| | Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Николаев М. В. профессор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук Григорьева Е. Э. старший преподаватель кафедры технологии обработки драгоценных камней и металлов
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)
| |
| | В статье рассматриваются современное состояние и перспективы мирового алмазно-бриллиантового рынка. Обоснованы возможности использования методологии Форсайт с целью определения долгосрочного стратегического развития для мирового алмазно-бриллиантового рынка. Определена целесообразность проведения Форсайт-проекта алмазно-бриллиантового комплекса, создание и формирование коммуникативной площадки Форсайта на территории Республики Саха (Якутия) на основе вертикально-интегрированного кластера с учётом региональных особенностей. Установлены предпосылки к интеграции комплекса в инновационной цепочке, при которой сформируется межрегиональный Форсайт, где ставка делается на выполнение инновационного проекта общенационального уровня, конкурентоспособного на мировом алмазно-бриллиантовом рынке | Ключевые слова: стратегия, развитие, алмазно-бриллиантовый комплекс, форсайт-проект, мировой алмазно-бриллиантовый рынок | УДК 338.27; ББК 65.04 Стр: 88 - 92 | После решения Европейской Комиссии по антимонопольной политике демонополизировать «De Beers», практически все производители стали экспериментировать с новыми механизмами распределения необработанных алмазов на рынке. С другой стороны, лидерство в алмазной индустрии будущего будет принадлежать компаниям, вертикально-интегрирующим свою деятельность и внедряющим передовые методы сбыта.
В 2010 г. алмазный рынок, выходящий из кризисного пика, находился в балансе: спрос и предложение находились на уровне около 133 млн каратов в год. Но уже с 2012 г. ожидаются перемены — алмазный рынок перестанет быть сбалансированным и столкнется с дефицитом сырья в размере не менее 20 млн каратов в год или около 16-20% производства. Эта тенденция в будущем сохранится, т.е. разрыв между спросом и предложением продолжит свое нарастание. По мнению экспертов, к 2020 г. дефицит на рынке природных сырых алмазов может достичь не менее 72 млн каратов — эти объемы сопоставимы уже не с 15-20%, а с половиной мировой добычи природных алмазов [1].
Крупнейшими мировыми центрами огранки алмазов являются Индия, Китай, Бельгия и Израиль (объемы обработки в сумме составляют 65% добытых алмазов), а также новые гранильные центры в Юго-Восточной Азии (ЮВА), специализирующиеся на определенных видах обрабатываемого сырья. В зависимости от сложившегося уровня производственных издержек, профессиональных и технологических особенностей производства, они формируют основной объем предложения на бриллиантовом рынке. Однако, в последнее время появилась тенденция размещать обрабатывающие предприятия ближе к сырьевым базам. Таким образом, география обработки расширяется за счет стран Ботсваны, Намибии, ЮАР, а также стран с низким уровнем оплаты труда — ЮВА, Африки и Восточной Европы.
Исторически сложилось так, что в мировой добыче алмазов основную роль играют четыре крупнейших компании, которые, благодаря согласованной политике при первой волне кризиса, сумели сохранить свою устойчивость и укрепить лидирующие позиции в этом сегменте рынка — «De Beers», «BHP Billiton», «Rio Tinto», а так же ОАО АК «АЛРОСА». По объемам добычи сырья «Rio Tinto» и «BHP Billiton» занимают соответственно 3-е и 4-е место в мире.
Рынок алмазов технического качества очень отличается от рынка алмазов ювелирного свойства. Так как технические алмазы нужны в большей степени из-за их твердости и теплопроводности, которая в 4 раза выше теплопроводности меди, геммологические характеристики алмазов ювелирного качества, такие, как чистота и цвет, по большому счету не имеют значения. Поэтому из добываемых ежегодно алмазов, 80% (или свыше 100 млн каратов) не находят применения в ювелирных изделиях и направляются для промышленного использования. В 2008 г. технические алмазы производились в 32 странах. Демократическая республика Конго была лидирующей страной по их производству, затем шли Австралия и Россия. Эти три страны дали более 72% мирового объема производства технических алмазов. При этом следует учесть, что в мире увеличивается объем производства синтетических технических алмазов. На современном этапе, Китай, согласно отчету USGS, является лидирующей страной по их производству, затем следуют США, Россия, Ирландия и ЮАР. Рано или поздно «De Beers» станет единственным крупнейшим и самым влиятельным продавцом синтетических камней, не уступающих по качеству драгоценным.
Из-за этого слишком рискованно предполагать, что цены на необработанные алмазы могут только расти. В обозримом будущем примерно 70% рынка будет все также контролироваться тремя-четырьмя добывающими компаниями. В 2011 г. «Rio Tinto» добыла 11,7 млн карат алмазов, тогда как, например, «АЛРОСА» — 34,5 млн карат [1]. Слишком быстрых изменений не произойдет. Однако, продолжает меняться структура сбыта алмазного сырья. Едва только «Rio Tinto» сообщила о намерении выйти из бизнеса, а незадолго до этого об аналогичном желании заявила «BHP Billiton», эксперты начали давать взволнованные комментарии. Необходимо учесть, что «АЛРОСА» также распродает свои активы и начала процесс приватизации, что может привести к появлению новых игроков на алмазном рынке. Также весьма вероятно, что правительства Ботсваны, Намибии и ЮАР, будут стараться сами контролировать свои собственные механизмы сбыта и консолидировать общие интересы на рынке.
Самой значительной переменой, произошедшей в результате кризиса, стало то, что отрасль вернулась к модели, управляемой спросом, которой движут рыночные силы. В мировом алмазно-бриллиантовом бизнесе сегодня большое внимание уделяется продвижению товара на рынок, стимулированию покупательского спроса, увеличению лояльности потребителей определенной марке товара, выделению продукта с помощью брендинга, фирменного клеймения, маркировки.
Прошло почти три года после последнего заседания Международного алмазного комитета — МАК (International Diamond Board — IDB), созданного усилиями рабочей группы, представлявшей Международную ассоциацию производителей алмазов: «De Beers», «Rio Tinto», «BHP Billiton», АК «Алроса», «Harry Winston» и др. МАК оказывал поддержку производителям алмазов и бриллиантов и прочим участникам цепочки поставок бриллиантов, а также в общем, небрендовом рекламировании бриллиантов в глобальном масштабе. Это произошло после того, как компания «De Beers» объявила о своем намерении свернуть свои затраты на подобную рекламу, которые, по признанию самой компании, составляли $200 млн в год. По иронии судьбы, российская алмазодобывающая компания «АЛРОСА», будучи одним из основных генераторов концепции МАК, является одновременно главным тормозом прогресса в развитии этого органа, поскольку компания проходила процесс реструктуризации и отказалась участвовать в проекте, с тех пор по поводу участия в МАК большого энтузиазма она пока не выразила. Несмотря на то, что проект по созданию МАК за почти три года никуда не продвинулся, он все же еще «жив».
Эксперты убеждены, что участникам цепочки поставок бриллиантов все равно придется объединиться ради защиты интересов более широкого отраслевого круга и начать эффективно рекламировать и продвигать бриллианты, поскольку конкуренция за дискреционные траты потребителей продолжает усиливаться. Индивидуальная реклама собственных брендов компаний все еще имеет потенциал, однако уже неизбежно появляется потребность в более широком рекламировании всей отрасли и в объединении всех участников МАБР с целью укрепления своих позиций [2]. Тем самым, опыт объединения участников МАБР в рамки комитета имело место быть, хотя дело и не продвинулось дальше.
Состояние МАБР и позиция в нем руководства алмазно-бриллиантового комплекса России, позволяет сделать вывод о том, что в ближайшем будущем сохранится превышение спроса на алмазы (в большей степени на технические) при выраженном их дефиците на мировом рынке. Данное положение алмазного рынка приведет к формированию нескольких основных направлений его развития:
— во-первых, к активной высокотехнологической геологоразведочной деятельности, с целью поиска и введения в производство новых источников алмазного сырья;
— во-вторых, переходу всех значимых, давно эксплуатируемых алмазных рудников на подземную добычу, в том числе в условиях Крайнего Севера, а также к вовлечению в производство ранее нерентабельных месторождений производителями «второго эшелона»;
— в-третьих, к изменению структуры рынка (продажа активов «Rio Tinto», «АЛРОСА» и «BHP Billiton»), которая повлечет за собой серьезные изменения в сбыте и ценах;
— в-четвертых, к развитию рынка технических и синтетических алмазов, при тенденции развития высоких технологий в промышленности;
— в-пятых, к активному продвижению товара на рынок, стимулированию покупательского спроса, увеличению лояльности потребителей определенной марке товара, выделению продукта с помощью брендинга, фирменного клеймения, маркировки.
В совокупности эти обстоятельства определяют постоянный рост себестоимости добычи алмазов и, как следствие, повышение цен на них.
Страны, имеющие широкомасштабные перспективы за счет открытия, прогнозных ресурсов и эксплуатации новых месторождений алмазов — Россия и Ангола — увеличат свою долю в мировой алмазодобыче. Следует учесть при этом, что практически вся добыча в России и около 30% добычи в Анголе осуществляется одной компанией — «АЛРОСА», что приведет к укреплению ее позиции в качестве одного из лидеров мирового алмазного рынка. Это, в свою очередь, при грамотном долгосрочном развитии и активном участии государства в нем, может привести к превращению России в один из мировых торговых алмазных центров. Соответственно произойдет уменьшение доли традиционных производителей алмазов, в частности, Намибии, ЮАР, Ботсваны, Австралии и компаний, работающих на их территориях, в первую очередь, «De Beers» и «Rio-Tinto», следовательно, ослабит позиции Великобритании и Бельгии в качестве мировых алмазных торговых центров.
На сегодняшний день в мире наблюдается тенденция консолидации производителей алмазов и бриллиантов, вертикальной интеграции по алмазному трубопроводу. Создание и развитие мощной гранильной индустрии в России, как считают многие отечественные специалисты, соответствовало бы данной мировой тенденции и еще более укрепило международные позиции алмазно-бриллиантового комплекса Российской Федерации (АБК РФ) как одного из основных продуцентов алмазного сырья, а также в качестве одного из серьезных участников бриллиантового и ювелирного рынка.
Основной проблемой развития большинства предприятий АБК РФ является громоздкая и сложная система регулирования и контроля, что влечет за собой более высокую себестоимость производства и стоимость реализации конечной продукции, а также более длительный срок движения сырья от добычи до переработки и конечного потребителя в сравнении с зарубежными конкурентами.
Основными сдерживающими факторами развития АБК РФ являются:
— законодательство, которое регулируется и контролируется более чем 80-ю нормативными правовыми актами, что значительно усложняет и удлиняет сроки производства и реализации алмазной продукции, а также оборота денежных средств. Тем самым снижается конкурентоспособность российских компаний, создаются условия для злоупотреблений и стимулируется коррупция, в то время как в других странах считается достаточным следовать правилам, установленным Кимберлийским процессом. Данное положение недопустимо, особенно в условиях предусмотренных ВТО, куда Россия уже вступила [3]. Решение этих проблем лежит в таможенном и налоговом законодательстве, а также в бюрократической системе выдачи разрешений, квот и т.д. Среди намеченных на перспективу задач по дальнейшей либерализации рынка проводятся организационные работы по совершенствованию нормативной базы и схемы налогообложения, активно продвигается проект создания особой экономической зоны гранильной и ювелирной отраслей в Республике Саха (Якутия), а также открытия специализированного таможенного поста на ее территории;
— финансовая система: отсутствие доступных кредитных ресурсов. Большие потери при неоднократной конвертации сумм кредитов и выручки и др. Практика кризиса 2008-2009 гг. показала, что алмазогранильное предприятие, имеющее аффилированный банк, даже в условиях финансово-экономического кризиса, сохраняет свою устойчивость;
— сбыт продукции: отсутствие собственных сбытовых сетей на мировом уровне, осложняет реализацию готовой продукции. При этом надо учитывать, что западные рынки, куда поставляются российские ресурсы, уже насыщены. Отсутствие вторичного рынка необработанных алмазов на территории Якутии;
— инновационное развитие: нехватка инновационных идей и внедрение их в производство, отставание отечественных производителей оборудования, используемого при развитии комплекса, от реальных мировых технологий.
Создание вторичного рынка алмазов, бриллиантов и продукции производственно-технического назначения позволит обеспечить оптимальное перераспределение сырьевых ресурсов между субъектами АБК за счет действия чисто рыночных механизмов, а также позволит укрепить позиции российских производителей за счет создания собственной сети сбыта готовой продукции.
Несколько иначе дела обстоят с инвестиционной политикой в динамично развивающемся АБК РФ, строящем свой процесс на трех видах планирования: долгосрочном (прогнозировании), среднесрочном и текущем (годовом) [4]. Учитывая, что, как и в прошлые десятилетия, основные объемы алмазного сырья будут добываться в АК «АЛРОСА», планирование которой было основано на долгосрочном предположении, с горизонтом прогноза 10–15 лет, обеспечивает на протяжении многих лет сохранение уровня рентабельности. Что нельзя сказать о планировании перерабатывающих предприятий промышленности.
В итоге, несмотря на неустойчивую финансово-экономическую ситуацию в России, разработка такого долгосрочного прогнозного документа для АБК РФ чрезвычайно важна и диктуется следующими основными факторами:
— мировой алмазно-бриллиантовый рынок предпринимает большие научно-технические и финансовые усилия для увеличения в перспективе объемов воспроизводства товарной продукции, поддержанию и увеличению горнодобывающих и обрабатывающих мощностей, что требует принятия со стороны России адекватных мер;
— масштабность алмазодобычи в России и естественное на этом фоне истощение существующей минерально-сырьевой базы требуют опережающего проведения геологоразведочных работ, поскольку от момента обнаружения до начала освоения достаточно крупного месторождения в новом районе требуется минимум 10–15 лет. Тем более, если разработка месторождения будет проходить в России, она будет сопряжена большими усилиями и достаточно длительными сроками поиска и получения необходимых финансовых ресурсов;
— необходимостью поддерживать усилия алмазодобывающих предприятий России по созданию транснациональных компаний (ТНК) для разработки месторождений алмазов, золота и других полезных ископаемых за рубежом;
— повышение использования технических алмазов для перехода на наиболее высокий научный уровень производства технических алмазов и расширения сферы их применения необходимы долгосрочные научно-исследовательские опытно-конструкторские работы;
— необходимостью проведения комплекса экономических мероприятий для повышения эффективности инвестиций по развитию АБК РФ.
Перспективы рынка АБК РФ связывают с ростом потребности в технических алмазах и увеличением спроса на бриллианты в Китае, быстро развивающихся странах ЮВА и нефтедобывающих арабских странах. Это дает возможность Якутии использовать географическую близость к рынкам стран ЮВА для создания надежной системы сбыта готовой продукции, что в свою очередь отразится на ценах продукции отрасли, к примеру, уменьшение издержек при перевозках, обработке, страховых рисках.
Для развития такого масштабного производства и достижения конкурентоспособности на мировом рынке, необходимо использовать инновационные методы стратегического прогнозирования, которые имеют долгосрочные перспективы в будущем, одним из инструментов, который можно и необходимо применить, является Форсайт.
Проведя аналитические исследования состояния АБК РФ можно сказать, что он имеет достаточно неоднозначных путей развития, разрешение которых может быть заложено в технологию Форсайта. Для того, чтобы достигнуть инновационного прорыва в технологии, отрасль недостаточно обращает внимание на научно-техническую и инновационную политику, придерживаясь традиционного взгляда на развитие, что уже остается в прошлом.
За последние 10 лет Форсайт превратился в широко используемый инструмент политики стратегического планирования и менеджмента во всем мире. Методология Форсайт отличается от традиционного прогнозирования, футурологии (изучения будущего) и стратегического планирования и не сводится к предсказанию: это методология организации процесса, направленного на создание общего у участников видения будущего, которое стремятся поддержать все заинтересованные стороны своими сегодняшними действиями [5].
Данная методология применяется на национальном уровне в министерствах науки и финансирующих организациях для разработки долгосрочной стратегии, определения приоритетных направлений исследований, углубления взаимодействия участников научных и инновационных систем. Регионы все более активно пользуются Форсайтом для формирования научной и инновационной политики; с его помощью государственные и частные организации выявляют потенциальные угрозы и возможности для подготовки долгосрочных «предвосхищающих» стратегий.
С помощью Форсайта можно выработать эффективную инновационную политику, оптимизировать инфраструктуру и стимулировать трансформацию традиционной экономики АБК РФ в новую экономику знаний. Форсайт способствует выявлению ориентиров перспективных научных и технологических направлений по алмазодобыче и обработке, которые могут стать основой для долгосрочной инновационной политики развития региона; повышению конкурентоспособности региональной экономики и достижению высоких социально-экономических показателей, как в территориальном аспекте, так и в макроэкономическом, что особенно важно на данный момент для АБК РФ [6]. Следует заметить, что проведение Форсайт-исследований не из дешевых мероприятий. Для постройки объективной структуры финансирования нужно достаточно точно представлять задачи, стоящие перед инициаторами Форсайт-проекта, которые в свою очередь должны быть заинтересованы и мотивированы в полученных результатах.
Необходимо выделить ряд причин, на решение которых направлены результаты Форсайта:
— угрозы, вызванные глобальной трансформацией мировой экономики при диверсификации экономики. Двигателем роста должна быть инициатива населения, а не государственных чиновников, необходимо учитывать мнение общественности, которое учитывается при Форсайт-исследованиях. Период восстановления от последствий мирового финансового кризиса пройден. Созданы все предпосылки для движения вперед на новой базе и в новом качестве, причем даже в жестких, далеко не комфортных внешнеполитических и внешнеэкономических условиях. В то же время необратимая глобальная трансформация является колоссальным шансом вырваться вперед;
— российское правительство ставит перед научным экспертным сообществом стратегические задачи выявления перспективных научных и технологических направлений, которые могли бы лечь в основу долгосрочной научной и инновационной политики развития национальной экономики. Особое место в разработке научно-технической и инновационной стратегии государства занимает новая практика определения приоритетов научного и технологического развития с помощью метода Форсайт. Все чаще используется цикличный процесс: сначала идет выбор приоритетов, затем следует оценка возможных инноваций и технологических решений, строятся технологические «дорожные карты», идет внедрение полученных результатов, их оценка и оценка методов, использованных Форсайтом;
— формирование «горизонтальных сетей», в которых ученые, бизнесмены, политики обмениваются своим опытом и приходят к согласованному общему видению будущего, вырабатывают на этой основе систему целей, возможных траекторий и мер по достижению этих целей. Сеть дает усиление синергетического эффекта образованного в алмазно-бриллиантовом кластере, что при взаимодействии предприятий комплекса создаются такие условия, которые позволяют снизить себестоимость затрат, соответственно увеличить прибыль. Так, алмазогранильные предприятия в результате создания благоприятных условий (снижение цен на алмазное сырье внутри алмазно-бриллиантового кластера) могут приобрести алмазное сырье по более доступным ценам для последующей обработки. В свою очередь, предприятия ювелирной отрасли могут приобрести ограненные алмазы по более низким ценам;
— привлечение инвестиций для развития комплекса. В мире определяется тенденция, когда алмазодобывающие страны развивают собственную гранильную отрасль с целью увеличения добавленной стоимости, вследствие чего на алмазном рынке появляется дефицит алмазного сырья для стран-производителей бриллиантов, не имеющих собственных месторождений. Иностранные производители бриллиантов подыскивают приемы выхода на алмазное сырье. На территории Якутии примеры гранильных предприятий с иностранным капиталом имеют место быть, и ожидается увеличение присутствия иностранного капитала в качестве инвестиций. Одним из основных показателей инвестиционной привлекательности отрасли является наличие долгосрочной стратегии развития, что в данном случае даст проведение Форсайт-проекта;
— алмазогранильной отрасли необходимы новые стратегии. При оценке состояния предприятий алмазогранильной отрасли Республики Саха (Якутия) в условиях кризиса выявлено, что для выхода из тяжелой кризисной ситуации необходимы принципиально иные подходы к стратегическому планированию. Таким образом, вопросы разработки стратегии развития алмазогранильной отрасли Республики Саха (Якутия) и «дорожной карты», одной из наиболее чувствительной к изменениям конъюнктуры мирового алмазного рынка в условиях кризиса, является актуальной проблемой, решение которой заложено в методе Форсайт.
В связи с этим можно вынести следующее положение, что для проведения начального этапа Форсайт-проекта необходимо создание и формирование коммуникативной площадки Форсайта на территории Республики Саха (Якутия) на основе вертикально-интегрированного кластера с учётом региональных особенностей.
Значение Форсайт-проекта особенно возрастает в периоды жизненно необходимых поворотных сдвигов в структуре национальной экономики в связи с мировыми требованиями перехода на высокие технологии, когда в сжатые сроки нужно перестроить ее материально-техническую базу применительно к новым вызовам и угрозам мирового рынка. Форсайт становится успешным инструментом реализации на практике назревших структурных сдвигов, обеспечения качественно нового уровня развития рынка в России [7]. Можно выделить следующие основные принципы формирования, реализации и сбалансированной увязки со структурой Форсайт-проектов всех видов (эти принципы рассматриваются применительно к национальному уровню, но в главном они применимы и к региональным и муниципальным программам):
— научно обоснованный выбор объектов, определение целей проектов и путей их достижения;
— разработка системы взаимоувязанных программ, решающих основные проблемы качественных структурных сдвигов в национальной экономике;
— комплексность и полнота охвата всех факторов, путей и стадий достижения целей [8].
Территориальные Форсайты могут быть межрегиональными, национальными и региональными. Национальные Форсайты достаточно широко известны и представляют собой видение развития экономики отдельного государства. Межрегиональные Форсайты встречаются реже, т.к. в них предпринимается попытка выявления ключевых тенденций развития экономик нескольких стран. Отраслевые Форсайты отличаются от тематических тем, что привлекают участников кластера отрасли, у которых имеются заведомо различные цели проведения проекта [9]. Отраслевые Форсайт-проекты также встречаются достаточно часто, такие, как энергетические, автомобильные, лесные; имеются заделы по проведению отраслевого Форсайт-проекта в агропромышленном комплексе. Всякий Форсайт является тематическим, имеющим определенный предмет.
Рассмотрев классификацию видов Форсайта, приходим к выводу, что Форсайт-проект в АБК РФ на примере Республики Саха (Якутии) относится:
— по территориальности к национальному, хотя на начальном этапе будет проводиться на региональном уровне. На постфорсайтном этапе будет рекомендован всем участникам АБК РФ. Впоследствии имеются все предпосылки к проведению межрегионального Форсайта в составе участников мирового алмазно-бриллиантового рынка;
— по отличиям к субъекту рассмотрения определяется как отраслевой Форсайт, по причине того, что у участников АБК РФ имеются различные цели в проведении проекта;
— по направленности проект относится к технологическому, так как в нем будут рассматриваться вопросы инновационных технологий с сопутствующим составлением технологической «дорожной карты»;
— по характеру проект направлен на формирование общего видения будущего участников АБК РФ, ориентированного на тенденции развития МАБР;
— по определению предмета прогнозирования, проект выступит как проблемно-целевой Форсайт, ориентированный на решение проблем комплекса и эффективных путей их решения.
Приемы Форсайта применяются к определенным объектам исследования по разным причинам:
— для разработки политики, чтобы в принимаемых решениях более тщательно учитывалась долгосрочная перспектива развития исследуемого объекта во взаимодействии с существующей активностью действующих участников процесса;
— с целью содействия со стороны власти процессу создания сети субъектов, непосредственно вовлеченных в разработку будущего развития по определенной тематике или являющихся потенциальными участниками разработки видения и созидания будущего. Тогда участники сети, представители органов власти, бизнеса и гражданских институтов совместно с учеными будут разрабатывать концепции будущего, коллегиально оценивать будущее развитие в целях наработки оптимальной способности коллективной интерпретации проблем, возможностей, стратегий и целей;
— для активизации имеющихся возможностей территории, их вовлечения в действия участников Форсайта;
— с целью создания имиджа прогрессивных граждан, опирающихся на возможности новейших технологий предвидения;
— исходя из субъективных порывов души отдельных представителей гражданского общества, в соответствии с которыми конкретные политические деятели выступают за разработку Форсайта.
В действительности все перечисленные мотивации часто встречаются в виде комбинаций.
Для поддержки продвижения Форсайт-проекта АБК РФ, необходимо в первую очередь обосновать эффективность проведения проекта на региональном уровне. Отметим ряд факторов, которые определяют необходимость формирования Форсайт-проекта на территории Республики Саха (Якутия):
— если проанализировать российские регионы, где имеются хозяйствующие предприятия, занимающиеся производственной деятельностью алмазно-бриллиантовой обработки, то можно подытожить, что только на территории Республики Саха (Якутия) присутствуют все элементы алмазопровода (кроме вторичного рынка), тем самым именно здесь необходимо начать проведение комплексного исследования, где имеются все основания в получении достоверных данных исследований;
— при формировании региональной инновационной системы [10] основной задачей является совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса: государства, бизнеса и науки, с целью разработки стратегических технологических направлений, долгосрочных сценариев развития высокотехнологичных отраслей, включая технологические платформы, технологические дорожные карты, экспертные опросы, проведение прогнозных исследований по методике Форсайта [11];
— приведенный Форсайт-проект АБК РФ впоследствии будет предложен к проведению на национальном уровне, а также имеются обоснованные предпосылки к интеграции комплекса в инновационной цепочке, при которой сформируется межрегиональный Форсайт, где ставка делается на выполнение инновационного проекта общенационального уровня, конкурентоспособного на МАБР (рис. 1). | | | Рис. 1. Предлагаемая модель Форсайт-проекта АБК РФ |
| |
|
|