| | Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Минаев Н. Н. профессор кафедры экономики и управления городским хозяйством
Томского государственного архитектурно-строительного университета,
доктор экономических наук Волчкова И. В. доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством
Томского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассмотрены методологические основы управления процессами формирования и развития агломераций в России. Раскрываются особенности применения механизмов имитационного моделирования, сценарного прогнозирования и индикативного планирования в процессе управления формированием и развитием агломераций | Ключевые слова: имитационное моделирование, сценарное прогнозирование, индикативное планирование, социально-экономическое развитие, управление, городская агломерация | УДК 332.145; ББК 65.23 Стр: 162 - 165 | Эффективность управленческих решений субъектов управления агломерациями во многом зависит от того, насколько точно подобран инструментарий для системного изучения и моделирования процессов формирования, функционирования и развития агломераций.
Поэтому, необходимо провести описание, систематизацию и интерпретацию методологического аппарата, с помощью которого возможно управление указанными процессами.
В качестве базового методологического аппарата, по нашему мнению, целесообразно использовать инструменты имитационного моделирования, индикативного планирования и сценарного прогнозирования. В силу многообразия и сложности социально-экономических процессов, протекающих в агломерациях, использование указанных инструментов позволяет создавать оптимальные направления формирования, функционирования и развития агломераций, способствует принятию согласованных управленческих решений.
По нашему мнению, метод имитационного моделирования является основным инструментом управления процессами формирования и развития агломераций, поскольку позволяет создать комплексную модель системы, описать функционирование системы в условиях неопределенности, провести анализ динамических процессов, протекающих на территории агломерации, выявить альтернативные сценарии формирования и развития агломерации [1].
Необходимо также отметить, что немаловажное значение при построении имитационных моделей занимают сценарный подход и индикативное планирование, которые позволяют проводить многовариантный ситуационный анализ исследуемой системы. Кроме того, использование инструментов сценарного прогнозирования и индикативного планирования при построении имитационных моделей управления формированием и развитием агломераций позволяет:
– принимать во внимание специфику формирования и развития агломераций;
– использовать экспертную оценку параметров, индикаторов, критериев функционирования агломерации;
– анализировать нестандартную информацию;
– отображать динамику процессов формирования и развития агломераций, оценивать возникающие неточности в результатах;
– моделировать разнообразные варианты принятия управленческих решений, проводить их в сравнении [4].
Применение элементов имитационного моделирования при изучении процессов формирования и развития агломераций способствует построению эффективных систем способных осуществлять выбор и принятие оптимальных управленческих решений, анализировать последствия и эффективность их реализации.
Объективная необходимость применения имитационного моделирования в процессе управления формированием и развитием агломерации также связана с потребностью изучения различных вариантов её будущего состояния. Именно имитационное моделирование более эффективно применительно к динамическим процессам, изучение которых иными способами невозможно или затруднительно.
На рис. 1 представлен концептуальный подход к моделированию процессов управления формированием и развитием агломераций.
Посредством имитационного моделирования можно предположить, в какое будущее состояние перейдет агломерация из заданного текущего состояния. В этом случае, имитация формирования и развития агломерации есть не что иное, как процесс реализации модели, проводящий её к будущему состоянию. | | | Рис. 1. Концептуальный подход к моделированию процессов управления формированием и развитием агломераций | Применительно к агломерациям индикативное планирование выступает механизмом регулирования и согласования интересов субъектов управления агломерацией на основе анализа сложившейся ситуации с помощью системы индикаторов социально-экономического состояния. Система индикаторов является одним из важнейших элементов индикативного планирования и позволяет посредством установления пороговых значений индикаторов определять тенденции состояния и развития агломерации. [7, 10]
Алгоритм формирования системы индикаторов оценки состояния агломерации представлен на рис. 2.
Определение системы индикаторов состояния агломерации проводится на основе анализа социально-экономического положения агломерации и выбранных приоритетов развития. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики и социальной сферы агломерации, финансовое обеспечение, внешнеэкономические связи и т. п.
Использование индикаторов позволит выявить «узкие места» в развитии агломерации, а также обосновать приоритеты её развития с последующей разработкой документов стратегического планирования развития агломерации. Система индикаторов состояния агломерации является в дальнейшем основой для формирования сценариев развития и моделей управления развитием агломерации [3].
Отметим, что на состояние агломераций влияют как объективные, так и субъективные факторы. В качестве объективных факторов можно выделить:
– человеческие факторы (демографическая ситуация, состояние здоровья населения, уровень и качество жизни, социальная структура населения и т. д.);
– экономические факторы (отраслевая структура агломерации, бюджетно-налоговый потенциал и т. д.);
– социальные факторы (занятость и безработица на рынке труда, социальная поддержка населения и т. д.);
– факторы инфраструктуры (жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство территории, транспорт, связь, и т.д.);
– общественно-политические факторы (особенности политической системы, состояние общественной безопасности, науки, образования, здравоохранения, культуры и т. д.).
В качестве субъективных факторов можно выделить:
– влияние управляющей подсистемы* федерального и регионального уровней;
– влияние управляющей подсистемы местного уровня.
Кроме того, на состояние агломераций оказывают влияние другие внешние факторы возмущающей среды (политико-правовые факторы, экологические и т.д.). Влияние совокупности указанных факторов определяет противоречивый характер изменений в различных сферах функционирования и развития агломераций.
Несмотря на наличие, достаточно большого объема статистической информации, некоторые существенные индикаторы, необходимые для оценки состояния и развития агломераций, не выявляются в ходе статистического исследования. Это обуславливает потребность в социологических исследованиях, опросах, экспертных оценках, с помощью которых можно выявить следующие индикаторы:
— степень удовлетворенности населения и хозяйствующих субъектов различными сторонами жизни в агломерации (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и связь, благоустройство и качество среды обитания, образование, здравоохранение, культура, безопасность, экологическая обстановка и т.д.);
— миграционные установки (наличие желания уехать из поселения-»сателлита» в «ядро» или за пределы агломерации, готовность сменить условия проживания на худшие, но в другом поселении агломерации и т.п.), причины маятниковой миграции, её масштабы (доля жителей поселений-сателлитов, работающих в «ядре» агломерации или в других поселениях; доля жителей «ядра», работающих за его пределами);
— структура поездок населения в «ядро» в зависимости от определенных целей (работа, учеба, приобретение товаров и услуг, отдых).
Таким образом, при формировании научного подхода к созданию системы индикативного планирования развития агломераций субъектам управления агломерацией необходимо использовать имеющиеся методические разработки по индикативному планированию. Инструменты индикативного планирования позволяют согласовывать и регулировать управляющие воздействия для достижения оптимального комплексного развития агломераций.
Основной причиной методологии сценарного подхода выступает неопределенность будущего состояния объекта исследования. В этой связи задачей любого сценарного исследования является максимальное снижение состояния неопределенности в целях расширения знаний об объекте прогнозирования.
Сценарное прогнозирование позволяет решить ряд важнейших задач исследования, а именно:
— анализ и моделирование объекта исследования;
— разработка вариантного прогноза развития объекта исследования, а также возможных характеристик его будущего состояния.
Из этого можно заключить, что сценарное прогнозирование, являясь одним из методов научного познания, выполняет важнейшие функции научного исследования, а именно описательную, объясняющую, предсказательную и предписательную.
Как правило, построение сценариев направлено на выявление основных направлений развития объекта исследования и разработку различных вариантов его динамики с последующим анализом и обоснованием данных вариантов. В отличие от многих методов научного познания, сценарное прогнозирование всегда подразумевает рассмотрение объекта исследования в динамике (т.е. во времени или пространстве). Поэтому каждый конкретный сценарий является не точкой, а вектором, показывающим изменение свойств системы в течение определенного промежутка времени [8, 9].
На практике существует достаточно большое количество подходов к разработке сценариев, однако можно выделить объединяющие их положения. Во-первых, начальным этапом разработки конкретного сценария должен быть анализ фактического состояния объекта исследования, поскольку это определяет понимание влияния действующих факторов. Во-вторых, необходимо уделить особое внимание изучению факторов, носящих характер неопределенности, и тенденций их развития на основе анализа мнений экспертов. В-третьих, целесообразно разработать несколько альтернативных сценариев, логически увязанных между собой.
Объективная необходимость разработки сценариев в целях управления формированием развитием агломераций заключается в том, что они позволяют:
— прогнозировать будущие ситуации, в т.ч. специфические;
— анализировать условия возникновения благоприятных и неблагоприятных событий;
— выявлять методы воздействия на происходящие процессы;
— описывать поведение объекта исследования в различных ситуациях;
— конкретизировать документы стратегического планирования развития объекта исследования.
Как отмечалось выше, одним из наиболее значимых аспектов управления агломерацией является прогнозирование вероятных результатов принятия управленческих решений. Разработка сценариев формирования и развития агломераций может проводиться с целью описания вероятного состояния агломерации в течение заданного временного интервала с учетом неопределенности будущего.
Применение инструментов сценарного подхода позволит выявить некоторую зависимость прогнозируемых явлений и процессов, происходящих в агломерации, от переменных факторов. Направления развития переменных факторов можно заранее определить в виде конкретных целей формирования и развития агломерации. Сценарный подход представляет собой современный и достаточно эффективный инструмент прогнозирования формирования и развития агломераций, позволяющий предвидеть возможные варианты развития событий, находящий свою практическую реализацию в документах стратегического планирования [2].
С учетом вышеизложенного, модель сценарного прогнозирования формирования и развития агломерации представлена на рис. 3.
Таким образом, необходимость систематизации и адаптации методологического аппарата имитационного моделирования, индикативного планирования, сценарного прогнозирования в исследовании агломераций обусловлена потребностью изучения новых факторов и условий формирования, функционирования и развития агломераций, ранее не рассматривавшихся в работах отечественных исследователей.
Предлагаемый адаптированный методологический аппарат позволит:
во-первых, выявить оптимальные направления формирования и развития агломерации, обеспечить взаимосвязь сложных динамических процессов, протекающих в агломерации, перейти к качественно новому состоянию агломерации посредством интеграции ресурсов, имеющихся в распоряжении субъектов управления агломерацией;
во-вторых, провести анализ динамических процессов, протекающих на территории агломерации, описать функционирование агломерации в условиях неопределенности, выстроить иерархию целей при планировании процессов формирования и развития агломерации, определить приоритеты и основные индикаторы развития агломерации;
в-третьих, разработать альтернативные сценарии формирования и развития агломерации, предвидеть возможные варианты развития сценариев;
в-четвертых, создать комплексные модели управления формированием и развитием агломерации, выработать и принять согласованные управленческие решения в части управления процессами формирования, функционирования и развития агломерации, объединить усилия субъектов управления агломерацией при реализации программных мероприятий. | | | Рис. 2. Алгоритм формирования системы индикаторов оценки состояния агломерации | | | Рис. 3. Содержание сценарного прогнозирования формирования и развития агломераций |
| |
|
|