Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Сулейманова М. С.
ассистент кафедры бухгалтерского учета Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала)

Вопросы регулирования в туристско-рекреационном комплексе Республики Дагестан
В статье показано, что современное состояние сферы туризма и рекреации в регионах России можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Разрушение имеющейся инфраструктуры, отсутствие должного финансирования для развития, кризис в большинстве предприятий данной сферы предопределяют необходимость поиска путей восстановления и поступательного развития туризма в регионах РФ
Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, туризм, Дагестан, санаторно-курортная организация, туристический потенциал региона, туристические потоки
ББК 65.433.1-21   Стр: 333 - 334

Государственное регулирование туризма следует рассматривать как систему мер правительственных органов законодательного, исполнительного и контролируемого характера, направленных на стабилизацию и адаптацию действующей экономической системы к изменяющимся условиям развития рынка и общества (региона). Такое его понимание позволяет раскрыть содержание государственного регулирования отрасли с позиции системного подхода к управлению, включающее следующие положения [1]:
● формирование целей и задач развития туристической отрасли;
● определение объектов регулирования;
● организация управляющей системы;
● выделение субъектов регулирования и формирование их структуры;
● разграничение функций и выбор необходимых методов регулирования;
● оценка результатов регулирования.
Выступая системой корректировки экономических процессов, государственное регулирование охватывает туристической комплекс в целом, входящие в него организации, государственные и муниципальные предприятия, а также предпринимательские структуры различных форм хозяйствования. Тем самым становится возможным обеспечение поддержки всех звеньев сферы туризма со стороны государства (региона) в создании условий для саморазвития и конкурентоспособности каждого участника, складывающихся экономических отношений в конкретный период времени [2].
Тип экономики отрасли предопределяет выполнение региональными органами власти координирующей функции и принятие некоторых прямых решений регулирующего характера. В совокупности их действие должно направляться на создание условий поиска внутренних и внешних резервов и факторов экономического роста отрасли и ее структурных звеньев с учетом особенностей туристической отрасли и специфики развития региона.
При более активном проведении государственной политики в сфере туризма, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год [3].
С 1990 г. туризм в Дагестане стал переживать серьезный кризис. В связи с общей криминогенной обстановкой в регионе резко сократилось количество приезжих туристов. Турбазы были законсервированы.
Но постепенно число туристов начало расти и в 2010 г. РД посетило 42089 иностранных туристов, из них 4697 иностранных граждан выехавших в РД вне СНГ [4].
Формы государственного регулирования туризма (табл.1) направлены на создание стабильно развивающейся экономической базы, как основы реальной самостоятельности всех звеньев туризма как отрасли, что предполагает создание условий для оптимального сочетания организационно-распорядительных и экономических методов регулирования хозяйственной деятельности.

Таблица 1
Формы государственного регулирования в отрасли туризма
Наименование формыНаименование и содержание
Финансово-кредитнаяФинансирование государственных и муниципальных предприятий и организаций.
Приобретение акций и вложение денежных средств в долю уставного капитала.
Пополнение оборотных средств предприятий и прежде всего государственной и муниципальной собственности.
Дотации, субсидии и безвозмездная помощь из специальных денежных фондов.
Льготные кредиты, представление гарантий по кредитам коммерческих банков.
Финансирование региональных целевых программ туристического профиля.
Финансовый лизинг.
Материально-тех-ническая помощьБезвозмездная передача недвижимости или ее продажа по льготным ценам и в рассрочку.
Сдача в аренду госпредприятий, недвижимости и т. д. на льготных условиях.
Траст на льготных условиях.
Государственный (муниципальный) заказ на туристские работы в регионе и за его пределами.
НалогообложениеСоздание щадящего и стимулирующего налогообложения.
Налоговые льготы на дифференцированной основе.
Упрощение системы учета и отчетности.
Представление инвестиционного и др. налоговых кредитов.
Определение приоритетов налоговой политики с учетом изменений в социально-экономическом развитии отрасли.
Информационная поддержкаПредставление экономической, технической и др. информации по вопросам туризма на платной и бес-платной основе.
Формирование банка моделей рынка туристской продукции.
Формирование банка данных рынка туристской продукции.
Развитие сети «Интернет» в системе туристской отрасли.
Консультативная помощьКонсультации в проведении маркетинговых исследований, разработке бизнес-планов, лизинга и др. ме-роприятий.
Методическое обеспечение предприятий и организаций по их требованиям.
Создание консультативных форм на базе малых предприятий.
Оказание помощи во внедрении новой техники.

Эффективное управление и государственное регулирование туризма определяется получением максимально возможного в количественном и качественном выражении социального эффекта развития предприятий этой сферы.
С указанных позиций необходима конкретная программа формирования и развития государственного регулирования экономики региона, как в целом, так и в отраслевом разрезе. Известно, что эффективное управление социальным развитием любых организационных структур необходимо, чтобы их цели, задачи, функции объективно определялись потребностями сферы туризма. При этом важным является обоснованность наличия любых структурных элементов, которая должна определяться составом функций и объемами задач по их реализации. Разнообразие целей и задач системы управления в туристской сфере определяется для каждой конкретной отрасли и предприятия с учетом специфики оказываемых туристских услуг.
Для формирования и функционирования эффективного управления сферой туризма необходимо знание механизма государственного регулирования экономики на региональном и местном уровнях. Практическое воплощение программных положений во многом определяется состоянием нормативно-правовой базы регулирования хозяйственной деятельности. Отправным и основополагающим моментом правового воздействия на хозяйственные субъекты сферы туризма выступает четкое и обоснованное определение прав и обязанностей собственника в ходе управления собственностью. Этому отвечает, по нашему мнению, дополнение существующего законодательства с учетом усиления действия следующих факторов: соотношение форм собственности и организации форм управления; степень опосредованного участия собственника в распоряжении собственностью.
Особого внимания требует улучшение законодательства в отношении малого и среднего предпринимательства (МП), получившего наибольшее распространение в сфере туризма. Так, численность работающих в МП ее отраслей по Республике Дагестан составляет более 17 тыс. человек, или почти 13% от общего их числа в данном виде предпринимательства в регионе [4].
Важнейшим средством экономического стимулирования хозяйственной деятельности является налоговая политика, реализация которой определяется налоговым механизмом, как совокупностью организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Совершенствованию организационного механизма государственного регулирования сферы туризма отвечает наличие научно обоснованных методических положений разработки и реализации целевых комплексных программ [5].
Целевые программы призваны реализовывать в настоящее время крупные народнохозяйственные проекты, способствующие проведению социально-экономической политики государства. На этой основе становится возможным применение через законодательные и исполнительные органы региона системы обязательных для субъектов рыночных отношений в сфере туризма рекомендаций.
Качественной и количественной оценкой разработки и реализации мероприятий по развитию туристской сферы является их экономическая и социальная эффективность. Такой подход вызывает необходимость комплексной оценки затрат и результатов в расчете на конечную продукцию всей туристической сферы, а не отдельного предприятия или организации. Экономический эффект от реализации плана развития туристской сферы услуг и его мероприятий оценивается по суммарной величине дополнительных доходов.
Существенным фактором в осуществлении программы развития туризма в регионе является привлечение небольших кредитов для реконструкции зданий, сооружений, инженерных сетей турбаз и обновления твердого и мягкого инвентаря предприятий сферы туризма. А также для финансирования маркетинговой программы по созданию образа республики Дагестан — как туристского и оздоровительного края — по центральному телевидению и радиовещанию, сюда можно отнести и другие виды рекламы. Кредиты могут быть представлены как государством под определенные целевые программы, так и частными компаниями и банками.
Важнейшее место в планах развития республики отведено развитию инфраструктуры туризма. Инфраструктура как нельзя более полно удовлетворит пожелание туристов в области общественного питания, бытового, транспортного и торгового обслуживания, гостиничного хозяйства и развлекательного бизнеса.
Эффект от внедрения региональной программы развития туристско-рекреационного комплекса в Республике Дагестан можно рассчитать сравнив основные показатели хозяйственной деятельности до и после выполнения программы. Например, вследствие реализации Программы развития туризма в Республике Дагестан на период 2003–2010 гг. произошло развитие инфраструктуры в сфере туризма и смежных отраслях, было запланировано создание около 20 тыс. новых рабочих мест, значительное укрепление материальной базы туризма.
В последнее десятилетие туризм стал заметной составляющей экономики России, в том числе и Республики Дагестан. Вместе с тем, в индустрии туризма еще не сложилась эффективная система рыночных отношений, налицо существенное отставание туристической отрасли от мировых стандартов в сфере управления, организационных и производственных технологий, законодательного обеспечения туристской деятельности.
С переходом к рыночным отношениям появилась реальная возможность более рационального и эффективного использования туристского потенциала республики Дагестан.
Наличие богатого культурного и природного потенциала позволит республике завоевать серьезные позиции на мировом туристском рынке при обязательном условии — проведении активной государственной политики в области развития туризма.
Перспективы развития туристической отрасли в Республике Дагестан огромны. Надо думать о развитии материальной базы, о транспорте, специально предназначенном для обслуживания туристов, о новых видах путешествий, о новых маршрутах, новых районах массового туризма.


Литература
1. Ждан Г.В. Подход к выделению приоритетных направлений региональной инвестиционной политики // Регион: Экономика и социология. - 2006. - № 1. - С. 37-48.
2. Махотаева М., Николаев М. Формирование экономической политики на региональном уровне // Вопросы экономики. - 2006. - № 9. - С. 80-89.
3. Сфера туризма: Этапы развития, экономика и управление. Учеб. пособ. - М: Пресс-сервис, 1998.
4. Камилова З.М., Бескаев Ю.Ю. Формирование механизма управления развитием регионального туристско-рекреационного комплекса. - Махачкала: Изд-во ГУП «Типография ДНЦ РАН», 2005.
5. Программа развития туризма в Республике Дагестан на период 2003-2010 гг. - Махачкала, 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия