Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Онучин С. В.
аспирант кафедры экономической теории
Санкт-Петербургского государственного университета


Факторы нестабильности в экономике
В статье проанализировано понятие экономической нестабильности и выявлены ключевые факторы, удерживающие нестабильную хозяйственную систему от ее дальнейшего распада. Проведено исследование возможностей координации параметров порядка в экономической системе для обеспечения перехода от неустойчивой национальной экономики к стабильно развивающейся
Ключевые слова: нестабильность, макроэкономическая нестабильность, синергетика, параметры порядка, программа экономический стабилизации, стабилизационная политика
УДК 330.34; ББК 65.05   Стр: 98 - 102

1. Основы синергетического подхода к исследованию нестабильности и роль аттракторов
Под нестабильностью понимается такое состояние системы, когда ее состояние неустойчиво, а будущая конфигурация элементов, ее составляющих — трудно предсказуема. Эти характеристики являются следствием многовариантности дальнейшего хода событий из-за хаотичности процессов, определяющих функционирование структуры [1]. Но здесь стоит отметить одну важную особенность неустойчивости, имеющую ключевое значение для дальнейшего исследования: любое развитие в принципе предполагает наличие некоего неопределенного, промежуточного состояния между переходом системы из одного состояние в другое, которое и определяется как нестабильность или даже хаос. Это состояние изучается в отрыве от всеобщего процесса эволюции системы ввиду непредсказуемости того, какую форму в дальнейшем примет рассматриваемая структура. Однако, при анализе данных неустойчивых моментов с точки зрения их роли в более всеобщих процессах становится очевидно, что это неустойчивое состояние является лишь временным переходным моментом, своеобразным мостом, соединяющим прошлую структуру системы с ее новыми параметрами. Таким образом, при исследовании неустойчивых систем следует различать нестабильность, представляющую собой промежуточный этап между старой и новой структурой и нестабильность, являющуюся долговременным застойным явлением в системе, угрожающим ее дальнейшему функционированию [2, С. 64]. В данной работе мы будем иметь дело именно со второй ее разновидностью.
Нужно также отметить, что любая система — экономическая, биологическая или физическая — даже в условиях стабильного восходящего или нисходящего тренда состоит из набора как упорядоченных, так и неупорядоченных элементов, поддерживающих ее функционирование [3, c. 71]. Само по себе присутствие нестабильных элементов еще не говорит об угрозе целостности системы, но когда вес нестабильных факторов нарастает (допустим, у человека постоянно меняется давление, или в экономике страны происходят непрерывные изменения динамики выпуска продукции), система неуклонно расшатывается и, в конце концов, может обрушиться.
Рассмотрим, прежде всего, особенности упорядоченной структуры — с точки зрения устойчивости составляющих ее элементов — в качестве ориентира того, к какому состоянию нестабильная структура должна в конечном итоге прийти. Упорядоченная система может находиться в двух ипостасях — в равновесном порядке и неравновесном. В первом случае параметры, которые ее характеризуют, соответствуют значениям окружающей среды и в случае ее изменения меняются вместе с ней; классический пример — цены на товары каждой фирмы на конкурентном рынке соответствуют среднерыночным величинам. Неравновесный же порядок изначально предполагает активные действия субъекта по отношению к окружающей среде с целью ее использования в своих целях и существует только при условии непрерывного управления данной системой и обеспечение ее энергией или ресурсами; если один этих параметров перестает функционировать должным образом, то система перейдет в состояние равновесного порядка. Как пример структуры с неравновесным порядком можно привести коммерческое предприятие, которое без грамотного управления и получения заказов перестанет существовать и станет источником освободившихся факторов производства для остальных фирм на рынке.
Нестабильная же система представляет собой неупорядоченное структурное образование с труднопрогнозируемым поведением составляющих ее элементов. Основной ее характеристикой является наличие значительных перекосов в развитии одних элементов системы и недостаточное развитие других — в результате чего система теряет как способность к устойчивому развитию и безопасному существованию (так как не все преимущества успешных элементов могут полностью покрыть провальные области), так и меняет свои базовые функции (более успешные функциональные механизмы подчиняют своему влиянию менее эффективные подразделы системы). Второй важной особенностью нестабильных систем является их нелинейный характер — т.е. их реакция на произошедшее воздействие может быть как непропорционально большой, так и ничтожно малой Данные зависимости чрезвычайно трудно описать в рамках строгих математических или просто теоретико-логических моделей. На первый взгляд может показаться, что в условиях нестабильности управлять системой практически невозможно — т.к. невозможно предсказать, как отзовется то или иное воздействие на структурные элементы. Но именно из-за принципа нелинейной зависимости между раздражителем и системой воздействовать на структуру, находящуюся в нестабильных условиях легче всего — система сдержек и противовесов, удерживающая в обычных условиях структуру в устойчивом состоянии в данном случае не работает и даже небольшое воздействие может привести к полной перестройке системы[4]. Главное в данном случае — найти тот раздражитель, который с наибольшей вероятностью приведет к перестройке системы в нужном направлении — иначе результат можно получить прямо противоположный желаемому.
Для объяснения принципов управления системообразующими процессами в условиях неопределенности используем введенное Г. Хакеном понятие аттрактора (от английского «притягивать, привлекать»), которое обозначает множество траекторий возможных схем развития системы, к которым притягиваются все остальные траектории. Иными словами, у аттрактора имеется некая область значений, через которую обязательным образом проходят или к которой стремятся все траектории составляющих его элементов [5, С. 369]. В данном случае под траекторией можно понимать тот или иной способ организации хозяйственных процессов различными экономическими субъектами. Для траектории не является принципиальным, через какие именно координаты аттрактора будут проходить ее элементы — главное, чтобы они входили в область его притяжения. Это является ключевым для нас положением, т.к. из него вытекает, что серией более или менее сильных воздействий мы можем сместить ключевые траектории в нужном нам направлении — и это не вызовет серьезного противодействия, т.к. они все еще будут находиться в исходной зоне притяжения аттрактора, пусть и в других координатах. После изменения координат ключевых траекторий мы добьемся того, что центр притяжения аттрактора будет перемещен в нужном нам направлении — и остальные элементы системы также за ним последуют. Серией таких перемещений можно относительно легко и безболезненно сдвинуть аттрактор максимально близко к нужному нам положению. Для успешной реализации этой стратегии нужно лишь, чтобы все сдвиги происходили организованно и строго в нужном нам направлении, чтобы четко были выстроены приоритеты траекторий, меняемых в первую очередь, а также, чтобы перемещения отдельных траекторий никогда не переходили установленных на тот момент границ аттрактора — иначе произойдет конфликт интересов между элементами структуры.
В обычных условиях при изменении одного, пусть и важного элемента системы, институциональные связи не позволят элементам структуры серьезно отодвинуться с текущей траектории. Однако в условиях, когда эти связи нарушены, вся система может последовать в направлении изменений, произошедших в ее ключевых звеньях, даже если они и не соответствуют целям первоначальной организации структуры. Таким образом, системы с высоким уровнем нестабильности демонстрируют как хорошую управляемость, так и сравнительную устойчивость на краткосрочном этапе: помимо относительного легкой смены траектории они при этом также следуют за своими ключевыми элементами, тем самым демонстрируя целостность структуры.

2. Экономический срез анализа нестабильности: синергетический подход
Переходя к рассмотрению нестабильности именно с экономической точки зрения, прежде всего, стоит отметить, что в общественной жизни нестабильность может выражаться через целый ряд совершенно разных факторов — начиная от колебаний цен и дефицита товаров или сырья, до невыполнения государством своих обязательств по защите прав и интересов граждан, повышения уровня преступности и введения чрезвычайного или военного положения в регионе [6, c. 37]. Далее мы выделим ряд ключевых признаков нестабильности, характерных для ее проявления в социально-экономической жизни общества:
— отсутствие взаимосвязанной национальной системы институтов;
— ориентация частного бизнеса и государства на краткосрочные цели ;
— низкое качество бюрократии;
— отсутствие единого центра принятия решений;
— разнонаправленность интересов различных групп;
— непривлекательность национальной экономики для зарубежных инвесторов;
— победа в конкурентной борьбе участников, эффективных лишь в условиях нестабильности.
К причинам, вследствие которых некогда стабильная экономико-политическая система переходит в состояние нестабильности можно отнести:
— резкие изменения в политической сфере, недовольство граждан действиями властей и обострение политической борьбы;
— экономические кризисы — спад в экономике, вызванный циклическими или конъюнктурными факторами, крах основной отрасли национальной экономики;
— ошибки в финансовой политике государства;
— ухудшение отношений с другими государствами;
— вовлечение государства в международный или гражданский военный конфликт.
Таким образом, в условиях экономической нестабильности структура общественной жизни претерпевает серьезные изменения — многие ключевые институты или прекращают свою работу, или значительно перестраиваются, чтобы выжить в новых условиях. Главной чертой хозяйственных процессов в нестабильных условиях становится отсутствие автоматического системного взаимодействия между различными институтами. Среди ключевых черт такой экономики также можно выделить сокращение горизонта планирования до минимального и переход от преимущественно формальных норм хозяйствования, направленных на рост национальной экономики к неформальным, зачастую приводящим к деструктивным последствиям на долгосрочном этапе.
Далее нами будет рассмотрено, какие элементы удерживают оставшиеся институты в рабочем состоянии и не позволяют системе дальше деградировать, вплоть до своего полного исчезновения.
Для анализа этих элементов нам потребуется задействовать методологический аппарат синергетики — направления науки, изучающего общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах [7]. В синергетике вводится два ключевых понятия, необходимых нам для дальнейшего исследования — параметров порядка и управляющего параметра. Параметры порядка представляют собой те базовые функциональные связи в структуре — в нашем случае, экономической — которые определяют ее качественные характеристики. Иными словами, параметры порядка — это те институты, которые определяют и поддерживают в национальной системы хозяйственные связи между субъектами [8].Управляющие параметры, в свою очередь, определяют то, каким именно образом параметры порядка будут функционировать, т.е. они представляют собой функцию, задающую конкретные характерные особенности деятельности институциональных образований в экономике. Посредством управляющего параметра можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами, его можно изменять независимо от остальных ее параметров, и именно от нескольких управляющих параметров и зависит в конечном счете поведение всей системы в целом [9, c. 43].
Особенность параметров порядка заключается в том, что они подчиняют себе целые отдельные подразделы системы, что значительно облегчает задачу по поиску рычагов, наиболее эффективных для ее изменения. В данном случае вместо того, чтобы описывать и моделировать поведение системы посредством описания отдельных ее составных частей, достаточно определить лишь поведение соответствующих параметров порядка. У параметров порядка есть две важные характеристики: неспешность изменения и естественный отбор, которые мы рассмотрим ниже.
В первую очередь необходимо отметить, что параметры порядка меняются во много раз медленнее, чем составные элементы системы, процессы в которой они характеризуют [10]. Это объясняется тем, что параметры порядка отвечают за устойчивость системы и предсказуемость происходящих в ней процессов — поэтому их быстрое изменение невозможно, иначе структура потеряет свою устойчивость в глазах экономических агентов. Также параметры порядка отвечают за сохранение сущности регулируемых ими систем, даже при смене их внешних атрибутов (названия, второстепенных свойств, способа оказания воздействия на хозяйствующие субъекты). Их быстрые преобразования угрожали бы сохранению исходного целеполагания в институте. Кроме того, параметры порядка включают в себя большое количество составных элементов системы и их изменение возможно лишь тогда, когда вся структура поменяет свои свойства.
Второй важной особенностью параметров порядка является принцип конкуренции — своеобразный механизм естественного отбора, в результате которого из нескольких параметров порядка остаются лишь те, которые наиболее органично вписываются в структуру системы [10]. В качестве обобщенного примера из экономической сферы можно использовать сам принцип конкуренции — когда сосуществуют два конкурирующих предприятия, то потребители образуют два своеобразных потока в направлении каждого из них. Они меняются под воздействием как условий предоставления услуг на самом предприятии так и условий в конкурирующей организации. Если эти условия в одной из фирм (которые выступают в данном случае в качестве управляющего параметра) станут более выгодными, то постепенно все больше потребителей будут перетекать к ней. Если она справится с таким количеством клиентов (т.е. параметр порядка оказался достаточно мощным, чтобы оказывать определяющее воздействие на всю систему), то со временем на данном рынке останется только данная фирма — иными словами, один из параметров порядка в ходе естественного отбора проиграет в конкурентной борьбе и система придет в состояние равновесного порядка, где существует лишь один параметр, определяющий порядок в системе.

3. Реальные параметры стабилизации нестабильной экономики
Рассмотрев основы теории параметров порядка далее мы приступим к непосредственному изучению реальных параметров, удерживающих хозяйственную систему страны в рабочем состоянии в условиях нестабильности. Можно выделить три основных элемента, производными от которых являются конкретные параметры порядка, удерживающие систему в нестабильном состоянии от полного краха: нацеленность людей на создание необходимых для жизни условий, производственные процессы и помощь третьей стороны. Далее мы рассмотрим каждый из этих параметров подробнее и выведем из них конкретные параметры порядка, удерживающие нестабильный хозяйственные системы в состоянии как минимум краткосрочного равновесия.
Итак, первая причина, удерживающая систему от краха — люди и их стремление к лучшей жизни. В обычных условиях люди чрезвычайно редко сталкиваются с проблемами, непосредственно угрожающими их выживанию, т.к. в современном обществе институты специально построены таким образом, чтобы минимизировать угрозу жизни человека. В условиях же нестабильности все само собой разумеющиеся для современного человека достижения цивилизации (еда, безопасность и т.п.) резко становятся труднодоступными. В условиях, когда массово закрываются коммерческие предприятия, а государство также сокращает количество чиновников до минимума, предложение на рынке рабочей силы, готовой согласиться на любую работу, непрерывно растет. В основном в такие регионы приходят крупные ТНК, привлеченные возможностью сэкономить на низкой заработной плате (например, итальянские и французские предприятия легкой промышленности в Алжире и Египте), или компании, специализирующиеся на добыче полезных ископаемых, которые занимают нишу государства, неспособного организовать разработку месторождений самостоятельно (европейские и китайские нефтедобывающие компании в Ливии и Судане) [11]. В отдельных случаях это может быть и вовсе незаконная деятельность (например, производство опиума и героина в Афганистане и Колумбии). Таким образом, стремление населения найти работу чаще всего на средне- и долгосрочном интервалах времени увенчается успехом, т.к. его заинтересованность в небольшом, но стабильном заработке совпадает с интересами предприятий, стремящихся минимизировать свои издержки.
Еще одна причина, удерживающая систему от исчезновения — и во многом являющаяся продолжением первой — способность людей организовывать гражданские объединения, выполняющие те или иные функции государства. В условиях, когда центральная власть не может защитить своих граждан и эффективно управлять населением, люди сами организовывают как разнообразные дружины и силы самообороны, так и элементы судебной системы и органы исполнительной власти, которые обеспечивают порядок на контролируемой ими территории. Безусловно, действия данных организаций не столь эффективны, как если бы они управлялись из единого центра, но в условиях отсутствия лучшей альтернативы они представляют собой необходимый минимум организованности общественной жизни в условиях общей неупорядоченности и незащищенности населения.
Третьим параметром порядка, поддерживающим жизнь в нестабильном регионе на относительно приемлемом уровне, является деятельность частного бизнеса. В условиях нестабильности государство зачастую оказывается не в состоянии обеспечить всех государственных служащих работой или же наладить поставки необходимых для выживания ресурсов. В результате и занятость населения (т. е. создание платежеспособного спроса) и обеспечение людей товарами первой необходимости (соответственно, удовлетворение созданного спроса) целиком переходит в зону ответственности частного бизнеса. Помимо создания рабочих мест и производства товаров потребления, деятельность частного бизнеса в регионе также способствует упорядочиванию связей между хозяйствующими объектами. В процессе производства и купли-продажи товаров и услуг создается сеть договоренностей и личных отношений между представителями предприятий, местным населением и органами власти. Со временем к соглашениям между непосредственными участниками производственного процесса могут присоединяться посредники все более широкого круга (например, к торговым организациям могут подключиться охранные предприятия, транспортные компании, строители для оборудования нового помещения и т.п.). В результате, в регионе создаются сети упорядоченных хозяйственных процессов, что, во-первых, непосредственно снижает уровень неопределенности, а во-вторых, участники соглашений более активно противодействуют деструктивным элементам, повышающих риски ведения бизнеса.
Следующим параметром порядка, определяющим качество хозяйственных процессов в регионе, является инфраструктура. Степень ее развития, а также то, серьезно ли она пострадала во время беспорядков в государстве, оказывает важнейшее влияние на успешность развития частного бизнеса, уровень привлекательности для иностранных инвесторов и даже на риск распада государства на несколько частей. Чем выше развитость национальной инфраструктуры, тем легче будет организовывать все хозяйственные процессы, и кризис будет протекать мене болезненно для населения. Можно сказать, что имеющаяся инфраструктура представляет собой некий медианный уровень экономики, дисперсия экономических показателей вокруг которого не может слишком сильно варьироваться: чем в лучшем состоянии находится инфраструктура региона, тем меньше усилий надо затратить на производство продукции и тем больший экономический рост можно ожидать [12].
Последними двумя причинами, способствующими стабилизации ситуации в национальной экономике являются внешние факторы, воздействующие на хозяйственную систему страны извне.
Первая из них — степень зависимости экономик других стран от производственных процессов внутри рассматриваемого государства. В том случае, если какая-либо отрасль национальной экономики производит продукцию со значительным удельным весом в производственной цепочке, основными выгодоприобретателями которой являются государственные или частные компании из других стран, то данные игроки вполне могут подключиться к урегулированию кризиса. Это связано с тем, что в случае, если события приведут к дальнейшей дестабилизации обстановки, то издержки на смену подрядчиков могут оказаться очень значительными.
Вторым фактором внешней стабилизации является воздействие соседних государств на социально-экономическое положение дел в стране, находящейся в условиях кризиса. Даже если у других государств нет никаких причин оказывать помощь стране из-за прямых экономических выгод, то они вполне могут прийти к ней на помощь из-за того, что альтернативные издержки бездействия (дестабилизация обстановки на границе, потоки беженцев) могут оказаться для них чрезмерно высокими.
Таким образом, к базовым параметрам порядка, определяющим развитие национальной социально-экономической системы в условиях нестабильности, относятся:
— стремление людей к выживанию;
— способность общества к самоорганизации;
— деятельность частного бизнеса;
— инфраструктура;
— зависимость других государств от процессов, происходящих в экономике страны.
Как легко можно заметить, все перечисленные параметры порядка способствуют развитию экономики и в целом улучшению условий жизни людей. Проблема заключается в том, что т.к. они действуют неупорядоченно и зачастую разнонаправленно, то у них не получается извлекать выгоду от взаимовыгодного взаимодействия друг с другом и вместо развития национальной хозяйственной системы, данные параметры порядка способны лишь определенное время поддерживать существование имеющихся производственных процессов и институциональных взаимосвязей. Чтобы сосредоточить их воздействие на экономику именно в области упорядочивания хозяйственных связей и придания экономическим процессам предсказуемый, направленный на развитие экономики характер, необходимо скорректировать механизм деятельности данных параметров порядка следующими двумя управляющими параметрами.
Ведущим управляющим параметром, способным оказать стабилизирующее воздействие на экономические процессы в экономике является деятельность государственных органов власти. В данном случае их цель состоит в том, чтобы скоординировать деятельность различных институтов для преодоления проблемы конфликтов интересов, обостряющейся во времена нестабильности и свести друг с другом экономических субъектов, заинтересованных в сотрудничестве — но имеющих трудности с поиском партнеров по бизнесу в условиях неполноты информации и повышенного недоверия. Для того, чтобы воздействие государства на параметры порядка действительно привело к стабилизации обстановки в национальной хозяйственной системе, необходимо выполнение двух ключевых условий. В первую очередь, в государственной системе на всех уровнях власти должна быть осознана и принята единая устоявшаяся стратегия действий, направленная на стабилизацию экономической обстановки в стране. Это необходимо для избежания конфликта интересов в самом государственном аппарате, что может потребовать значительной ротации кадров, т.к. не все чиновники смогут и захотят приспособиться к новым целям и нормам работы государственного аппарата. Во-вторых, в соответствии с рассмотренной выше теорией изменения ядра аттрактора, государству следует в первую очередь вычленять из существующих институтов те способы организации хозяйственных процессов, которые наиболее близки к целям преобразований, и закреплять их в практике хозяйствования, а не полностью менять институциональную системы, стремясь сразу создать идеальную структуру.
Поддерживающим управляющим параметром, корректирующим воздействие государства на экономические процессы, выступает единая система целеполагания экономических субъектов в национальной хозяйственной системе. Она представляет собой убежденность большей части населения в верном выборе курса осуществления преобразований и активное стремление общества к достижению поставленной цели. Такие подъемы общественного сознания чаще всего наблюдаются во времена кризисных периодов общественного развития — когда жители страны объединяются для достижения какой-либо цели, осознавая и принимая возможные негативные последствия выбранного курса действий для каждого отдельного индивида. Одинаковое целеполагание в рамках всей национальной хозяйственной системы приводит к тому, что даже без непрестанного контроля со стороны государства экономические агенты будут руководствоваться в своих действия общеразделяемыми принципами ведения хозяйственной деятельности, направленными на стабилизацию и развитие национальной экономики. Они могут регулировать поведение субъектов, склонных к нарушению установленных принципов хозяйствования через общественное мнение и контроль. Для создания единой системы целеполагания необходимо совпадение ряда факторов — грамотной идеологической работы с обществом со стороны государства; наличия адекватного плана развития экономики, в который могут поверить даже скептически настроенные экономические агенты [13]. Негативные явления в экономике должны при этом достаточно сильно воздействовать на общество, чтобы заставить его активизироваться, но еще не парализовать его способность к организации и не вызывать чувство беспомощности. В результате, государственные инициативы попадают в благоприятную для своей реализации среду, в которой общество самостоятельно берет на себя ответственность за поиск оптимальных способов их осуществления. Иными словами, хозяйственная структура переходит в состояние органической системы, где ее элементы стремятся не столько обеспечить собственное благосостояние, сколько способствовать развитию системы в целом.
Резюме. Таким образом, для упорядочивания хозяйственных процессов в нестабильной экономической системе в большинстве случаев уже имеется необходимые для этого предпосылки, которые представляют собой выявленные нами пять параметров порядка. Чтобы эти необходимые условия стали достаточными, нужно грамотно воздействовать на них управляющими параметрами системы — государственной политикой стабилизации и общественной поддержкой проводимых преобразований. Государство должно выявить среди всех существующих способов организации хозяйственных процессов те, которые наиболее близки по своей сути к конечной цели изменений и закрепить их в общепринятой практике хозяйствования. Каждый раз после такого изменения правил, система будет сдвигаться в нужном направлении, и новые нормы можно будет закреплять в качестве основополагающих принципов ведения экономической деятельности. Общественная поддержка, выражающаяся в принятии обществом государственных реформ и следовании в своей ежедневной хозяйственной деятельности их основным принципам, в данном случае выступает в качестве проводника и куратора претворения государственных преобразований в жизнь. Именно от отношения частных экономических агентов к предлагаемым изменениям в экономической жизни и их последующих действий зависит, насколько органично впишутся государственные инициативы в существующую экономическую реальность.


Литература
1. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. — 1991 — № 6.
2. Андреева О.А. Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития. — Таганрог: ТИУиЭ, 2000. — 232 с..
3. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. — М.: Мир, 1979 -512 с.
4. Дмитриев А.С. Детерминированный хаос и информационные технологии // Компьютерра. — 1998 — № 47.
5. Хакен Г. Синергетика. — М.: Мир, 1980. — 424 с.
6. Куклина И.Н. Глобальные тенденции в обеспечении безопасности: коллапс силы и права // Азия и Африка в современной мировой политике. Отв. ред. Д.Б. Малышева, А.А. Рогожин.- М.: ИМЭМО РАН, 2012. — 203 с.
7. Г. Хакен. Самоорганизующееся общество // http://spkurdyumov.ru/economy/samoorganizuyushheesya-obshhestvo/
8. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Неопределенность, изменчивость и противоречивость в задачах анализа рисков поведения экономических систем // Эффективное Антикризисное Управление. — 2011 — № 3.
9. Хакен Г. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. — М.: Мир, 1985. — 424 с.
10. Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? // http://spkurdyumov.ru/what/primenyat-sinergetiku-v-naukax-o-cheloveke-german-xaken/
11. Christopher Alessi, Stephanie Hanson. Expanding China-Africa Oil Ties // http://www.cfr.org/china/expanding-china-africa-oil-ties/p9557
12. Chunlu Liu, YoshitoItoh, NashwanDawood. Financial analysis on the influence of infrastructure construction on regional economic development // http://www.academia.edu/3031903/FINANCIAL_ANALYSIS_ON_THE_INFLUENCE_OF_INFRASTRUCTURE_CONSTRUCTION_ON_REGIONAL_ECONOMIC_DEVELOPMENT
13. Virginia A. Chanley, Thomas J. Rudolph, Wendy M. Rahn. The Origins and Consequences of Public Trust in Government // http://poq.oxfordjournals.org/content/64/3/239.abstract

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия