| | Проблемы современной экономики, N 2 (50), 2014 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Балыхин М. Г. проректор по инновациям и развитию Московского государственного университета дизайна и технологии,
кандидат экономических наук, доцент
| |
| | Передача технологий, разрабатываемых в университете, и создание на их основе инновационных продуктов является важнейшей предпосылкой для успешного развития вуза как центра инноваций, включенного в инновационные системы региона, страны и мира. Основой механизма передачи технологий университета является центр передачи (трансфера) технологий, действующий по трем основным направлениям: лицензирование и передача патентных прав; создание инновационных компаний, осуществляющих конвертацию технологий вуза в инновационные продукты; привлечение всех видов финансирования в развитие технологий. В результате функционального анализа инновационных инфраструктур российских и иностранных вузов в статье выделены основные функции центров передачи технологий и определены особенности их функционирования в России и за рубежом | Ключевые слова: центр передачи технологий, трансфер технологий, инновационная инфраструктура вуза, коммерциализация интеллектуальной деятельности, интеллектуальная собственность, университет, высшее учебное заведение | УДК 338.28; ББК 65.05 Стр: 349 - 352 | Россия входит в первую десятку стран мира по объему внутренних затрат на научные исследования и разработки, однако, по оценке отечественных исследователей [9], подтвержденных аналитическими данными Минобрнауки Российской Федерации, доля затрат на НИОКР во внутреннем валовом продукте страны невелика и составляет 1,25% (для сравнения, в Швеции — 3,62%, в Германии и США — примерно по 2,8%). С целью сократить разрыв и обеспечить переход России к инновационному развитию поставлена задача увеличения к 2015 году объема внутренних затрат на НИОКР до 1,77% внутреннего валового продукта, в том числе за счет ресурсов высших образовательных учреждений, доля которых в указанных затратах должна составить 11,4% [11]. Достижение поставленных целей инновационного развития возможно только при условии, что результаты исследований и разработок конвертируются в инновационные продукты, способные конкурировать на международных рынках.
К настоящему времени на государственном уровне Российской Федерации предпринят ряд усилий по созданию условий для формирования механизмов передачи технологий с целью конвертации вузовских исследований и разработок в инновационную продукцию. В сфере законодательства это, прежде всего, принятие Федерального закона № 217 от 02.08.2009, разрешившего государственным вузам создавать малые инновационные предприятия (МИП). В сфере формирования инновационной инфраструктуры это шаги по поддержке создания в учебных и научных учреждениях центров по передаче технологий в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, принятой в 2003 году. И наконец, в области финансирования — это выделение больших объемов государственных средств на исследования и разработки в рамках Федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2006–2013 и 2014–2020 годы.
Анализ зарубежных и отечественных разработок в исследуемой области показывает важность формирования в высшем учебном заведении управленческой структуры, решающей полный комплекс задач по передаче технологий. Организация и спектр решаемых задач в этой области зависят от особенностей национального законодательства, уровня развития самоуправления вузов, а также от местных традиций [2, 3, 4]. Такими управленческими структурами могут быть подразделения вузов на правах отделов или управлений, равно как и самостоятельные хозяйствующие субъекты с частичным или полным участием университета [2, 6, 8]. Передача технологий в высшей школе проводится по трем основным направлениям [2, 5, 9, 12]:
— лицензирование и передача патентных прав на технологии, оформленные как интеллектуальная собственность вуза и (или) его сотрудников;
— создание технологических компаний (внедренческих организаций) на базе технологий вуза;
— привлечение финансирования в развитие технологий на базе вуза (контракты, гранты).
Для осуществления деятельности по указанным направлениям в вузе должна быть сформирована инновационная инфраструктура, призванная обеспечить условия для коммерциализации интеллектуальной деятельности путем создания и поддержания каналов связи между наукой и бизнесом. Анализ инновационной инфраструктуры отечественных и ряда зарубежных университетов показал, что типичная инновационная инфраструктура вуза включает четыре основных блока: блок разработки инновационных технологий, блок бизнес продвижения (коммерциализации), блок инфраструктурного и технического обеспечения, блок координации и управления.
В блок разработки инновационных технологий входят вузовские лаборатории, кафедры, научные подразделения, отдельные исследователи, участвующие в создании интеллектуальной собственности, которая должна быть коммерциализирована. В блок бизнес продвижения входят малые инновационные предприятия, учреждаемые вузом, его подразделениями или отдельными сотрудниками для создания и продвижения на рынке инновационных продуктов на основе разработанных технологий, а также научно-образовательные центры (НОЦ). Блок инфраструктурного и технического обеспечения включает технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и другие структуры, призванные создать условия для разработки и внедрения инновационных продуктов. И, наконец, блок координации и управления включает, как правило, профильный орган административного управления вуза, ответственный за реализацию инновационной политики, и специально формируемый орган управления всем комплексом мероприятий по передаче технологий и коммерциализации интеллектуальной деятельности. Такой орган управления формируется в виде центра (офиса) передачи (трансфера) технологий. Мы будем использовать в данной работе наименование «Центр передачи технологий» (ЦПТ). | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|