| | Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014 | | ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ | | Марущак Д. В. аспирант кафедры финансов, денежного обращения, кредита
Тюменского государственного университета,
экономист отдела договорной работы и учета инвестиций ООО «Газпром геологоразведка»
| |
| | В статье проанализирована текущая ситуация по осуществлению контроля за трансфертным ценообразованием в российском и международном законодательстве. Рассмотрены суть и цели трансфертного ценообразования, методы определения трансфертных цен, а также пути развития законодательных норм в российском и международном законодательстве в области трансфертного ценообразования | Ключевые слова: трансфертное ценообразование, трансфертная цена, рыночная цена, налоговый контроль, Организация экономического сотрудничества и развития | УДК 338.5; ББК 65.05 Стр: 192 - 196 | В настоящее время совершенствование налогового контроля использования трансфертных цен является одним из главных направлений развития законодательства о налогах и сборах, поскольку в условиях появления крупных корпораций проблема контроля трансфертного ценообразования приобретает особую актуальность. Все большую актуальность приобретает практика применения внутриорганизационной коммерческой деятельности, что явилось следствием возникновения интегрированных структур — холдингов, которые считают прибыль по каждой структурной бизнес-единице компании, что, в конечном счете, повышает эффективность функционирования организации1. В связи с этим возникла необходимость создания такой системы учета, которая позволила бы управлять деятельностью всех подразделений. Согласно данной системе, все структурные подразделения одной организации подразделяются на центры ответственности, связующей цепочкой которых является система трансфертного ценообразования, которая позволяет эффективно взаимодействовать каждому подразделению в холдинге.
Актуальность данной темы обусловлена недостаточной освещенностью в научной литературе вопросов трансфертного ценообразования, а также недостаточной прозрачностью регулирования транспортных цен, как законодательством Российской Федерации, так и мировым. Эффективность деятельности всей компании напрямую зависит от эффективности применения системы трансфертного ценообразования. Следует отметить, что данная система существует, как правило, в организациях с высокой степенью внутренней информационной структуры. В последнее время российские крупные компании все больше внедряют информационные системы класса Еnterprise resource program (ERP), объединяющие все процессы компании в одну систему2. Процессом, который позволяет экономически объединить все центры ответственности в такой организации, является система трансфертного ценообразования, позволяющая эффективно и прозрачно функционировать организации.
Американские ученые Р. Антонии и Дж. Дирден — авторы фундаментальных работ в области управления и бизнеса определяют цели трансфертного ценообразования как мотивацию менеджеров к принятию эффективных решений; решения о величине трансфертных цен, которые должны отражаться на прибыльности бизнес — единиц и представлять собой обоснованный критерий измерения деятельности подразделения; систему трансфертного ценообразования, которая позволит эффективно оценить работу автономных подразделений и использовать возможности каждой бизнес—единицы.
На рис. 1 представлена схема достижения компаниями вышеназванных целей3. | | | Рис. 1. Распределение затрат в холдинговой структуре и процесс возникновения трансфертной цены | Проанализировав схему распределения затрат в холдинге, можно увидеть, что производственная компания холдинговой структуры реализует продукцию, произведенную в регионе с низкими издержками, сбытовой компании. Сбытовая компания того же холдинга находится на территории, имеющей высокий спрос на данную продукцию, по внутренним низким ценам. Далее сбытовая компания реализует товар конечному потребителю по более высоким рыночным ценам. В итоге холдинг имеет конкурентное преимущество, создавая более низкую стоимость, и тем самым генерирует прибыль. Таким образом, данная система позволяет менеджерам оценить эффективность использования ограниченных ресурсов.
Исходя из вышеназванных целей, можно выявить суть трансфертного ценообразования. Все подразделения холдинга делятся на структурные бизнес — единицы, и каждое подразделение (бизнес — единица) реализует товары, работы, услуги другому подразделению по определенной цене. Перевод каждой бизнес — единицы на контрактные отношения с остальными отделами внутри единой корпоративной структуры приводит к тому, что рентабельность и прибыль можно определить по всем направлениям бизнеса. Финансовые отношения между подразделениями приводят к внутрифирменным расчетам, которые невозможны без определения цены передаваемой продукции.
Цена, по которой одно подразделение продает продукцию другому, называется трансфертной цены, а процесс установления этой трансфертной цены является трансфертным ценообразованием4.
В научной литературе сущность трансфертного ценообразования рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле трансфертная цена — «нерыночная» «подозрительная» цена, подлежащая налоговому контролю, в отношении которой есть подозрения, что она установлена не в коммерческих целях, а для снижения налогового бремени компании5. Трансфертная цена в узком смысле рассматривается как цена, используемая внутри групп компаний, между взаимозависимыми лицами6.
В Протоколе об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств — членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и в Соглашении об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств — членов ЕврАзЭС от 25.01.2002 трансфертная цена трактуется как цена на товары (работы, услуги), которая отличается от объективно сформированной при совершении международных сделок рыночной цены. В вышеуказанных документах акцентируется внимание на том, что трансфертная цена способствует уменьшению налоговых отчислений, используется в отношениях между взаимозависимыми лицами, отличается от рыночной цены.
На рис. 2 можно увидеть, что если сбытовая компания использует те или иные налоговые льготы или функционирует на территории региона с низким налогообложением, то налоговое бремя на холдинг в целом снижается, так как основная прибыль концентрируется в сбытовой компании7. | | | Рис. 2. Схема распределения прибыли и налогов в холдинговой структуре и процесс формирования трансфертной цены | Используя трансфертные цены при осуществлении операций между взаимосвязанными лицами, можно выделить такие способы минимизации налогообложения как: регистрация компании, в которой концентрируется прибыль в юрисдикции с более низким налогообложением; концентрация прибыли в компаниях, являющихся убыточными по данным налогового учета; использование фирм — «однодневок» в качестве сбытовых компаний, где концентрируется прибыль; неуплата налогов в результате незаконной ликвидации организации-налогоплательщика, где концентрируется прибыль. В основе минимизации налогов лежит использование в сделке цены, отклоняющейся от рыночной при реализации этих же товаров, работ, услуг сторонним лицам, которые оказывают влияние на экономические результаты и результаты сделок.
Таким образом, основными целями трансфертного ценообразования являются эффективное управление ресурсами компании для достижения конкурентного преимущества (см. рис. 1) и минимизация налогообложения, но при использовании данной системы имеется существенный риск того, что государственные органы сочтут данную систему схемой минимизации налогов (см. рис. 2).
Рассмотрим практику контроля за трансфертным ценообразованием международным законодательством. Организация экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) — международная организация, одной из сфер деятельности которой является разработка рекомендаций по контролю за трансфертным ценообразованием. Целью ОЭСР является раскрытие единых правил трансфертного ценообразования. Соблюдение правил позволит избежать двойного налогообложения и сократить вероятность возникновения споров между налоговыми органами разных государств. Основополагающим принципом руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию является принцип «вытянутой руки», который состоит в том, что взаимозависимые компании функционируют «рука об руку» и в своих финансовых отношениях применяют цены, отличные от рыночных. Независимые компании находятся друг от друга «на расстоянии вытянутой руки», применяя цены, формируемые под действием рыночных факторов. В свою очередь, государство корректирует такие нерыночные цены, как если бы компании были независимыми.
Основным преимуществом руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию является установление равных условий, как для компании-налогоплательщика, так и для налоговых органов в странах, законодательство которых основывается на положениях ОЭСР. Наличие единых правил облегчит компании расширение ее деятельности за рубежом и инвестирование в экономику других стран, поскольку позволяет существенно снизить риск двойного налогообложения прибыли, получаемой в результате транснациональных операций.
В международной практике выработаны методы определения соответствия цен сделок рыночному уровню, которые подразделяются на традиционные и методы, основанные на анализе прибыльности сделок. К традиционным методам относятся такие методы как метод сопоставимой неконтролируемой цены, метод цены последующей реализации и затратный метод. К методам ОЭСР, основанным на анализе прибыльности сделок, относятся метод сопоставимой рентабельности и метод распределение прибыли.
На рис. 3–5 рассмотрены традиционные методы определения трансфертных цен, предлагаемые ОЭСР8, на рис. 6 — методы, основанные на анализе прибыльности сделок9.
Подводя итог, необходимо отметить, что подход к регулированию трансфертных цен необходимо формировать с учетом мирового опыта, иначе в дальнейшем это может привести к двойному налогообложению компаний. Возможность двойного налогообложения сдерживает стремление компаний к инвестициям. Использование комплекса существующих законодательных мер не позволяет в полном объеме контролировать уклонение от налогообложения с помощью манипулирования трансфертными ценами. Тем самым подход налоговых органов носит противоречивый характер. В настоящее время Правительство РФ и других стран, а также ОЭСР разрабатывают новые законодательные нормы и уточняют существующие, которые помогут более эффективно осуществлять контроль, не нарушая при этом экономическую функцию трансфертного ценообразования. Возможным решением отмеченных выше проблем может быть единый метод унитарного налогообложения, к разработке которого в ближайшее время будут вынуждены подойти налоговые органы ведущих экономик мира. | | | Рис.3. Методы определения трансфертных цен | | | Рис. 5. Схема использования метода цены последующей реализации | | | Рис.6. Методы анализа прибыльности сделок |
| |
|
|