| | Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Кривогин П. В. аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов
Санкт-Петербургского государственного университета
| |
| | В статье поднята проблема раскрытия взаимосвязи понятия предпринимательской сети и кластера. Представлены различные подходы к определению этих понятий и указаны различия между ними. Выделены характерные особенности необходимые для успешной деятельности сетевых объединений | Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские сети, кластер, сетевые объединения, кластерная модель | УДК 334.02; ББК 65.2/4 Стр: 221 - 223 | В настоящее время в научной литературе часто встречаются такие понятия как «предпринимательская сеть» и «кластер». Однако, часто два этих понятия используются как идентичные по своему значению. Тем не менее, несмотря на близость понятий «предпринимательская сеть» и «кластер», они имеют ряд существенных отличий. В данной статье рассмотрены различные подходы к раскрытию сущности «предпринимательской сети» и «кластера», взаимосвязь между ним, а также основные отличия.
Понятие «предпринимательская сеть» можно охарактеризовать как группу организаций участников рынка со схожими задачами, «объединившихся с целью эффективного использования их ресурсов и специфических конкурентных преимуществ для совместной реализации предпринимательских проектов» [4, с. 94]. Используя, главным образом, горизонтальные связи и механизмы специализации, они получают дополнительные возможности для достижения поставленных целей. Также следует отметить, что, в целом, понятие «сети» в настоящее время чаще употребляется для описания деятельности компании в сфере розничной торговли. Поэтому под предпринимательской сетью довольно часто ошибочно понимают торговые сети.
Предпринимательская сеть объединяет в себе совокупность сетевых партнеров. Сетевые партнеры — предприятия, создающие единую бизнес-стратегию предпринимательской сети на основе общности их целей и задач, взаимосвязи структурных элементов, четкой внутренней структуры сети и наличия связей с внешней средой.
Американские экономисты С. Джонс, В. Хестерли и С. Боргатти дают следующее определение предпринимательских сетей: «сетевая модель организации предполагает наличие избранного, устойчивого и структурированного круга автономных фирм (равно как и неприбыльных агентств), вовлеченных в создание товаров и услуг на основе подразумеваемых и бессрочных контрактов, способствующих адаптации к непредвиденным обстоятельствам окружающей среды, а также координации и защите меновых сделок» [5, с. 31]. Приведенное выше определение является одним из наиболее полно отражающих данное понятие и в настоящее время стало наиболее часто использоваться в теории менеджмента.
Сущность понятия «кластер» состоит в объединении производственных, научных и других элементов в единое целое для достижения общих целей и задач, действующее в границах определенных территориальных образований.
Прообразы современных кластеров появились в Российской Империи еще в начале 18-го века в области металлургии, производства пороха и оружия. Это, например, уральские заводы купцов Демидовых. Ряд производственных комплексов советской тяжелой промышленности и ВПК также работал по принципу кластера, т.е. в границах определенной территории размещались производства полного цикла, необходимая инфраструктура, а так же научно-исследовательские институты.
На сегодняшний день постановлением правительства РФ утвержден перечень из 25 инновационных территориальных кластеров в 20 регионах России, определенных в рамках конкурсного отбора. Министерством экономического развития России разработан комплекс мер по государственной поддержке реализации программ инновационного развития предприятий-участников кластеров [9, 10].
Американский экономист М. Портер характеризует кластеры «как сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных организаций и учреждений в границах отдельной области. Они охватывают значительное количество предпринимательских структур разного рода, важных для конкурентной борьбы, а именно: поставщиков специального оборудования, новых технологий, услуг, инфраструктуры, сырья и т.д.» [2, c. 6].
А.Н. Асаул дает следующее определение: «кластер — это группа близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, совместно участвующих в предпринимательской деятельности, характеризующихся общностью направлений этой деятельности и дополняющих друг друга» [1, с. 113].
Помимо этого, в ряд кластеров могут входить органы местной власти, а также научно-исследовательские институты, университеты, отраслевые ассоциации, которые обеспечивают обучение и переобучение сотрудников, информационную, исследовательскую и техническую поддержку деятельности кластера. «При этом каждый крупный кластер может представлять собой систему малых кластеров (или протокластеров), которые конкурируют между собой на ограниченном региональном рынке» [7, c. 298], так же малые кластеры могут объединять конкурентные усилия под влиянием внешних факторов, например, для выхода на международный рынки.
М. Дельгадо в своей статье «Кластеры и новая экономика конкуренции» дает похожее определение данному понятию: «Кластеры фирм — это группы компаний, расположенных рядом. В отдельных случаях такие сосредоточения образовывают группы компаний, которые принадлежат к одной и той же отрасли» [3, с. 8].
Особое понимание взаимосвязи понятий «предпринимательской сети» и «кластера» находит отражение в ряде трудов зарубежных экономистов, например У. Пауэлла [6] и Д. Хайта [8], которые в своих работах применяют подход к рассмотрению понятия предпринимательских сетей как синонима экономических кластеров. Кластеры при таком подходе могут быть охарактеризованы как одна из разновидностей крупных предпринимательских сетей. В рамках данного подхода утверждается, что предпринимательские сети не столь масштабны в отличие от кластеров, т.к. объединяют лишь компании малого или среднего бизнеса, направляя свою деятельность в сферу деятельности представителей крупного бизнеса.
Предпринимательские сети формируются, как правило, исходя из динамики структуры рынков. Кластеры же формируются как отражение глобальных структурных процессов, происходящих в определенном регионе или же в государстве в целом, и являются, как следствие, распределением производительных сил государства.
Проведя анализ научных публикаций, а также практики работы различных сетевых структур, можно выделить ряд общих признаков, характерных как для предпринимательской сети, так и для кластера:
— входящие в них организации-участники сохраняют свою автономность;
— использование механизма, направленного на активизацию выработки новых управленческих решений в рамках объединения в целом;
— снижение факторов, сдерживающих воздействие межорганизационной и внутрифирменной субординации на реализацию управленческих решений и развитие необходимых взаимоотношений между участниками.
Основным отличием между предпринимательской сетью и кластером можно назвать то, что предприятия объединяются в кластеры на основе официально-договорных отношений, как правило, в рамках государственной концепции развития какого-либо региона. Данный тип взаимоотношений в рамках кластера способствует развитию выбранного региона и не дает предприятиям-участникам кластера возможность, преследуя выгоду для себя, пренебрегать общими интересами других участников кластера. В предпринимательских сетях основой бизнес-интеграции её участников выступают неформальные обязательства и доверие между участниками, находящимися не обязательно на территории одного географического региона. Официальные договоры между участниками предпринимательских сетей являются не более чем соблюдением законных формальностей, т.к. основой такой сети можно назвать устойчивую совокупность социальных связей и отношений между её участниками. Поэтому довольно часто в отличие от кластеров, предпринимательская сеть отождествляется с «дружескими», родственными или другими неформальными отношениями в бизнес-среде. Однако, несмотря на важность социальных связей в рамках предпринимательских сетей и их влияния на бизнес-процессы, предпринимательские сети не являются тождественными социальным сетям. Социальные связи выступают лишь в качестве основы для формирования предпринимательской сети.
Кластер, в сравнении с предпринимательской сетью, связывает существенно большее число участников. Следовательно, кластеры соединяют в себе принципы как регионального, так и отраслевого объединения организаций. Такое объединение основано на вертикальных взаимоотношениях между различными организациями-участниками кластера.
Предпринимательская сеть, в частности, не обязательно должна быть территориально расположена в границах определенной географической области. Фактор маневренности дает предпринимательской сети такое преимущество как «мобильность», а так же возможность адаптации сети к факторам внешней среды.
Для кластеров характерно, что именно имущественные связи между их участниками, являются наиболее важной основой для их формирования. Имущественные связи, возникающие между участниками предпринимательских сетей, в процессе объединения имеют значение, однако, организации-участники также могут группироваться, не опираясь на них. Данный вид поддержки предпринимательства сочетает в себе «элементы рынка с иерархической координацией действий, но на первый план в нем выходят кооперационные и информационные связи, а имущественные связи могут присутствовать в форме долевого участия» [1, c. 145].
В настоящее время накоплен значительный опыт как зарубежной, так и отечественной практикой управления в области использования концепции сетевых объединений. Такой опыт может быть успешно применен при формировании сетей любого уровня.
Характерными особенностями, необходимыми для успешной деятельности, как предпринимательских сетей, так и кластеров, в настоящее время становятся:
— ориентированность на нужды рынка — главный фактор, необходимый для выработки единой стратегии, обеспечивающей соответствие стратегии каждого отдельного участника объединения, общей стратегии развития данного региона;
— сотрудничество в рамках объединения, является стимулом для поиска новых, более совершенных управленческих решений и концепций развития;
— наличие обратной связи, благодаря которой, организации-участники приобретают более сильный производственно-экономический потенциал в сравнении с теми организациями, которые работают самостоятельно.
Примеры успешной деятельности отдельных зарубежных сетевых форм объединения организаций доказывают перспективность подобной модели для объединения предпринимательских структур на российском рынке. Внедрение сетевых форм объединения организаций возможно на любой территории и в любой отрасли промышленности (народного хозяйства). Ключевым фактором успеха, в данном случае, становится ряд преимуществ, получаемых разрозненно действующими организациями, после их объединения в кластер или в предпринимательскую сеть.
Объединяя одновременно сотрудничество и конкуренцию, сетевые объединения имеют существенные преимущества в конкурентной борьбе. Исходя из того, что конкуренция в современных условиях зависит от гибкости и производительности предпринимательских процессов, а не от географического расположения предприятий, доступа к ресурсам и масштаба организации. Предпринимательские структуры могут быть высокопроизводительными в любой отрасли хозяйствования, если они применяют современные методы менеджмента, внедряют инновации и предлагают уникальные продукты. Сетевые формы объединения организаций позволяют во всех отраслях применять инновационные технологии.
При этом следует учитывать, что отсутствие стандартов и правил в данной области ведет к тому, что в настоящий момент все формирующиеся в РФ сетевые объединения имеют свою индивидуальность и уникальный характер. Так как, несмотря на общие направления в развитии производства и экономической выгоды, уникальность каждого региона приводит к разным конечным результатам. |
| |
|
|