| | Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ | | Коваленко Н. И. аспирант кафедры финансов
Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетьмана
| |
| | В статье определены сущностные характеристики уровней экономической системы Украины. Рассмотрены формирование и распределение финансовых ресурсов между ними, показаны их взаимосвязи. Дан анализ ключевых показателей, характеризующих состояние каждого уровня, субъекта | Ключевые слова: Украина, финансовые ресурсы, государственный бюджет, уровни экономической системы | УДК 336; ББК 65.26 Стр: 361 - 364 | Для формирования системного представления о финансовых ресурсах государства крайне необходимым является исследование их распределения между уровнями экономической системы. Данный вопрос еще более актуален на фоне усиления роли государства в процессах бюджетного регулирования в период смены экономических фаз развития страны, происходящих колебаний экономической стабильности. Распределение ресурсов дает возможность определить приоритеты государственной политики и их соотношение с законодательно закреплёнными функциями государства.
Согласно одному из распространённых подходов, финансовые ресурсы в государстве аккумулируются на следующих уровнях его экономической системы:
● на микроуровне, то есть в рамках домохозяйств. Источником их формирования могут быть как ресурсы сферы государственных финансов, так и ресурсы предприятий. Говоря иначе, они аккумулируются в результате создания валового внутреннего продукта, и его перераспределения. На этом уровне финансовые ресурсы представлены в виде доходов населения, накоплений (депозитов и вложений в банковскую систему) и др.
● на мезоуровне — у субъектов предпринимательской деятельности финансовые ресурсы являются результатом распределения новосозданного в экономике валового внутреннего продукта. Они имеют вид капитала предприятий, их прибыли, капитальных вложений и др.
● на макроуровне — финансовые ресурсы образуются посредством распределения, перераспределения и централизации валового внутреннего продукта и имеют форму бюджетных и внебюджетных фондов финансовых ресурсов [1, 5].
Следует отметить, что между субъектами экономики существуют определённые взаимосвязи. Например, все они являются плательщиками налогов, которые аккумулируются на государственном уровне (в соответствующем бюджете). В тоже время, некоторые субъекты экономики получают из бюджета социальные трансферты (население), дотации, субсидии и субвенции (предприятия). Кроме того, в государственном секторе используются ресурсы, владельцами которых являются субъекты микроуровня (трудовые и природные ресурсы) и мезоуровня (изготовленные товары и предоставляемые услуги). Таким образом, финансовые ресурсы одного уровня могут распределяться между другими уровнями. Например, депозиты домохозяйств (или другие виды вложений), посредники (банковские учреждения, кредитные общества, различные финансовые фонды) используются для передачи их тем субъектам экономики, кто в них нуждается, тем самым «вливая» их в экономическую систему страны. Предприятия и государственный сектор могут осуществлять инвестиции, развивая тем самым приоритетные сферы экономики, или удовлетворяя общественные потребности. Находясь в такой взаимосвязи и эффективно распределяя финансовые ресурсы, экономика страны имеет потенциал к дальнейшему качественному развитию.
Микроуровень. Представлен такими субъектами как домохозяйства, которые являются главными поставщиками экономических ресурсов в экономике в обмен на определённое вознаграждение (в виде заработной платы, прибыли и смешанного дохода, ренты, процентов от капитала). Так, показатель доходов населения за последние пять лет вырос на 66,4% и составил 1407,2 млрд грн. в 2012 году (примечательно, что рост доходов наблюдался даже в кризисном для экономики страны 2009 году — 5,8%). С учётом ценового фактора реальные доходы населения в 2012 году выросли на 9,7% (в 2008 году — на 7,6%; в 2009 году наблюдалось падение на 10%).
С другой стороны, предприятие выплачивает это вознаграждение наемному работнику, что отражается в показателе оплаты труда, который за 2008–2012 года вырос на 52,6% и составил до 728,1 млрд грн. Такой рост был поддержан повышением социальных гарантий: в то числе ростом минимальной заработной платы (в 2012 году — 14%), и, как следствие, реальной заработной платы (на 14,4%). Еще один источник дохода домохозяйств — прибыль, смешанный доход, который за последние пять лет вырос на 62% до 212,4 млрд грн.
Домохозяйства связаны также и с государственным бюджетом, так как они являются плательщиками налога с доходов физических лиц и получателями социальных трансфертов от государства (пенсии, стипендии, пособия по безработице, пособия при рождении ребенка, пособия по инвалидности и др.). Так, поступления в Сводный бюджет от этого налога за 2008–2012 года выросли в 1,5 раза до 68,1 млрд грн. При этом ставка налога не была постоянной: до 2004 года действовала прогрессивная шкала (10–40% в зависимости от суммы дохода), с 01.2004 — 13%, с 01.2007 — 15%. На сегодняшний день новая редакция Налогового кодекса предусматривает ставку 15–17% в зависимости от суммы дохода [7].
Таблица 1
Финансовые ресурсы микроуровняПоказатели / Период | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
---|
Доходы населения, млн грн. | 845 641 | 894 286 | 1 101 175 | 1 266 753 | 1 407 197 | темп роста реальных доходов населения, % к предыдущему году | 107,6 | 90 | 117,1 | 108 | 109,7 | Оплата труда наёмных работников, млн грн. | 470 464 | 451 343 | 540 651 | 629 472 | 718 159 | темп роста реальной заработной платы, % к предыдущему году | 106,3 | 90,8 | 110,2 | 108,7 | 114,4 | темп роста минимальной заработной платы, % к предыдущему году | 123,8 | 120,8 | 138,1 | 108,4 | 114,0 | Прибыль и смешанный доход, млн грн. | 131 139 | 129 760 | 160 025 | 200 230 | 212 420 | Налог с доходов физических лиц, млн грн. | 45 896 | 44 485 | 51 029 | 60 225 | 68 092 | Сбережения, млн грн. | 52 011 | 80 377 | 161 867 | 123 123 | 104 560 | депозиты домохозяйств (остатки средств на конец периода), млн грн. | 217 860 | 214 098 | 275 093 | 310 390 | 369 246 | склонность домохозяйств к сбережениям, % | 8,2 | 12,1 | 19,1 | 12,4 | 9,6 | Источник: [8, 9, 10, 11]; расчеты автора.
Следует отметить, что часть доходов направляется населением на потребление (покупка товаров и услуг, выплату доходов от собственности, уплата налогов, взносы на социальное страхование и т.д.), а оставшаяся часть, в условиях открытой экономики, переходит в форму сбережений (наличные средства, вклады в банках (депозиты), ценные бумаги) [6, c.122]. Тем самым создается дополнительный свободный финансовый ресурс, который может быть использован другими субъектами экономики для своих целей (включает развитие производства). Сбережения населения Украины за 2008–2012 года выросли в 2 раза до 104,6 млрд грн., в том числе депозиты — на 69,5%. Склонность домохозяйств к сбережениям выросла за указанный период и составила 9,6% в 2012 году. Причём в кризисный и посткризисные года наблюдался высокий показатель склонности к сбережениям, что объясняется тревожными ожиданиями домохозяйств по поводу будущей экономической ситуации в Украине и в мире в целом.
На современном этапе развития экономики необходимой является оптимизация системы перераспределения финансовых ресурсов, которые находятся у населения: если государство чересчур вмешивается в перераспределение доли населения в валовом внутреннем продукте, это подрывает стимулы к труду и снижает темпы экономического роста [3, c. 214]. Такой подход к государственной политике в сфере распределения финансовых ресурсов требует контроля на высоком уровне, как в бюджетной сфере (особенно за целевым и эффективным использованием ресурсов), так и в сфере налогообложения (необходима чёткая экономическая обоснованность существующих и новых налогов, а также действенная система реализации их регуляторного влияния, в том числе и для обеспечения социальной справедливости в обществе).
Мезоуровень. Представлен предприятиями различных форм собственности, которые осуществляют на свой риск деятельность по производству продукции (предоставление услуг) с целью получения прибыли или других выгод [5, с. 179]. Результаты деятельности предприятий призваны удовлетворять потребности домохозяйств и других участников экономики (взаимодействие происходит через рынок продуктов). В обмен на эти товары (услуги) предприятие на рынке потребления получает деньги (выручку) от других субъектов экономики (покупателей) для приобретения экономических ресурсов с целью осуществления дальнейшего процесса производства (предоставления услуг); осуществления инвестиций или других целей.
Прибыль предприятий показывает, насколько верно был оценен рыночный спрос на продукцию, определена товарная номенклатура, объем производства, ценовая политика, сегменты рынка реализации продукции. Этот показатель достаточно адекватно отображает общую экономическую ситуацию в стране: отрицательная прибыль в 2009 году и замедление её роста до 0,8% в 2012 году при падении валового внутреннего продукта на 14,8% и замедлении роста до 0,2% соответственно. В тоже время рентабельность операционной деятельности предприятий выросла с 3,9% в 2008 году до 5% в 2012 году, что свидетельствует о превышении показателя финансового результата над расходами операционной деятельности предприятий. Также наблюдаем рост в 2008–2011 годах таких важных показателей для предприятий как оборотные активы (в 1,5 раза до 2584,2 млрд грн.) и собственный капитал (в 1,4 раза до 1586,3 млрд грн.). Однако предприятия не только производят товары (предоставляют услуги), но также инвестируют средства в обновление своих основных фондов, покупку ценных бумаг других участников рынка и внедрение в деятельность достижений научно-технического прогресса. Так, за 2008–2012 года капитальные инвестиции за счет собственных ресурсов предприятий и организаций снизились на 3,2% и составили 156,1 млрд грн. в 2012 году, при этом их доля в общей сумме капитальных инвестиций составляла за все года около 60%, что говорит о превалирующем значении данного источника инвестиций для экономики.
Сектор предприятий является наибольшим плательщиком налогов в стране. От него в бюджет поступают: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизный сбор, ввозную пошлину и др. За период 2008–2012 года поступления в Сводный бюджет Украины налога на добавленную стоимость выросли на 50,8% до 138,8 млрд грн., налога на прибыль — на 16,6% до 55,8 млрд грн., акцизного сбора — на 3% до 38,4 млрд грн. (единственный из перечисленных налогов, который продолжал свой рост даже в кризисном 2009 году). При этом аналитический показатель налоговой нагрузки на предприятия продолжает расти (с 18% в 2008 году до 21,2% в 2012 году). При этом ставка налога на добавленную стоимость остается стабильной (20%, с 01.01.2014 — 17%), ставка налога на прибыль поэтапно снижается (до 2011 года — 25%, с 01.01.2011 — 23%, с 01.01.2012 — 21%), а ставки акцизных сборов периодически повышаются (особенно на табак и табачные изделия, транспортные средства). В то же время возросла налоговая нагрузка на экономику в целом — с 24% в 2008 году до 25,6% в 2012 году. Вероятно, что последовательное снижение основных налоговых ставок приведет к снижению налоговой нагрузки на предприятия и экономику в целом, что позволит освободить определённую сумму финансовых ресурсов для инвестирования и расширения деятельности.
На сегодняшний день для предприятий Украины, конечно, существует ряд проблем: низкая прибыльность деятельности, высокая налоговая нагрузка, неполноценное использование инвестиционных возможностей экономики, недостаточная государственная поддержка приоритетных ее сфер и др. В долгосрочной перспективе необходимо обратить внимание на решение указанных проблем. Предприятия должны иметь в распоряжении достаточное количество финансовых ресурсов не только для осуществления своей основной деятельности, но и для осуществления инвестиций с целью расширения производства товаров (предоставления услуг) и его перевода на инновационную основу. В то же время, предприятие должно находиться в благоприятных экономических условиях: разумный баланс в регулировании между рынком, государством, другими участниками и собственно рыночными институтами. Также стоит акцентировать внимание на создание хороших условий в налоговой сфере (снижение налоговой нагрузки). В таких условиях сектор предприятий не только будет успешно функционировать, но и создавать привлекательный инвестиционный образ государства в целом.
Таблица 2
Финансовые ресурсы мезоуровняПоказатель / Период | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
---|
Прибыль предприятий, млн грн. | — | -45 011 | 58 334 | 122 210 | 101 885 | рентабельность операционной деятельности предприятий, % | 3,9 | 3,3 | 4 | 5,9 | 5 | Оборотные активы (по состоянию на 31.12.), млн грн. | 1 665 320 | 1 893 929 | 2 229 892 | 2 584 163 | — | Собственный капитал, млн грн. | 1 133 604 | 1 269 538 | 1 426 712 | 1 586 285 | — | Капитальные инвестиции (за счёт собственных средств предприятий и организаций), млн грн. | 161 277 | 127 435 | 114 964 | 152 279 | 156 149 | в % к общему объему капитальных инвестиций | 59,3 | 66,1 | 60,8 | 58,6 | 59,2 | Налог на добавленную стоимость, млн грн. | 92 083 | 84 597 | 86 316 | 130 094 | 138 827 | Налог на прибыль предприятий, млн грн. | 47 857 | 33 048 | 40 359 | 55 097 | 55 793 | Акцизный сбор, млн грн. | 12 783 | 21 624 | 28 316 | 33 919 | 38 429 | Налоговая нагрузка на предприятия, % | 18,0 | 18,1 | 18,4 | 20,5 | 21,2 | Источник: [8, 9, 10]; расчеты автора.
Макроуровень. Представлен государственным сектором, который наделён правами регулятора социально-экономического развития общества для выполнения законодательно определённых и закрепленных функций [5, с. 172]. Как уже отмечалось выше, государство получает от других субъектов экономики налоговые платежи, аккумулируя их в государственном бюджете и распределяя их потом для финансирования заранее определённых статей расходов. По отношению к домохозяйствам осуществляются трансфертные платежи (социальные выплаты). Относительно предприятий государство осуществляет выплату дотаций, субвенций и субсидий в целях компенсации определённых расходов, связанных с их деятельностью (в основном это касается предприятий, обеспечивающих общественные потребности). Так, финансовые ресурсы макроуровня будем рассматривать в рамках основных составляющих Сводного бюджета. Налоговые поступления за 2008–2012 года выросли на 58,7% до 360,6 млрд грн.; неналоговые поступления — на 33,8% до 80,9 млрд грн. В тоже время падение продемонстрировали доходы от операций с капиталом — 55,5% до 3 млрд грн. и доходы от целевых фондов — на 75,3% до 0,8 млрд грн. Поскольку с развитием рыночной экономики, государство стало активным участником финансовых рынков и на сегодняшний день выступает в роли предпринимателя, потребителя, инвестора, банкира, заемщика и экспортера капитала [4, с. 74], то следует обратить внимание на показатель капитальных расходов Сводного бюджета. За пять последних лет данный показатель снизился на 1,2% до 40,7 млрд грн., а его доля в валовом внутреннем продукте упала до 2,9%. Такая ситуация может свидетельствовать о недостаточно развитом государственном инвестировании в экономику, что означает новые перспективы для развития государственных финансов в будущем.
Для макроуровня также характерно наличие внебюджетных ресурсов, средства которых предназначены для финансирования определённых мероприятий (важно то, что расходы чётко закрепляются за определёнными видами доходов). К таким субъектам относят: Пенсионный фонд Украины (поступления за 2008–2012 года выросли на 50,6% до 222,6 млрд грн.); Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности (1,5 раза до 10 млрд грн.); Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (на 51,7% до 6,2 млрд грн.). Поступления в Фонд социального страхования на случай безработицы за период 2008–2011 года выросли в 1,7 раза до 8,7 млрд грн. Таким образом, ресурсы внебюджетных фондов имеют возрастающую тенденцию, что свидетельствует о расширении функций этих фондов и эффективность их деятельности в рамках обеспечения общественных потребностей.
Рациональное использование финансовых ресурсов страны является объективным требованием для решения стратегических задач государства поразвитию экономики и общества в целом. Важно, чтобы использование существующего ресурсного потенциала было системным, имело в основе адекватный организационно-управленческий механизм [2].
Финансовые ресурсы государства являются материальной базой для всех субъектов экономики. Для дальнейшего эффективного развития системы формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов необходимо также учитывать интересы всех субъектов, поддерживая на должном уровне дееспособности все свои структурные и динамические параметры.
Таблица 3
Финансовые ресурсы макроуровняПоказатель / Период | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
---|
Бюджетные ресурсы (Сводный бюджет), млн грн. | | | | | | налоговые поступления | 227 165 | 208 073 | 234 448 | 334 692 | 360 567 | неналоговые поступления | 60 495 | 58 436 | 73 837 | 59 760 | 80 923 | доходы от операций с капиталом | 6 702 | 3 653 | 3 143 | 2 348 | 2 986 | целевые фонды | 3 347 | 2 160 | 2 773 | 1 029 | 826 | Капитальные расходы, млн грн. | 41 179 | 20 052 | 30 648 | 41 754 | 40 683 | доля в валовом внутреннем продукте, % | 4,3 | 2,2 | 2,8 | 3,2 | 2,9 | Внебюджетные ресурсы (поступления), млн грн. | | | | | | Пенсионный фонд Украины | 147 800 | 148 373 | 183 563 | 197 554 | 222 632 | Фонд социального страхования по временной утрате трудоспо-собности | — | 6 828 | 7 970 | 8 560 | 10 048 | Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы | 5 059 | 6 150 | 7 457 | 8 734 | — | Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 4 084 | 3 152 | 4 151 | 5 516 | 6 194 | Источник: [8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15]; расчеты автора. |
| |
|
|