Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Резник С. Д.
директор Института экономики и менеджмента
Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Черниковская М. В.
старший преподаватель кафедры менеджмента
Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,
кандидат экономических наук

Сочилова А. А.
старший преподаватель кафедры менеджмента
Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,
кандидат экономических наук


Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска
В статье представлены результаты реализации научно исследовательского проекта по изучению конкурентоориентированности и конкурентоспособности студентов, практические рекомендации по разрешению выявленных проблем. Чтобы выпускник высшего учебного заведения был профессионально востребован и конкурентоспособен на рынке труда, его должно отличать умение критически мыслить, анализировать поступки и факты, отстаивать собственную точку зрения, ему необходимо обладать широкой, выходящей за рамки учебной программы, образовательной базой
Ключевые слова: студент, конкурентоспособность, конкурентоориентированность, рынок труда, поведение молодежи
УДК 005.966(075.8); ББК 65.050.2я73   Стр: 399 - 402

В условиях интеграции современного образования студенты вузов слабо конкурентоориентированы и не готовы к серьезной конкуренции в борьбе за свое будущее, а потребность в профессиональных кадрах в настоящее время является повсеместно высокой.
На молодежном рынке труда существует серьезная проблема, которая обусловлена: противоречиями между потребностью общества в конкурентоориентированных, профессионально-компетентных специалистах и уровнем их профессиональной подготовки; необходимостью повышения эффективности профессиональной подготовки студентов вуза и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения данного процесса.
Сегодня наблюдается снижение спроса на молодых специалистов среди работодателей, изменяются требования к профессиональной подготовке выпускников, потеряна связь между образовательными учреждениями и организациями — работодателями. Множество специалистов, имеющих профессиональный опыт и навыки, из-за неспособности выживать в конкурентных условиях, получают невысокую заработную плату, и, как следствие, уровень и качество жизни этих специалистов существенно ниже желаемого.
Анализ ситуации в высшем образовании показывает, что основные факторы, тормозящие профессиональный рост и повышение конкурентоспособности молодых специалистов — это отсутствие жизненного опыта, неготовность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, психологические проблемы в общении, неготовность к интенсивному труду.
Предпринимаемые вузами, работодателями, органами власти мероприятия по функционированию системы управления конкурентоориентированностью и конкурентоспособностью студентов носят бессистемный характер. Не отрегулированы механизмы целенаправленного управления этими категориями и в системе вузовской подготовки кадров.
Назрела необходимость формирования новой модели подготовки студентов к практической трудовой деятельности — для обеспечения конкурентоориентированности студентов в период обучения в вузе необходимо формировать и развивать у них качества, способствующие ее повышению.
На базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства реализуется научно-исследовательский проект «Разработка инструментария и практических рекомендаций по конкурентоориентированию студенческой молодежи, повышению на этой основе конкурентоспособности на рынке труда выпускников высших учебных заведений России», № государственной регистрации 01201253649, цель которого — выявление и развитие теоретических и методических положений, а также разработка модели и механизмов системы управления личной конкурентоспособностью студента как будущего выпускника в период обучения в вузе.
Указанная цель обусловила необходимость решения ряда задач:
1. Изучить состояние и обобщить теоретические основы конкурентоориентирования студенческой молодежи в России и в зарубежных странах;
2. Провести мониторинг качества практической подготовки студентов к конкуренции на рынке труда, трудоустройства выпускников вуза на основе анкетирования предприятий-работодателей, выпускников вуза;
3. Исследовать конкурентоориентирующую деятельность высших учебных заведений, предприятий-работодателей и родителей студентов;
4. Разработать модель системы, технологии, механизмы и инструменты конкурентоориентирования студентов высшими учебными заведениями, предприятиями-работодателями и родителями студентов.
Конкурентоориентированность студента вуза — особый тип экономического мышления студента, направленный на обеспечение постоянного саморазвития, продвижения и успеха в глобальном мире во всех его ситуациях, и овладение соответствующими технологиями и методами.
Понятие «конкурентоориентированность студента» отличается от понятия «конкурентоспособность студента», прежде всего, тем, что оно представляет собой результат комплексного влияния на объект конкурентоориентирования со стороны внешней среды.
Конкурентоориентированность студента предваряет формирование его конкурентоспособности на рынке труда, оптимизируя процесс адаптации в конкурентной среде и способствуя достижению эффективного трудоустройства в соответствии с полученным в вузе профессиональным образованием (рис.1).
Рис. 1. Схема влияния конкурентоориентирования на конкурентоспособность студенческой молодежи

Конкурентоориентирование представляет собой комплексное воздействие на личность студента высшего учебного заведения, предприятий-работодателей и родителей через ряд взаимоувязанных мероприятий, обеспечивающих формирование конкурентоориентированного мышления и повышение конкурентоспособности студентов вузов при трудоустройстве в соответствии с полученным профессиональным образованием.
Выявлены характеристики конкурентоспособной личности и определены факторы обеспечения личной конкурентоспособности студента вуза.
В рамках научно-исследовательского проекта было проведено исследование практики конкурентоориентивания студентов с целью повышения их конкурентоспособности, в котором приняли участие более 400 студентов вузов г. Пензы.
Для построения своего жизненного пути и карьерной лестницы человеку необходимо постоянно проводить анализ своих качеств, сильных слабых сторон, а также факторов, которые способствовали или мешали достижению целей. Как показало исследование, оценка своих сильных и слабых сторон в период обучения в вузе проводят только 38% студентов, а 41% — не представляют «что это такое». При анализе этого вопроса, выяснилось, что девушки более самоуверенны, только 32% девушек анализируют свои стороны, 42% — не знают ничего об анализе. Среди парней 45% — проводят самоанализ своих сторон. Если мы проанализируем фактор «самоанализа сторон» в зависимости от специальности то увидим, что самоанализ свойственен 64% экономистам и юристам, 40% — инженерам и строителям, 26% — программистам и «компьютерщикам», 30% — социологов, педагогов и психологов, 16% — технологам и автомобилистам, 15% — экологов, историков и архитекторов.
Рис. 2. Периоды планирования личной жизнедеятельно­сти студентами вузов в зависимости от пола

При анализе факторов «освоение профессии с 1-го дня обучения в вузе» и «освоение технологий обучения» выяснилось, что достижению успеха в учебной деятельности в период обучения в вузе, по мнению студентов, способствуют: 53% — отличная учеба, 10% — тяга к новым знаниям, 27% — участие в конференциях, семинарах, 7% — победы в олимпиадах.
Девушки более склонны к отличной учебе и знаниям, чем молодые люди. Если смотреть срез ответов в зависимости от специальности, на которой обучаются студенты, получается, что студенты экономисты и юристы понимают, что для достижения успеха в учебе необходимо обеспечить развитие всех факторов (36%), студенты инженеры и технологи стремятся участвовать и побеждать в олимпиадах и конкурсах, студенты педагоги, социологи, психологи тянутся к новым знаниям.
Однако наметилась тенденция (практически все студенты это отметили), что залогом успеха в вузе все же остается активное проявление себя не только в учебе и научной деятельности, но и в культурной и общественной жизни вуза. При анализе эффективности технологий обучения в вузе выяснилось, что только 33% студентов считают, что для успешного обучения необходимо посещать полный курс лекций в семестре; 16% разграничивают предметы по степени важности и в зависимости от этого посещают лекции по ним; 14% студентов считают, что вузовское обучение не предусматривает посещение лекций. Многие студенты предпочитают индивидуальный план обучения. Таким студентам достаточно изучить лекционный курс самостоятельно и они без труда успешно сдают экзамены [4].
Студенты специальностей, на которых обучаются преимущество девушки (социологи, педагоги, психологи) оценивают себя достаточно низко (10% — высокий уровень, 30% — средний, 60% — низкий). Студенты экономисты и юристы: 30% — высокий уровень, 41% — средний, 29% — низкий, инженеры и строители: 25% — высокий, 52% — средний, 23% — низкий.
Среди всех студентов, принявших участие в исследовании — 23% предпочитают заниматься организацией мероприятий и саморазвитием вне стен вуза. Если проследить тенденцию в зависимости от специальностей, то 21% всех студентов-организаторов вузовских мероприятий — экономисты и юристы. Вполне оправданы данные о том, что среди работающих студентов (25%) только 7% находят время на мероприятия в вузе, соответственно, 37% среди неработающих участвуют [3].
По мнению 44% студентов им необходимо заниматься самообразованием. Помимо образования в вузе эти ребята получают дополнительное образование. 46% студентов считают, что вуз дает достаточно знаний, поэтому нет необходимости в дополнительном образовании. Этот факт огорчает, сами 70% работодателей отмечают, что студенчеству необходимо дополнительное образование, считая, что ВУЗ не дает достаточного уровня навыков и практических знаний.
На основе данных проведенного исследования создан социально-экономический портрет современного студента, обучающегося в Пензе. Прежде всего, он ориентирован на такие ценности, как здоровье (1 место), работа (2 место) и семья (3 место). Для него имеет большое значение высокий заработок. Основными мотивами вступления в брак для студентов являются любовь и общность интересов. 33% студентов регулярно занимаются физическими упражнениями (71% — парни, 61% — девушки), 10% — закаляются (23% — парни, 17% — девушки), 20% следят за правильным питанием (31% — парни, 49% — девушки), 28% — отказываются от вредных привычек (38% — парни, 84% — девушки). 76% студентов постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, понимая, что хорошие связи — важнейший фактор успешного трудоустройства.
Отрицательной тенденцией является то, что 21% студентов не имеют совсем планов своего дальнейшего жизненного пути и 40% — не знают, где искать работу. 31% студентов считают, что у них есть хорошие способности к предпринимательству. 51% студентов активно участвуют в организации различных мероприятий и считают себя хорошими организаторами, способными проявить себя при любой возможности.
Заниматься планированием будущей карьеры во время обучения в университете считают целесообразными и необходимым 63% студентов. Если посмотреть на зависимость этапов планирования от специальности студентов: 38% всех студентов экономистов и юристов планируют жизнь и карьеру — на 3 года, 31% — на 5 лет. 51% студентов инженеров и строителей планируют на 3 года.
Рис. 3. Уровень самооценки личной конкурентоспособности студентами вузов в зависимости от специальности (направления)

По результатам исследования были разработаны рекомендации по повышению уровня конкурентоориентированности студентов и повышению на этой основе их конкурентоспособности. Вот некоторые из них [2]:
1. Освоение технологий обучения в вузе. Скорейшее освоение технологии обучения в вузе особенно важно для студентов младших курсов, так как они как вчерашние школьники сталкиваются с многочисленными и новыми для себя проблемами. Студенту, если он надеется получить от преподавателей что-то полезное, нужно относится с пониманием к предмету, проявлять интерес, когда преподаватели видят проявление истинного интереса к их предмету, большинство из них только рады потратить свое время на объяснение материала.
2. Личная организованность. Личная организованность — один из главных факторов обеспечения личной конкурентоспособности на рынке труда. Студент, умеющий правильно и эффективно организовать свой труд, сможет достичь в жизни большего успеха, чем тот, кто будет тратить свое время необдуманно. Студенту следует поэтапно: точно определить свою цель; составить план достижения цели; сосредоточиться на главном; придумывать себе стимулы. Нужно помнить о том, что студент должен научиться быть решительным, отказаться от привычки откладывать дела; научиться говорить «нет», соизмерять свои дела, цели и возможности; устанавливать твердые сроки; приобрести привычку к записной книжке.
3. Составление планов личной деятельности и контроль за их исполнением. Личная конкурентоспособность студента во многом зависит от того, насколько хорошо он планирует свою личную деятельность: жизнь, год, месяц, неделю и каждый год. Для этого студенту необходимо: использовать специальный еженедельник студента, иметь его всегда при себе; составить перечень наиболее важных дел на год; устанавливать сроки их начала и окончания; начинать с долгосрочных планов; заносить их в бланк «тематический список важнейших дел на год»; учитывать характер и трудоемкость планируемых дел; определять, какие крупные дела должны быть решены в конкретные месяцы; занести их в бланк «тематический список дел на месяц».
4. Расширение личного кругозора. Чтобы студенту быть интересным и умным необходимо следовать следующим рекомендациям: быть любопытным и наблюдательным; ориентироваться на эффективность и качество работы; познавать новое и открывать непознанное; уметь находить новые, альтернативные пути решения; стремиться к знаниям и развивать свою память; получать новую информацию от общения с окружающими.
5. Повышение собственной привлекательности: культура, этикет общения и поведения. Привлекательность является одним из важнейших факторов обеспечения личной конкурентоспособности студента. В соответствии с этим студенту нужно руководствоваться следующими рекомендациями: иметь привлекательный внешний вид, одеваться добротно и аккуратно, не допускать неряшливости; помнить о том, что по его внешнему виду судят и о качестве работы, об уровне его организации.
6. Формирование лидерских качеств. Еще со школы школьнику необходимо прививать навыки целеполагания и настойчивости. Он должен стремиться к тому, чтобы выделиться из группы, отличиться своими способностями, развивать навыки умения повести за собой группу, заинтересовать своими идеями и вдохновить участников на реализацию этой идеи.
7. Развитие навыков и умений работать в команде. Одна из самых важных задач, стоящих перед студентом, — научиться работать в команде, слышать друг друга, действовать сообща при достижении поставленной цели. Умение работать в команде — ценное свойство человеческой натуры. В общем, в идеале, создание команды подразумевает и творчество и ответственность в высочайшей степени. Под умением в команде также понимают способность жертвовать в интересах дела, увлеченность командными целями.
8. Мобильность. Способность студента к быстрому перемещению, наличие универсального доступа к информации, которую студент использует в рамках обычной эффективной работы, независимо от того, где он находится в определённый момент времени.
9. Высокая степень обучаемости. Показатели восприимчивости студента к обучению должны постоянно увеличиваться: степень развития продуктивного мышления, умение организовать свою познавательную деятельность. Студент должен быть гибким и устойчивым к мыслительной деятельности. Необходимо уметь мыслить самостоятельно.
10. Стрессоустойчивость и умение рисковать. Студент должен уметь преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт. Риск — один из ключевых, важнейших элементов любой деятельности. Разобраться, что такое риск, очень важно. Опыт свидетельствует: тот, кто умеет вовремя рисковать, оказывается в большом выигрыше. Студенту необходимо научиться грамотно оценивать возможности и возможный результат, а также правильно оценивать обстановку, связанную с рисковой ситуацией.
В условиях развивающихся рыночных отношений особенно отчетливо проявляется требование к молодым специалистам как основной составляющей производительной силы. Поэтому остро встает проблема организации воспитания и обучения специалистов в вузах, которые были бы не только способны к исполнительной деятельности, но и выступали организаторами, руководителями производства.
Учитывая быстротечность и изменчивость современных экономических условий, а также сложность прогнозирования ситуации на рынке труда, существует необходимость изучения процесса управления личной конкурентоспособностью студентов в период обучения в вузе и их конкурентоориентированностью.
Наблюдается недостаток информации по проблемам формирования студента как объекта рабочей силы, что особо актуально, т.к. именно эта проблема должна решаться студентом, чтобы выдержать конкуренцию на рынке труда и соответствовать требованиям, предъявляемым работодателями.
Представленные причины обуславливают необходимость дальнейшего изучения поставленной проблемы. Накопленные к настоящему времени результаты исследований и опыт практической деятельности создают определенные предпосылки для разработки новых идей, положений, рекомендаций.


Статья подготовлена по государственному заданию. Грант, выполняемый на базе Пензенского ГУАС под руководством д.э.н., профессора Резника С.Д. «Разработка инструментария и практических рекомендаций по конкурентоориентированию студенческой молодежи, повышению на этой основе конкурентоспособности на рынке труда выпускников высших учебных заведений России», № государственной регистрации 01201253649.

Литература
1. Резник С.Д. Научите меня жить! Студенты нуждаются в навыках конкурентной борьбы // Поиск. - 2011. - № 51.
2. Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии и организация обучения: учеб. пособие («Менеджмент в высшей школе»). - М.: ИНФРА-М, 2013. - 475 с.
3. Резник С.Д., Коновалова Е.С., Сочилова А.А. Менеджеры: как повысить свою конкурентоспособность. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студенческой молодежи России: опыт, проблемы, перспективы /Под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 292 с.
4. Студент 21 века: социальный портрет на фоне общественных трансформаций / Под общ. ред. В.И. Астаховой. - Харьков: Изд-во НУА, 2010. С.13.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия