Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Щербаков В. В.
заведующий кафедрой коммерции и логистики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
почетный работник высшей школы РФ,
доктор экономических наук, профессор

Смирнова Е. А.
доцент кафедры логистики и торговой политики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Инвариантность логистических инноваций в таможенной сфере
В статье рассмотрены особенности и направления внедрения логистических инноваций в таможенной сфере. Показано влияние концептуальных изменений нормативно-правовой базы в таможенной сфере в условиях вступления РФ в Таможенный союз и создания Единого экономического пространства. Дана характеристика инноваций инфраструктурного и информационно-технического характера. Предложен комплексный подход для анализа эффективности деятельности электронной таможни на основе создания системы сбалансированных показателей
Ключевые слова: логистика, логистические инновации, инвариантность, таможня, электронное и интернет-декларирование, электронная таможня, система сбалансированных показателей
УДК 339.5; ББК 65.2/4   Стр: 229 - 232

В условиях глобализации экономических отношений и признания России в качестве страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенной сферы, уровень развития которой с позиций Всемирной торговой организации (ВТО) характеризует наличие унифицированного в соответствие с международными нормами законодательства, использование новейших информационно-финансовых технологий и формирование современной инфраструктуры.
На наш взгляд, решение всех указанных задач, связанных в той или иной степени с необходимостью проведения инновационных мероприятий в таможенной сфере, невозможно без применения методов и инструментов логистического менеджмента.
Можно выделить, как минимум, пять подходов к определению инноваций [4, c. 98]:
— объектный подход (в качестве инновации рассматривается конкретный объект);
— процессный подход (инновация рассматривается как комплексный процесс);
— объектно-утилитарный (в качестве инновации рассматривается объект, способный удовлетворять потребности с большим эффектом, чем предшествующие аналоги);
— процессно-утилитарный (инновация рассматривается как процесс создания потребительской стоимости);
— процессно-финансовый (под инновацией понимаются инвестиции в создание новой техники, технологий и т.п.).
Инновация — [англ. Innovation; лат. Innovation — обновление] процесс создания и внедрения различных нововведений технического и/или технологического характера. Логистические инновации в таможенной сфере — это формирование и распространение нововведений, способствующих совершенствованию таможенной инфраструктуры и оптимизации логистических потоков.
Инвариантность логистических инноваций состоит в возможности многократного использования полученных в результате внедрения нововведений результатов.
Важнейшей характеристикой системы таможенных органов является ее единообразие и централизованное управление. Уровень развитости и технической оснащенности любого из подразделений должен соответствовать общему уровню развитости всей системы в целом. Иными словами, если в одном регионе внедрены какие-либо инновации, то их необходимо применить и ко всей остальной системе, так как только это может обеспечить единство и универсальность таможенного регулирования.
Таким образом, принцип инвариантности в таможенной сфере при внедрении любых инноваций очень распространен и является основополагающим. Он проявляется в том, что прежде чем какие-либо нововведения будут применены ко всей системе в целом, их «отрабатывают» в процессе запуска пилотного проекта. В результате происходит доработка и корректировка внедряемой технологии, которая впоследствии внедряется повсеместно.
В настоящее время концептуальные изменения в таможенной сфере связаны, прежде всего, с вступлением РФ в Таможенный союз (ТС) с Белоруссией и Казахстаном. Влияние ТС на формирование и управление международными цепями поставок проявляется, прежде всего, в создании единой таможенной территории, упразднении таможенных пошлин во взаимной торговле и создание единого таможенного тарифа в торговле с третьими странами. Таким образом, при пересечении товарными потоками границ стран-участниц ТС соблюдение таможенных формальностей, а именно таможенное декларирование грузов и оплата таможенных пошлин и сборов, утрачивает свою необходимость. Это в значительной степени ускоряет и удешевляет процесс перемещения товаров через границы сопредельных государств.
После вступления России в ТС, основными нормативно-правовыми документами, регулирующими таможенную сферу, в настоящее время является законодательство ТС, которое состоит из:
1. Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС).
2. Международных договоров государств-членов ТС.
3. Решений комиссии ТС.
Помимо ТК ТС, основным нормативно-правовым документом, регулирующим таможенную деятельность на территории ТС, является Единый таможенный тариф ТС (ЕТТ ТС), который представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию ТС из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Действие таможенного законодательства во многом направлено на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции с помощью механизма таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
В настоящее время можно выделить несколько основных направлений совершенствования механизма таможенно-тарифного регулирования в России и Таможенном союзе:
1) дальнейшая разработка методологии и порядка применения таможенного тарифа с учетом использования дифференцированных ставок таможенных пошлин, путем детализации товарной номенклатуры, исходя из общепринятых мировых стандартов и в соответствии с нормами ВТО;
2) совершенствование системы и практики применения тарифных преференций в отношении ввоза товаров в части, касающейся исключения из преференций отдельных категорий товаров, а также пересмотра перечня стран-пользователей схемой преференций;
3) разработка методики и рекомендаций по практическому применению различных видов ставок таможенных пошлин;
4) улучшение механизма контроля за правильностью классификации товаров в соответствии ТН ВЭД;
5) всесторонняя проработка всего комплекса вопросов, касающихся механизма тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
6) установление и поддержание постоянных контактов и консультаций с участниками внешнеэкономической деятельности и их объединениями;
7) дальнейшее совершенствование процедуры взимания таможенных платежей путем усиления контроля за определением страны происхождения товара и таможенной стоимости товаров;
8) обеспечение более тесного взаимодействия таможенных органов с заинтересованными организациями и ведомствами в целях повышения эффективности контроля таможенной стоимости товаров и применения тарифных преференций.
Для этого необходимо ввести такой таможенный тариф, который стал бы интегрированной частью налоговой системы, способной адекватно выполнять протекционистскую и фискальную функции. При этом основными ориентирами по оптимизации работы с тарифом на импортные товары можно выбрать:
— повышение эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки товаров с учетом нынешней и оптимальной структуры экономик стран Таможенного союза;
— сохранение необходимого уровня тарифных мер защиты неконкурентоспособных отраслей.
Концептуальные изменения нормативно-правовой базы в таможенной сфере, связанные с вступлением РФ в Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, послужили отправной точкой для осуществления инфраструктурных инноваций. Инфраструктурные логистические инновации в таможенной сфере базируются на внедрении Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ. Данная концепция была принята 29 августа 2008 года Коллегией Федеральной таможенной службы на перспективу до 2020 года. Концепция входит в состав Стратегии развития ФТС до 2020 года, а также основывается на таких основных документах «стратегического характера», как [1]:
— Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ;
— Основные направления деятельности Правительства РФ;
— Концепция реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы РФ;
— Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года;
— Внешнеэкономическая стратегия РФ до 2020 года.
Предпосылкой появления концепции переноса таможенного декларирования на границы явилось то, что на сегодняшний день таможенное декларирование товаров происходит на внутренних таможнях, расположенных в крупных региональных центрах. При этом товары, ввезенные на территорию РФ, следовали под процедурой таможенного транзита на внутренние таможенные посты крупных городов, где помещались на склады временного хранения для последующего декларирования. Только после завершения этого процесса и уплаты в полном объеме и в установленные сроки сумм таможенных платежей, товары считались прошедшими так называемую «таможенную очистку» и могли быть использованы для дальнейшей продажи или переработки. При этом загруженность транспортной инфраструктуры крупных региональных центров затрудняло движение и замедляло не только процесс таможенного декларирования, но и все транспортное движение.
Перемещение таможенного декларирования и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе РФ позволит разгрузить транспортную и складскую инфраструктуру крупных городов и снизит риски «исчезновения» товаров по пути следования от таможенной границы до таможни назначения. Внедрение концепции в перспективе позволит повысить эффективность процессов таможенного декларирования и контроля товаров, тем не менее, существует ряд проблем, не позволяющих в настоящее время внедрить эту концепцию.
Для успешной реализации проекта необходимо развивать приграничную инфраструктуру, формирование которой тесно связано с развитием транспортно-складской, банковской и социальной инфраструктуры. Кроме того, существует проблема отсутствия в приграничных районах квалифицированных специалистов в области таможенного дела: как институциональных, так и коммерческих посредников. Развитию социальной инфраструктуры в приграничных районах может способствовать ее бюджетное финансирование и закрепление на законодательном уровне стимулов для привлечения в приграничные таможенные органы квалифицированных специалистов.
Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ предусмотрено внедрение технологии «сухого порта», как важного направления, связанного с совершенствованием инфраструктуры в таможенной сфере. Сухой порт как транспортно-логистический центр представляет собой внутренний терминал, оказывающий услуги по перевалке морских грузов для внутренних направлений, их хранению и таможенному декларированию, связанный с морским портом автомобильным или железнодорожным сообщением. Применение этой технологии объясняется загруженностью морских портов, невозможностью дальнейшего расширения территории порта при необходимости осуществлять с постоянно пребывающими грузами операций по их обработке, хранению и таможенному декларированию.
На сегодняшний день технологии «сухого порта» успешно внедряются в ряде регионов РФ:
— в Северо-Западном регионе морской порт Санкт-Петербурга посредством автомобильного и железнодорожного сообщения связан с внутренним терминалом, выполняющим функции «сухого порта», находящегося в Усть-Луге;
— в Нижнем Новгороде начал работу первый российский континентальный контейнерный «сухой порт» Сормово;
— открытый в Забайкальске «сухой порт» позволит перерабатывать весь грузопоток из стран Азиатско-Тихоокеанского региона;
— рядом с Новороссийском в поселке Цемдолина планируется реализовать первый «сухой порт» на Черном море.
Создание «сухих портов» является одним из наиболее эффективных направлений осуществления инфраструктурных логистических инноваций в таможенной сфере.
В целом, внедрение логистических инноваций в таможенную сферу может быть направлено на решение целого ряда нерешенных задач, в частности:
1. В настоящее время развитие приграничной инфраструктуры не позволяет участникам трансграничных цепей поставок осуществлять таможенное декларирование перемещаемых товаров непосредственно на границе, тем самым, повышая нагрузку на транспортную и складскую инфраструктуру крупных региональных центров при оптимизации маршрутов следования грузов по территории РФ. Решение этой проблемы может быть только комплексным, так как развивать таможенную инфраструктуру на границе невозможно без развития социальной инфраструктуры, строительства приграничных городов и разработки государственной политики по привлечению населения на отдаленные границы.
2. Создание системы предварительного информирования, электронного декларирования и интернет-декларирования требует создания условий для завершения основных таможенных операций по декларированию импортируемых товаров до их ввоза на таможенную территорию. Так как на сегодняшний день дублирование электронных сведений происходит на бумажных носителях, это не позволяет участникам трансграничных цепей поставок сократить сроки таможенного декларирования товаров от нескольких дней до нескольких часов, как это заявлено при электронном декларировании.
При решении этой проблемы необходимо совершенствовать систему таможенного контроля и обмена данными в электронном виде, что позволит получать необходимую информацию о товарах в режиме on-line.
Технологии электронного декларирования и интернет-декларирования товаров являются одним их основных способов ускорения процесса совершения таможенных операций по сравнению с традиционным декларированием.
Декларирование товаров представляет собой обязательную процедуру по заявлению в таможенные органы необходимых сведений о товаре при его выпуске. Согласно ст.179 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование товаров может осуществляться как в письменной, так и в электронной формах с использованием таможенной декларации [3].
Реализация технологии электронного декларирования была начата в 2004 году, в рамках единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов с целью реализации принципиально новых подходов, обеспечивающих взаимодействие таможенных органов и участников трансграничных цепей поставок в процессе проведения таможенного декларирования. В экспериментальном режиме технология электронного декларирования впервые была применена на Каширском таможенном посту Московской южной таможни и Заводском таможенном посту Зеленоградской таможни. Эксперимент был осуществлен в соответствии с Распоряжением ФТС России от 30.08.2006 № 313-р «О проведении эксперимента по представлению сведений в электронной форме для целей таможенного оформления с использованием сетей Интернет» в период с 15 сентября 2006 по 01 ноября 2006.
Разработка технологии электронного декларирования проводилась на базе Главного управления информационными технологиями (ГУИТ) ФТС России совместно с Главным научно-информационным вычислительным центром (ГНИВЦ) ФТС России в течение 2005–2007 гг.
Была разработана автоматизированная подсистема (АПС) «Электронное представление сведений». Данная система позволяет участникам ВЭД и другим заинтересованным лицам предоставлять сведения в таможенный орган любого региона России для электронного декларирования.
При этом обеспечивается полная интеграция системы электронного представления сведений с автоматизированными системами таможенного оформления и контроля (КАСТО), которая позволяет сократить время проведения технологических операций.
В рамках развития «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ» разработан новый метод работы с импортируемыми товарами — технология удаленного выпуска.
Данная технология разработана в целях совершенствования процесса электронного декларирования через Интернет. Она применяется для подачи таможенной декларации в электронной форме с целью выпуска товаров еще во время его фактического нахождения на приграничном складе временного хранения, т.е. эта технология позволяет участникам трансграничных цепей поставок сокращать время таможенного декларирования. Среднее время проведения таможенных формальностей не превышает трех часов. При этом проведение хронологического контроля этапов таможенного декларирования и контроля осуществляется в режиме on-line, что способствует повышению прозрачности совершаемых операций.
Технология удаленного выпуска товаров разгружает транспортную инфраструктуру, тем самым, способствуя оптимизации трансграничных цепей поставок.
Применение процедуры удаленного выпуска наиболее востребована при таможенном декларировании таких групп товаров, как, например, скоропортящиеся продукты, фармацевтические компоненты и т.п. В целом, по оценкам некоторых специалистов, технология удаленного выпуска будет применяться при декларировании около 80% импортных товаров.
Пилотный проект по внедрению данной технологии был осуществлен таможенными органами Центрального и Северо-Западного таможенных управлений в 2010 году. В этом же году в ЦТУ были созданы три специальных таможенных поста — центра электронного декларирования для приема деклараций только в электронном виде, использующие в своей деятельности преимущественно технологию удаленного выпуска. В настоящее время через центры электронного декларирования осуществляется выпуск товаров по процедуре удаленного выпуска товаров, перевозимых автомобильным транспортом, 34 таможенных органа. В дальнейшем эта технология будет применяться и для товаров, перевозимых морским и железнодорожным транспортом. Можно предложить следующие мероприятия по дальнейшему развитию данной технологии:
— перераспределение нагрузки на имеющиеся мощности таможенно-логистических терминалов и перенаправление транспортных средств с товарами на незагруженные приграничные терминалы;
— мониторинг основных информационных процессов и реагирование на возникающие технические сбои;
— перераспределение таможенных кадров между внутренними и приграничными таможенными органами;
— подготовка нормативно-правовой базы для применения технологии удаленного выпуска на железнодорожном и морском транспорте.
Таким образом, изучив особенности внедрения логистических инноваций в таможенную сферу, можно отметить, что:
Во-первых, законодательная база в сфере таможенного регулирования находится в постоянном развитии и совершенствовании, что связано с интеграцией экономики Российской Федерации в мировую экономику путем создания Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном и вступления во Всемирную торговую организацию.
Во-вторых, инфраструктурные изменения таможенной сферы, связанные с вступлением РФ в Таможенный союз и переносом таможенного декларирования в места, приближенные к таможенной границе, существенно снижают риски, связанные с перемещением, хранением и декларированием товаров в таможенной сфере, а также позволяют участникам трансграничных цепей поставок совершенствовать схемы движения товарных и сопутствующих им потоков.
В-третьих, внедрение современных информационных технологий в таможенной сфере позволяет участникам трансграничных цепей поставок получать преимущества при взаимодействии с таможенными органами и другими таможенными посредниками, что позволяет им конкурировать на мировом рынке.
Для дальнейшего внедрения логистических инноваций в таможенную сферу и анализа их эффективности предлагается применять комплексный подход, основанный на использовании инструментария логистики, управления цепями поставок и системы сбалансированных показателей. При этом все рассмотренные направления логистических инноваций в таможенной сфере, с точки зрения анализа их эффективности, необходимо рассматривать, используя понятие «электронная таможня».
Электронная таможня — это комплекс мер, направленных на развитие электронных информационных систем (технологии предварительного информирования, технологии электронного и интернет-декларирования товаров, технологии удаленного выпуска товаров) таможенных органов, основанных на принципах анализа и управления рисками.
При анализе эффективности деятельности электронной таможни предлагается применить систему контроллинга логистических бизнес-процессов в таможенной сфере. Для этого необходимо создать систему сбалансированных показателей (ССП) электронной таможни и разработать ряд ключевых показателей эффективности — KPI (Key performance indicators ). Система сбалансированных показателей представляет собой систему стратегического управления компанией, основанную на измерении и оценке эффективности ее деятельности на базе финансовых и нефинансовых показателей [2, с. 83].
Оценить эффективность деятельности электронной таможни возможно, применив стратегическую и счетную карты (рис.1, табл.1).
Рис. 1. Пример стратегической карты электронной таможни

Таблица 1
Пример счетной карты электронной таможни
Стратегические целиПоказатели
FПолнота и своевременность уплаты таможенных платежейПроцент выполнения плана по перечислению сумм таможенных платежей
CПовышение лояльности участников внешнеэкономической деятельностиИндекс лояльности участников внешнеэкономической деятельности
Обеспечение своевремен-ности выполнения ТОДоля своевременно выполненных ТО к общему числу ТО
IУменьшение времени выполнения ТОВремя выполнения ТО
Повышение качества процесса выполнения ТОИндекс выполнения работ по повышению качества ТО
LПовышение навыков и умений сотрудников таможенных органовПроцент сотрудников, соответствующих квалификационным требованиям
Количество проведенного обучения персонала

Стратегическая карта электронной таможни — это таблица, отражающая описание стратегии компании и установление причинно-следственных связей на каждом уровне управления электронной таможни с возможностью «каскадирования» основных задач управления до индивидуального уровня ответственности. Таким образом, задачи корпоративной стратегической и счетной карты каскадируются до уровня отдельных подразделений (создание счетной карты подразделения) и далее до индивидуального уровня (создание индивидуальной счетной карты) и определения персональной ответственности за мониторинг и расчет каждого показателя.
В табл. 2. представлены KPI электронной таможни и формулы их расчета.
Таблица 2
Расчет KPI электронной таможни

ССП обеспечивает взаимодействие сотрудников таможенных органов на всех уровнях управления электронной таможней и дает возможность совершенствовать процесс принятия решений и, тем самым, достигать поставленные цели.
Таким образом, применение KPI для оценки эффективности деятельности электронной таможни позволит точнее выполнять действия, направленные на достижение поставленных целей и оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней окружающей среды.


Литература
1. Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. // www.customs.ru
2. Смирнова Е.А. Управление цепями поставок: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 121 с.
3. Таможенный кодекс Таможенного союза с изменениями и дополнениями на 2011 год / комментарий Е.Ю. Сафаровой. — М.: ООО «Рид Групп», 2011. — 256 с.
4. Щербаков В.В., Иванова Д.П. О позиционировании логистических инноваций // Инновационная деятельность. — Саратов: СГТУ. — 2013. — №3 (26). — С.98–102.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия