| | Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Корабейников И. Н. заведующий отделом региональной конкурентоспособности и инвестиционного развития
НИИ региональной экономики Оренбургского государственного университета,
кандидат экономических наук Полякова И. Л. научный сотрудник НИИ региональной экономики Оренбургского государственного университета
| |
| | В статье проанализированы особенности использования кластерного подхода для обеспечения пространственного развития региона на примере туристско-рекреационного кластера «Соленые озера» Оренбургской области. Представлена широкая классификация понятийного аппарата, определяющего различные пространственные формы организации сферы туризма. Определены современные формы развития туризма на примере туристско-рекреационного кластера (ТРК) «Соленые озера» Оренбургской области | Ключевые слова: Оренбургская область, туризм, пространственное развитие региона, территориальная организация туризма, кластерный подход | УДК 332.1:379.85:332.142.4(470.56); ББК 65.04 Стр: 355 - 359 | Аспекты, связанные с пространственной организацией, ее структурой и развитием, являются важными для региональной экономики. Формирование региональной политики, отвечающей современным требованиям к эффективности и обоснованности принимаемых решений, невозможно без решения вопросов обеспечения пространственной организации региона и его характеристик.
Современная территориальная структура регионов Российской Федерации обусловлена принципами размещения производства, используемыми в советский период. В связи с этим в современной экономике актуален вопрос пространственных диспропорций внутри отдельных регионов страны, для устранения которых важна характеристика взаимодействий хозяйствующих субъектов в регионе.
В связи с тем, что в настоящее время развитие экономики регионов имеет выраженную социальную ориентацию, одной из функций государства является развитие туризма как создание условий для полноценного удовлетворения потребности граждан в отдыхе. Туристская индустрия играет большую роль в улучшении качества и повышении уровня жизни населения, так как обеспечивает восстановление физических и духовных сил населения, поддержание работоспособности, повышение имиджа территории и т.д.
Рациональная территориальная организация туризма является важным направлением развития сферы туризма. Рациональное географическое размещение предприятий и объектов туризма — залог эффективного использования имеющихся в регионе ресурсов (рекреационных, финансовых, трудовых и т.д.) и удовлетворения туристско-рекреационных потребностей населения региона и страны. Эффективное размещение и управление позволяет решать как экономические, так и социальные задачи развития регионов и муниципальных образований: обеспечение отдыха, рекреация и восстановление работоспособности населения регионов; увеличение занятости населения; привлечение иностранных инвестиций в регион и т.п.
Анализ научных источников по результатам зарубежных и отечественных исследований регионального развития туризма выявил большое количество определений и понятий, характеризующих территориальную организацию туризма, таких как: «система», «район», «регион», «комплекс», «кластер» и другие. Подходы к исследованию регионального развития туризма и пространственных форм организации сферы туризма представлены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика пространственных форм организации сферы туризмаПонятие | Определение | Автор |
---|
Территориально-рекреационный комплекс | Сочетание рекреационных учреждений и сопутствующих предприятий инфраструктуры, объединенных тесными производственными и экономическими связями, а также совместным использованием географического положения, природных и экономических ресурсов территории, занимаемой комплексом. | Котляров Е. А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. — М.: Мысль, 1978. — 238 с. | Сложное хозяйство, куда входят лечебные и оздоровительные учреждения (санатории, водо- и грязелечебницы, пансионаты, дома отдыха, турбазы, мотели, кемпинги, пионерские лагеря), обслуживающие предприятия и сопутствующие отрасли (предприятия торговли, общественного питания, бытовые, культурные и спортивные учреждения, экскурсионные объекты, дорожно-транспортная сеть, сувенирное производство и др.) | Теоретические основы рекреационной географии / Ред. В.С. Преображенский — М.: Наука, 1975. — 260 с. | Территориальная рекреационная система / Туристско-рекреационная система | Социальная географическая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем: природных и историко-культурных комплексов, инженерных сооружений, обслуживающего персонала, отдыхающих (рекреантов), органа управления. Система характеризуется функциональной и территориальной целостностью. | Преображенский В. С. Теоретические основы рекреационной географии / Ред. В.С. Преображенский — М.: Наука, 1975. — 260 с. Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. — Минск «Университетское», 1985. — 160 с. | Туристский комплекс | 1) замкнутая сеть сооружений, предназначенная для обслуживания туристов, включающая базы для ночлега, для питания и сопутствующих услуг; 2) хозяйственно-организационное и территориальное объединение группы туристских предприятий — гостиниц, ресторанов, турбаз, кемпингов и др. | Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник/ под редакцией Л.П. Воронковой. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 367 стр. | Курортно-туристский комплекс | Совокупность взаимосвязанных отраслей, обеспечивающих воспроизводство (производство, распределение, обмен и потребление) всего спектра курортно-туристских услуг во всем их современном многообразии. В узком смысле — это санатории, гостиницы, туркомплексы, дома отдыха, молодежные лагеря, турбазы и другие учреждения отдыха, основные и оборотные фонды, трудовые ресурсы, которые задействованы в обслуживании туристов. В широком смысле — это вся совокупность тесно взаимосвязанных отраслей, обслуживающих курортно-туристский комплекс, рассматриваемый в узком смысле. | Шарафутдинов В.Н. Курортно-туристский комплекс Сочи: развитие в условиях рынка. М.: Институт экономики РАН, 2000 г. — 222 с. | Совокупность всех предприятий и отраслей, охватываемых понятием туристская индустрия страны, расположенных на территории курортов, курортных регионов, или лечебно-оздоровительных местностей. | Абрамова Т.В. Основы и механизм управления развитием курортно-туристского комплекса России Дис. канд.экон.наук. — Москва, 2004. — 174 с. | Рекреационная территория | Участок суши и/или водной поверхности, предназначенный для отдыха людей, восстановления их здоровья и трудоспособности | Реймерс Н.Ф. Природопользование. — М.: Мысль, 1990. — 637 с. | Туристско-рекреационный кластер | Туристский кластер — это совокупность различных по видам деятельности экономических агентов, географически скон-центрированных и взаимодействующих в производстве и реализации туристского продукта по единой цепи: производители туристских услуг — поставщики специализированных услуг — поддерживающие организации — потребители туристских услуг (основной целью кластера является формирование и функционирование конкурентоспособной туристской индустрии). | Бойко, А.Е. Формирование кластеров как инструмент повышения конкурентоспособности туристских услуг: Автореф. дис. канд.экон.наук. — Новосибирск: 2011. — 24 с. | Туристская индустрия | Межотраслевой комплекс предприятий, фирм и организаций по производству товаров и услуг для туризма | Менеджмент туризма: туризм и отраслевые системы. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 272 с. | Туристский регион | Административно-территориальная единица, особенностью которой является территориальный комплекс природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенный общей воспроизводственной и финансовой инфраструктурой и рассматриваемый как целостный объект регионального уп-равления. | Калашаова М.К. Активизация развития туристско-рекреационного комплекса: факторы и регуляторы (на материалах Республики Адыгея) Дис. канд.экон.наук. — Майкоп, 2009. — 173 с. | Туристская дестинация | Социально-географическая местность, которую конкретный турист или целый сегмент туристского спроса выбрал в качестве цели поездки, располагающая всеми необходимыми учреждениями, организациями, средствами размещения, обслуживания и инфраструктурой развлечений | Николаев С.С.Стратегия формирования единого туристского пространства. авторефрерат дисс. канд. экон. наук. — Санкт-Петербург. — 2000. | Направление, привлекающее туристов рекреационными ресурсами и обеспеченное условиями для размещения, транспортировки, питания и развлечения туристов | Квартальнов В.А., Зорин И.В. Энциклопедия туризма, 2000 | Туристско-рекреационный комплекс | Часть общего хозяйственного комплекса региона (территории), представляющая собой сочетание туристских, рекреационных и сопутствующих предприятий и организаций, деятельность которых координируется государственными и (или) иными структурами и направлена на создание, продвижение и реализацию уникального турпродукта с учетом оптимального использования туристско-рекреационного потенциала территории | Коблова, А.А. Рекреационно-туристский комплекс как объект регионального управления // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». — 2005. — № 2. | 1) Совокупность технологически и экономически взаимосвязанных, пропорционально развивающихся производств и предприятий, подчиненных органам управления федерального, регионального и муниципального значения, сосредоточенных на ограниченной территории и использующих ее ресурсы и единую инфраструктуру. 2) Совокупность профильных предприятий (туристских, рекреационных, гостиничных), функционирующих на базе таких комплексообразующих структурных компонентов как производственная, технологическая, ресурсная и инфраструктурная подсистемы, взаимодействующих на основе общих процессов туристско-рекреационного производства и предоставления населению качественных туристских и рекреационных услуг. | Богомолова Е.С. Теоретико-методологические основы управления развитием туристско-рекреационного комплекса региона. Дис. д-ра.экон.наук. — Майкоп, 2008. –346 с. | Рекреационный комплекс | Единая система услуг: природных, спортивно-туристских, лечебно-оздоровительных, и социально-культурных, характеризующихся функциональной взаимосвязанностью и территориальной целостностью, связанной с сопряженными с ней отраслями (сельским хозяйством и пищевой промышленностью, пассажирским транспортом и связью, торговлей и общественным питанием) | Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность / Под общ. ред. В.А. Шульги. М.: Издательство Рос. экон. акад., 2002. | Совокупность взаимосвязанных отраслей, сформированных на базе комплексного использования рекреационных ресурсов определенных территорий и направленных на удовлетворение социально своеобразных потребностей населения. | Низамиев А.Г. Формирование и развитие рекреационного комплекса Кыргызстана в рыночных условиях. Дис. канд.экон.наук. — Ош, 1998. — 150 с. | Рекреационный район | — территория, пригодная для организации отдыха и туризма в силу наличия рекреационных ресурсов природного или антропогенного характера; — территория со специализацией на рекреационном обслу-живании. | Галачиева Л.А. Формирование и развитие территориально-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарии: Дис. канд.геогр.наук. — Ставрополь, 2006. — 160 с. | Туристско-рекреационный район | Территория, сформированная туристским и рекреационным спросом, обладающая туристско-рекреационными ресурсами и условиями, а также необходимой степенью развития туристско-рекреационной инфраструктуры. | Джанджугазова Е.А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса. Дис. д-ра.экон.наук. — Москва, 2005. — 256 с. |
Большинство терминов подчеркивают сложность и многокомпонентность форм организации туристской деятельности. Некоторые исследователи уделяют внимание географическому положению предприятий туристской индустрии — территориальной целостности (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, Е.А. Котляров, А.С. Макекадырова, А.Х. Сенова и др.) [7, 10, 12, 18].
Другие авторы уделяют внимание такой особенности, как территориальная характеристика туризма, в связи с привязкой туристско-рекреационных ресурсов к конкретной территории. Региональные ресурсы отражают потенциал и возможность развития конкретной территории региона и чаще всего ограничены, а способность региона удовлетворять потребности туристов определяется именно составом и состоянием ресурсов и факторов для развития туризма на данной территории. М.К. Калашаова, А.А. Коблова, Е.С. Богомолова, Н.Г. Шаповалова в своих определениях уделяют внимание такой особенности сферы туризма как управление развитием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. [5, 8, 1, 21].
Территориальная рекреационная система (ТРС) является одной из межотраслевых разновидностей социально-экономических геосистем. Понятие ТРС введено эконом-географом В.С. Преображенским в 60-х годах ХХ века, который обосновал ее как основную форму территориальной организации рекреационного хозяйства. Под ТРС он понимал «социальную географическую систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем: природных и культурных сооружений, обслуживающего персонала, органа управления и, наконец, отдыхающих (рекреантов), характеризующуюся как функциональной целостностью (состояние подсистем определяется социальной функцией системы в целом), так и территориальной» [17]. Ю.А. Веденин, рассматривая ТРС, выделял демо-графические и ресурсно-графические системы, различающиеся в принципах территориальной организации: в первом случае основу создает «территориальная дифференциация потребностей в рекреации», а во втором — наличие конкретных определенных ресурсов. [3].
Основными приоритетами в изучении ТРС являлись: строение, функционирование, управление, размещение производственных (в данном случае рекреационных) объектов на определенной территории. Вопросам взаимодействия данных территориальных образований с другими функциональными системами, с другими территориями не придавалось большого значения, в связи с разработкой и применением данных теорий во время плановой административно-командной экономики. На практике ТРС являлись закрытыми системами, с высокой сопряженностью связей внутри системы и практически отсутствующими внешними связями.
Понятие ТРС постепенно сменилось понятием туристско-рекреационного комплекса. В современной экономической литературе традиционно рассматривается понятие туристского комплекса как совокупности элементов: средств размещения, объектов общественного питания, транспортных средств, познавательного, развлекательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [20].
Несмотря на то, что в научной литературе понятие ТРК используется достаточно часто, единства подходов к его содержанию в настоящее время нет. Расхождения точек зрения имеется как в понимании сущности ТРК, так и в отношении состава включаемых в него отраслей и предприятий.
В настоящее время исследователи для характеристики развития туризма на той или иной территории, все чаще используют понятие «кластер». Территориальную и отраслевую ориентацию к применению кластеров на уровне региона впервые применил М. Портер [16]. Кластер — совокупность взаимосвязанных однородных элементов, объединение которых выступает в виде самостоятельной единицы, которой присущи определенные свойства.
Кластерный подход в туристской сфере предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [15].
В табл. 2 представлены подходы авторов к определению «туристский кластер».
Таблица 2
Особенности интерпретации понятия «туристский кластер»Автор | Интерпретация понятия «туристский кластер» |
---|
Митрофанова А.В. [14] | Региональный туристский кластер — это форма пространственной организации туризма, представленная совокупностью предприятий сферы туристского обслуживания и сопряженных отраслей, объединенных горизонтальными связями, синергия которых приводит к повышению эффективности функционирования совокупности в целом и ее отдельных предприятий, возникновению эффекта инновационности, способствует усилению внутри- и межрегионального разделения труда. | Коль О.Д. [9]. | Туристский кластер — это комплекс территориально локализованных и взаимосвязанных предпринимательских структур различных отраслей хозяйства крупного города, деятельность которых направлена на создание условий для духовных и эмоциональных переживаний потребителя туристских услуг, и повышение конкурентоспособности города на отечественном и международном туристских рынках. | Бойко А.Е. [2] | Туристский кластер — совокупность различных по видам деятельности экономических агентов, географически сконцентрированных и взаимодействующих в производстве и реализации туристского продукта по единой цепи: производители специализированных услуг — под-держивающие организации — потребители туристских услуг. | Лысикова О.В., Лукьяненко Е.В. [11] | Туристско-рекреационный кластер — сконцентрированная на определенной территории группа социальных институтов сферы туризма и гостеприимства: туроператоры, турагенты, средства размещения, организации общественного питания, транспортные компании, вузы, научно-исследовательские институты, органы государственной власти и др., взаимодополняющие и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компонентов и кластера в целом. |
На наш взгляд, в настоящее время на теоретическом уровне происходит смешение понятий туристского комплекса и туристского кластера. В табл.3 представлен сравнительный анализ основных характеристик комплекса и кластера [6].
Анализируя выделенные А.А. Катанским характеристики комплекса и кластера и проводя параллели с практикой развития туризма, как на территории РФ, так и за рубежом, можно сделать вывод о том, что происходит создание туристско-рекреационных комплексов, но с использованием кластерного подхода.
Использование кластерного подхода в туризме направлено на решение таких проблем как низкая степень развития внутреннего туризма, слабая активность инвесторов, несоответствие развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры требованиям современных потребителей, и т.д.
Таблица 3
Сравнение основных характеристик комплекса и кластера [6]Характеристики | Комплекс | Кластер |
---|
Характер внутренних связей | Вертикальные связи, взаимоподчиненность и иерархия элементов, отсутствие конкуренции между элементами | Горизонтальные связи, параллельная стадийность, автономность отдельных блоков, одновременные конкуренция и партнерство между элементами | Характер внешних связей | Закрытая система. Выполнение всего комплекса туристских услуг в рамках ТПК | Открытая система. Вынесение не основных производственных процессов сторонним фирмам | Специа-лизация | Узкая специализация, масштабность производства туристских услуг | Дифференцированность услуг, гибкость при производстве туристских услуг | Структура | Статические, неделимые структуры, состоят из крупных предприятий | Мобильные структуры, состоят из малых и средних предприятий |
Создание туристского кластера способствует формированию современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей местного населения, российских и иностранных граждан в туристских услугах, внесение значительного вклада в развитие экономики, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия [2].
Создание конкурентоспособного туристского продукта — одна из важных задач, стоящих перед туристско-рекреационным комплексом любого уровня. В связи с этим, кластерный подход является оптимальным инструментом для обеспечения пространственного развития региона. Особенностью данного подхода является ориентация на создание конкурентных преимуществ участников кластера, способствующая разработке и внедрению инновационных проектов в туристскую индустрию.
Кластеры создаются в соответствии с рыночными условиями, предъявляемыми к любой хозяйственной деятельности: инициаторами формирования кластера может быть и государство (федеральный или муниципальный уровень), однако без поддержки инвесторов, местного населения и туристского спроса кластерный подход не эффективен.
В качестве примера можно привести создаваемый в настоящее время на территории Соль-Илецкого района Оренбургской области туристско-рекреационный кластер «Соленые озера».
Туристско-рекреационный комплекс на базе курорта местного значения «Соленые озера» включен в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». Правительством Оренбургской области был подготовлен пакет документов для реализации данного проекта, которые были рассмотрены Федеральным агентством по туризму Российской Федерации. Включение укрупненного инвестиционного проекта в федеральную программу предполагает получение средств для развития обеспечивающей инфраструктуры курорта (объем средств из федерального, регионального и местного бюджетов в основной капитал объектов обеспечивающей инфраструктуры — 1241,6 млн руб.). Для получения федеральных средств необходимы крупные частные инвестиции непосредственно в туристскую инфраструктуру курорта (объем внебюджетных инвестиций в основной капитал средств размещения, лечения, питания, отдыха и развлечений, транспортного обслуживания, привлеченных в ходе реализации проекта — 4 491,9 млн рублей).
Совокупный эффект от реализации мероприятий проекта можно рассматривать как сочетание имиджевого, экономического, бюджетного, социального и экологического эффектов [4].
Результатом формирования кластера должно стать:
● увеличение туристского потока в г. Соль-Илецк за счет реализации проекта в 1,7 раза — с 225 тыс. в 2012 г. до 380 тыс. человек в год к 2018 г.;
● увеличение общей площади объектов гостиничной инфраструктуры в 2,2 раза — на 62 тыс. кв. метров;
● увеличение количества дополнительно созданных койко-мест в коллективных средствах размещения в 2 раза — на 3 200 ед.;
● увеличение объема туристских услуг на 507,6 млн руб. (с 210 млн руб. в 2012 году до 717,6 млн руб. в 2018 году);
● увеличение объема услуг гостиниц и аналогичных средств размещения на 2402,9 млн руб. (с 420 млн руб. в 2012 году до 2822,9 млн руб. в 2018 году);
● объем внебюджетных инвестиций в основной капитал средств размещения, лечения, питания, отдыха и развлечений, транспортного обслуживания, привлеченных в ходе реализации проекта — 4 491,9 млн рублей;
● объем средств из федерального, регионального и местного бюджетов в основной капитал объектов обеспечивающей инфраструктуры — 1 241,6 млн рублей;
● количество дополнительно созданных рабочих мест на объектах туристической инфраструктуры — 1 600.
Использование кластерного подхода для пространственного развития региона основывается на таких составляющих как конкурентоспособность и инновационность, которые обеспечивают устойчивое развитие региона в целом и отдельных его территорий. Кластерный подход широко применятся в туристской индустрии для развития локальных и региональных туристско-рекреационных комплексов — структуры, состоящие из малых и средних предприятий обеспечивают мобильность, гибкость при производстве туристских услуг, одновременно конкуренция и партнерство между туристскими предприятиями способствуют формированию конкурентоспособного туристского продукта. |
| |
|
|