Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Османов А. М.
соискатель Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН (г. Махачкала)
Эсетова А. М.
заведующий кафедрой мировой экономики Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала),
доктор экономических наук, профессор


Современные особенности и условия развития рынка образовательных услуг в России
В статье показаны процессы формирования и развития рынка образовательных услуг в России. Определены современные тенденции его развития под влиянием глобализации. Выполнены анализ и обобщение международного опыта развития крупных образовательных систем, а также анализ процессов в сфере образования в России. Сделан вывод о нарастании интеграционных процессов и создании новых организационных форм образовательной деятельности
Ключевые слова: образовательные услуги, рынок образовательных услуг, глобализация, конкуренция, спрос и предложение, маркетинг, образовательные программы
УДК 316.3; ББК 65.050.11   Стр: 354 - 357

Современный период развития общества доказывает, что одним из главных признаков цивилизованной, индустриально развитой страны является высокоразвитый эффективный рынок образовательных услуг. Такая постановка вопроса инициирует необходимость рассмотрения целого ряда теоретических проблем, связанных с изучением сущности и принципов механизма функционирования рынка образовательных услуг. При этом определяющее влияние на содержание и закономерности развития социально-экономических отношений в сфере образования имеет процесс формирования постиндустриального общества. Это проявляется в переориентации сферы образования на предоставление образовательных услуг в соответствии со спросом на них основных субъектов рынка, в повышении роли человеческого капитала, информационного ресурса и знаний в экономике.
Как показало исследование, в России рынок образовательных услуг существовал и в доперестроечный период. Однако он был слабо развит, вернее был государственной монополией, и существенно отличался от своего сегодняшнего состояния. Более или менее полноценный рынок образовательных услуг начал формироваться сравнительно недавно. Тем не менее, некоторые его особенности и тенденции развития поддаются оценке. Думается, что анализ процесса его становления и формирования структуры имеет важное и теоретическое, и практическое значение в первую очередь для определения перспектив и стратегических направлений его развития, выработки комплекса мер по его регулированию.
В настоящее время общественная значимость системы образования многократно возросла. Глобальные и стремительные изменения в политическом, технологическом, экономическом и социальном развитии мировой цивилизации превратили в стратегический фактор прогресса общества его научно-технический, социокультурный и духовный потенциал, наращивание которого напрямую связано с уровнем развития социально-культурной сферы и, прежде всего, с состоянием системы образования, вообще, и системы образования, в частности, с повышением образовательного и профессионального уровня всего населения [7].
Поскольку цели функционирования и развития рынка образовательных услуг в свою очередь связаны с социальными требованиями к уровню (качеству) подготовки (образования) и развития обучаемых, то непрерывное повышение требований к современному специалисту, особенно к его творческим и прогностическим способностям во взаимосвязи с этической компонентой, постоянно актуализирует проблему оценки факторов и условий формирования рынка образовательных услуг, через решение которой в значительной степени происходит совершенствование механизмов организации и управления, а, следовательно, и прогрессивное развитие в целом мировой образовательной системы.
Как показало исследование, формирование и развитие рынка образовательных услуг происходит в соответствии с определенными глобальными тенденциями:
1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;
2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);
3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);
4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;
5) разрастание рынка образовательных услуг;
6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);
7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;
8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;
9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;
10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;
11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
Поскольку мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры, постольку рынок образовательных услуг включает в себя множество национальных образовательных систем, каждая из которых имеет свою собственную модель управления, структуру, цели, задачи и проблемы.
Несмотря на специфику образовательных систем отдельных стран — в рамках мирового образовательного пространства активно прослеживаются интеграционные процессы, влияющие на развитие методов и средств обучения, а также экономическую эффективность образования. Следствием этого становится повышение спроса на образовательные услуги [1, 7].
Одной из особенностей российского рынка образовательных услуг является всевозрастающая конкуренция высших учебных заведений за привлечение потенциальных студентов [5]. Эта проблема наиболее остро стоит перед государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, ведущими конкурентную борьбу, как с негосударственными вузами, так и с многочисленными филиалами иногородних, в основном, столичных вузов (табл.1.).

Таблица 1
Образовательные учреждения высшего профессионального образования (на начало учебного года)
1993/941995/962000/012004/052005/062006/072007/082008/092009/10
Число образовательных учреждений — всего626762965107110681090110811341114
в том числе:
государственных и муниципальных548569607662655660658660662
негосударственных78193358409413430450474452
Численность студентов — всего, тыс. человек261327914741688470647310746175137419
в том числе в образовательных учреждениях:
государственных и муниципальных254326554271586059856133620862156136
из них обучалось на отделениях:
очных162517002442314431953251324131533017
очно-заочных (вечерних)170161259300300291280269253
заочных7487951519227923482443253226372710
экстернат0,151137142147155156155
негосударственных70136471102410791177125312981283
из них обучалось на отделениях:
очных3753183290313331331304263
очно-заочных (вечерних)51444617181727471
заочных2261243663684753835904929
экстернат671101112141621
Численность студентов образовательных учреждений на 10000 человек населения, человек176188324480495514525529523
в том числе государственных и муниципальных171179292408419431437438432
Из общей численности студентов — женщины, тыс. человек134715172686400141144256434543444254
Численность профессорско-преподавательского персонала в образовательных учреждениях, тыс. человек:243,6253,2307,4364,3387,3409419,2404,5397,5
в том числе:
в государственных и муниципальных1239,8240,2265,2313,6322,1334,0340,4341,1342,7
в негосударственных23,813,042,250,765,275,078,863,454,8
1 Штатный персонал.
2 Общая численность преподавателей, включая работавших на условиях штатного совместительства.
Статистический сборник «Россия в цифрах» — 2010 г.

Анализ и обобщение международного опыта развития крупных образовательных систем, а также анализ процессов в сфере образования в России свидетельствуют о стремительном нарастании интеграционных процессов и создании новых организационных форм образовательной деятельности.
Новые запросы рынка труда, меняющиеся и становящиеся важнейшим фактором индивидуальные потребности обучающихся приводят к сближению и объединению и ресурсов деятельности, и ресурсов образовательных учреждений различных уровней образования. Вышесказанное подтверждает то, что целевой рынок вузов является одновременно рынком государственных и негосударственных образовательных учреждений. В этих условиях деятельность вузов приобретает черты предпринимательства, когда залогом успешной деятельности является грамотное построение стратегии и принятие стратегических решений, адекватных внутренним и внешним условиям функционирования вуза. При этом для высшего учебного заведения основные стратегические приоритеты состоят в достижении устойчивого положения на рынке образовательных услуг, разработке новых направлений развития образовательной и научной деятельности, расширении ассортимента предоставляемых услуг.
С точки зрения теории организации вуз можно рассматривать как организацию по производству образовательных услуг, представляющую собой совокупность автономных элементов — институтов, факультетов, кафедр, лабораторий, — которая действует в условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг [2].
С позиций системного подхода вуз может быть классифицирован как сложная открытая социально-экономическая система, в рамках которой реализуется законченное множество динамических процессов. В настоящее время высшие учебные заведения могут оказывать потребителям следующие виды услуг:
1. Образовательные услуги — широкий спектр образовательных программ, открытие новых специальностей, развитие дистанционного обучения, непрерывное образование, курсы повышения квалификации и т.д.
2. Научно-производственные услуги — трансфер технологий, прикладные исследования, решение актуальных технических и технологических проблем, популяризация результатов научных исследований.
3. Консультационные услуги — академическая экспертиза различных программ развития и инновационных проектов.
4. Информационные услуги — действие многочисленных интернет-центров широкого доступа, развитие локальных и корпоративных сетей, популяризация результатов научных исследований и образовательных программ.
5. Услуги по расширению международного сотрудничества — интеграция в мировую систему образования, расширение обменов с зарубежными партнёрами по разным направлениям и международным научным образовательным программам, расширение экспорта образовательных услуг российских вузов.
6. Социально-культурные услуги — гуманитаризация науки и образования и гуманизация российского общества и др.
Таким образом, функционирование вуза важно рассматривать как с точки зрения системности, так и с точки зрения протекания бизнес-процессов и их качества. Важным требованием системного подхода является формирование структуры управления вузом с минимальной сложностью на основе бизнес-процессов (функций) при условии сочетания двух основных принципов структурирования — вертикального (иерархического) и горизонтального (паритетного).
Основными объектами исследований рынка образовательных услуг являются: анализ спроса и предложения (экономические отношения между субъектами рынка образовательных услуг); границы рынка и его сегментов, их емкость, в том числе по количеству потенциальных обучающихся и с учетом длительности оказания образовательных услуг; внешняя и внутренняя маркетинговые среды; конъюнктура образовательных услуг на данном рынке и его сегментах; конкурентоспособность образовательных услуг; поведение действующих на рынке образовательных услуг поставщиков и посредников, реальных и потенциальных потребителей и конкурентов; возможные стратегии маркетинга, различные варианты решения конкретных маркетинговых проблем [3].
Со второй половины 2000 года конъюнктура на российском рынке образовательных услуг начинает постепенно улучшаться.
Наметившиеся тенденции к стабилизации экономики, возникновение ожиданий экономического роста в обозримом будущем вызвали известный рост интереса со стороны группы частных или смешанных предприятий, сосредоточенных по преимуществу в зоне индустриальных центров страны, к переподготовке кадров.
Вместе с тем, структура спроса заметно разнится от структуры 90-х годов прошлого века. Какие же перемены произошли на рынке образовательных услуг. Перечисление наиболее существенных из них дает наиболее четкую картину:
1.Если раньше наибольшим спросом пользовались краткосрочные программы общего профиля, то теперь интересы потребителей переместились в область долгосрочных программ переподготовки (500 и более часов) и второго высшего образования с бизнес-специализацией. В числе специализаций особым спросом пользуются финансовые, маркетинговые и управленческие дисциплины.
2. Достойное место в списке программ заняли программы типа МВА.
Ориентируясь на солидных клиентов, программы максимально учитывают их трудовой ритм (проводятся в очно-заочном режиме и реже в вечернем формате), уделяют особое внимание проблемам развития корпоративной культуры, групповой динамики, сбалансированности мотивации функциональных направлений менеджмента в рамках разработки стратегии фирмы в целом.
В последние годы значительное и все возрастающее внимание в рамках подобных программ уделяется проблемам этики бизнеса и воздействию глобализации экономики на стратегию фирмы. Существуют сложившиеся стандарты продолжительности, структуры (включая соотношение базовых, специальных и специализированных дисциплин) программы, технологии преподавания (высокий процент так называемых активных форм обучения) и контроля по программам МВА [4].
3. Новым явлением становится появление на российском рынке программ МВА известных зарубежных школ бизнеса, осуществляемых российскими образовательными структурами на основе франчайзинга с выдачей по итогам учебы диплома зарубежного партнера. Характерно, что полное неприятие этих дипломов со стороны российской образовательной бюрократии компенсируется для слушателей их повсеместным признанием со стороны кадровых служб зарубежных компаний и совместных предприятий.
Так, на московском рынке бизнес-образования наиболее высоко зарекомендовали себя две программы подобного типа. Это программа МВА на диплом Калифорнийского государственного университета (Хейвард, США), осуществляемая Институтом бизнеса и экономики АНХ при Правительстве РФ и программа МВА для руководителей (Executive МВА) на диплом ЮФСИА (Антверпен, Бельгия). Программа проводится Институтом бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ при правительстве РФ.
4. Сохранившиеся программы краткосрочной переподготовки кадров радикально меняют профиль и структуру. На место общих ознакомительных курсов приходят практикумы и семинары-консультации, часто осуществляемые на территории компаний и на основе целевых заказов (in company trainings). Тематика семинаров-консультаций группируется по трем основным направлениям:
— переподготовка кадров по новым специальностям, вызванным к жизни структурной перестройки экономики (управление финансами компании, управление маркетингом и сбытовой деятельности фирмы, управление персоналом и т. д.);
— управленческие семинары-тренинги для руководства компании, предусматривающие, как правило, диагностику управления фирмы и выработку совместно с руководством рекомендаций по его улучшению;
— семинары, ориентированные на совершенствование знаний и навыков «техники бизнеса» в отдельных узких профессиональных областях (управление пакетами ценных бумаг, управление консолидированным балансом группы предприятий, операции на рынках ценных бумаг и валюты, регулирование деятельности таможенных брокеров и декларантов, оптимизация налоговой деятельности фирм, переподготовка аудиторов и т. д.).
5. Относительное насыщение бизнес-образовательного рынка индустриально-культурных центров страны выдвигает на повестку дня проблему развития дистанционного образования. В отличие от традиционной заочной формы классическое дистанционное бизнес-образование отличает высокая степень индивидуализации учебного процесса, большой объем учебно-методических материалов, адаптированных для самостоятельной работы слушателей; широкое использование аудио-, видеоматериалов и возможностей сети «Internet», сопровождаемых жестким контролем качества знаний на выходе. Его уверенному развитию способствовало отсутствие необходимости больших инвестиций в «обучении на расстоянии». Экспериментальной базой для оттачивания методики дистанционного бизнес-образования стал Московский экономико-статистический институт (МЭСИ).
6. Существенные изменения происходят в сфере маркетинга бизнес-образования. С одной стороны, «хлесткая» реклама в средствах массовой информации все более заменяется индивидуальной работой с потенциальными потребителями. С другой стороны, выбирая дорогостоящие программы и курсы, клиент тщательно анализирует сравнительные преимущества, отличающие те или иные школы бизнеса.
При этом основными критериями выбора бизнес-школы в условиях высокой конкуренции на рынке становятся:
— признанная торговая марка, предполагающая стабильно высокое качество программ; соответствие выбираемой программы реальным потребностям предприятия или фирмы клиента;
— участие в программе ведущих преподавателей, как правило, прошедших зарубежную переподготовку и занимающихся практическим консалтингом;
— государственная аккредитация (подразумевающая право выдачи дипломов государственного образца);
— способность обеспечить в рамках учебных курсов сочетание, с одной стороны, фундаментальных знаний, с другой — высокой гибкости и адаптивности к быстроизменяющейся внешней среде (гражданское, налоговое, таможенное законодательство, стандарты бухгалтерского учета и т. д.).
На наш взгляд, потребление в сфере образования имеет ряд принципиальных отличий от других рынков. Во-первых, заказывая услугу потребитель и сам должен доказать, что он ее качественно выполнит, от него также требуется приложить усилия. Во-вторых, на товарном рынке потребитель всегда прав, а в сфере образования прав исполнитель — то есть преподаватель. В-третьих, в сфере образования ученик подчас готов любой ценой получить диплом, но не знания. Кроме того, потребитель, получая услугу впервые, не в состоянии сразу оценить ее качество.
Для приведения российского рынка труда в соответствие с общей динамикой экономических процессов в стране необходимо осуществление ряда модернизационных программ в сфере высшего профессионального образования. Программы должны быть направлены на еще большую интеграцию рынка труда и рынка образовательных услуг, развитие инновационно-технологического потенциала вузов, структурное преобразование системы профобразования в России. Совершенно очевидно, что смягчение (если не устранение) противоречий в функционировании отечественного рынка образовательных услуг и его взаимодействие с другими рынками, и, прежде всего, с рынком труда, невозможно без государственной поддержки сферы образования и усиления роли государства в регулировании их развития.
С нашей точки зрения, таких ключевых направлений государственной образовательной политики четыре:
1. формирование новой структуры образовательных институтов и образовательных программ, которая соответствовала бы требованиям инновационной экономики;
2. разработка минимально допустимого уровня аналитических и профессиональных компетенций;
3. обеспечение открытости каждого участника рынка профессионального образования, куда должно входить и реальное включение лидеров экономики в управление институтами профобразования, а также обеспечение полной и достоверной информации для потребителей;
4. формирование прозрачной системы финансовых инструментов, стимулирующих развитие новых институциональных форм и повышение качества образования.
Подводя итог исследованию принципов развития и функционирования рынка образовательных услуг России, следует отметить, что сущность его функционирования должна состоять в целенаправленном взаимодействии структур государственного и частного секторов на все составляющие системы обучения потребителей образовательных услуг в интересах формирования личности, способной эффективно решать широкий круг проблем и существенно улучшить, в конечном счете, качество жизни населения.
Интеграционные процессы на рынке образовательных услуг являются закономерным этапом развития системы образования, представляют собой положительные явления, поскольку наращивают учебный и научный потенциалы и расширяют возможности учебных заведений по оказанию образовательных, научных и иных услуг, способствуют более эффективному использованию ресурсов [6].


Литература
1. Абдулкеримов И.З. Факторы и условия развития интеграционных процессов на рынке образовательных услуг // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 2 (28). - С. 286-292.
2. Абдулкеримов И.З., Эсетова А.М. Особенности управления интеграционными процессами в системе высшего образования // Вестник Дагестанского государственного технического университета: Технические науки. - № 4 (19). - 2010. - С. 115-119.
3. Геворкян Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. - М.: Маркет ДС. 2005.
4. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации до 2015 года.
5. Лукашенко М. «Конкуренция» на рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. - 2006. - № 9.
6. Сутырин С.Ф. Интернационализация высшего образования России: проблемы и перспективы // Мировая экономика на пороге нового тысячелетия: Доклады участников междунар. науч.-практ. конф. / Под. ред. Н.П. Кузнецовой, С.Ф. Сутырина. - СПб: ОЦЭиМ, 2003.
7. Шимко П.Д. Управление процессами глобализации высшего образования на вузовском и региональном уровнях // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. «Экономика». - 2008. - № 3 (22). - С. 337-340.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия