| | Проблемы современной экономики, N 2 (50), 2014 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Дрогов Н. А. аспирант кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики Российского университета дружбы народов (г. Москва)
| |
| | В статье анализируется эволюция концепции контроллинга: вопросы происхождения, причины эволюции, изменение функциональных целей и задач, а также выделяются этапы развития системы контроллинга | Ключевые слова: контроллинг, исторические этапы развития контроллинга, информация, управление | УДК 338.5; ББК 65.05 Стр: 161 - 163 | На современном этапе контроллинг можно определить как ориентированную на достижение целей интегрированную систему информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия [1]. Однако концепция контроллинга с момента его появления пережила существенную реформацию и прошла ряд этапов развития. Обобщая, можно представить этапы развития контроллинга как:
1. Концепцию контроллинга, представляющую собой систему учета и анализа (1880-е — 1970-е гг.).
2. Концепцию контроллинга, представляющую собой управленческую информационную систему (1960–1970-е гг.).
3. Концепцию контроллинга, ориентированную на управление (конец 1970-х-по текущее время).
Соответственно, менялись цели, задачи, инструменты и средства контроллинга (см. рис. 1.)
Рассматривая более подробно эволюцию контроллинга, можно выделить следующие этапы:
1. Регистрационная концепция контроллинга.
2. Учетно-аналитическая концепция контроллинга.
3. Концепция внутрифирменной интеграции.
4. Концепция, ориентированная на управление.
5. Концепция нового контроллинга.
6. Концепция стратегической навигации.
7. Концепция оптимизации интересов.
Слово «контроллер» впервые появилось в XV веке в Великобритании с введением должности «countrollour», в чьи обязанности входил контроль королевских денежных и товарных запасов.[3] В 1778 г. в США появилось ведомство «Countroller, Auditor, Treasuser and six Commissiners of Accounts» в чьи обязанности входило управление национальным хозяйством и контроль за использованием государственных средств. В частных компаниях должность контроллера появилась в 1980 году, в американской железнодорожной компании «Atchison, Topeka & Santa Fe Railway System», а в 1982 г. — в компании «General Electric Company». В обязанности контроллера входили обязанности по управлению финансовыми вложениями и основным капиталом, а также проведение ревизий.[4] Существование контроллера обосновывалось необходимостью контроля деятельности директоров предприятия — основной целью контроллера было обеспечение информацией о реальном положении предприятия собственников компании. Данную стадию развития контроллинга принято называть регистрационной. | | | Рис.1. Изменение средств поддержки менеджмента системой контроллинга.[2] | Рождение и распространение контроллинга в современном понимании произошло под влиянием Великой Депрессии, когда появилась потребность в аналитической информации, а именно, что наиболее выгодно продавать и производить, что убыточно, понимание эффективности подразделений предприятия. В данный период происходит развитие управленческого (производственного) учета. Происходит переориентации системы учета из прошлого в будущее.
В период с 1930-х до 1970-х контроллинг воспринимался как система учет затрат на предприятии. Концепция контроллинга представляла собой систему учета и контроля затрат — совокупность методов исчисления, то есть планирования учета, анализа и контроля полной себестоимости продукции организации. Миссия контроллера заключается в предоставлении менеджменту аналитической информации по калькуляции продукта (работы, услуги), а также контроль отклонений себестоимости от нормы.
В 50-е года XX века концепция контроллинга претерпела существенные изменения. В первую очередь это связано с изменением концепции менеджмента, которое было спровоцировано структурными изменениями рынка. Если до 50-х годов XX века в мире преобладал рынок продавца, то во второй половине XX века на смену рынку продавца приходит рынок покупателя. Рынок покупателя привел к обострению конкуренции, диверсификации методов привлечения покупателей, снижению затрат внутри фирмы. Роль контроллинга увеличивается, контроллинг выделяется в отдельную службу, в чьи задачи входит решение таких задач как планирование, контроль, информационно-методическая поддержка принятия решений менеджментом и т.д. В 1963 году Financial Executives International описал функции контроллера как: планирование, составление и интерпретация отчетов (внутренняя отчетность), оценка управленческих решений и консультирование менеджмента, разработка принципов налоговой политики предприятия, контроль составления отчетов для государственных служб, внутренний контроль и ревизия, народно-хозяйственные исследования.
С.Г. Фалько отмечает, что с 1965 года в Германии прокатилась волна формирования на крупных предприятиях центров прибыли, обособленных в ведении учета [4]. Для координации, управления, учета и анализа данных центров ответственности старые инструменты не годились.
Окончательное перерождение контроллинга произошло только в 70-е годы XX века, когда произошло сокращение экономического роста и, как следствие, прибыли. К концу 70-х годов XX века многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности. В это время происходит переосмысление и переориентация предпринимательского мышления, делает больший акцент на проблемы эффективности и устойчивости предприятий. Также в данный период происходит технологический прорыв в сфере компьютеризации и информатизации общества из-за чего одной из основных целей контроллинга становится создание общей информационной системы управления (management information system) [5]. Задачами контроллера стали разработка единой информационной системы и оптимизация информационных потоков.
В дальнейшем контроллинг продолжает интегрироваться с системой управления организации. На данном этапе развития концепции контроллинга, миссия контроллера заключается в информационной и консультационной поддержке менеджмента в процессе планирования, организации, управления и контроля использования ресурсов, в то время как миссия менеджмента заключается в достижении целей компании через планирование, организацию, управление и контроль использования ресурсов предприятия [6]. Данный этап эволюции контроллинга принято называть контроллингом, ориентированным на управление. Данная концепция контроллинга развивалась в двух направлениях
1. Концепция контроллинга, ориентированная на координацию всей системы управления, то есть акцент делается на расширение координационной функции контроллинга. Данная концепция получила своё дальнейшее развитие в конце 90-х — начале 2000-х годах в рамках концепции нового контроллинга, которая заключается в содействии менеджерам в процессе самоуправления со стороны. В основе данной идеи лежит реинжиринг системы контроллинга, основанной на принципах процессно-ориентированной интеграции задач, самоответственности (самоуправлении) и ориентации на клиента. В данной концепции менеджер сам выполняет большинство задач контроллера, а контроллер выступает в роли консультанта, внутреннего советника, который помогает менеджменту выполнить функции контроллинга самостоятельно [8]. Цель контроллера — методическое и методологическое обеспечение менеджмента в разрезе системы контроллинга.
2. Концепция контроллинга, ориентированная на планирование и контроль, которая эволюционировала в концепцию стратегической навигации. Концепция стратегической навигации, которая концентрируется на информационно-аналитической поддержке стратегического управления предприятием, так как именно на этом уровне возможно обеспечить будущую эффективность компании. Роль контроллера заключается в консультации менеджмента в разрезе решения задач стратегического планирования, контроля и анализа. Задача контроллинга — создание инструментов для количественного измерения стратегических задач и потенциалов, контроля их выполнения и их коррекция в процессе развития предприятия (см. рис. 3). | | | Рис. 2. Развитие концепции контроллинга в разрезе развития теории менеджмента и изменения парадигмы рынка [5] | | | Рис. 3. Взаимосвязь менеджмента и контроллера в рамках «концепции нового контроллинга» [7] | В последние годы в системе контроллинга всё большую роль играет концепция оптимизации интересов заинтересованных лиц, которая заключается в достижение сбалансированности интересов предприятия с интересами наиболее влиятельных институтов и оптимизация интересов всех заинтересованных лиц в целях снижения издержек конфликта интересов. Цель контроллинга — постановка целевых задач и интерпретация полученных результатов, должна учитывать интересы широкого круга заинтересованных лиц — государства, собственников, кредиторов, работников, социальных, экологических институтов, сотрудников и т.д. В первую очередь уделяется внимание конфликту между собственниками и менеджерами в рамках институциональной теории. В идеальных условиях, организация представляет собой достижение каких-либо индивидуальных целей через достижение какой-либо общей цели или же достижение общей цели через достижение каких-либо индивидуальных целей. К сожалению, на практике такая ситуация, как правило, неосуществима. Новая институциональная теория объясняет такую ситуацию существующими ограничениями вследствие ограниченной рациональности индивидуумов, оппортунистического поведения и асимметрии информации. Из-за этих факторов возникает конфликт интересов, так как индивидуумы по-разному оценивают действия и результаты. Принципалы возлагают задачи на агентов, так как не имеют ни времени, ни возможности выполнять данные задачи самостоятельно. В основе данной концепции лежит агентская теории, согласно которой, данная ситуация осложняется двумя факторами:
А) принципал и агент стремятся к максимизации собственной выгоды;
Б) цели принципала и агента не всегда совпадают, вследствие чего агент может действовать не в интересах принципала, а за счет его средств стремиться к увеличению своего благосостояния, то есть проявлять оппортунистическое поведение. Данная ситуация увеличивает трансакционные издержки, снижает эффективность предприятия и, как следствие, ухудшает финансовый результат от ведения бизнеса. Из этого следует вывод, что необходим некий механизм (институт), который бы мог минимизировать риски принципала и уменьшить трансакционные издержки оппортунистического поведения. Теория менеджмента пытается решить данную проблему за счет мотивации агента через материальное стимулирование (переменная часть оплаты труда, миноритарная доля в акционерном капитале, бонусы и т.д.). Но кроме этого, необходим некий ограничивающий механизм, который бы позволял контролировать и анализировать деятельность агента. В роли такого механизма выступает контроллинг, то есть система оценки деятельности агента.
Стоит отметить, что развитие последних концепций контроллинга не отменяет функции управленческого учета, анализа и контроля, возложенных на отдел контроллинга. Вследствие развития информационных систем, система оперативного контроллинга стала более эффективной и менее трудоемкой, из-за чего возрос акцент контроллинговой деятельности на планирование и контроль выполнения стратегических и тактических целей, то есть усиливается роль стратегического контроллинга (табл. 1).
Опираясь на исследования современной экономики и положения в ней фирмы, а также вышеприведенный анализ эволюции системы контроллинга, можно охарактеризовать причины появления и трансформации контроллинга следующим образом:
1. Глобализация и интернационализация экономики, которые порождают рост конкуренции и увеличение масштабов производства.
2. Стохастичность внутренней и внешней среды функционирования предприятия, вследствие чего возникает потребность создания более эффективных и совершенных механизмов управления, которые позволят оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся условия функционирования и которые могут позволить создавать и поддерживать конкурентных преимущества организации в долгосрочной перспективе [9].
3. Конфликт интересов между собственниками и менеджерами и, как следствие, возникшая необходимость контроля со стороны собственников эффективностью управления их капиталом.
4. Тенденция возрастающей сложности системы управления организацией, требующая наличие адекватной системы учетно-аналитического обеспечения информацией для принятия оперативных и стратегических решений менеджментом [10].
5. Увеличение объемов информации и важности информационного обеспечения менеджмента предприятия для ликвидации дефицита релевантной, достоверной и оперативной информации, который приводит к низкой эффективности управленческих решений [11].
6. Переориентация системы учета и анализа из прошлого в будущее, т.е. смещение акцента анализа прошлых событий на анализ будущего состояния предприятия и потенциала его роста. В первую очередь это подразумевает планирование и целеполагание и обеспечение движения организации к намеченным целям.
7. Потребность менеджмента в комплексной и инструментальной базы для поддержания основных функций менеджмента в ходе их системной интеграции [11].
Данные факторы делают необходимым наличие системы контроллинга в организации для эффективного, оптимального развития предприятия в современной экономике.
Таблица 1
Разделение затрат на выполнение функций контроллинга в 2000-е гг. в странах Западной Европы [7]Процессы контроллинга | % | A | И | К | П |
---|
Подготовка и участие в стратегическом планировании | 2,6 | — | 0,8 | 1,8 | — | Стратегические проекты | 9,8 | — | 3,6 | 6,2 | — | Планирование и бюджетирование | 13,6 | 1 | 4,4 | 8,2 | | Отчетность | 21,8 | 5,8 | 16 | — | — | Калькуляция по продуктам | 9,4 | — | 5,8 | 3,6 | — | Инвестиционныйконтроллинг | 5 | 1,6 | 1 | 2,4 | — | Оперативное консультирование(отклонения,прогнозы) | 14,2 | — | — | 14,2 | — | Стандарты,аудит | 5,6 | — | — | — | 5,6 | Ревизия новых инструментов,методов | 3 | — | — | — | 3 | Поддержка введения | 1,8 | — | — | — | 1,8 | Обучение,тренинги,подготовка | 3 | — | — | — | 3 | Итого | 100 | 18,6 | 31,6 | 36,4 | 13,4 |
По данным консалтинговой компании Horvath & Partner
А — Администрирование, К — Консультации, И — Подготовка информации, П — Поддержка системы и ее развитие |
| |
|
|