| | Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014 | | ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА | | Асланов М. А. аспирант кафедры менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна
| |
| | Проблема совершенствования государственного управления является одним из самых приоритетных аспектов социально-экономического развития России. В статье поставлена задача по выявлению новейших тенденций, характерных для современного этапа развития кадров в системе государственного управления страны. Автор проанализировал многочисленные статистические данные о динамике объемов и структуры действующего персонала государственной гражданской службы, выявил имеющиеся тенденции и выдвинул ряд предложений по совершенствованию кадровой работы в органах государственного управления | Ключевые слова: государственная служба, управление персоналом, персонал государственной гражданской службы, кадровые технологии | УДК 342.5; ББК У24(2)0-21 Стр: 127 - 131 | Социально-экономическое развитие Российской Федерации в последние годы требует все более эффективного использования государственных рычагов экономического роста. Такого рода требования могут быть сформулированы и реализованы только в рамках высокопрофессиональной деятельности персонала в органах государственного управления. В силу этого важное теоретическое и практическое значение приобретают исследования, направленные на анализ тех или иных аспектов формирования и использования кадров государственной гражданской службы. Исследования по данной тематике достаточно хорошо представлены в новейшей литературе [1], [2], [3], [4], однако при специальном анализе можно обнаружить недостаточно изученные вопросы. Одним из таких вопросов является исследование новейших тенденций в развитии кадрового состава государственной гражданской службы в России. Понятно, что указанные тенденции могут быть выявлены только на основе экономико-статистического анализа всех имеющихся данных. Такие данные могут быть получены несколькими путями:
Во-первых, это материалы отчетности, регулярно публикуемые Федеральной службой государственной статистики;
Во-вторых, это цифровые данные, представляемые органами государственной власти в своих интернет-ресурсах;
В-третьих, это материалы социологических исследований, проводимых как специализированными организациями (ВЦИОМ, Левада-центр, Фонд общественное мнение и т.д.), так и высшими учебными заведениями (например, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Государственный университет управления, Высшая школа экономики и т.д.).
Общее представление о численности рассматриваемых нами контингентов дают цифры таблицы 1, из которых видно, что к концу 2012 г. в государственных органах, органах МСУ и избирательных комиссиях муниципальных образований РФ общая численность персонала составляла свыше 1570 тыс. чел., при этом за период 2008–2012 гг. она упала на 98,6 тыс. чел. или на 5,9% по сравнению с базовым 2008 годом. Если провести вычисления в расчете на 10 000 чел. постоянного населения страны, то в целом по РФ эта величина составит 109,7 служащих на конец 2012 года.
Обработка данных на конец 2012 г. показывает, что из общей численности рассматриваемых нами контингентов 51,7% приходится на персонал федеральных государственных органов, 16,7% — на работников государственных органов субъектов Российской Федерации и 31,6% — на занятых в органах МСУ и избирательных комиссиях муниципальных образований.
При рассмотрении цифр, представленных в таблице 1, неизбежно возникает вопрос о том, следует ли считать избыточной фактическую численность персонала в органах власти Российской Федерации. Возможный вариант ответа на него можно получить при межстрановом сравнении относительной численности соответствующих контингентов. В частности, новейшие результаты такого рода сопоставлений для контингента работников федеральных органов исполнительной власти представлены в таблице 2. | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|