| | Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Андриянова Л. С. доцент кафедры философии, истории и права,
Финансового университета при Правительстве РФ (Новороссийский филиал),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье исследованы значимость услуг в постиндустриальном обществе, динамика внешней торговли России товарами и услугами. Показана ее несбалансированность, как в части превышения импорта над экспортом, так и в части видовой структуры. Обоснована необходимость сбалансированного роста внешней торговли России услугами для формирования постиндустриальной структуры национальной экономики и изменения ее регрессивного характера интеграции в глобальную экономическую систему | Ключевые слова: услуги, глобальная экономика, интеграция в мировую рыночную экономику, структура экономической системы, туризм | УДК 339.5; ББК 65.9 Стр: 72 - 75 | Резкий переход от командно-административной экономической системы к рыночной привел к существенному снижению позиций России в мировой экономике и мировой политике. Этот факт известный российский ученый Р.И. Хасбулатов объясняет тем, что шоковое присоединение к капитализму, находящемуся на его высшей стадии зрелости, история и опыт которого насчитывает более 500 лет, не дает возможности занять лидирующие позиции. Следовательно, России «остается «место» где-то на третьих, четвертых ролях — это тоже объективная реальность, обусловленная обстоятельствами и уровнем развития факторов производства (и их деградацией), что тоже было неизбежно при избранных политико-экономических целях и способах при смене парадигмы» [1, C. 43].
Не только российские, но и иностранные ученые подчеркивают негативную роль сверхвысоких темпов вхождения России в мировую экономику. Правильный выбор темпов открытости российской экономики позволил бы предотвратить тотальный распад народно-хозяйственного комплекса России и резкое падение уровня жизни ее граждан. По мнению Дж. Стиглица, «более постепенный процесс дает избежать разрушения, приспособиться и найти ответы на новые вызовы» [2, C. 43].
Прошло уже почти четверть века после начала коренных реформ, посмотрим каковы позиции современной России в мировом хозяйстве. Для их оценки применяются различные количественные и качественные показатели, среди них важное значение имеет показатель участия страны в мировой торговле товарами и услугами.
Проведенный в научных исследованиях анализ динамики, географической и товарной структуры внешней торговли России позволил сделать объективный вывод, что «товарная структура внешней торговли товарами кардинально противоречит тенденциям современной мировой торговли, где преобладает торговля готовыми изделиями» [3, C. 25]. В структуре российского экспорта отмечается самая низкая доля экспорта машин и транспортного оборудования среди всех стран G 8 и БРИКС — около 5% (этот показатель в Японии достигает 62,0%, Китае — 47,4%, Германии — 46,2%, США — 42,8%, ЮАР — 21,9%) и самая высокая доля минерального топлива — около 70% (для сравнения: значение этого показателя в Индии — 18,1%, в Бразилии — 9,4%, в Китае — 1,6%) [4, C. 22].
Авторы Бабурина О.Н. и Гуриева Л.К. отмечают, что существующая интеграция России в глобальную экономику носит скорее не прогрессивный, а регрессивный характер. [4, C. 28]. Этот термин отражает современную роль России в глобальной экономике в качестве поставщика сырьевых ресурсов, подчиненность жесткому контролю ТНК, низкий уровень финансирования научно-исследовательского сектора, высокую долю износа основных фондов в добывающей и обрабатывающей промышленности и другие негативные признаки научно-технического и социально-экономического состояния страны.
На наш взгляд, для повышения уровня конкурентоспособности России в мировой экономике, перехода от регрессивной интеграции к прогрессивной одним из приоритетом внешнеэкономической политики страны должно стать развитие международной торговли услугами. Со второй половины ХХ в. значимость услуг в национальной экономике находит отражение в классификации стран по уровню социально-экономического развития. В настоящее время при анализе последнего используется трехсекторная модель структуры народного хозяйства, которая включает: первичный сектор (сельское и лесное хозяйство, рыболовство, охота), вторичный сектор (добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство, коммунальное хозяйство и т.д.) и третичный сектор — услуги (торговля, транспорт, финансы, связь, туризм, информационные услуги и многое другое). Этот третичный сектор, развивающийся сверхвысокими темпами в глобальной экономике, дал основание назвать новый этап развития мирового сообщества как постиндустриальный.
Международная торговля услугами является наиболее динамично развивающимся сектором глобальной экономики. В 2012 г. этот сектор составил 70% общемирового ВВП, в развитых странах этот показатель еще выше как минимум на 3–5%. За последнее десятилетие объем мирового экспорта услуг утроился и достиг почти 4,4 трлн долл., что составляет 24% от объема торговли товарами (18,3 трлн долл.) [5, C. 4].
Несмотря на важную роль услуг в развитии современной экономики дефиниция «услуги» и их классификация все еще является неоднозначной и многотрактуемой. В Большом экономическом словаре приводится следующее определение: «Услуги — работа, выполненная на заказ и приводящая к созданию самостоятельного продукта» [6, С. 1096]. «Услуги на мировом рынке — поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительные стоимости, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы [6, С. 1097].
Всемирно известный профессор, специалист по маркетингу и менеджменту Ф. Котлер определяет услугу следующим образом: «услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-то. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде» [7, C. 600]. В соответствии с определением Федеральной службы государственной статистики (Росстат) услуга — «полезный результат деятельности, удовлетворяющий определенные потребности, но не воплощающийся в материально-вещественной (материальной) форме» [8].
Еще больше трудностей вызывает вопрос классификации международных услуг. В классификаторе услуг ООН содержится свыше 500 позиций и субпозиций. По классификации ВТО существует более 160 видов услуг. В международной статистике чаще всего выделяются три укрупненные позиции: транспортные, туристские и другие виды услуг, так называемые «деловые». В ходе длительных переговоров по формированию ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами — многостороннее межгосударственное соглашение по торговле услугами) был выработан подход к определению понятия «международная торговля услугами» и делению услуг на торгуемые (способные к международному обмену) и неторгуемые (не подлежащие в силу своего характера обмену. В настоящее время экспертное сообщество пришло к соглашению, что «услуги являются торгуемыми, если поставляются одним из следующих четырех способов: трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие и перемещение физических лиц» [5, С.17].
Рассмотрим динамику внешней торговли России товарами и услугами, опираясь на данные Федеральной службы государственной статистики (табл. 1).
Как следует из данных табл. 1, динамика стоимостных показателей внешней торговли товарами и услугами имеет определенную повторяемость. Так, в частности, внешнеторговый оборот в торговле товарами до 2009 г. имел устойчивую тенденцию к росту. В 2009 г. в период мирового экономического кризиса отмечается резкий спад этого показателя (на 35%), в дальнейшем опять проявляется тенденция к росту. Во внешнеторговом показателе в торговле услугами проявляется аналогичный тренд, в 2009 г. падение составило 18,7%, в дальнейшем наблюдается устойчивый рост. Однако показатели сальдо в торговле товарами и услугами имеют противоположный знак. Если во внешней торговле товарами за весь рассматриваемый период наблюдается устойчивое положительное сальдо (профицит), то во внешней торговле услугами — отрицательное сальдо (дефицит). | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|