Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Лексакова О. В.
аспирант Сибирского университета потребительской кооперации (г. Новосибирск)

Системный подход к управлению эффективностью торговли
В статье процесс управления эффективностью рассмотрен с позиций выделенных автором принципов системности, применительно к торговле представлена блок-схема и дано описание этапов данного процесса, рассмотрены уровни управления эффективностью, предложена классификация резервов повышения эффективности торговли
Ключевые слова: торговый процесс, оценка эффективности, анализ эффективности, прогнозирование эффективности, принятие управленческих решений
УДК 339.1-027.236; ББК 65.9(2) 421.20   Стр: 65 - 68

Эффективность — это определенное состояние экономики, а, следовательно, непрерывно развивающаяся категория. Цели сохранения достигнутого состояния или его изменения служит управление эффективностью торговли.
В экономической литературе встречается множество определений категории «управление». В целом управление — это воздействие на объект или процесс с целью поддержания его в определенном состоянии или с целью изменения этого состояния. Применительно к экономическим процессам управление — это осознанное воздействие субъекта на процессы или объекты с целью придания определенной направленности хозяйственной деятельности и получения ожидаемых результатов.
Управление — сложный социально-экономический процесс. Оно в широком смысле слова обозначает воздействие на систему или объект либо с целью сохранения их устойчивости, либо с целью их перевода из одного состояния в другое, исходя из заданных целей. Его цель — получить наибольшие результаты в хозяйственной деятельности при наименьших совокупных затратах живого и овеществленного труда [1, с.9].
Существует мнение, что управлять эффективностью нельзя, так как эффективность — это «соотношение результатов и ресурсов или проведенных затрат» [2, с.89]. Мы не согласны с таким утверждением. По нашему мнению, управление эффективностью торговли — это процесс, носящий комплексный характер и предусматривающий решение вопросов формирования эффективности, складывающейся под влиянием множества внутренних и внешних факторов; оценка эффективности торговых предприятий и торговой отрасли в целом; выявление и практическое использование резервов получения дополнительного результата по сравнению с плановыми показателями и в динамике.
Управление возможно лишь в рамках определенных систем. Организации торговли представляют собой социально-экономические системы. Каждая система предусматривает взаимодействие двух сторон: субъекта и объекта управления.
Объектом управления эффективностью торговли является сама эффективность торговли. Субъектом управления эффективностью торговли является орган управления — аппарат управленческих работников.
Функционирование субъекта и объекта управления осуществляется посредством обмена информацией по каналам прямой и обратной связи. На основе получения и анализа информации о состоянии объекта управления субъектом управления принимаются решения, обеспечивающие воздействие на объект.
По нашему мнению, управление эффективностью торговли невозможно без системного подхода. Под системным подходом к управлению мы понимаем логически выверенный подход к объекту исследования как к сложной системе — совокупности множества элементов с различными внешними и внутренними связями. Применение системного подхода при управлении эффективностью позволяет изучить объект управления намного глубже. Появляется возможность установления причинно-следственных связей между структурными элементами объекта.
Применительно к управлению эффективностью в основе системного подхода лежит следование принципам системности. К последним принято относить принципы эквифинальности, модульного построения, децентрализации, единства, иерархии, конечной цели, связности, развития, функциональности, измерения и неопределенности. Системный подход к управлению эффективностью торговли предполагает соблюдение всех вышеперечисленных принципов без исключения.
В соответствии с принципом эквифинальности должна соблюдаться устойчивость относительно начальных и граничных условий. Система достигает необходимого конечного состояния, которое не зависит от времени и определяется только лишь индивидуальными параметрами системы. При этом начальные условия и пути достижения конечного состояния могут быть различными. Применительно к управлению эффективности торговли данный принцип особенно актуален.
Принцип единства позволяет одновременно рассматривать систему и как целое, и как совокупность её отдельных элементов. Применительно к управлению эффективностью торговли данный принцип предполагает необходимость анализа не столько фактических показателей эффективности, сколько отдельных её составляющих.
В основе принципа конечной цели лежит абсолютный приоритет глобальной (конечной) цели. Конечной целью управления эффективностью торговли является достижение оптимальных параметров объекта управления, то есть повышение эффективности.
Согласно принципу связности рассмотрение любого структурного элемента системы невозможно в отрыве от его окружения. Он предполагает помимо изучения связей элементов системы изучение их связей с внешней средой. Поэтому в процессе управления эффективностью торговли изменения последней рассматриваются не обособленно, а во взаимодействии с внешним окружением.
Исходя из принципа измерения любая система может быть определена как составная часть более старшей системы. С этих позиций любую систему важно рассматривать сквозь призму целей и задач системы более высокого порядка. В конечном счете, управление эффективностью есть ни что иное, как составная часть общего процесса управления торговлей. Поэтому конечная цель процесса управления эффективностью должна находиться в полном соответствии с более высокими целями управления торговлей.
Таким образом, упомянутые выше принципы системности являются актуальными применительно к управлению эффективностью торговли. Они позволяют обеспечить системную интеграцию глубже раскрывая многие аспекты данного процесса с учетом всего комплекса взаимосвязей.
Рис. 1. Блок-схема управления эффективностью торговли

Совершенствование управления эффективностью торговли в настоящее время является актуальной проблемой. По нашему мнению, система управления эффективностью торговли может быть представлена в виде блок-схемы управления (рис. 1), включающей следующие этапы управления.
1. Определение влияния макро- и микросреды на формирование эффективности.
2. Постановка проблем повышения эффективности. Выявление проблемных ситуаций функционирования предприятия непосредственно связано с оценкой эффективности отдельно по видам используемых ресурсов и затрат. Информационной основой такой оценки могут являться данные бухгалтерской и статистической отчетности. При необходимости могут быть проведены маркетинговые и экспертные исследования. Оценка эффективности торговли, на наш взгляд, может проводиться в нескольких направлениях:
— оценка эффективности использования основных фондов предприятия и затрат, связанных с их эксплуатацией;
— оценка эффективности оборотных средств предприятия и затрат на их использование;
— оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия, фонда заработной платы, затрат, связанных с использованием трудовых ресурсов.
Оценка эффективности торговой деятельности должна предусматривать изменения показателей эффективности в динамике и по отношению к плану. В этом контексте определяется степень отклонения от показателя сравнения, выявляются проблемы повышения эффективности по отдельным направлениям, составляется иерархия проблем.
3. Прогнозирование эффективности торговли и поиск резервов ее повышения. Целью этого этапа является определение прогнозных показателей эффективности при условии неизменного состояния ресурсного потенциала предприятия, определение основных направлений повышения эффективности.
Слово «резерв» в переводе с французского «reserve» на русский язык означает «запас», с латинского «reservere» — «сберегать, сохранять» [3, с. 156]. В литературе сущность резервов как экономической категории нашла достаточно широкое отражение. Так, под резервами понимаются нереализованные возможности для уменьшения авансируемых и текущих затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов на данном этапе развития торгового предприятия [4, с.236].
Резервы повышения эффективности определяются по иерархии проблем, выявленных на этапе 2. Основные направления повышения эффективности мы предлагаем разделить на: технические (улучшение технических характеристик основных фондов предприятия, улучшение условий труда работников и т.д.); экономические (определение потребностей в дополнительных инвестициях; перераспределение ресурсов среди направлений деятельности торгового предприятия и т.д.); организационно-управленческие (оптимизация работы с поставщиками товаров, определение рационального времени работы магазинов, времени приемки товаров, инвентаризаций и т.д.); социально-психологические (мотивация работников торгового предприятия; работа с покупателями товаров с целью оптимизации сбыта и т.д.).
Процесс образования резервов непрерывен, так как связан с научно-техническим прогрессом, совершенствованием организации труда работников торговли и управления. В экономической литературе некоторыми авторами предлагаются классификации резервов по отдельным признакам [3, с. 157–159]. Однако для классификации ими принимается категория производственных резервов, которые имеют свою специфику и не всегда применимы для сферы торговли.
Проведенный нами анализ эффективности деятельности торговых организаций позволил определить основные группы резервов повышения эффективности торговли по различным признакам классификации, представленным в таблице 1.
Таблица 1
Классификация резервов повышения эффективности торговли

4. Анализ вариантов повышения эффективности. Целью этого этапа является отбор наиболее эффективных вариантов и оценка принятия решений по этим вариантам. Ключевым моментом оценки вариантов является сопоставление достигнутых и перспективных уровней эффективности по каждому варианту.
5. Управление исполнением решений по вариантам, определенным на этапе 4, предусматривает осуществление всех основных функций управленческого цикла: целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль.
6. Оценка результативности проведения мероприятий по повышению эффективности торговли. На данном этапе оценивается эффективность деятельности организации после проведения мероприятия и сравнивается с показателями эффективности деятельности организации до проведения мероприятия.
Система управления эффективностью торговли достаточно сложна и должна рассматриваться одновременно с нескольких позиций. Мы полагаем, что процесс управления эффективностью торговли имеет многоуровневый комплексный характер (рис. 2).
Рис. 2. Уровни управления эффективностью торговли

Первой составляющей системы управления торговли является управление эффективностью деятельности организации. На этом уровне рассматривается эффективность использования ресурсов и затрат, эффективность распределения ресурсов. Выделим основные направления повышения эффективности на данном уровне управления:
— перераспределение ресурсов — повышение аллокационной эффективности;
— увеличение результата при относительно постоянных затратах;
— сокращение затрат при относительно постоянных результатах — повышение экономической эффективности.
Повышение аллокационной эффективности достигается путем перераспределения имеющихся у предприятия ресурсов с целью минимизации альтернативных издержек. Перераспределение ресурсов может происходить до того состояния, пока соотношение всех имеющихся ресурсов не окажется оптимальным. С целью повышения аллокационной эффективности целесообразно оценить взаимозаменяемость видов ресурсов. Решение о замещении зависит от изменения предельной производительности каждого ресурса.
В организациях торговли невозможно прямое замещение труда основными фондами или оборотными средствами, однако такое перераспределение может происходить на уровне финансовых ресурсов, товарных запасов и т.д. Результаты проведенного нами анализа показывают, что в настоящее время прослеживается тенденция перераспределения ресурсов в торговле в пользу фонда заработной платы продавцов.
Для повышения аллокационной эффективности целесообразно также оценивать возможность перераспределения ресурсов между магазинами.
Повышение экономической эффективности деятельности торговых организаций представляет собой увеличение объемных показателей при относительно постоянных затратах или сокращение затрат при относительно постоянных результатах, то есть предусматривает трансформацию затрат в результаты.
Второй составляющей системы управления эффективностью торговли является управление эффективностью управленческих решений. Управление эффективностью происходит на уровне функций менеджмента, следовательно, резервы повышения эффективности целесообразно рассматривать во взаимосвязи с функциями управленческого цикла.
Основой управления эффективностью торгового процесса (третьего уровня управления) является управление эффективностью процесса продажи товаров. Повышение эффективности на этом уровне играет огромную роль в повышении эффективности функционирования организации в целом.
Таким образом, при выборе вариантов повышения эффективности необходимо обратить внимание на многоуровневый комплексный характер системы управления эффективностью торговли. Проведение мероприятий по повышению эффективности возможно на любом уровне управления, однако для торговой отрасли целесообразно особое внимание уделить уровню торгового процесса. На данном уровне происходит управление товаром, стимулированием продаж, обслуживанием и ценой.


Литература
1. Скрипко Л.Е. Управление качеством и конкурентоспособностью. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. — 127 с.
2. Терещенко Н.Н. Эффективность деятельности торгового предприятия: Теория, методология, практика оценки. — Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. торг.-экон. ин-та, 2004. — 229 с.
3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — Минск: ООО «Новое знание», 1999. — 688 с.
4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М: Финансы и статистика,1997. — 416 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия