| | Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013 | | ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы формирования системы и построения структуры органов государственного управления сферами агропромышленного комплекса в Российской Федерации в период середины июля — конца ноября 1993 года | Ключевые слова: агропромышленный комплекс России, государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации, государственная ветеринарная служба Российской Федерации, государственная монополия на алкогольную продукцию, управление пищевой и перерабатывающей промышленностью, корпорация Росвиноградвинпром, регулирование использования животного мира на территории Российской Федерации, Федеральный селекционно-генетический центр рыбоводства | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32-2я 73 Стр: 418 - 423 | Распоряжением Совета Министров — Правительства РФ от 12 июля 1993 г. № 1232-р [46] в связи с принятием Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979–I «О ветеринарии» [4; 21; 3] ряду министерств Российской Федерации было поручено разработать и представить в 2-месячный срок следующие Положения:
● Минсельхозу России и Минюсту России — Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации и Положение о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ;
● Минтруду России, Минэкономики России, Минфину России и Минсельхозу России — предложения о социальной защите специалистов Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с указанным Законом (в части исполнения данного поручения — см. постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 64 «О мерах по социальной защите специалистов Государственной ветеринарной службы Российской Федерации» [19]. — М.Б.);
● Минсельхозу, Минэкономики и Минфину России — предложения по укреплению материально-технической базы Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Кроме того, данным распоряжением Минюсту России было поручено привести нормативные акты в соответствие с указанным Законом, а также обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами Российской Федерации нормативных актов, противоречащих Закону.
Распоряжением Совета Министров — Правительства РФ от 22 июля 1993 г. № 1295-р [47] был установлен годовой фонд оплаты труда работников центрального аппарата Роскомзема в сумме 90972 тыс. рублей.
Распоряжением Совета Министров — Правительства РФ от 2 августа 1993 г. № 1363-р [48] был установлен годовой фонд оплаты труда работников центрального аппарата отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти, в том числе Роскомпищепрома (Комитета Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности. — М.Б.) — в сумме 206203 тыс. рублей и Роскомрыболовства (Комитета Российской Федерации по рыболовству. — М.Б.) — в сумме 181944 тыс. рублей.
Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 10 августа 1993 г. № 779 «О Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ» [12] во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11 июня 1993 г. № 918 «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции» [11] (утратил силу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 февраля 1996 г. № 192 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 11 июня 1993 г. № 918 «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции»« [23] в связи с принятием Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [13; 9; 10; 6; 8; 7]. — М.Б.) Государственная инспекция по контролю за производством и качеством спиртов и алкогольных напитков была преобразована в Государственную инспекцию по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 сентября 1993 г. № 5697–I «Об образовании Государственного комитета Российской Федерации по машиностроению и сервисному обслуживанию сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности» [33] на базе структурных подразделений Комитета Российской Федерации по машиностроению, ведающих вопросами тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, был образован Государственный комитет Российской Федерации по машиностроению и сервисному обслуживанию сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 26 сентября 1993 г. № 978 «О Российской корпорации по виноградарству и винодельческой промышленности» [25] в целях дальнейшего развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации, совершенствования механизма управления этой отраслью предписывалось одобрить инициативу акционерной компании «Кубаньвинпром», акционерного общества «Донвино», государственно-кооперативного концерна «Ставропольвиноградпром», объединения «Кабалкагровинпром», поддержанную администрацией Краснодарского края, Ставропольского края, Ростовской области и руководителями Кабардино-Балкарской Республики, о создании в установленном порядке акционерного общества открытого типа — Российской корпорации по виноградарству и винодельческой промышленности «Росвиноградвинпром» (корпорации «Росвиноградвинпром») и согласиться с использованием в названии корпорации наименования «Российская».
Данным постановлением Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» [17; 30] предписывалось поручить на контрактной основе представление интересов государства в советах директоров приватизируемых предприятий по производству спиртовой, ликероводочной и винодельческой продукции, контрольные пакеты акций которых закрепляются в федеральной собственности на срок до трех лет, конкретным должностным лицам советов директоров вышеуказанных организаций — учредителей корпорации.
Министерству экономики и Министерству финансов Российской Федерации было поручено ежегодно при формировании инвестиционных программ и бюджетной системы предусматривать начиная с 1994 года выделение Комитету Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности для корпорации «Росвиноградвинпром» из республиканского бюджета Российской Федерации лимитов государственных централизованных и инвестиционных кредитов на расширение виноградных насаждений и развитие мощностей по переработке винограда, а также спирта этилового и других ресурсов отдельной строкой.
Также данным постановлением главам администраций Краснодарского края и г. Краснодара поручалось рассмотреть вопрос о выделении помещения в г. Краснодаре для размещения аппарата управления корпорации «Росвиноградвинпром».
Кроме того, данным постановлением Комитету Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности, корпорации «Росвиноградвинпром» с участием заинтересованных министерств и ведомств поручалось разработать программу дальнейшего развития виноградарства и виноделия с учетом внедрения современных технологий и новых экономических отношений, имея ввиду увеличение производства винограда и продукции его переработки.
Распоряжением Совета Министров — Правительства РФ от 12 октября 1993 г. № 1817-р «О первом заместителе Министра сельского хозяйства Российской Федерации» [20] в частичное изменение постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 1992 г. № 191 «О частичном изменении постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 1992 г. № 164» Министерству сельского хозяйства Российской Федерации было разрешено иметь девять заместителей Министра, в том числе двух первых.
Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. № 1108 «О специально уполномоченных государственных органах по охране и регулированию использования животного мира» [28] было установлено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными государственными органами по охране и регулированию использования животного мира на территории РФ является Министерство сельского хозяйства (департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов с его территориальными органами) и другие специально уполномоченные на то органы.
Распоряжением Совета Министров — Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. № 1975-р [49], исходя из предельной численности работников центрального аппарата Минсельхоза России (Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. — М.Б.) в количестве 1405 единиц, был установлен годовой фонд оплаты труда работников аппарата в сумме 869907 тыс. рублей.
Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. № 1109 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности» [35] было утверждено Положение о Комитете Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности.
Согласно утвержденному Положению о Комитете Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности, этот Комитет явился центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию в области пищевой и перерабатывающей промышленности.
Комитет в своей деятельности был призван руководствоваться Конституцией и законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Совета Министров — Правительства РФ, а также утвержденным Положением.
Положением было определено, что Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими центральными органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Основными задачами Комитета явились:
● разработка и реализация государственной политики в области пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществление мер по увеличению производства продуктов питания, сокращению импорта сырья и продовольствия;
● организация работы по совершенствованию структуры управления производством, созданию рыночной инфраструктуры в отраслях;
● разработка и обеспечение реализации государственной инвестиционной политики, направленной на развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;
● разработка предложений по развитию рыночных отношений, содействие коммерциализации, демонополизации и развитию конкуренции, создание равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности, поддержка малого и среднего предпринимательства;
● участие в разработке отраслевых соглашений по вопросам социально-экономической инфраструктуры, создание новых рабочих мест и социальных гарантий для работников отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности;
● проведение научно-технической политики по вопросам технического перевооружения предприятий, создания новых видов оборудования и технологий, осуществление межотраслевой координации;
● осуществление в установленном порядке внешнеэкономических связей и международного сотрудничества в пищевой и перерабатывающей промышленности.
Кроме того, Положением были определены основные функции и направления деятельности Комитета, его права, порядок руководства и управления Комитетом, а также порядок финансирования расходов на содержание его центрального аппарата.
Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. № 1259 «Вопросы Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» [1] (утратило силу [29; 2]. — М.Б.) в соответствии с Указом Президента РФ от 11 июня 1993 г. № 918 «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции» [11] (утратил силу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 февраля 1996 г. № 192 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 11 июня 1993 г. № 918 «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции»« [23] в связи с принятием Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [13; 9; 10; 6; 8; 7]. — М.Б.) было установлено, что Государственная инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ осуществляет специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции по обеспечению государственной монополии на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции.
Решения, принимаемые Государственной инспекцией по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ по вопросам, относящимся к ее компетенции, обязательны для исполнения всеми органами государственного управления и хозяйственными организациями.
Государственная инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ работает в необходимых случаях совместно с Министерством финансов, Государственной налоговой службой, Департаментом налоговой полиции, Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел Российской Федерации и их органами на местах.
Данным постановлением был определен круг основных функций, возложенных на Государственную инспекцию по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ.
Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ разрешалось иметь территориальные органы на местах.
Также постановлением устанавливалось, что финансирование деятельности аппарата Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ осуществляется за счет средств республиканского бюджета, направляемых на содержание центральных органов федеральной исполнительной власти.
На 1993 год численность работников аппарата Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ была определена в количестве 280 единиц, в том числе территориальных органов на местах — 200 единиц (без персонала по охране и обслуживанию служебных помещений).
Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ поручалось совместно с Министерством финансов внести предложения по уточнению в 1994 году численности работников указанной Государственной инспекции с учетом выполнения задач в сфере своей деятельности в полном объеме.
Также данным постановлением предписывалось установить для работников Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ должностные оклады и другие условия оплаты труда, предусмотренные для соответствующих категорий работников федеральных служб и комитетов.
Министерству труда с участием Министерства финансов Российской Федерации и по представлению Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ было поручено в двухнедельный срок установить должностные оклады и другие условия труда работников территориальных органов указанной Государственной инспекции.
Министерству финансов поручалось в месячный срок внести в Совет Министров — Правительство РФ предложения о размерах фонда оплаты труда работников Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ.
Кроме того, данным постановлением Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ было разрешено иметь 3-х заместителей руководителя Государственной инспекции, в том числе одного первого, и коллегию в количестве 9 человек.
Руководителю Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ предоставлялось право утверждать структуру и смету расходов в пределах выделенных ассигнований.
В Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ было поручено образовать экспертно-консультативный совет из работников инспекции, заинтересованных министерств, ведомств, специалистов производства и научных учреждений.
Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве РФ поручалось также совместно с Министерством финансов внести в Совет Министров — Правительство РФ предложения о создании внебюджетного фонда материально-технического и социального развития указанной Государственной инспекции.
Распоряжением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1993 г. № 2021-р [50] предписывалось согласиться с предложением Минсельхоза России (Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. — М.Б.) о создании Федерального селекционно-генетического центра рыбоводства на базе селекционно-генетического центра Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства (пос. Ропша Ленинградской области).
Финансирование Федерального селекционно-генетического центра рыбоводства в 1993 г. предписывалось осуществлять за счет бюджетных ассигнований, выделенных Минсельхозу России.
Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 16 ноября 1993 г. № 1162 «Об утверждении Положения о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» [34] было утверждено Положение о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Согласно утвержденному Положению образованный на основании Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979–I «О ветеринарии» [4; 21; 3] Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ явился структурным подразделением Министерства сельского хозяйства, организующим деятельность ветеринарной службы Российской Федерации по предупреждению болезней животных, осуществлению контроля за выпуском полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и по обеспечению защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Департамент ветеринарии в соответствии с Положением имел в своем подчинении научно-исследовательские ветеринарные институты, ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте, службы ветеринарного контроля на предприятиях по переработке и хранению животноводческой продукции и другие ветеринарные учреждения.
Департамент ветеринарии в своей деятельности был призван руководствоваться Конституцией, Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979–I «О ветеринарии» [4; 21; 3], иными законодательными актами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров, приказами и указаниями Министерства сельского хозяйства, а также утвержденным Положением.
Главными задачами Департамента ветеринарии явились:
● разработка и реализация федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, планов ветеринарного обслуживания животноводства и выпуска продукции, безопасной в ветеринарном отношении;
● участие в формировании федеральных программ по подготовке ветеринарных специалистов, производству препаратов и проведению технических исследований по проблемам ветеринарии;
● контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства — владельцами животных и продуктов животноводства (предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами) ветеринарного законодательства Российской Федерации;
● охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;
● организация и повышение эффективности государственного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора.
Кроме того, Положением были определены основные функции и направления деятельности Департамента ветеринарии, его права, порядок осуществления руководства и управления Департаментом ветеринарии и территориальными органами государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 25 ноября 1993 г. № 1235 «Об утверждении состава Совета по аграрной политике при Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» [40] (утратило силу [37; 38; 15; 42; 39; 5; 16; 14; 44; 31; 45; 24; 26; 43]. — М.Б.) (с последующим дополнением [41]. — М.Б.) был утвержден обновленный состав Совета по аграрной политике при Совете Министров — Правительстве РФ (под председательством Заместителя Председателя Совета Министров — Правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны), в связи с чем пункт 2 постановления Совета Министров — Правительства РФ от 30 июня 1993 г. № 641 «О Совете по аграрной политике при Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» [27], касавшийся утверждения состава Совета по аграрной политике при Совете Министров — Правительстве РФ, был признан утратившим силу.
Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 ноября 1993 г. № 1242 «Об утверждении Положения о Межведомственной научно-технической комиссии по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ и ее состава» [36; 32] во исполнение постановления Совета Министров — Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 437 «О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации» [18] было утверждено Положение о Межведомственной научно-технической комиссии по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ и ее состав (с последующим изменением [32]. — М.Б.) (под председательством Председателя Госкомсанэпиднадзора России — главного государственного санитарного врача Российской Федерации. — М.Б.).
Утвержденным Положением было определено, что Межведомственная научно-техническая комиссия по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ (Комиссия) является межведомственным координационным органом, создана для рассмотрения и подготовки предложений по организации и осуществлению работ в области предупреждения и ликвидации последствий завоза и распространения на территории России особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ.
В Положении также были обозначены: правовой статус Комиссии; перечень ее основных задач и прав; особенности осуществления руководства деятельностью Комиссии; периодичность проведения заседаний; степень обязательности решений, принимаемых Комиссией и порядок их доведения до органов государственного управления.
Для оперативного решения неотложных задач была предусмотрена организация бюро в составе председателя Комиссии, его заместителей и секретаря Комиссии, представителей заинтересованных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации.
Для подготовки принимаемых Комиссией решений при ней было предусмотрено создание секретариата из представителей заинтересованных министерств, ведомств и организаций.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии было возложено на Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 30 ноября 1993 г. № 2036 «О Председателе Государственного комитета Российской Федерации по машиностроению и сервисному обслуживанию сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности» [22] был назначен Председатель образованного ранее (на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 сентября 1993 г. № 5697–I «Об образовании Государственного комитета Российской Федерации по машиностроению и сервисному обслуживанию сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности» [33]. — М.Б.) Государственного комитета Российской Федерации по машиностроению и сервисному обслуживанию сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. |
| |
|
|