Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Булатасов Ж. Ф.
аспирант кафедры экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности
Уфимского государственного нефтяного технического университета


Развитие центров инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения
В статье рассмотрены три элемента инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения, раскрыто влияние указанных подразделений на инновационную среду, определены преимущества их создания в структуре вуза, сформулированы рекомендации по направлениям дальнейшего совершенствования их деятельности
Ключевые слова: инфраструктура инновационного развития, бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, центр коллективного пользования, коммерциализация
УДК 378:005.591.6; ББК 65.05   Стр: 406 - 408

Общепризнанно, что проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики, ухода от ее сырьевого характера, увеличения доли интеллектуальной продукции в добавленной стоимости, решаются только через развитие инновационной деятельности. Высшая школа с ее передовой наукой и образованием является неотъемлемой и приоритетной составляющей национальной инновационной системы. Развитие и реализация инновационного потенциала вуза осуществляется через построение эффективной инновационной инфраструктуры, направленной на совершенствование образовательных программ и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности путем вывода на рынки наукоемкой конкурентоспособной продукции.
Положением о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры (в рамках Постановления Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 219 «О государственной поддержке инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [1]) определен типовой перечень объектов инновационной инфраструктуры высших учебных заведений: бизнес-инкубаторы, технопарки, технопарковые зоны, инновационно-технологические центры, инжиниринговые центры, центры сертификации, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, центры научно-технической информации, центры инновационного консалтинга и др.
Наиболее часто встречающимися составляющими инновационной инфраструктуры высшей школы являются:
— бизнес-инкубатор;
— центр трансфера технологий;
— отдел лицензирования;
— центр коллективного пользования;
— научно-образовательные центры (связанные, как правило, с направлениями исследований: экология, информационные технологии, биотехнология и т.п.);
— иные научно-исследовательские центры, лаборатории;
— образовательный сектор;
— малые инновационные предприятия;
Остановимся подробно на трех структурах: бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, центр коллективного пользования.
Бизнес-инкубатор вуза — это структурное подразделение, которое создает наиболее благоприятные условия для развития инновационных идей и разработок. Его предназначение в том, чтобы минимизировать усилия предпринимателя на решение всех проблем, кроме производства продукции (услуги) и выхода на рынок.
Роль бизнес-инкубаторов в развитии экономики страны и социальной сферы значительна, поскольку помогает решить целый ряд задач: рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности, рост числа рабочих мест, повышение инновационной активности бизнеса, диверсификация экономики регионов и др. Как свидетельствует мировая и российская статистика, в рыночных условиях выживают до 30% начинающих компаний, в то время как среди выпускников бизнес-инкубаторов доля их значительно выше — около 85%[2].
Бизнес-инкубаторы, созданные при университетах, иногда называют еще технологическими инкубаторами, поскольку они, как правило, ориентированы на развитие именно малых инновационных компаний, функционирующих в сфере наукоемкого высокотехнологичного бизнеса.
Резидентами бизнес-инкубаторов при вузах могут являться как проектные команды и отдельные предприниматели (так называемая прединкубационная стадия, когда есть идея, проект, но не оформлено юридическое лицо), так и малые инновационные предприятия (инкубационная стадия). Первым вуз имеет право предоставлять полный перечень бесплатных услуг, МИПы же обязаны оплачивать аренду помещений, но на льготных условиях.
У бизнес-инкубаторов, находящихся в структуре высшего учебного заведения, есть преимущества перед теми, которые создаются в форме отдельного юридического лица. Во-первых, крупные вузы, как правило, обладают достаточными свободными площадями для осуществления процесса инкубирования малого бизнеса (по мнению экспертов, для успешной деятельности бизнес-инкубатор должен обладать не менее 1500 кв.м. помещений). Во-вторых, на ранней стадии деятельности, когда бизнес-инкубатор еще не имеет достаточно доходов для покрытия расходов, вуз имеет возможность субсидировать его деятельность. В-третьих, университет (институт) может на безвозмездной основе оказывать поддержку в форме предоставления секретарских, юридических, бухгалтерских, консалтинговых, образовательных услуг по вопросам ведения бизнеса, обеспечения доступа к материальным ресурсам (связь, оргтехника, иное необходимое оборудование и др.).
Вопрос источников финансирования играет важную роль в деятельности бизнес-инкубатора. Ими могут являться:
— гранты и иное целевое финансирование государ­ства;
— выполнение научно-исследовательских работ и оказание научно-технических услуг, консалтинг;
— благотворительные пожертвования физических лиц и организаций;
— платежи за аренду и услуги от резидентов;
Бизнес-инкубатор должен также являться центром обучения и повышения квалификации. Для этого необходима разработка специального курса (или даже курсов) по предпринимательству, особенно малому инновационному. Он является не только теоретическим, но и практическим, поскольку авторы образовательной программы могут использовать положительный опыт уже выпустившихся из бизнес-инкубатора предприятий. Образовательная программа должна охватывать теорию и практику управления бизнесом, правовую охрану и защиту результатов интеллектуальной деятельности, рынок инвестиций, особенно венчурных, привлечение средств венчурных фондов и бизнес-ангелов, составление бизнес-плана, формирование и анализ финансовой отчетности и др. Наиболее успешные инновационные образовательные технологии, которые прошли апробацию в инкубаторе, должны быть внедрены в учебный процесс.
Бизнес-инкубаторы должны активнее проводить выставки, встречи, конференции и семинары с предприятиями бизнес-сообщества, на которых резиденты бизнес-инкубаторов могли бы продемонстрировать свои достижения и наиболее перспективные проекты, а также приглашать успешных предпринимателей для проведения мастер-классов, конкурсов бизнес-проектов.
Для полноценной работы и наиболее полного использования всех преимуществ данной формы организации необходима выработка рекомендаций по расширению деятельности бизнес-инкубаторов. Мировой тенденцией является привлечение в бизнес-инкубатор не только компаний, которые планируют выход на рынок, но и уже устоявшихся организаций. Бизнес-партнерам предлагается развивать свою инновационную деятельность на территории университета и при содействии специалистов вуза. Подобное взаимодействие позволяет значительно повысить эффективность инновационной деятельности через интеграцию научного потенциала вуза и предприятия и решение вопроса финансирования. Такая компания обладает опытом в ведении бизнеса, налаженными связями, ей проще привлечь средства на осуществление инновационной деятельности.
Как и любая структура организации, бизнес-инкубатор должен показывать эффективность своей деятельности. Это возможно через определение перечня критериев, по которым будет проводиться оценка. Среди наиболее комплексно отражающих успешность деятельности бизнес-инкубатора можно выделить: общее число резидентов (количество компаний, пребывающих в бизнес-инкубаторе; число фирм-выпускников, просуществовавших не менее 1 года; процент покрытия собственных расходов за счет доходов; средняя стоимость 1 рабочего места (то есть объем затрат на обеспечение функционирования 1 рабочего места); объем привлеченных средств из внешних источников.
Одним из идеальных вариантов развития бизнес-инкубатора считается переход на самофинансирование или самоокупаемость. В этом случае у вуза появляются выгоды не только через содействие коммерциализации РИД, создание новых рабочих мест для выпускников и улучшение предпринимательской среды, но и дополнительные отчисления в централизованный фонд, что позволит направлять эти средства на выполнение НИОКР, итогом которых могут стать передовые разработки, пригодные для коммерциализации.
Со временем бизнес-инкубатор может образовать иную структуру — технопарк. Данное обстоятельство связано с потребностью малых предприятий в производственных мощностях после «выпуска» из бизнес-инкубатора. Кроме того, наличие отлаженных связей, пользование определенными услугами также оказывают влияние на желание компаний оставаться при инкубаторе. Однако льготные условия, на которых они раньше арендовали помещения и потребляли услуги, для них прекращают существовать.
Центр трансфера технологий (ЦТТ) вуза — структурное подразделение, призванное содействовать инновационной деятельности, создавать условия для взаимодействия с предприятиями, обеспечивать трансфер результатов интеллектуальной деятельности.
Необходимость центров трансфера технологий связана с тем, что ученые, являющиеся авторами инновационных разработок, в большинстве своем не обладают навыками ведения бизнеса и коммерциализации технологий.
Поэтому основными задачами центра трансфера технологий являются:
— поиск и оценка коммерчески перспективных технологий, их маркетинг, защита объектов интеллектуальной собственности;
— формирование стратегии коммерциализации и трансфера технологий;
— установление связей с бизнес-сообществом, привлечение исследовательских контрактов и грантов;
— формирование баз данных научных разработок, которые могут быть востребованы рынком;
— консалтинг и обучение в области коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;
— участие в создании хозяйственных обществ;
— представление разработок и изобретений на научно-технических мероприятиях российского и мирового масштабов, приглашение на них венчурных инвесторов.
Схему работы центра трансфера технологий можно описать следующим образом:
— проведение оценки востребованности результата интеллектуальной деятельности на рынке, поиск потенциальных инвесторов и покупателей;
— оформление заявки на патент, получение патента;
— трансфер технологий через создание малого инновационного предприятия.
Центры трансфера технологий целесообразно создавать на базе крупных образовательных центров, имеющих значительные научные разработки, поскольку у таких вузов есть достаточные производственные площади, профессиональные кадры и финансы. Возможно создание ЦТТ на базе крупнейшего отраслевого университета, в то время как другие вузы могли бы стать его клиентами, либо иметь в своей структуре представительства центра.
Деятельность центра трансфера технологий должна охватывать всю инновационную цепочку, начиная от идеи и заканчивая созданием МИП с перспективами роста.
Проблема существования центров трансфера технологий вне вузов связана в том числе с финансированием до выхода на самоокупаемость. Опыт США и европейских стран показывает, что достижение ЦТТ этапа прибыльности может занять от 7 до 10 лет, поэтому в течение этого периода университеты, при которых созданы центры, финансируют их деятельность из собственных резервов. Предприятия не готовы инвестировать в ЦТТ на начальной стадии из-за высокого риска и вкладывают средства лишь когда появится реальная перспектива бизнеса. Со стороны государства поддержка оказывается краткосрочной, а институты бизнес-ангелов и венчурного финансирования еще не достаточно развиты в России.
Вместе с тем, деятельность вузовских центров трансфера технологий направлена не столько на получение прибыли, сколько на осуществление самого процесса создания малых инновационных предприятий, высококвалифицированных рабочих мест, сохранения и развития интеллектуального потенциала университета.
Центрам трансфера технологий необходимо обратить внимание на поиск возможностей для бизнеса, предшествующий самому проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в России в настоящее время, как правило, наоборот). Это позволяет избежать риска значительных затрат на проведение исследований, лишь немногие из которых будут пригодны для коммерциализации.
Приоритетом у вузовских центров трансфера технологий должно быть продвижение разработок университета, а не оказание услуг сторонним организациям в области консалтинга, патентования и др.
Для центров трансфера технологий можно выделить следующие показатели эффективности функционирования:
— количество инновационных проектов, получивших поддержку;
— число заявок на патенты, поданных от имени университета/число полученных патентов;
— показатели взаимодействия с другими ЦТТ, бизнес-инкубаторами, инновационными центрами;
— количество привлеченных предприятий;
— объем привлеченного финансирования из всех источников;
— количество созданных компаний;
— количество компаний, просуществовавших свыше 3 лет и имеющих положительную историю по балансу;
— количество созданных рабочих мест.
Данный перечень не является исчерпывающим и оценку можно произвести по дополнительным критериям: объем оказанных услуг новаторам (в часах или количестве человек); количество обученных сотрудников/студентов университета основам коммерциализации и трансфера технологий; объем выполненных НИОКР; число выигранных грантов; количество международных договоров и др.
Возможно, наиболее перспективным способом коммерциализации вузовских идей и разработок была бы следующая последовательность:
— появление коммерчески выгодного результата интеллектуальной деятельности (ученые, аспиранты, студенты);
— правовая охрана результата интеллектуальной деятельности, создание компании (центр трансфера технологий);
— функционирование компании на льготных условиях (бизнес-инкубатор);
— функционирование компании во внешней среде.
Прохождение данных этапов позволило бы в наибольшей степени нивелировать риски, возникающие в процессе трансфера технологий в экономику страны.
В общем виде центр коллективного пользования (ЦКП) вуза можно представить как научно-организационную структуру, имеющую в своем распоряжении дорогостоящее уникальное оборудование, высококвалифицированные кадры, проводящую исследования на высоком уровне и оказывающую услуги не только сотрудникам и обучающимся вуза, но и внешним пользователям.
Основными направлениями развития ЦКП должны быть:
— расширение деятельности по оказанию услуг коллективного пользования;
— совершенствование материально-технической базы;
— совершенствование механизмов взаимодействия с государственными научными центрами, бизнес-структурами;
— развитие и укрепление кадрового потенциала;
— развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности;
— разработка курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки высококвалифицированных специалистов для работы с новейшим оборудованием;
— развитие информационных ресурсов: сайт, электронная библиотека и база данных, рекламная кампания.
К показателям эффективности ЦКП можно отнести: объем выполненных НИОКР (млн руб.), объем оказанных услуг внешним пользователям (млн руб.), производительность ЦКП (объем оказанных услуг в млн руб./число штатных сотрудников), фондовооруженность (балансовая стоимость оборудования, млн руб./число штатных сотрудников), фондоотдача (объем оказанных услуг, млн руб./балансовая стоимость оборудования, млн руб.), коэффициент загрузки оборудования и др.
Основными источниками финансирования деятельности центров коллективного пользования являются: средства вуза, средства коммерческих предприятий, федеральные целевые программы.
Развитие вузами ЦКП позволяет привлечь государственное финансирование, например, в виде грантов в форме субсидий в рамках реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 гг.» объемом до 100 млн руб. в год. Перечень допустимых расходов весьма широк и охватывает всю структуру расходов на содержание ЦКП: фонд оплаты труда персонала; материалы; оборудование; командировки; накладные расходы. Участие в данной программе позволит вузам существенно нарастить материальную базу для исследований и, как следствие, повысить возможность получения результатов интеллектуальной деятельности, пригодных для использования в учебном процессе и коммерциализации. Не исключается возможность появления иных федеральных программ.
Указанные выше структуры являются сервисными подразделениями при осуществлении инновационной деятельности в вузах. Они призваны повысить ее эффективность через оказание профессиональных услуг новаторам, позволяющих последним полностью сосредоточиться на реализации инновационной идеи. А это в свою очередь является основополагающим фактором повышения конкурентоспособности не только высших учебных заведений, но и экономики России в целом.


Литература
1. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // URL: http: //www.rg.ru/2010/04/16/gospodderzhka-dok.html. Дата обращения: 15 июля 2013 г.
2. Нефедьев В.В., Привалов В.И. Проблемы развития отечественных бизнес-инкубаторов // Вопросы региональной экономики. - 2010. - № 5. - С. 3-9.
3. Ильин П.В. Зарубежный опыт трансфера технологий - в российскую практику // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - № 1. - С. 206-213.
4. Бедный А.Б., Колесников Д.С., Куфтырев И.Г., Марков К.А., Рыхтик М.И. Организация инновационной деятельности в университетах США: Сб. информ.-аналитич. матер. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ. - 2011. - 96 с.
5. Теребова С.В., Волкова Л.А. Принципы и практика функционирования зарубежных центров трансфера технологий // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 1. - С. 101-107.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия