| | Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Александрова А. И. доцент кафедры финансового менеджмента
Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются ключевые элементы предпринимательской среды, а также меры Правительства РФ, направленные на улучшение предпринимательского климата, поддержку инновационного развития. Представлены формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности | Ключевые слова: предпринимательская среда, инновационное развитие, государственное регулирование инновационной деятельности | УДК 65; ББК 65.25 Стр: 216 - 221 | Последнее десятилетие характерно радикальными структурными сдвигами в мировой экономике. Среди ключевых факторов, явившихся причиной этих проявлений, немалую значимость имеет усиление экономической роли инноваций. Важнейшими факторами экономического роста признаются научные знания и интеллектуальный капитал, именно они становятся главными источниками генерирования конкурентного превосходства и стабильного развития социально-экономических систем.
Инновационная деятельность очень тесно связана с предпринимательской деятельностью. Любая инновация представляет интерес, если она может быть коммерциализована. Понятия коммерциализации отличаются у разных авторов. Рассмотрим авторские определения процесса коммерциализации, приведенные в табл.1.
Таблица 1
Определение процесса коммерциализацииКоммерциализация — это: | Автор |
---|
процесс, своевременной трансформации результатов научных исследований и опытно конструкторских разработок (НИОКР) в продукты и услуги на рынке | Дж. Козметский [1] | получение дохода от продажи инновации или использования в собственном производстве | Е.А. Монастырный и Я.Н. Грик [2] | превращение объекта собственности (инновации) в прибыль средствами торговли | В.И. Мухопад [3] | процесс выведения инновационных про-дуктов на рынок. Данный процесс включает в себя несколько последовательных этапов (рис. 1). | Тихонов Н.А. [4] | деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов. | Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О науке и государственной научно-технической политике [5] |
Разработчиками инноваций часто выступают научные организации, но не обязательно в этой роли выступают предпринимательские субъекты. В работе «Эффективность способов коммерциализации инноваций» [4] автор привел классификацию участников процесса коммерциализации инноваций. В табл.2 представлены варианты осуществления реализации процесса коммерциализации.
Таблица 2
Реализация процесса коммерциализацииРазработчики инноваций | Реализация процесса коммерциализации |
---|
Научно-исследовательские институты | Заказчики разработки, в качестве которых могут быть государство, крупная фирма, частный инвестор | Малые и средние предприятия | Реализуют самостоятельно (либо через посредников) | Коллективы изобретателей и изобретатели-одиночки | При большом количестве разработок неспособны довести их до рыночного применения |
| | | Рис. 1. Процесс выведения инновационных продуктов на рынок | Поскольку изначальныо инновации создаются для целей извлечения прибыли, платформой, обеспечивающей жизнеспособность инноваций, является предпринимательская среда, в которой обеспечивается коммерциализация и, тем самым, реализация инноваций. Поэтому при разработке механизмов управления инновационной деятельностью важно учитывать характер и признаки предпринимательской среды.
Предпринимательская среда представляет собой совокупность условий, влияющих на формирование, развитие и реализацию предпринимательской деятельности. Она характеризуется следующими ключевыми элементами.
Экономическая свобода для предпринимателя — это право выбирать любой вид деятельности и в равной степени обладать доступностью к ресурсам и рынкам.
Личная заинтересованность является мотивом предпринимательской деятельности, наличие которого обусловлено возможностью извлечения и накопления дохода.
Рыночное пространство определяет возможности реализации предпринимательского потенциала. Чем более развита рыночная инфраструктура, тем в меньшей степени преграды препятствуют осуществлению деятельности предпринимателя и, тем более, ничто не ограничивает использование его ресурса. Напротив, неразвитость рыночной организации препятствует реализации предпринимательского потенциала.
Конкуренция является основным регулятором рынка. В сущности, она представляет собой общеэкономическое орудие формирования пределов претворения в жизнь экономической свободы и индивидуального интереса. Рынок формируется под воздействием личных требований экономической свободы и желанием секвестировать ее для остальных. Из этого можно заключить, что сохранение конкуренции, как инфраструктуры для борьбы за наилучшие результаты ведения хозяйственной деятельности является основным фактором обеспечения условий для развития бизнеса.
Ограниченная роль значимости государства. Участие государства в рыночной экономике, безусловно, необходимо. Тем более, что в России рыночная экономика находится все еще на стадии становления. Очевидно, что государственные регуляторы рынка нужны для создания диверсифицированной экономики. Безусловно, вмешательство государства в предпринимательскую среду предопределяет наличие некоторого ограничения экономической свободы хозяйствующих субъектов. Дилемма состоит в выборе адекватных способов и форм вмешательства государства в предпринимательскую среду в контексте создания условий для инновационного развития и повышения уровня национального благосостояния.
Российская экономика в 2010–2012 годах прошла стадию посткризисного восстановления и вступила в новый этап своего развития. Рассмотрим некоторые показатели, это подтверждающие.
Уже в 2011 году ВВП России вернулся на предкризисный уровень и составил 4,3% по сравнению с 2010 годом. В 2012 году экономическое развитие замедлилось — прирост ВВП составил 3,4% к предыдущему году. Замедление было связано с некоторым снижением как инвестиционного, так и потребительского спроса, на фоне усиления негативных тенденций в мировой экономике и ослабления внешнего спроса. При этом основным фактором экономического роста в 2012 году оставался внутренний спрос на товары и услуги, поддерживаемый ростом реальной заработной платы, объемов банковского кредитования и увеличением численности занятых [6].
Промышленное производство в 2012 году по сравнению с прошлым годом увеличилось на 2,6 процента. Темп роста обрабатывающих производств опережал в 2012 году темп роста добывающих производств (прирост за год достиг 4,1%). Производство транспортных средств и оборудования явилось лидером роста (за год прирост составил 12,7%). Установлено, что достаточно высокими являются темпы прироста в 2012 году:
7,4% — в производстве резиновых и пластмассовых изделий,
5,6% — в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов,
5,1% — в производстве пищевых продуктов (включая напитки) и табака [6].
В 2012 году увеличились инвестиции в основной капитал на 6,7% по сравнению с уровнем 2011 года. Росту инвестиций в основной капитал соответствовал рост кредитования реального сектора экономики. По данным Банка России, прирост кредитных средств, предоставленных нефинансовым организациям-резидентам в рублях и иностранной валюте, составил 12,7%, по состоянию на 1 января 2013 г., по сравнению с уровнем на соответствующую дату прошлого года [6].
Органы государственной власти несут ответственность за национальную и экономическую безопасность страны. Масштабы вмешательства государства в предпринимательский сектор зависят от уровня социально-экономического развития и региональной диверсификации бизнеса субъектов РФ. Вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности и субъектов РФ с позиции инновационного развития обосновано лишь в той мере и возможно в том виде, который способствует повышению социально—экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов экономики.
Участие государства в рыночной экономике обязательно в то время, когда рынок становится не способным обеспечить решение экономических и социальных проблем. Наглядно такую ситуацию продемонстрировал финансовый кризис 2008 г., когда государству предпринимательский сектор пришлось спасать госзаказами.
Именно в ситуациях кризиса проявляется особенность экономики рыночного типа — невозможность гарантировать включение механизма саморегуляции, позволяющего вернуть хозяйственную жизнь в положение, соответствующее норме, после произошедших отклонений от этого состояния. Рыночные механизмы не только не устраняют, напротив, даже могут усугубить нежелательные явления в экономике. Поэтому роль государства здесь трудно переоценить. Государственное вмешательство частично компенсирует несовершенство рыночной организации посредством административного регулирования и налоговой политики.
Посткризисным позитивным изменениям в экономике способствовали реализуемые Правительством Российской Федерации меры, направленные на стимулирование экономической активности и экономического роста, а также на улучшение предпринимательского климата, поддержку инновационного развития, повышение качества государственного и муниципального управления. Рассмотрим их более подробно.
Разрабатываются дорожные карты национальной предпринимательской инициативы — планы мероприятий по особенно проблемным областям государственного регулирования предпринимательской деятельности. К концу 2012 года утверждены и начата реализация 6 дорожных карт, направленных на совершенствование таможенного администрирования, упрощение процедур в сфере строительства, повышение доступности энергетической инфраструктуры, поддержку экспорта, развитие конкуренции и регистрации прав собственности. В 2013 году продолжена эта работа — утверждены еще 4 карты (табл. 3).
Таблица 3
Дорожные карты национальной предпринимательской инициативы№ пп. | Дорожные карты | Утверждение / Разработка
(по состоянию на 01.08.2013 г.) |
---|
1 | Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта | Дорожная карта утверждена Правительством РФ 29.06.2012 г. | 2 | Совершенствование таможенного администрирования | Дорожная карта утверждена Правительством РФ 29.06.2012 г. | 3 | Повышение доступности энергетической инфраструктуры | Дорожная карта утверждена Правительством РФ 06.09.2012 г. | 4 | Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей | Дорожная карта утверждена Правительством РФ 01.12.2012 г. | 5 | Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики | Дорожная карта утверждена Правительством РФ 28.12.2012 г. | 6 | Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на по-вышение эффективности образования и науки | Дорожная карта утверждена Правительством РФ 30.12.2012 г | 7 | Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей | Дорожная карта утверждена Правительством РФ 07.03.2013 г. | 8 | Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства | Дорожная карта утверждена Правительством РФ 29.05.2013 г. | 9 | Повышение качества регуляторной среды для бизнеса | Дорожная карта утверждена Правительством РФ 29.05.2013 г. | 10 | Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики | Дорожная карта утверждена Правительством РФ 11.06.2013 г. | 11 | Создание национальной системы компетенций и квалификаций | Разработка дорожной карты рабочей группой | 12 | Формирование эффективной системы коммуникаций предпри-нимателей и органов исполнительной власти, включая механизм оперативного реагирования на обращения предпринимателей | Разработка дорожной карты рабочей группой | 13 | Совершенствование налогового администрирования | Разработка дорожной карты рабочей группой | 14 | Совершенствование оценочной деятельности | Разработка дорожной карты рабочей группой | 15 | Внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе | Разработка дорожной карты рабочей группой |
Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации включает в себя предложенные предпринимателями проекты, направленные на упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории РФ процедур по ведению бизнеса. Инициатива реализуется Агентством стратегических инициатив [7].
Совершенствование законодательства, которое регулирует поступление иностранных инвестиций в стратегические отрасли, — такова цель принятия Федерального закона № 322-ФЗ от 16.11.2011 г. [8]. Закон направлен на снятие ограничений, действующего законодательства в области осуществления иностранных инвестиций, а также на уточнение стандартов процедурного характера.
14 декабря 2010 г. было принято постановление Правительства РФ № 1016 [9], регулирующее правила отбора инвестиционных проектов и предоставление государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов.
Завершена работа по созданию российского закрытого паевого инвестиционного фонда «Российский фонд прямых инвестиций» (далее — Фонд). Согласно стоящим перед ним задачам, Фонд вместе с иностранными инвесторами будет выполнять функции соинвестора в проекты (главным образом в России) в минимальной пропорции 1:1. Инвестирование будет осуществляться в базовые отрасли российской экономики и отрасли, вступившие на путь модернизации [10].
В 2010 году Минэкономразвития России инициировало внедрение в отечественную практику нормотворчества инструментов оценки регулирующего воздействия (ОРВ) [11]. Процедура оценки регулирующего воздействия вводится как обязательный элемент подготовки проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области государственного контроля и надзора, в области установления и применения обязательных требований к продукции и связанных с ними требований к процессам, в области оценки соответствия, в области безопасности процессов производства. В течение первых двух лет использования процедуры ОРВ было проведено более 1000 оценок, причем около трети оценок содержали отрицательные заключения. С 1 октября 2012 г. начался переход к проведению ОРВ федеральными органами исполнительной власти — разработчиками нормативных правовых актов в соответствии с передовой мировой практикой в данной сфере [6].
Завершение процесса формирования основополагающей нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства явилось результатом реализации поручений Президента РФ и Правительства РФ в области развития малого и среднего бизнеса, а также решений, принятых на заседаниях Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства. Комплексные инициативы, реализованные в Российской Федерации в 2008 — 2012 годах и направленные на решение ключевых проблем бизнеса, позволили в некоторой мере смягчить крайне неблагоприятные условия предпринимательской деятельности в условиях кризиса и посткризисный период. Начиная с 2010 года, в число приоритетных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства впервые были включены такие меры, как поддержка начинающих и действующих малых инновационных предприятий, компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции, поддержка экспортно-ориентированных компаний, а также фирм, осуществляющих модернизацию производственных активов.
Перечень мероприятий финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно расширяется и в 2013 году насчитывает уже 28 направлений поддержки.
В целях минимизации зависимости от колебаний рыночной среды государство делает акцент на диверсификацию экономики, которая возможна только посредством активизации инновационной деятельности.
Темп роста внутренних затрат на исследования и разработки в последние 15 лет в целом опережал темпы роста ВВП, за исключением 2004-2005 годов, когда было значительно сокращено финансирование исследований и разработок. По итогам 2011 года, внутренние затраты на исследования и разработки составили 1,12% ВВП, и эта доля ВВП все еще оставалась ниже максимального значения, достигнутого в 2003 году (1,29%). В международном сопоставлении Россия находится на уровне Бразилии (1,19% в 2010 году) и Венгрии (1,16% в 2010 году), значительно уступая странам — инновационным лидерам (Германии и Японии — 2,82% и 3,26% в 2010 году соответственно), а также Китаю (1,7% ВВП).[6]
21 июля 2011 г. был принят Федеральный закон № 254-ФЗ [12]. Данным федеральным законом определены понятия «коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов», «инноваций», «инновационного проекта», «инновационной инфраструктуры», «инновационной деятельности», а также даны указания, что государственная поддержка инновационной деятельности устанавливается в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [13].
Указанная стратегия является важнейшим актом в сфере инновационного развития России. Первостепенное значение для определения долгосрочных целей, имеет Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [14].
Стратегическая цель национальной политики в сфере развития науки и технологий определена принятым в начале 2012 года документом «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [15], и состоит в том, чтобы обеспечить к 2020 году мировой уровень исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности РФ, сконцентрированных на направлениях, обусловленных государственными научно-технологическими приоритетами [16].
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [17, 18], Правительству РФ была поставлена задача увеличения доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года.
К 2013 году реализованы следующие новации в области государственной поддержки и стимулирования инновационного развития:
— во-первых, заложен фундамент актуальной системы институтов развития в области инноваций (рис.2); | | | Рис. 2. Современная система институтов развития в сфере инноваций | — во-вторых, осуществляются финансовая поддержка ведущих вузов и форсированное развитие их компетенций в целях формирования «ядра» глобально конкурентоспособных вузов (не менее 5 вузов), способных войти к 2018 году в первую сотню ведущих мировых университетов, согласно общепризнанным международным рейтингам;
— в-третьих, создается национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» и готовится к формированию в России сеть национальных исследовательских центров по тем направлениям развития науки, технологий и техники, которые являются приоритетными в России, формируются основы инфраструктуры содействия инновационной деятельности;
— в-четвертых, начата процедура формирования инновационных кластеров, процедура проводится на конкурсной основе;
— в-пятых, создан инновационный центр «Сколково», в котором обеспечивается правовой режим, снижающий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов;
— в-шестых, воплощаются в действительность программы инновационного развития крупных предприятий с государственным участием;
— в-седьмых, ведется деятельность по развитию кооперации между бизнесом, наукой и образованием, в том числе с использованием механизма технологических платформ;
— в-восьмых, проведена значительная работа по усовершенствованию правового регламента инновационной деятельности.
Известно, что инновационная деятельность сама по себе очень рискованная. Поэтому субъекты предпринимательской деятельности лишь немногие могут позволить себе заниматься ею. Очевидно, для оживления инновационной активности необходимо создание благополучной инфраструктуры и мотивирующих условий. Именно поэтому вмешательство государства в инновационный сектор просто необходимо.
Современные механизмы управления инновационной деятельностью отнюдь не совершенны. В последнее время направляется много бюджетных средств в инновационный сектор и, в том числе, в научную сферу. Однако факты свидетельствуют о частых случаях нецелевого использования средств, что наносит значительный ущерб государственному бюджету и является причиной низкого уровня отдачи от инвестируемого капитала. В частности не оправдывает пока надежд и проект «Сколково».
Причиной неэффективности современной системы государственного управления инновационной деятельностью является дисгармония в интересах субъектов инновационной деятельности.
Для достижения сбалансированности интересов хозяйствующих субъектов в инновационном развитии государство должно строить свою политику, решая такие задачи как:
— создание системы объединения всех участников инновационной деятельности в инновационные кластеры;
— определение и законодательное закрепление правового статуса инновационных кластеров;
— дифференциация прав собственности участвующих субъектов в инновационных кластерах;
— обеспечение совместимости личных интересов хозяйствующих субъектов и национальных приоритетов;
— поддержка конкурентной среды предпринимательства;
— содействие в продвижении инновационной продукции на внешних и внутренних рынках;
— ограничение монопольных тенденций в экономике.
Формы государственного воздействия на инновационную деятельность представлены на рис.3. | | | Рис. 3. Формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности | Все внешние побуждения к инновационному развитию в сфере предпринимательства будут являться стимулами к активизации инновационной деятельности.
Процесс стимулирования предпринимательства к инновационной деятельности со стороны государства — это такое воздействие на предпринимателей, которое учитывает их потребности, интересы, желания, стремления, цели и мотивацию поведения.
Стимулирование инновационной деятельности должно осуществляться, главным образом, посредством создания мотивирующих налоговых условий, регулирования отношений собственности и обеспечения госзаказами субъектов инновационной деятельности. Иными словами, политика государственного стимулирования должна быть направлена на создание благоприятной инфраструктуры для инновационного развития.
В экономическом и финансовом аспектах под совершенствованием инфраструктуры инновационной деятельности следует понимать смягчение налоговой политики в области регулирования инновационной деятельности и подавление инфляционных процессов в целях снижения уровня рисков для инвестиций.
Значение государства в качестве элемента стимулирования инновационной деятельности возрастает. В числе функций государственного стимулирования инновационной деятельности можно выделить следующие.
1. Экономико–политическая функция стимулирования инновационной инициативности и предприимчивости состоит в том, чтобы способствовать оживлению и развитию высокоэффективных форм предпринимательских объединений во всех разделах экономики, решать задачи, которые возникают при переходе к рыночным отношениям и инновационному типу экономики.
2. Социальная функция стимулирования инновационной деятельности заключается в воздействии на расширение производства, увеличение количества рабочих мест, увеличение занятости населения, повышение покупательной способности населения, что позволит снизить социальную напряженность в обществе.
В основу политики государственного стимулирования инновационного развития поставлены задачи, отраженные на рис. 4. | | | Рис. 4. Задачи политики государственного стимулирования инновационного развития | Отмеченные государственные формы воздействия на предпринимательскую деятельность — регулирование, поддержка и стимулирование — дополняют друг друга и в целом должны формировать государственный механизм, способствующий активизации инновационной деятельности. |
| |
|
|