| | Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Спирина Л. И. старший преподаватель кафедры управления в социальных и экономических системах
Уфимского государственного авиационного технического университета
| |
| | В статье рассматривается влияние тарифной политики ЖКУ на уровень и качество жизни населения Республики Башкортостан. В целом влияние изучается с двух позиций: первая — это изменение цен на ЖКУ, темпы изменения которых опережают рост пенсий и заработных плат; вторая — это оценка качества оказания услуг | Ключевые слова: тарифная политика, жилищно-коммунальные услуги, расходы населения, факторы влияния, уровень жизни | УДК 332.87; ББК 65.441 Стр: 275 - 278 | К одним из важнейших показателей качества и уровня жизни населения любого города, республики, округа относятся: показатели качества сферы обслуживания; покупательская способность доходов по отношению к определенным видам услуг; а также покупательская корзина. В современных условиях роль сферы ЖКУ проявляется в том, что она:
● выступает важным сектором национального хозяйства;
● играет огромную роль в развитии человеческого капитала;
● выступает важнейшим элементом формирования современного качества жизни;
● создает возможности для более полного удовлетворения и развития потребностей людей и общества.
В 2009 году объем ЖКУ, оказываемых населению по Республике Башкортостан (РБ) составил 44582,8 млн руб., в том числе жилищных услуг оказано на сумму 15574,4 млн руб., а коммунальных — 29008,4 млн руб.
Доля жилищных и коммунальных услуг в общем объеме платных услуг, предоставляемых населению выросла в период с 2000–2009 гг. с 4,6% до 10,8% и 15,8% до 20,2% соответственно. При этом объем коммунальных услуг в 2000 г. превышал жилищные в 3,4 раза, а в 2009 г. уже превышал лишь в 1,86 раза. Также следует отметить, что общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя выросла до 21,1 кв. м в 2009 г. по сравнению с 16,7 кв. м в 1995 г [5].
До недавнего времени отрасль ЖКХ являлась дотационной. В начале 90-х гг. население России оплачивало всего 4% эксплуатационных расходов на содержание и эксплуатацию ЖКХ. Остальные затраты покрывались за счет государственного и регионального бюджетов. Поэтому важнейшей задачей на этапе реформирования ЖКХ стало постепенное снижение дотаций из городского бюджета и осуществление мероприятий, нацеленных на поэтапный переход покрытия расходов по жилищно-коммунальным услугам самими потребителями, задействование рыночных механизмов при адресной защите населения. В связи этим с 1993 года начался постепенный переход на 100% оплату ЖКУ потребителями, что приводит к изменениям в структуре расходов отдельных домохозяйств и уровня социально-экономической жизни населения. В 2009 г. уровень возмещения населением затрат по предоставлению ЖКУ составил 91%. При этом в 2000 г. удельный вес расходов на оплату ЖКУ в потребительских расходах домашних хозяйств составлял в среднем 3,3%, а к 2009 г. вырос до 6,2% [5].
Жилищно-коммунальный сектор — достаточно сложный участок реформирования, так как здесь особенно остро сталкиваются рыночные и административные подходы, поэтому представляется трудным найти компромисс между экономической целесообразностью и социальной необходимостью. Это связано с некоторыми особенностями ЖКУ:
1. сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;
2. представленность как естественными монополиями (транспортировка энергии, водоснабжения и водоотведения), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство и оказание услуг);
3. особая социальная значимость, усиливающая необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;
4. сочетание крупного (производство энергии, водоканал и т.п.) и малого бизнеса;
5. рассредоточение организаций по оказанию услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления;
6. многообразие потребителей с разным уровнем доходов и предпочтений.
Тарифы на ЖКУ влияют на уровень жизни населения с двух позиций: во-первых, когда население платит за услуги ЖКХ, а во-вторых, когда покупает любые товары, так как в цене присутствует доля коммунальных услуг (вода, электроэнергия, отопление).
Как видно из рис.1 происходит постепенное снижение покупательской способности денежных доходов населения по отношению к жилищно-коммунальным услугам. В 2005 г. среднедушевой месячный доход был эквивалентен 139 платам за водоснабжение и канализацию за месяц с человека, постепенно эта цифра увеличилась до 254 в 2008 г., а потом произошло резкое падение до 157 и 137 в 2009 и 2010 гг. соответственно. По отношению к оплате за горячее водоснабжение покупательская способность доходов начала снижаться уже с 2007 г. В период с 2007 до 2010 г. она упала на 40%. По отношению к оплате электричества покупательская способность тоже росла до 2008 г., затем последовало падение за два года на 11% [5]. | | | Рис. 1. Изменение покупательской способности денежных доходов населения при оплате отдельных ЖКУ | Повышение стоимости электроэнергии приводит к росту расходов на её оплату у потребителей и к росту энергозатрат предприятий, которые отражаются в ценах товаров и услуг. В нашей же республике тарифы на электроэнергию для населения ежегодно растут в среднем на 15%, но до 2011 г. они оставались ниже, чем для промышленности. Анализ основных показателей уровня жизни населения в РБ показал, что темпы роста тарифов опережают темпы роста инфляции и реальных располагаемых денежных доходов населения (рис. 2).
Спрос как рыночная категория всегда связан с материальным положением тех лиц, которые выходят на рынок. Так как речь идет о платежеспособном спросе, то в его рамках надо выделять различные группы населения, а именно ту часть, которая живет за чертой бедности, имеет жизненный уровень, приближенный к официальному, имеет доходы выше этого уровня и, наконец, наиболее обеспеченных граждан. Соотношение между спросом и предложением ЖКУ напрямую не зависит от динамики цен, можно сказать, что спрос на данную услугу является неэластичным. Отличие производства товаров в материально-вещественной форме от услуг заключается в том, что эти товары в силу циклического характера развития экономики могут накапливаться и не реализовываться по стоимости. В сфере услуг нет места переполнению товарного рынка, так как услуга не принимает материальную форму. Здесь может происходить простой мощностей предприятия, а это имеет следствием рост затрат на выплату заработной платы работникам, поддержание эксплуатационной готовности мощностей, оборудования, увеличения налогооблагаемой базы. | | | Рис. 2. Основные показатели уровня жизни населения в % к предыдущему году по РБ | Системы инженерного оборудования домов в принципе позволяют установить контроль за потреблением услуг отдельными жилыми квартирами. Поэтому существует теоретическая возможность исключить доступ к системе тех, кто уклоняется от уплаты ЖКУ. Причем вещественный характер самих услуг позволяет произвести оплату в соответствии с потребленным количеством услуг. В связи с этим можно сказать, что данные услуги обладают признаками делимости, поэтому представляется возможным их охарактеризовать не как общественные, а как частные блага. Все эти свойства коммунальных услуг предполагают возможность развития в данной сфере конкуренции. Однако в сфере коммунальной деятельности в силу государственного регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги механизм спроса и предложения не действует. Перечислим главные свойства рынка коммунальных услуг, которые представляют сложность для конкуренции в этой сфере.
Во-первых, это насущный и уникальный характер потребления услуг (свойство незаменимости), который не позволяет потребителям отказываться от услуг или сокращать их потребление при повышении цены услуг либо увеличивать их потребление при снижении цены услуг. Потребители скорее пойдут на сокращение своих расходов на одежду, пищу и т.п. для того, чтобы не прекращали подачу воды, тепла, газа, электроэнергии. Колебания потребления коммунальных услуг имеют неценовую природу и поэтому не оказывают влияния на изменение их цены. Спрос, как рыночная категория, всегда связан с материальным положением тех лиц, которые выходят на рынок. Так как речь идет о платежеспособном спросе, то в его рамках надо выделять различные группы населения, а именно ту часть, которая живет за чертой бедности, имеет жизненный уровень, приближенный к официальному, имеет доходы выше этого уровня и, наконец, наиболее обеспеченных граждан. Соотношение между спросом и предложением ЖКУ напрямую не зависит от динамики цен, можно сказать, что спрос на данную услугу является неэластичным.
Во-вторых, это доступность услуг потребителям в любое время, когда у них возникает потребность в таких услугах (свойство бесперебойности и надежности предоставления услуг). ЖКУ носят постоянный характер, в то время как многие услуги, получаемые человеком, могут носить эпизодический характер. Ограничение доступности при помощи изменения цены не приводит в действие механизм спроса и предложения, а превращает цены в инструмент социальной дискриминации населения.
В-третьих, это возможность удовлетворения потребностей в услугах в полном объеме (свойство насыщения потребностей), которая является одним из важных показателей качества коммунального обслуживания, обеспечивает общую доступность услуг. Системы инженерного оборудования изначально рассчитываются так, чтобы производимый в тот или иной период времени объем услуг в точности соответствовал величине фактических потребностей в них. Поэтому рынок коммунальных услуг всегда является равновесным. Независимо от того, какое количество услуг реализуется в тот или иной момент времени, спрос и предложение услуг должны быть уравновешены.
В-четвертых, это жесткая связь между производством и потреблением услуг, взаимовлияние и взаимозависимость данных процессов между собой, неперемещаемость производственных фондов коммунальных предприятий, что исключает возможность свободы выбора услуг.
Для государства повышение стоимости ЖКУ, с одной стороны, влечет повышение налоговых поступлений в бюджет, но вместе с тем увеличиваются расходы на оплату субсидий малоимущим и расходы на оплату ЖКУ бюджетными потребителями. Анализ расходов на оплату ЖКУ по десяти различным группам домохозяйств показал, что у первой группы с наименьшими доходами удельный все расходов на оплату ЖКУ составляет 15,9%, а группы с наибольшими доходами — 5,3%. В целом по республике Башкортостан доля получателей субсидий на оплату ЖКУ за 9 месяцев 2011 г. составила 5,6%. Причем, следует отметить, что в районах эта цифра значительно выше и в среднем составляет 7,2%. А в некоторых районах, таких как Абзелиловский, Аскинский, Баймакский, Бижбулякский, Зианчуринский, Мелеузовский, Миякинский, Федоровский, Татышлинский эта цифра доходит до 14,8%. Среди городов республики по уровню получателей субсидий лидирует г. Агидель — 12,9%. В Уфе данная цифра находится в среднем на уровне 2,5%. При этом средний размер субсидии, приходящейся на одну семью в месяц в среднем по РБ составляет 1287,9 руб. и подать документы на выплату субсидии могут только граждане, чья доля на оплату ЖКУ в совокупном семейном доходе превышает 22% [3].
Серьезной проблемой в сфере ЖКХ стоит вопрос качества оказания жилищно-коммунальных услуг. К примеру, в 2010 г. в ходе проверок выявлено 28651 нарушение по технической эксплуатации жилищного фонда и обеспечению коммунальными услугами в РБ, в том числе 20156 нарушений по подготовке к зиме, из которых: 45% — техническое содержание конструктивных элементов жилых зданий; 30% — техническое состояние инженерных коммуникаций и режим предоставления коммунальных услуг [4]. Основные нарушения заключались в следующем:
1. Формальный характер проведения общих осмотров домов.
2. Текущий ремонт планируется в недостаточных объемах или ремонтные работы производятся только лишь по заявкам населения.
3. Неинформированность населения и непрозрачность расходов управляющих компаний по каждому дому вызывают многочисленные и обоснованные обращения и жалобы.
Статистические данные по РБ свидетельствуют о том, что на одно проверенное жилое здание в среднем приходится 4,4 факта нарушений. В 2011 г. поступило 3618 обращений, что на 48% больше, чем за аналогичный период 2010 г. [4]. Наибольшее количество поступивших обращений было по вопросам неудовлетворительной работы управляющих компаний; неудовлетворительного технического состояния многоквартирных домов; правильности применения тарифов на оказание жилищно-коммунальных услуг.
На рынке жилищно-коммунальных услуг отсутствует зависимость цены ЖКУ от объема их потребления. В связи с этим главным фактором, влияющим на их цену, можно определить качество. Соответственно особенность потребительских свойств и режима предоставления ЖКУ заключается в необходимости соответствия их качества установленным нормативам.
Уровень качества услуг различен, но потребителю этот уровень в момент покупки неизвестен. Таким образом, он обладает меньшей, чем продавец, информацией о качестве услуг. В том случае, если бы покупатель также имел полную информацию о качестве услуг, на рынке установилось бы эффективное равновесие. Это означает, что цена, которую готов заплатить покупатель за конкретную услугу, определялась бы ее реальным качеством. Однако, в условиях асимметрии информации покупателю неизвестно реальное качество конкретной услуги. Поэтому предлагаемая ему цена определяется на основе среднего качества услуг, определяемого законом распределения качества Акерлофа (рис.3). | | | Рис. 3. Модель Акерлофа, применительно к рынку жилищно-коммунальных услуг | В основе модели Акерлофа лежит признание зависимости цены услуги от уровня ее качества: чем выше качество, тем выше затраты на производство данной услуги, тем выше конечная цена. При этом качество услуги предполагается распределенным равномерно, о чем известно как продавцам, так и покупателям. В этой ситуации продавец предлагает на рынке только те услуги, качество которых лежит в нижней части распределения по цене Рq2. Поскольку затраты на более качественные услуги достаточно высоки, их продажа по цене Рq3 становится невыгодной. Постепенно, среднее качество представляемых услуг падает, а вслед за этим снижается и цена их возможной реализации Рq1. В какой-то момент она оказывается равной нулю и рынок перестает существовать. Таким образом, явление неблагоприятного отбора, которое возникает на рынке жилищно-коммунальных услуг из-за несовершенства информации, приводит к неэффективному функционированию рыночного механизма спроса и предложения и, в конечном итоге, к исчезновению данного рынка.
В итоге можно сделать вывод о том, что для предотвращения такой ситуации, жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать установленным государством нормативам, определяющим наивысший уровень их качества. При этом информация о нормативах должна быть доступна не только производителям, но и потребителям жилищно-коммунальных услуг. В данном случае, обладая полной и достоверной информацией об установленном уровне качества жилищно-коммунальных услуг, потребитель определит наиболее высокую цену, которую он готов платить за те из них, которые соответствуют установленным нормативам. Тогда и производитель, в свою очередь, будет стремиться предоставлять услуги, соответствующие установленным нормативам, заранее зная о том, что снижение уровня качества приведет к снижению прибыли и, впоследствии, к исчезновению рынка. Так можно сформулировать критерии реализации ЖКУ, которые должны соответствовать: интересам производителя и потребителя; требованиям защиты окружающей среды, сохранения здоровья и обеспечения безопасности населения; действующим стандартам, техническим нормативам и условиям договора; экономически-обоснованным тарифам.
Целью управления качеством любой услуги всегда является его повышение. Улучшение качества ЖКУ возможно путем увеличения конкуренции в отрасли, снижения рисков. Оценка качества предоставления услуг является важнейшим элементом системы управления качеством. Она не только позволяет проводить контроль качества обслуживания, предоставляет базу для анализа и принятия управленческих решений, но и обеспечивает обратную связь, необходимую для любой устойчивой и способной к развитию системы. Качество услуги — это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением. В качестве факторов, влияющих на качество услуги можно отметить: общественные ожидания, субъективные настроения потребителей; качество исполнения (совершенство технологий); уровень конкурентности рынка.
В качестве критериев качества можно выделить следующие:
1. Показатели — это основные производительные характеристики, которые могут быть измерены, суммируясь, образуют качество услуги.
2. Соответствие — это степень, до которой услуга соответствует проектным спецификациям.
3. Воспринимаемое качество — это восприятие, которое сформировалось в сознании потребителя как результат воздействия устной информации или личного опыта.
4. Надежность услуги определяют, как способность выполнить обещанную услугу точно в срок. Это означает, что услуги выполняются верно с первого раза, и, что организация придерживается своих обещаний. В некоторых случаях подразумевается завершение услуги в заявленное время.
5. Отзывчивость — это стремление или готовность работников обслуживающей организации предоставить услугу своевременно.
6. Безопасность — это критерий, который касается компетентности и вежливости обслуживающего персонала и его способности внушать уверенность.
7. Взаимопонимание с потребителем — определяется как забота и персонифицированное внимание, оказываемое потребителям услуг.
Большие перемены происходят и в домохозяйствах, что влияет на необходимость динамичного развития сферы услуг. Так, можно выделить следующие факторы, которые существенно влияют на потребности людей в изменении сферы ЖКУ:
1. стремление к лучшему качеству жизни;
2. усложнение покупательского спроса, ведущее к расширению самого набора услуг;
3. технологические изменения, повышающие качество услуг или создающие новые виды услуг.
Однако наследие советских времен с присущим ей монополизмом в сфере ЖКХ приводит к тому, что поставщикам услуг просто незачем бороться за снижение тарифов и повышение качества обслуживания. Высокие тарифы порождают низкий уровень платежеспособного спроса, следствием чего являются рост платежей населения и рост задолженности предприятий ЖКХ перед поставщиками ЖКУ. Все это ведет к отсутствию заинтересованности частных инвесторов к данной сфере, нежелание вкладывать инвестиции и создавать предприятия сферы ЖКХ, что опять же приводит к монополизму в отрасли.
Обеспечение доступности услуг для большей части населения страны должно обеспечиваться путем повышения эффективности работы жилищного и коммунального секторов экономики, замены административной системы управления на экономическую, развития частной инициативы и конкуренции.
На основе проведенного анализа тенденций, происходящих в сфере жилищно-коммунальных услуг можно сделать следующие выводы:
1. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в РФ несоизмеримы с доходами большей части граждан. Ни в странах с переходной экономикой, ни в развитых странах оплата ЖКУ не занимает такую большую долю в структуре расходов домохозяйств, как в России. По подсчетам многих специалистов доля платежей за ЖКУ не должна превышать 10% от семейного дохода. Так как за пределами этой цифры начинается быстрый рост неплатежей. Кроме того, превышение этой доли для малообеспеченных семей ведет к необходимости отказываться от жизненно важных затрат на товары и услуги, в том числе связанных с питанием, лечением и образованием.
2. Рыночные отношения пока только зарождаются в отрасли и на сегодняшний день преобладает нерыночный способ организации деятельности в сфере ЖКХ.
3. Сдерживание роста цен на рынке жилищных услуг и повышение их качества, возможно, осуществлять только путем развития конкуренции в данной отрасли. Это можно сделать за счет привлечения в него частных организаций, принятия комплекса мер по стимулированию развития малого бизнеса и улучшению бизнес-среды, а также посредством демонополизации рынка и открытия его для эффективных обслуживающих и управляющих организаций.
4. Рост оплаты за жилищно-коммунальные услуги несоизмерим с ростом доходов населения, что ведет к снижению покупательской способности денежных доходов при оплате ЖКУ.
5. Отсутствие заинтересованности со стороны частных инвесторов из-за низкой эффективности работы предприятий ЖКХ и ряда других факторов. |
| |
|
|