменения в налогооблагаемой базе.
Таким образом, при расчете налогового потенциала Оренбургской области установлено, что наибольшее значение в формировании бюджета региона в 2013 году имеют следующие налоги: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций и НДС, которые в определенной степени обеспечивают финансовую устойчивость региону. Рассчитанный на основе метода РНС совокупный налоговый потенциал области в 2013 году составил 199,83 млрд рублей. Фактически же налоговые поступления представлены в объеме 186,41 млрд рублей, т.е. отклонение налоговых возможностей от фактических составляет порядка 13,42 млрд рублей, что является довольно существенным показателем с точки зрения мобилизации денежных средств в бюджет.
Следует отметить, что для обеспечения равенства базовых условий при сравнении налоговых потенциалов регионов России принимается предположение, что во всех регионах установлено и введено одинаковое количество налогов, причем применяемые в расчете ставки максимальны. Информационной базой данного вида расчета налогового потенциала является отчетность налоговых органов и данные Налогового паспорта региона. Этот метод оценки налогового потенциала региона можно считать наиболее приближенным к экономической основе налогов, он отличается от других указанных выше методов последовательностью расчета налогового потенциала.
Также в литературе часто встречается характеристика метода оценки налогового потенциала региона на основе показателей фактических поступлений налоговых платежей, сумм налогов, приходящихся на льготы и недоимки («упрощенный метод»). Его использование целесообразно для текущего мониторинга аккумулирования налоговых поступлений на субфедеральном уровне. При этом необходимо брать во внимание значения данных внутренней отчетности налоговых органов в разрезе контрольной работы по администрируемым налогам и доходам.
В современных условиях при помощи экономико-статистических методов имеется возможность определить резервы увеличения налогового потенциала региона. Одним из распространённых методов при этом можно считать индекс налогового потенциала региона, который учитывает налоговый потенциал i-го субъекта РФ и численность постоянного населения i-го субъекта РФ на конец отчетного периода. Расчет данного показателя для Оренбургской области на основе статистических данных по России и по региону за 2006–2013 гг. приведен в табл. 3.
Величина индекса налогового потенциала характеризует экономическое состояние региона. Значение показателя на протяжении 2006–2013 гг. варьировалось от 101% до 118%, это свидетельствует о наличии в регионе постоянно действующих промышленных предприятий, в т.ч. занимающихся добычей и переработкой полезных ископаемых, транспортных, торговых, строительных организаций и предприятий сельского хозяйства и немалой доле аккумулируемых налоговых платежей в бюджет. Следовательно, величина индекса налогового потенциала находится в зависимости от показателя развития отраслей экономики региона.
На сегодняшний день существуют различные методики расчета налогового потенциала субъекта РФ, что связано, в первую очередь, с разнородностью направлений оценки налогового потенциала региона и неоднозначностью преследуемых при ее осуществлении целей. Каждая имеет свои преимущества и недостатки, выраженные, помимо всего прочего, в точности и трудоемкости осуществления оценки. Результаты оценки налогового потенциала Оренбургской области на основе заявленных в статье методов свидетельствуют о неоднозначности полученных результатов. Так, расчет налогового потенциала региона на основе метода ВРП показывает, что данные оценочные показатели максимально приближены к действительно собираемым налогам. Близок к фактическим значениям и метод оценки на основе РНС, однако данный метод является весьма сложным в расчетах и требует наличия обширной информационной базы. Метод на основе фактических данных является самым удобным и простым в расчетах, но тут велика доля отклонения полученных данных от реальных налоговых поступлений.
Достоверная оценка налогового потенциала создает основу для принятия действенных мер в сфере налогообложения и межбюджетных отношений. Методики анализа и прогнозирования налогового потенциала региона предполагают использование системы показателей, отражающих поступление налоговых платежей в бюджеты разных уровней.
Оценка налогового потенциала Оренбургской области свидетельствует о том, что на полноту его реализации существенное воздействие оказывает специализация основных секторов экономики, объем предоставляемых льгот и отсрочек, качество администрирования налоговых платежей, определение масштабов теневой экономики, налоговая культура налогоплательщиков, действующее налоговое законодательство и другие факторы. Учет данных факторов, характерных для разных субъектов государства, помогает с наибольшей точностью обосновать и оценить динамику развития региона, его ресурсной базы и создать основу для прогнозирования состояния региона в будущем. Исходя из этого, задача укрепления налогового потенциала регионов Российской Федерации является многоаспектной и требует системного решения.
Проведенный анализ позволил выделить целый ряд требований, как к методике планирования и прогнозирования налогового потенциала региона, так и к информационной базе данной оценки и прогноза. В их числе: полнота, точность и своевременность учёта налогов; непротиворечивость данных; учёт максимального количества факторов, оказывающих влияние на формирование налогового потенциала региона; возможность моделирования и прогнозирования налогового потенциала; закрепление электронного обмена информацией между государственными структурами на законодательном уровне; ужесточение контроля над формированием информационных ресурсов регистрирующих органов.
Таблица 1
Показатели налоговой нагрузки Оренбургской области, в процентах к ВРП*Показатель | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
---|
По администрируемым доходам | 29,81 | 27,58 | 28,93 | 21,99 | 24,84 | 28,21 | 28,96 | 29,66 | Налог на прибыль организаций | 4,84 | 6,24 | 6,32 | 3,96 | 4,14 | 4,59 | 4,34 | 3,80 | Налог на доходы физических лиц | 2,81 | 3,02 | 3,46 | 3,46 | 3,40 | 3,09 | 3,12 | 3,34 | Налог на добавленную стоимость | 4,84 | 3,14 | 0,53 | 1,12 | 0,90 | 2,02 | 2,33 | 2,55 | Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ | 0,66 | 0,87 | 0,58 | 0,53 | 0,56 | 0,74 | 0,89 | 0,92 | Налог на имущество организации | 0,74 | 0,70 | 0,78 | 1,03 | 1,10 | 0,98 | 1,00 | 1,17 | Налог на добычу полезных ископаемых | 14,91 | 12,62 | 16,18 | 10,78 | 13,73 | 15,95 | 16,37 | 16,93 | Земельный налог | 0,20 | 0,24 | 0,30 | 0,32 | 0,31 | 0,25 | 0,24 | 0,26 | Транспортный налог | 0,14 | 0,11 | 0,16 | 0,20 | 0,19 | 0,16 | 0,14 | 0,14 | * рассчитано автором по данным4
Таблица 2
Результаты оценок налогового потенциала Оренбургской области, в млн руб.Год | Фактические налоговые поступления | Оценка на основе ВРП | Отклонение
от факта, % | Оценка на основе РНС | Отклонение
от факта, % | Оценка на основе «упрощенного» метода | Отклонение
от факта, % |
---|
2006 | 90208 | 91831, 7 | 101,8 | 99228, 8 | 110,0 | 92102,3 | 102, 1 | 2007 | 102230 | 75502,87 | 73,86 | 112555,2 | 110,1 | 104633,50 | 102,35 | 2008 | 124365 | 82597,87 | 66,42 | 130085,8 | 104,6 | 128317,1 | 103,18 | 2009 | 90 870 | 68429,92 | 75,31 | 101410,9 | 111,6 | 93563,9 | 102,96 | 2010 | 113777 | 75833,41 | 66,65 | 121400,0 | 106,7 | 115369,5 | 101,40 | 2011 | 156208 | 95844,38 | 61,36 | 165736,7 | 106,1 | 160677,3 | 102,86 | 2012 | 182252 | 111339,92 | 61,09 | 195009, 6 | 107,0 | 187706,3 | 102,99 | 2013 | 186412 | 107013,06 | 57,41 | 199833,7 | 107,2 | нет данных | — |
Таблица 3
Расчет индекса налогового потенциала Оренбургской областиПоказатель | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
---|
Совокупная величина налоговых поступлений всех регионов, тыс.р. | 5426892435 | 6950982086 | 7944204021 | 6283926244 | 7659534716 | 9715209562 | 10954009949 | 11321616514 | Численность населения РФ, тыс. чел. | 142863 | 142748 | 142737 | 142833 | 142865 | 143056 | 143347 | 143666,931 | Налоговые поступления, мобилизованные на территории Оренбургской области, млрд р. | 90207974 | 102229932 | 124364561 | 90870417 | 113776736 | 156207852 | 182251579 | 186412035 | Численность населения Оренбургской области, тыс. чел. | 2068 | 2056 | 2044 | 2042 | 2032 | 2024 | 2016 | 2009 | Среднедушевые налоговые доходы бюджетов всех уровней, р. | 37986,69 | 48694,08 | 55656,24 | 43994,92 | 53613,79 | 67911,93 | 76416,04 | 78804,61 | Налоговый потенциал региона в расчете на душу населения | 43620,88 | 49722,73 | 60843,72 | 44500,69 | 55992,49 | 77177,79 | 90402,57 | 92788,47 | Индекс налогового потенциала | 1,15 | 1,02 | 1,09 | 1,01 | 1,04 | 1,14 | 1,18 | 1,18 |
|
| |
|
|