| | Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014 | | ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА | | Нифаева О. В. доцент кафедры экономики и менеджмента
Брянского государственного технического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье обоснована необходимость укрепления морально-нравственных основ экономических отношений на основе взаимодействия государства и гражданского общества в России. Описаны принципы, функции и направления такого взаимодействия | Ключевые слова: государство, гражданское общество, морально-нравственный капитал, экономические отношения | УДК 334.021; ББК 65.01 Стр: 108 - 112 | 1. Постановка проблемы
В последнее время проблемам взаимодействия государства и гражданского общества уделяется в нашей стране особое внимание. Некоммерческие организации, бизнес, учреждения образования и культуры, средства массовой информации все чаще привлекаются к решению тех или иных социально-экономических проблем. Чрезвычайно важное значение имеет государственно-частное партнерство в области строительства объектов социальной сферы, оказания социальной помощи населению. Многочисленные исследования подтверждают, что распространение демократических институтов, неправительственных организаций и объединений граждан способствует повышению уровня социального капитала общества, нивелированию «провалов» государства и рынка [1, 2].
Указанные обстоятельства отчасти связаны с постепенным осознанием того, что в погоне за экономическим ростом, модернизацией и информатизацией экономики катастрофически мало внимания уделялось морально-нравственным аспектам экономических отношений. В результате совокупного влияния коммерческой рекламы, кино, телевидения и других средств социальных коммуникаций были утрачены многие общечеловеческие ценности, произошло резкое снижение морально-нравственного капитала экономических субъектов. Практика же показала, что экономические реформы невозможны без реформы общественного сознания или хотя бы его корректировки, то есть без учета морально-нравственных аспектов экономических отношений. Любые экономические преобразования должны сопровождаться соответствующими изменениями стереотипов поведения и мышления людей, иначе они могут иметь крайне негативные последствия.
Тем не менее, взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества в настоящее время не носит системного характера. Единичные социальные акции с привлечением некоммерческих организаций или частного бизнеса не могут оказать существенное влияние на характер экономических отношений. В связи с этим в данной статье на основе системного и партисипативного подходов предложен механизм взаимодействия государства и гражданского общества, его функции и направления приложения совместных усилий органов государственной власти и общества.
В роли ключевых субъектов взаимодействия государства и институтов гражданского общества выступают как органы государственной власти, так и некоммерческие организации, учреждения науки, образования и культуры, религиозные организации, частный бизнес, профсоюзы, средства массовой информации, исследовательские организации, широкая общественность.
Особая роль в укреплении морально-нравственных основ экономических отношений в России принадлежит таким институтам гражданского общества, как профессиональные союзы и научное сообщество. В современной России деградация морально-нравственных ценностей особенно пагубно сказалась именно на них. Профсоюзы превратились в соглашателей, не способных отстаивать интересы работников. И это неудивительно, ведь члены профсоюза — такие же работники предприятия, желающие сохранить свое рабочее место и полномочия по распределению членских взносов. Не секрет, что в профсоюзные лидеры нередко назначаются лояльные руководству предприятия люди и даже родственники. В этих условиях эффективность деятельности профсоюзов снижается. В связи с этим необходимо включение поправок в Трудовой кодекс и принятие своеобразного Кодекса этики членов профсоюзов (подобные кодексы уже есть во многих сферах деятельности в России и за рубежом), касающихся повышения независимости и объективности деятельности профсоюзов. Так, в аудиторской практике принцип независимости означает невозможность проведения аудиторской проверки, если аудитор и аудируемое лицо находятся в родственных или деловых связях. Подобную практику можно было бы распространить и на деятельность профсоюзов. Возможно также внедрение практики ежегодного переизбрания всех членов профсоюза, невозможности занимать пост председателя профсоюза более двух раз за время работы в организации.
В ХХI веке ключевое значение приобретает повышение престижа и востребованности российской науки, которая могла бы выполнить чрезвычайно важную миссию по разработке различных альтернативных вариантов социально-экономического развития страны и их широкому общественному обсуждению.
2. Принципы взаимодействия государства и гражданского общества
Взаимодействие государства и институтов гражданского общества в России может базироваться на следующих принципах:
1. Принцип научной обоснованности. Разработка и проведение совместных мероприятий государства и институтов гражданского общества должны быть основаны на последних достижениях теории и методологии таких областей знания, как теория социальных коммуникаций, психология, социология, медицина, демография, не говоря уже об экономике. Активное привлечение научной общественности позволит повысить эффективность расходования средств бюджета и частных лиц путем их направления на решение наиболее острых социально-экономических проблем.
2. Принцип системности и непрерывности. В основе взаимодействия государства и институтов гражданского общества должно лежать системное, всестороннее исследование ключевых социально-экономических проблем. На смену единичным, не связанным между собой и потому малоэффективным социальным акциям отдельных организаций или министерств должны прийти комплексные, ориентированные на долгосрочную перспективу мероприятия, охватывающие наиболее актуальные направления и условия гуманизации экономических отношений в России.
3. Принцип гибкости, адаптивности (ситуационный подход). Механизм взаимодействия государства и институтов гражданского общества должен отвечать требованиям времени и своевременно корректироваться при изменении социально-экономических, политических и других условий. Для этого на государственном уровне должен быть усовершенствован механизм прогнозирования социально-экономического положения страны на основе активизации взаимных усилий (на условиях госзаказа) исследовательских организаций, органов государственной власти, вузов, научных учреждений, занимающихся социально-экономическим прогнозированием.
4. Принцип массовости, обратной связи (партисипативный, проактивный подход). Механизм взаимодействия государства и институтов гражданского общества должен быть ориентирован на привлечение как можно большего числа организаций, объединений граждан и отдельных лиц с тем, чтобы учесть мнение и интересы большинства населения. Тем самым взаимодействие государства и гражданского общества позволит на практике реализовать требование социальной справедливости. Чем больше людей будет вовлечено в процесс взаимодействия государства и гражданского общества, тем лучше будут учтены интересы различных социальных групп, тем эффективнее будут совместные усилия государства и общества. Невозможно решать проблемы, не привлекая к этому тех, кто эти проблемы испытывает. В процессе взаимодействия государства и институтов гражданского общества необходимо выстраивать субъект-субъектные отношения, в которых граждане посредством общественных слушаний, предварительных обсуждений, социологических опросов участвуют в решении социально-экономических проблем.
5. Принцип экономической целесообразности. Рыночный механизм диктует, чтобы взаимодействие государства и институтов гражданского общества осуществлялось на взаимовыгодной основе. Бизнес, государство, широкая общественность должны понимать выгоды и быть заинтересованы в гуманизации экономических отношений в России, повышении человеческого и социального капитала, а следовательно, в достижении целей большинства экономических субъектов.
6. Принцип иерархичности (приоритетности). Наличие иерархии в национальных социально-экономических приоритетах — жизненно важная необходимость. Ни одно государство не обладает достаточным количеством ресурсов, чтобы одновременно решать все возникающие в обществе проблемы, именно поэтому необходима расстановка приоритетов. В свою очередь правильный выбор ключевых направлений взаимодействия государства и гражданского общества, основанный на статистических данных и результатах социологических опросов, обеспечит мультипликативный эффект, вскрывая и позволяя решать (или предотвращать) другие, менее насущные в данный момент социально-экономические проблемы с учетом региональной специфики.
3. Функции механизма взаимодействия государства и гражданского общества
В целях укрепления морально-нравственных основ экономических отношений механизм взаимодействия государства и институтов гражданского общества призван выполнять следующие функции:
1. Функция экономической социализации. С экономической точки зрения социализация означает результат экономических отношений, процесс интеграции субъекта в экономическую среду, в ходе которой происходит его приспособление, усвоение индивидом экономических ролей и стереотипов поведения. Большую роль в процессе экономической социализации играют система образования, семья, средства массовой информации, современная культура и реклама. В связи с этим усилия государства и институтов гражданского общества должны быть направлены на воспитание нравственных, этических стандартов и ценностей экономических отношений.
2. Образовательная (воспитательная, информационная) функция. Совместные действия государства и институтов гражданского общества, направленные на укрепление морально-нравственных основ экономических отношений, могут быть связаны с информированием граждан о существовании тех или иных проблем в стране и в мире и способах их решения, то есть повышением индивидуального человеческого и социального капитала. В частности необходимо более активное распространение информации о том, как бороться с вредными привычками, вести здоровый образ жизни, соблюдать те или иные правила, помогать другим людям, сохранять окружающую среду, что в конечном итоге позитивно скажется на качестве жизни населения.
3. Функция инструмента цивилизованной массовой культуры. В условиях распространения массовой культуры и развития информационных технологий, средств массовых коммуникаций и, прежде всего, телевидения, влияние традиционных институтов гражданского общества (семьи, системы образования, культуры, науки, церкви) снижается. Товаропроизводители и рекламодатели с целью повышения собственных доходов навязывают экономическим субъектам не всегда позитивные морально-нравственные стереотипы поведения, культивируют отношения потребительства. Распространение западной массовой культуры приводит к формированию комплекса национальной неполноценности, утрате традиционных для России ценностей коллективизма, сострадания и милосердия, служения общенациональным интересам [3, c. 17].
В результате распространения массовой культуры процесс индивидуализации и самоидентификации экономического субъекта сменяется процессом охлотизации, когда «быть как все» гораздо безопаснее, комфортнее, престижнее, чем быть индивидуальностью. Кроме того, идеалы и ценности массовой культуры «утрачивают нравственное измерение». В этих условиях произведения искусства и культуры становятся товарами и, чтобы привлечь пресыщенного потребителя, отказываются от нормативных ограничений, распространяют терпимость ко всякого рода девиациям. И наконец, под воздействием средств массовых коммуникаций экономический субъект утрачивает способность критически мыслить, становится пассивным и безвольным [4, c. 3].
Поэтому взаимодействие государства и институтов гражданского общества должно быть направлено на распространение ценностей и норм, отличных от стереотипов потребительской и циничной массовой культуры и характерных для экономических отношений цивилизованного типа. Чрезвычайно сложно, но необходимо, чтобы «быть как все» означало быть трудолюбивым, ответственным и честным как все, вести здоровый образ жизни, уважать других людей и в целом следовать фундаментальным общечеловеческим морально-нравственным ценностям как все, потому что это модно, престижно, правильно, справедливо (новая цивилизованная массовая культура).
4. Превентивная (инструментальная) функция — одна из самых важных, ведь в России традиционно сложилось так, что решение проблемы начинается тогда, когда она уже приобрела практически необратимый характер. Хотя профилактика социально-экономических проблем, сдерживание деградации морально-нравственного капитала, предотвращение появления новых форм безнравственного поведения экономических субъектов — гораздо более эффективные меры, чем борьба с последствиями.
5. Гуманистическая (аксиологическая) функция. Влияние массовой культуры и глобализации на экономические отношения во многом деструктивно, так как приводит к «релятивизации ценностно-нормативной сферы», то есть в современном обществе само понятие нормы или ценности становится относительным, стирается грань между тем, что раньше считалось допустимым и недопустимым, моральным и аморальным [4, c. 3]. В связи с этим и государство, и институты гражданского общества заинтересованы в том, чтобы экономические отношения строились на позитивных морально-нравственных качествах экономических субъектов, что ведет к повышению человеческого и социального капитала.
6. Политико-идеологическая (интеграционная) функция взаимодействия государства и институтов гражданского общества проявляется в следующем: 1) отражение интересов государства и общества; 2) формирование новой национальной идеи, представленной национальной символикой, информацией о событиях, имеющих важное значение для экономики страны и ее положения на мировой арене, освещения планов государства относительно реформ, в том числе непопулярных, мер государства по поддержке различных категорий граждан, предприятий, организаций; 3) укрепление национальной российской идентичности; 4) воспитание гордости и уважения к своей стране, к ее истории и традициям; 5) развитие социальной, межэтнической и кросскультурной толерантности.
4. Направления взаимодействия государства и институтов гражданского общества: системный подход
Что касается потенциальных направлений взаимодействия государства и институтов гражданского общества, то о них можно судить по результатам социологических опросов. Так, Исследовательский холдинг «Ромир» в сентябре 2013 года выяснил, что наибольшее беспокойство у россиян вызывают, прежде всего, бедность, инфляция и коррупция [5]. За восемь лет с момента проведения предыдущего опроса более актуальными для россиян стали проблемы, связанные с коррупцией и жилищно-коммунальным комплексом. Резкий рост показала обеспокоенность проблемами мигрантов и межэтнических конфликтов внутри страны, особенно среди молодых респондентов в возрасте 18–24 лет.
Опросы населения подтверждают важность укрепления морально-нравственных основ экономических отношений, обеспокоенность общества нарушением этических принципов в поведение экономических субъектов, проблемами социальной несправедливости, необходимостю решения ключевых социально-экономических проблем, напрямую связанных с низким уровнем человеческого и социального капитала и выживанием нации. Однако системный подход к определению направлений взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества на федеральном, региональном и местном уровнях в России отсутствует. В связи с этим многочисленные, актуальные и требующие скорейшего решения проблемы, связанные с деградацией морально-нравственных основ экономических отношений, могут быть объединены по двум ключевым направлениям взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества:
1. Повышение человеческого и социального капитала экономических субъектов: отрицание вредных привычек; пропаганда здорового образа жизни; профилактика заболеваний; гуманизация экономических отношений; нивелирование культа потребления; защита окружающей среды; воспитание гуманистических ценностей у детей и молодежи; укрепление семейных ценностей и гендерное равенство; национальное самоопределение.
2. Совершенствование экономических отношений и обеспечение социально-экономической стабильности: создание институциональной среды для эффективного функционирования рыночных механизмов; налаживание цивилизованных отношений между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, предпринимателями и работниками; достижение богатства честным путем; обеспечение социального мира.
Комплексный подход к укреплению морально-нравственных основ экономических отношений в России предполагает активное, целенаправленное и взаимовыгодное сотрудничество государства, бизнеса, профсоюзов, некоммерческих организаций, средств массовой информации, религиозных объединений, учреждений науки, образования и культуры и общества в целом для решения наиболее актуальных социально-экономических проблем.
Активизация взаимодействия государства и гражданского общества возможна при соблюдении ряда условий:
– законодательное оформление на федеральном и региональном уровнях механизма взаимодействия государства и гражданского общества в целях укрепления морально-нравственных основ экономических отношений;
– ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушение морально-нравственных норм экономических отношений (в том числе за преступления в сфере экономики, коррупцию, неэтичное поведение по отношению к другим экономическим субъектам);
– ограничение демонстрации асоциального, аморального, преступного экономического поведения в СМИ, кино, рекламе, Интернете;
– обязательное распространение социальной рекламы, содержащей идеи о роли позитивных морально-нравственных ценностей в экономических отношениях, средствами массовой информации в объеме не менее 5% общего объема распространяемой в течение года рекламы;
– партисипативный подход к принятию большинства нормативных правовых актов, контролю расходования бюджетных средств; разъяснение и общественное обсуждение социально-экономических реформ, непосредственное участие граждан в этом процессе;
– совершенствование государственного мониторинга социально-экономических проблем как направлений взаимодействия государства и гражданского общества.
5. Условия возрастания человеческого капитала как следствия взаимодействия государства и институтов гражданского общества
В целях модернизации экономики страны на основе повышения человеческого капитала экономических субъектов взаимодействие государства и гражданского общества может быть связано с реализацией следующих мер:
1. Вовлечение всех уровней системы образования, использование потенциала социальной рекламы в деле формирования морально-нравственных основ экономических отношений путем воспитания таких качеств экономических субъектов, как трудолюбие, образованность, профессионализм, честность и патриотизм. Также важна пропаганда здорового образа жизни, распространение в рамках учебного процесса, на телевидении, в Интернете, молодежных периодических изданиях информации о российских предпринимателях и общественных деятелях, ученых, чьи морально-нравственные принципы и качества (инициативность, самоотверженность, смелость, образованность, патриотизм) позволили оставить их имена в истории России.
2. Введение курса деловой этики в учебные планы вузов по всем направлениям подготовки. В. Фальцман предполагает, что курс «предпринимательской морали» на основе отечественного и зарубежного опыта способствовал бы формированию у потенциальных предпринимателей и других экономических субъектов чувства самоограничения и ответственности перед обществом [6, c. 50]. Учебные планы также должны быть дополнены дисциплинами, касающимися вопросов хозяйственного права и налогообложения, так как все мы налогоплательщики, а правильность и своевременность уплаты налогов и исполнение договорных обязательств — неотъемлемые принципы деятельности экономического субъекта. В цивилизованных экономических отношениях, основанных на согласовании интересов, и, следовательно, ответственности экономических субъектов, от качества выполнения каждым индивидом своих обязательств, в том числе налоговых, зависит уровень благосостояния всех и каждого.
3. Общение предпринимателей со студентами вузов как обязательный, законодательно закрепленный элемент бизнес-образования. Один из основных недостатков российского экономического образования — его оторванность от практики бизнеса. Теоретически подкованные выпускники вузов могут оказаться невостребованными, так как обучались у преподавателей-теоретиков, не имели опыта общения с предпринимателями, прохождение производственной практики носило формальный характер. Поэтому проведение мастер-классов, семинаров, тренингов, выезды на предприятия, конкурсы профессионального мастерства, премии и награды студентам с возможностью последующего трудоустройства и другие мероприятия должны стать обыденной практикой экономического образования во всех вузах страны, а не только столичных учебных заведениях или бизнес-школах. Эти меры позволили бы объединить знания и практический опыт предпринимателей и творческий потенциал, здоровые амбиции молодежи в реализации бизнес-проектов, в том числе социально значимых. В реализации подобных мер заинтересованы, прежде всего, сами предприниматели, жалующиеся на низкий уровень подготовки выпускников вузов и необходимость их «доучивания» на рабочем месте.
4. Рост доступности образования, особенно на уровне магистратуры и аспирантуры посредством повышения государственных расходов, в том числе увеличения числа бюджетных мест, поскольку сокращение доли бесплатного образования противоречит национальным интересам; частичный возврат к специалитету в системе высшего образования путем расширения перечня стратегических направлений подготовки специалистов. Последний финансово-экономический кризис наглядно показал: будущее есть только у фирм и государств, которые в основу своего экономического роста положили инновационную политику, что «потребует массированных бюджетных ассигнований на науку и образование» [7, c. 30].
5. Возрождение ценности русского языка и образа России как одной из самых читающих наций в мире. Чтение позволяет развить навыки устной и письменной речи, межличностных коммуникаций, заставляет мыслить критически, дает возможность найти общий язык с другими людьми, придает уверенность в общении в любой обстановке. Косноязычный человек, речь которого изобилует междометиями и словами-паразитами, скорее всего, читает очень мало. В то же время величайшая и известная во всем мире русская литература сегодня пользуется все меньшей популярностью среди молодежи. Компьютерные игры и интернет-общение не оставляют ни желания, ни времени на чтение книг. Качество самих издаваемых в России книг резко снизилось за последние двадцать лет. В детской и даже учебной литературе нередко встречаются орфографические и пунктуационные ошибки. Сложно говорить о повышении интеллектуального капитала нации в условиях, когда передача самого капитала осуществляется надрывно, жаргонно, не всегда грамотно. В связи с этим целесообразными представляются следующие меры: 1) воспитание у молодого поколения любви к чтению с раннего возраста; информирование молодежи об отсроченных негативных последствиях чтения исключительно интернет-текстов (снижение уровня грамотности, ухудшение физиологического и психического здоровья и коммуникативных навыков); 2) введение обязательной корректуры всей издаваемой и ввозимой в Россию литературы, по крайней мере, детской и учебной; 3) законодательное закрепление административной ответственности издательств, допускающих систематические и грубые нарушения правил грамматики и стилистики русского языка в выпускаемых ими книгах.
Необходимость укрепления морально-нравственных основ экономических отношений с позиции повышения социального капитала экономических субъектов обусловливает целесообразность принятия следующих совместных мер государства и гражданского общества:
1. Распространение принципов этического консьюмеризма, широко известного в развитых странах и предполагающего предпочтение товаров и услуг компаний, соблюдающих права работников и потребителей, требования охраны окружающей среды, законы и этические нормы [8]. Так компании, нарушающие этические принципы, будут отчасти поставлены в условия, когда их деятельность окажется не совместимой с имиджем успешной компании. Общество само «вынудит» предпринимателей стать более цивилизованными, то есть учитывать интересы других людей, а не действовать только из соображений прибыльности.
2. Объединение усилий государства и церкви в области повышения морально-нравственного капитала экономических субъектов. Важную роль в возрождении морально-нравственного капитала российских предпринимателей и всего общества, сдерживании негативных проявлений человеческой природы могла бы сыграть Русская православная церковь и другие религиозные конфессии. А. Маршалл назвал религию наряду с экономикой «двумя великими силами, формировавшими мировую историю» [9, c. 56]. Л. Абалкин указывал на важную духовную миссию православной церкви как на одно из ключевых условий успешного обновления российского общества [10, c. 154]. В «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятом VIII Всемирным русским народным собором в 2004 году сказано: «Состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный, сможет обеспечить себя, принося пользу своим ближним и своему народу» [11].
Как когда-то протестантская этика из религиозной превратилась в светскую, проникла в плоть и кровь европейцев, так и сегодня ряд ценностей православия можно было бы использовать как рефлекторные, «встроенные стабилизаторы», деловую религию. Распространение православных идеалов воздержания, негативного отношения к нечестно добытому богатству могло бы в значительной степени способствовать духовному возрождению российских экономических субъектов.
3. Повышение роли честности, доверия, ответственности и социальной справедливости в экономических отношениях. Экономические субъекты (предприниматели, государственные служащие, граждане страны в целом) должны осознать следующее: следование морально-нравственным нормам в экономических отношениях приносит гораздо бульшую выгоду, чем рациональное индивидуальное максимизаторство, формирует положительный опыт взаимоотношения экономических субъектов, способствует слаженной успешной совместной работе, росту конкурентоспособности, принятию важных эффективных решений, удовлетворяющих интересы большинства, и их поддержке.
4. Всестороннее повышение прозрачности и информативности деятельности бизнеса и чиновников посредством публичности финансовой и статистической отчетности всех хозяйствующих субъектов, развития системы рейтингов, реальной подотчетности исполнительной и законодательной власти гражданам страны, установление оплаты труда чиновников по результатам деятельности или рейтинговой оценки экономики региона, города.
5. Усиление социальной направленности реформ для повышения уровня доверия граждан к экономическим преобразованиям, поскольку по сравнению с советским временем и некоторыми развитыми странами с социальной рыночной экономикой российское государство сняло с себя многие социальные обязательства. Государственная прямая и косвенная поддержка направлена в основном на развитие финансового сектора, действующая система налогообложения приносит реальные выгоды крупному бизнесу, аффилированному с госструктурами, в то время как меры по поддержке малого бизнеса носят декларативный характер.
6. Внедрение механизмов саморегулирования с учетом уже имеющейся положительной и отрицательной практики их применения в различных отраслях экономики России. Механизмы саморегулирования достаточно эффективно работают за рубежом, так как в их основе лежит контроль членов профессионального сообщества не со стороны государства, а и со стороны других членов группы. Дело в том, что принятие в члены саморегулируемой организации также осуществляется при выполнении определенных не только законодательных, но и этических требований, например, исключение из профессионального сообщества и лишение права заниматься определенным видом предпринимательской деятельности за нарушение требований профессиональной этики. Внедрение механизмов саморегулирования ни в коем случае не означает отмену или ослабление государственного контроля.
7. Повышение уровня патриотизма экономических субъектов, в частности с помощью инструментов государственной социально-экономической политики в области массовых коммуникаций, образования, внутреннего туризма.
6. Выводы
Сегодня российское общество переживает «ценностный кризис». Это препятствует дальнейшим модернизационным преобразованиям. Сложно надеяться на то, что «невидимая рука рынка» наведет порядок в умах и совести предпринимателей и других экономических субъектов, поэтому необходимо внедрение в повседневную и деловую жизнь морально-нравственных принципов экономических отношений. В процессе корректировки ценностных ориентаций важно не упустить момент, воспользоваться так называемым «окном возможностей». Задача России уже сегодня — активизация морально-нравственного капитала общества, пока смена поколений окончательно не произошла, пока утилитарные ценности еще не превалируют в нашем сознании, пока живы те, кто разделяют высшие духовные идеалы любого уважающего себя народа: трудолюбие, честность, справедливость, ответственность, патриотизм. Совместными усилиями органов государственной власти и институтов гражданского общества необходимо воспитать грамотного, интеллектуально и культурно развитого гражданина России, в жизни которого Дом, Семья, Родина, Долг, Ответственность, Национальная безопасность занимают главное место. |
| |
|
|