| | Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Гуминский В. А. заместитель Председателя Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь
| |
| | В статье дана оценка преимуществ евразийской экономической интеграции, обосновывается необходимость вовлечения в процесс евразийской интеграции научной общественности, бизнеса, профессиональных сообществ для обсуждения перспектив интеграции и ее институционального оформления | Ключевые слова: Евразийская экономическая перспектива, Республика Беларусь, евразийская экономическая интеграция, СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз, глобальная конкуренция, Союзное государство Беларусь-Россия | ББК У9(2)80,3 Стр: 12 - 13 |
Серьезные успехи интеграционного строительства в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства ставят перед нами качественно новые задачи. Обнаруживают комплекс вопросов, которые требуют своего системного и комплексного разрешения.
В соответствии с декларацией «О Евразийской экономической интеграции» от 18 ноября 2011 года, президентами Беларуси, Казахстана и Российской Федерации было дано поручение к 2015 году выйти на создание Евразийского экономического союза. Задача не просто колоссальная в плане того объема работы, который необходимо проделать для ее выполнения. Но я бы сказал, историческая по своей сути. Это создание в рамках евразийского пространства крупного наднационального объединения, нацеленного на гармоничное развитие экономического потенциала его участников, и являющегося неотъемлемой частью общеевропейской интеграции.
В настоящее время в Евразийской экономической комиссии, правительствах и отраслевых министерствах наших стран уже идет кропотливая работа по кодификации международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, выработке предложений по проекту договора о создании Евразийского экономического союза.
Однако очень важным представляется вовлечение также в этот процесс представителей научной общественности, бизнеса, профессиональных сообществ для обсуждения перспектив дальнейшего хода интеграции, ее институционального оформления. В этом смысле сегодняшний Форум — идеальная возможность и площадка для обозначения имеющихся позиций, изложение своего видения процесса дальнейшей интеграции, выработки соответствующих предложений и рекомендаций.
Я говорю о дальнейшем развитии интеграции, поскольку глубоко убежден, что альтернативы интеграции не существует, особенно в свете состояния и тенденций развития современной экономики, для которой характерно усиление интеграционных процессов как на мировом, так и региональном уровне.
На сегодняшний день региональная интеграция — это объективная потребность, вытекающая из стремления государств максимально полно защитить свои экономические интересы, открыть новые возможности для интенсификации экономического роста.
Республика Беларусь всегда выступала и выступает за максимально тесную интеграцию. Вы знаете готовность Беларуси к самой глубокой степени интеграции в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС, создаваемого Евразийского экономического союза. Учитывая наше историческое прошлое и взаимосвязанность экономик некогда единого народно-хозяйственного комплекса, серьезный интерес представляет также возможность углубления сотрудничества и в рамках СНГ.
Думается, что расширение и укрепление экономических связей как между государствами, так и непосредственно между субъектами хозяйствования наших стран смогло бы существенно поднять уровень эффективности использования имеющихся ресурсов, конвертируя его в солидное увеличение темпов экономического роста. При этом следует отметить, что региональная интеграция не только не подрывает или существенно ограничивает (как заявляют некоторые наши оппоненты) суверенитет национальных государств, но, наоборот, содействует его укреплению.
Провозглашение суверенитета — это только начало кропотливой работы по его наполнению реальным содержанием. Основным шагом в этом направлении становится деятельность по обеспечению экономической безопасности государства. Выполнить эту задачу в условиях современной жесткой экономической и политической конкуренции за рынки сбыта и сырья можно только совместно, в рамках региональных объединений, используя все преимущества, которые они представляют своим государствам-участникам.
Ярким примером позитивного воздействия интеграционных процессов на экономики национальных государств является интеграция в рамках Таможенного союза и ЕЭП, которая позволила нам не только относительно безболезненно пройти сложный этап мирового финансового кризиса 2008 года, но и существенно прибавить в экономическом плане.
Положительно оцениваются и перспективы развития Единого экономического пространства. По мнению специалистов Евразийского банка развития, интеграция в рамках Единого экономического пространства к 2030 году может дать ежегодный прирост ВВП всех трех стран-участниц этого Союза, причем очень солидный. Это является лучшим показателем того, насколько региональная интеграция содействует укреплению экономического положения стран-участниц, а, следовательно, и их суверенитета.
Еще раз нужно подчеркнуть. Евразийская интеграция основывается на принципах соблюдения общепризнанных норм международного права, включая уважение суверенитета и равенство государств. В этом суть и привлекательность наших интеграционных устремлений. Диалог, уважительное отношение к позициям сторон, учет их интересов и, в конечном итоге, взаимовыгодный компромисс — вот основные инструменты евразийского строительства. Именно на это указал Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, отметив, что надежность и долговечность нового механизма определяется, в конечном счете, тем, обеспечивает ли он полноценную защиту интересов его участников. Указанный принцип должен являться краеугольным камнем всей нашей последующей работы по расширению и углублению интеграционных процессов.
Свой весомый вклад в процесс формирования Единого экономического пространства, создания Евразийского экономического союза вносят и парламентарии, ратифицируя в приоритетном порядке международные соглашения и обеспечивая правовую базу, законодательное наполнение, а, следовательно, и эффективность интеграционных процессов. Исходя из этого, полагаю, что нам надо развивать и совершенствовать механизмы межпарламентского взаимодействия в целях координирования и сокращения сроков проведения внутригосударственных процедур, необходимых для введения в силу заключенных международных договоров, активизации процесса гармонизации и унификации национальных законодательств.
Несомненно, на пути интеграции, учитывая сложность стоящих перед нами задач, будет еще немало трудностей, в том числе внешнего порядка. Всем известна позиция отдельных государств по данному вопросу, поэтому я не буду на этом останавливаться. Но необходимо подчеркнуть, что политика угроз и санкций уже доказала свою несостоятельность.
Мы открыты к любому диалогу и сотрудничеству на взаимовыгодной и равноправной основе, исходя из интересов народов, прежде всего, наших стран. Поскольку конечным итогом работы является создание достойного уровня жизни, повышение материального и духовного благосостояния наших граждан. | |
|