Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Мямлин А. П.
аспирант кафедры экономической теории и экономической политики
Санкт-Петербургского государственного университета


Синдром кластера
В статье раскрывается природа экономического кластера. Рассматриваются преимущества от концентрированного расположения фирм и организаций из одной отрасли или смежных отраслей. Приводятся неочевидные свойства кластерных образований
Ключевые слова: кластер, региональная специализация, глобализация, конкурентоспособность
УДК 332.1   Стр: 230 - 232

Феномен экономического кластера в короткие сроки укоренился и завоевал популярность в российской науке и политике. Более того, использование этого понятия в научных трудах или программных документах уже само по себе показывает прогрессивность и готовность к вызовам современной глобальной экономики. Сегодня, развитие страны в целом или отдельного региона обязательно предполагает формирование «конкурентоспособных инновационных кластеров» 1. Вместе с тем, существуют опасения, что многие лица, употребляющие в своих работах, документах и поручениях термин «экономический кластер» не до конца осознают сущность этого явления, а отечественная экономическая мысль, к сожалению, борется с этой проблемой исключительно цитированием Майкла Портера.
Что представляет собой экономический кластер? Как на его основе можно стимулировать развитие национальной и региональной экономики? Почему это понятие стало столь популярно в современной России?
Что такое экономический кластер?
Кластерами называют территориальные скопления фирм и организаций из одной отрасли или смежных отраслей, которые одновременно конкурируя и кооперируясь, друг с другом образуют производственно-технологические комплексы.
Предполагается, что кластерный подход при организации производства позволяет оптимально использовать имеющиеся в регионе ресурсы, добиваясь высокой производительности труда, высокой конкурентоспособности, высокого уровня и качества жизни населения региона2.
Кластеры «способствуют росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции»3.
Кластерная концепция базируется на двух объективных явлениях: эффекте от концентрации технологически однородных или взаимосвязанных предприятий и непрерывной глобализации. Эффект от концентрации предполагает, что сосредотачиваясь на какой-то ограниченной территории самостоятельные фирмы из одной или смежных отраслей, интенсивно развиваются благодаря обоюдной конкуренции, а также получают преимущества, на которые они не могли бы рассчитывать располагаясь обособленно. Приобретенные преимущества и конкурентоспособность позволяют данным фирмам успешно конкурировать на внешних рынках, встраиваясь в глобальную экономику. Таким образом, центральным вопросом кластерной концепции является определение преимуществ, которые первоначально подталкивают фирмы к концентрации, а впоследствии обеспечивают им высокую производительность и конкурентоспособность.
Преимущества от кластера
Преимущества, получаемые фирмами от территориальной концентрации зачастую трудноотделимы друг от друга, а любая попытка их классификации носит в значительной степени условный характер, однако это единственный способ формализовать процессы происходящие «внутри» кластера и определить сущность кластерного эффекта.
1. Ощущение конкуренции.
Концентрированное расположение позволяет компаниям наблюдать друг за другом, обостряя их ощущение конкуренции. Соперники, находясь в постоянном напряжении, вынуждены искать и изобретать новые способы самосовершенствования и повышения эффективности.
2. Кооперационные преимущества.
Усиливая конкуренцию между «участниками» кластера территориальная концентрация в тоже время способствует развитию делового взаимодействия между ними. Значительно проще реализовывать совместные проекты с теми компаниями, которые располагаются поблизости. Когда на ограниченной территории сосредотачивается значительное количество однородных и технологически близких компаний отраслевое развитие активизируется.
3. Информационные преимущества.
Между «участниками» кластера формируются специфические как формализованные, так и неформальные информационные каналы, позволяющие им эффективно и в кратчайшие сроки получать, передавать и обмениваться информацией. Благодаря этим каналам минимизируются трансакционные издержки. Участникам кластера информация обходится дешевле, чем расположенным обособленно организациям. Это способствует развитию кооперации и усилению конкуренции, но главное — существенно ускоряет все происходящие внутри кластера процессы, стимулируя непрерывные инновации.
4. Инновационные и технологические преимущества.
Сконцентрированные предприятия быстрее воспринимают и перенимают перспективные разработки соседей в отношении технологий, маркетинга, организации и т.д. Занимаясь схожими научными исследованиями, компании усиливают сосредоточение в регионе отраслевого оборудования, формируя благоприятную среду для организации специализированных научно-исследовательских центров. Технологический процесс дробится, выделяются узкоспециализированные высокопроизводительные предприятия. Стремление к преимуществам подталкивает развитие отраслевой науки — производственные кластеры превращаются в производственно-технологические, в которых непрерывно создаются и внедряются новые технологии.
5. Кадровые преимущества.
Спрос, предъявляемый сконцентрированными фирмами на рабочую силу, формирует отраслевой рынок труда, привлекает квалифицированные кадры из других регионов, стимулирует развитие отраслевого образования. В регионе постепенно появляется большое количество покупателей и продавцов труда в определённой отрасли.
6. Сырьевые преимущества.
С развитием кластера растут объёмы потребляемого сырья, притягивая на региональный рынок новых поставщиков, что положительно отражается на цене, качестве и разнообразии. Впоследствии поставщики становятся полноценными участниками кластера, усилено конкурируя между собой и образуя новые технологические и кооперационные цепочки.
7. Финансовые преимущества.
Различные отрасли нуждаются в различных финансовых институтах. Строительство, промышленность, информационные технологии финансируются по-разному. Региональные финансовые учреждения также приобретают отраслевую специализацию, позволяющую в кратчайшие сроки и с меньшими издержками осуществлять финансирование участников кластера. Когда существенная часть займов относится к одной отрасли, кредитные сотрудники волей неволей начинают разбираться в отраслевом оборудовании, перспективах роста отрасли и т.д. Аналогичные процессы происходят и с самими кредитными организациями. Постепенно финансовые организации становятся активными участниками кластера, а некоторые из них превращаются в узкоспециализированные финансовые агентства.
8. Имиджевые преимущества.
Сконцентрированные предприятия формируют имидж региона, соединяя его в сознании многих потенциальных потребителей с какой-то конкретной отраслью или продукцией. Такой имидж не только привлекает покупателей в регион, но и предоставляет местным производителям существенные преимущества перед производителями из неспециализированных регионов. Так, например, всем известно, что самые лучшие машины — немецкие, микроэлектроника — японская, часы — швейцарские.
9. Государственные привилегии.
Увеличивающиеся объёмы производства превращают участников кластера в важную часть региональной и национальной экономики, вынуждая государство учитывать их интересы при формировании экономической политики. За государственный счёт создаются ключевые инфраструктурные, научные и другие объекты, которые не могут быть созданы каким-либо одним или группой участников кластера. Французское государство строит и реконструирует аэропорт и транспортную сеть для туристического кластера Парижа, финское — финансирует крупнейший междисциплинарный научно-исследовательской центр VTT обеспечивающий создание передовых технологий в т.ч. для телекоммуникационного кластера, и т.д.
10. Инфраструктурные преимущества.
Благодаря концентрации производителей в регионе формируется специализированная информационная, сбытовая, технологическая, научно-образовательная, финансовая, транспортная, сырьевая и др. инфраструктуры. Другими словами создаются крайне благоприятные условия для ведения определённых видов бизнеса. Благодаря этому местные владельцы основных факторов производства (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей) ориентируются в первую очередь на работу в кластере, стимулируя тем самым его развитие.
Таким образом, кластерные формирования принято наделять множеством качеств, которые благоприятно влияют на развитие экономики, что превращает концепцию стимулирования развития кластеров в привлекательный элемент национальной экономической политики.
Основные неочевидные свойства кластеров
Поисковая система Яндекс на запрос «Экономический кластер» находит несколько миллионов совпадений, демонстрируя популярность этого понятия. Однако интересующиеся данной темой исследователи сталкиваются с «отсутствием единого определения кластера и множественностью интерпретаций кластерной концепции»4. Как не парадоксально, но «множественность представлений о кластерах существует не только в российской, но и в мировой практике, что вводит общественность в заблуждение и мешает правильно понимать, как такие формирования развивать»5. Ниже приведены некоторые неоднозначные аспекты кластерной концепции, разрешив которые значительно проще подобраться к её пониманию.
1. Научная новизна.
Концепция экономических кластеров представляет собой новый способ рассмотрения уже существующих производственно-экономических процессов, подчиняющихся уже описанным экономическим законам, а, не как это принято считать, новый способ организации этих процессов. Концентрация профильных предприятий в регионах с оптимальными отраслевыми условиями, также как и получение этими предприятиями выгод от концентрации — естественные и объективные процессы известные за долго до введения понятия кластер в экономический лексикон. Новым является попытка рассмотрения всей национальной экономики через призму таких концентраций.
2. Эффективность, конкуренция и конкурентоспособность участников.
Высокая эффективность участников кластера и конкурентоспособность производимых ими товаров обеспечиваются и возможны исключительно в случае наличия здоровой рыночной конкуренции на всех уровнях технологической цепочки. Успех продукции кластера объясняется не взаимопомощью между участниками и тем более не поддержкой их со стороны государства, а напротив, постоянным соперничеством между конкурентами. Кластер, таким образом, не может состоять из аффилированных между собой компаний, поскольку высокая конкуренция важнейшая особенность кластера.
3. Неформальность.
Кластер это неформальное объединение — не может существовать договора о создании кластера или объединении в кластер, также как указов об открытии кластеров. Т.е. словосочетания «входить в кластер» или «относится к кластеру» — всегда условны.
В кластер могут входить организации, руководители и работники которые не подозревают о существовании самого кластера, так же как и о своей причастности к нему. Они могут не понимать, что такое кластер, но при этом быть полноценными его участниками. Так руководство и студенты ЛМЗ-ВТУЗ могут не предполагать о существовании петербургского энергомашиностроительного кластера, хотя сами являются неотделимой его частью.
4. Территориальная и структурная неопределённость.
При оценке территориального распространения кластера, трудно достоверно установить его границы, нередко они совпадают с границами государств или регионов, но могут также и выходить за их пределы. Проблематично определить точный перечень организаций входящих в кластер — участие одних будет очевидным, а другие могут остаться незамеченными. На подобии «Сибири» кластер не подразумевает наличия каких-либо четких географических, климатических или другого рода границ — начала и конца.
5. Природа формирования.
Несмотря на то, что сегодня формирование и развитие кластеров активно стимулируется правительствами многих государств, изначально такие скопления фирм образовывались самопроизвольно, на основе рыночных механизмов — когда мотивом географической концентрации служил корыстный интерес капитала6. Кластерная политика, как искусственное стимулирование концентрирования связанных компаний, в рыночной экономике появилась только в конце 20-го века.
6. Отраслевая нейтральность.
Кластеры могут образовываться в любых отраслях. Это могут быть финансовые центры — Нью-Йорк, Лондон, Гонконг, Сингапур; туристические центры — Париж, Монако; технологические центры — Калифорния, Бангалор; промышленные центры и т.д.
7. Перекрёстность.
Расположенные в одном регионе кластеры могут иметь пересечения — отдельные предприятия и организации могут одновременно относиться к нескольким кластерам (рис. 1.1.). Например, аэропорты или вокзалы могут являться важными элементами как туристического, так и транспортно-транзитного кластеров. Тракторный завод может являться частью как машиностроительного, так и сельскохозяйственного кластера. Таким образом, в кластер, как правило, входят предприятия сразу нескольких отраслей.
Рис. 1. Перекрёстность и входимость кластеров

1. Входимость.
Один кластер может быть составной частью другого, более крупного кластера (рис. 1.2.). Так парижский район Монмартр знаменитый скоплением художников, представляя собой небольшой кластер, одновременно являясь составной частью другого более крупного туристического кластера Парижа. Планируемый в Новгородской области мебельный кластер должен входить в состав более крупного лесопромышленного кластера, который помимо мебели должен производить окна, паркет, двери и т.д. Таким образом, из отдельных кластеров могут формироваться более крупные и многоотраслевые кластеры — «кластеры кластеров» (рис. 1.3.).
2. Взаимозависимость.
Успех участника кластера зависит не только от него самого, но и в значительной степени от его окружения. Хорошая работа одной части кластера может стимулировать успех других его участников. И наоборот. Например, качественная работа гостиниц и ресторанов повышает общую привлекательность туристического кластера, способствуя развитию других его участников — музеев, транспорта и т.д.
3. Экспортная ориентация.
Кластер обязательно производит такое количество определённых продуктов, которое превышает внутрирегиональную потребность в них. Продукт кластера всегда продаётся за пределами территории размещения кластера, или лицам, не являющимся резидентами этой территории — т.е. кластер представляет собой пример территориального разделения труда. Промышленный кластер экспортирует готовые изделия, научно-технологический кластер — инновационные разработки и интеллектуальную собственность, туристический кластер привлекает туристов, а, следовательно, и их капитал.
4. Разнообразие масштабов.
Масштабы кластеров могут варьировать от нескольких десятков сосредоточенных на одной улице магазинов с сотней служащих, до межнациональных комплексов с сотнями тысяч рабочих мест. Критерием кластера служит не размерность, а наличие кластерного эффекта от тесного территориального расположения конкурирующих-кооперирующих фирм. В Санкт-Петербурге, например, на пересечении улиц Ломоносова и Думской в радиусе 100 метров сосредоточено более двадцати ночных клубов различного формата, которые успешно привлекают молодежь со всего города. В тоже время Германия представляет собой один большой машиностроительный кластер площадью 350 тыс. кв. км.
5. Состав участников.
По составу участников каждый кластер уникален. Скопление фирм может формироваться вокруг одного системообразующего научного или промышленного центра (рис. 2.1.), может состоять из приблизительно равновеликих компаний из разных отраслей (рис. 2.2.). (туризм: гостиницы, рестораны, музеи, транспорт и т.д.), может полностью состоять из компаний одной отрасли (рис. 2.3) и т.д.
Рис. 2. Состав участников кластера

1. Доминанты и совместимость.
В регионе может находиться как один, так и сразу несколько крупных кластеров-доминант. Так Нью-Йорк является одновременно крупнейшим туристическим и финансовым центром. Какие-то из кластеров будут взаимодополняющими, например, Кремниевая долина в Калифорнии, представляющая собой сосредоточение производителей электроники и разработчиков программных продуктов для управления этой электроникой. Какие-то нейтральными, например, петербургские туристический и автосборочный кластеры. А какие-то трудно- или совсем несовместимыми, например горнодобывающий и туристический кластеры.
2. Связанность отдаленных кластеров.
Между кластерами расположенными в различных географических областях могут складываться устойчивые связи. Так электроника, разработанная в Кремниевой долине, с большой вероятностью будет производиться в китайском кластере, расположенном в регионе Гуанчжоу, а программы для этого оборудования, вероятно, будут написаны в Бангалоре — индийском технологическом кластере.
3. Синергический эффект.
За счёт близкого и компактного расположения участники кластера получают дополнительные преимущества, которые, расположись они разрозненно, были бы для них недоступны. Суммированный эффект от их взаимодействия существенно превосходит простую сумму деятельности каждого по отдельности. Объединив музыкантов в ансамбль или оркестр появляется новый эффект не доступный каждому из них по отдельности. В шахматах ферзь сочетает возможности ладьи и слона, однако его относительная фигурная сила действия превышает простую сумму двух этих фигур. Лодка и лодочный мотор гармонично дополняют друг друга, а по отдельности теряют всю свою ценность.
4. Ассортимент продукции.
В каком-то кластере может производиться только один определённый продукт, в то время как другой будет выпускать тысячи различных наименований. Так на территории Индии выращивается в основном только одна разновидность чая (Ассамская), в тоже время Германия, представляя собой единый машиностроительный кластер, выпускает тысячи разновидностей продукции этой отрасли.
5. Расплывчатость формулировок.
С терминологической точки зрения кластер является весьма широким и расплывчатым понятием. Как справедливо замечено в одном исследовании «чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга»7. Под такую характеристику попадают все организации без исключения. Термин экономический кластер, без дополнительных уточнений, означает лишь наличие на какой-то ограниченной территории какого-то количества организаций действующих в определенной сфере, сотрудничающих и/или конкурирующих друг с другом.
6. Количественная оценка кластеров и кластерной политики.
Кластер не является формальной структурой, не имеет четких границ и состава, у него отсутствуют какие-либо объективные количественные параметры присущие, например, физическим объектам. Всё это ставит под сомнение возможность разграничения кластеров от «некластеров», и, следовательно, возможность оценки результатов кластерной политики8.
7. Однобокость экономики.
Недостаточная диверсификация экономики или чрезмерная зависимость от ключевых фирм являются важными опасностями, которые связаны с кластерным подходом. Аналогично моногородам, население которых зависит от успешности одного единственного предприятия, так и в случае с кластерами экономика региона весьма чувствительна к колебаниям в определенной отрасли.
Таким образом, кластеры трудно определяемы и сложно измеримы. Они могут встречаться в существенно отличающихся формах и быть мало похожими друг на друга. Это затрудняет формулировку общих формальных признаков и объективных критериев выявления и оценки кластеров.
Популярность кластеров
Ажиотаж, возникший вокруг «экономических кластеров», объясняется отсутствием в рамках капиталистической модели широкого арсенала активных рычагов государственного воздействия на развития национальной хозяйственной системы. Основные инструменты экономической политики — косвенные: регулирование спроса и денежной массы. Как таковых инструментов отраслевой политики для капиталистической системы не разработано. Предполагается, что рынок способен самостоятельно выбирать наиболее эффективный курс развития.
Однако в то же время общепризнано, что рыночная экономика не является совершенным механизмом, и что в ней случаются ошибки, в том числе при выборе отраслевых направлений и способов организации хозяйственного процесса. Поэтому государство должно участвовать в выборе отраслевых приоритетов, для чего ему необходимы специальные инструменты, одновременно не нарушающие принцип свободной конкуренции. Кластерная политика считается одним из таких инструментов.
На Западе концепция экономических кластеров стала популярной именно благодаря мнению, что с её помощью, возможно, задавать нужный вектор развитию рынка. В России модность этого понятия может быть объяснена размытостью формулировок и отсутствием конкретики. Так, призыв развивать кластеры не подразумевает под собой каких-то регламентированных действий и исполнители на всех уровнях самостоятельно решают, что им делать.
По мнению автора многих трудностей и недопонимания, связанных с понятием «экономический кластер» можно было избежать, если бы первый описывающий данную концепцию отказался бы от использования транслита английского слова cluster (англ. cluster — скопление, скапливаться, куст, гроздь, пучок), а перевел бы его, дословно назвав, например, «экономическим скоплением». В таком случае многие противоречия просто не могли бы возникнуть, например, никто бы не «строил» и не «открывал» экономические скопления и тем более не называл бы их «инструментом бизнеса»9.


1 Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 ноября 2011 г.
2 http://ru.wikipedia.org/wiki/Кластер_(экономика)
3 Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ, (источник сайт Минэкономразвития России, http://www.economy.gov.ru/)
4 Институт Региональных Инновационных Систем (ИРИС) , (www.innosys.spb.ru/?id=1093).
5 Ермак С. Гроздья смысла //Эксперт Урал. - 2011. - №12 (459) (28 марта) (Интервью с заведующим отделом Института мировой экономики и международных отношений РАН Афонцевым С.А.).
C. Richardson, Mo Yamin, R.Sinkovics., Policy-driven clusters, intfirеrm interactions and firm internationalisation: Some insights from Malaysia’s Multimedia Super Corridor // International Business Review, Oct 2011.
Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / авт.-сост. С.Ф. Пятинкин, Т.П. Быкова. - Минск: Тесей, 2008. - С. 6.
O.Falck, S.Heblich, S. Kipar. Industrial innovation: Direct evidence from a cluster-oriented policy // Regional Science and Urban Economics - 2010 (40). - С.574-582.
Пятинкин С.Ф., Быкова Т.П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. - Минск: Тесей, 2008. - 72 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия