| | Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012 | | ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ | | Буранбаева Л. З. старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета
Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета,
соискатель кафедры региональной экономики Башкирского государственного университета Яндавлетова Д. Х. ассистент кафедры бухгалтерского учета Сибайского института (филиала)
Башкирского государственного университета
| |
| | В статье представлены современное состояние и перспективы лизинговых отношений между финансово-кредитными организациями и организациями в сфере здравоохранения в Республике Башкортостан. Показаны направления реализации лизинговых операций. Отражена необходимость государственной поддержки при создании государственной лизинговой компании | Ключевые слова: Республика Башкортостан, лизинг, лизинговые отношения, источники финансирования, государственная поддержка | УДК 339.187.62:614.2 (470.57); ББК 65.262.1+51.1 (2Рос.Баш) Стр: 168 - 171 | Переход к рыночным отношениям позволил активно применять в практике финансовой деятельности новые кредитные инструменты, одним из которых является лизинг. Лизинг, как финансовый инструмент, необходим для экономических субъектов для обновления основных производственных фондов при отсутствии необходимых денежных средств, приобретения современного оборудования, экономии при уплате некоторых видов налогов (налог на прибыль, налог на имущество), для представителей малого и среднего бизнеса. Лизинг получил широкое распространение в последние годы с утверждением Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»[1], а также региональных нормативно–правовых актов. Например, в республике Башкортостан издан Указ Президента Республики «О развитии лизинга в Республике Башкортостан» от 30 апреля 1997 года № УП-261 [2] и др.
В последнее время рынок лизинговых услуг в Российской Федерации развивается быстрыми темпами, несмотря на финансовый кризис 2008 г. Российские лизинговые компании испытали трудности с получением конкурентоспособного финансирования в результате проблем, возникших перед банковским сектором. Многие компании пережили кризис и сумели возобновить работу в новых условиях, несмотря на значительное сокращение общего объема финансирования [7, 32–37; 21, 32–36]. Роль лизинга и эффективность его использования в приобретении и обновлении основных средств в реальном секторе экономики очень значима [10, 41–46].
В современных экономических условиях увеличение производства продукции, товаров, работ и услуг рентабельно при наличии материально-технической базы. По данным Госкомстата РФ степень износа основных средств отечественных предприятий на начало 2009 г. составляла 53,3%. Для обновления основных средств есть такие способы как амортизация, льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетное финансирование и другие. Однако в настоящее время особое значение приобретают лизинговые операции, отражающие совокупность составляющих арендных и кредитных отношений. Особую роль в этой связи имеют финансово-кредитные организации, которые представлены государственными, частными и коммерческими организациями, осуществляющими финансово-кредитные операции, направленные на развитие лизинга в стране.Применение лизинга имеет свои преимущества, что привлекает его использование экономическими субъектами. В 2011 г. стоимость заключенных договоров на рынке лизинга в России возросла на 79% по сравнению с 2010 г., а в 2010 г. темпы прироста составляли 130%. Объем нового бизнеса достиг 1,3 трлн руб., а совокупный лизинговый портфель по состоянию на 01.01.2012 увеличился на 57,6%, составив 1,86 трлн руб. Экономический кризис повлиял и на лизинговые отношения — в 2009–2010 гг. предприниматели не обновляли основные фонды, не покупали новую технику, либо приобретали недорогую [17].
В соответствии с данными Башкортостанстата, лизингополучателями по видам экономической деятельности в 2009 г. стали: 52,4% от общей стоимости заключенных договоров — транспорт и связь; 40,5% — сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. В 2010 г.: 10,3% — сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, 76,6% — транспорт и связь, в сфере здравоохранения приобретения по лизингу отсутствуют, несмотря на то, что данная сфера нуждается в новом медицинском оборудовании.
Согласно исследованиям «Эксперт РА» тройка лидеров рынка не изменилась — «ВЭБ-лизинг», «ВТБ лизинг» и «Сбербанк лизинг» (при этом «ВТБ лизинг» поднялся с третьего на второе место). В совокупности доля этих компаний составила около 43% от всего объема нового бизнеса.
В настоящее время лизинговые операции осуществляют в основном лизинговые компании, которые являются подразделениями банков, которые используют банковские средства. Однако необходимо учитывать деятельность лизинговых компаний, которые не являются подразделениями банка. Такие компании чаще всего используют кратко- и долгосрочные кредиты, собственные средства, несмотря на то, что существуют и другие источники финансирования, например, банковские векселя, андеррайтинг, секьютиризация и другие. Эти способы получения дополнительных средств сложны в реализации даже при поддержке консультантов и банкиров, поэтому лизингодатели не часто ими пользуются. Секьюритизацию лизинговых активов в России осуществила компания — «Магистраль Финанс» при поддержке инвестиционных банков [16, 44–47].
Анализ сравнения способов обновления основных фондов свидетельствует в пользу лизинга как наиболее эффективного способа [12, 18–19].
Применение лизинга экономическими субъектами малого и среднего бизнеса более выгодно, так как при начислении амортизации используется метод ускоренной амортизации. Амортизация является составляющей себестоимости, её динамика влияет на сумму чистой прибыли и, соответственно, налога на прибыль. Благодаря методу ускоренной амортизации в первые годы использования основных средств возможно списание существенной части их стоимости, (например, до 100% или постепенно частями). В связи с увеличивающимися объемами лизинговой деятельности и, как следствие, повышением спроса на финансовые ресурсы становится все более актуальным вопрос управления капиталом лизинговых компаний, факторов, определяющих продолжительность оборота капитала. В российских условиях при несовпадении сроков кредитования и инвестиционных проектов на базе лизинга принцип ускоренной амортизации выступает связующим звеном [9].
К преимуществам ускоренной амортизации предметов лизинга целесообразно отнести:
— уменьшение налога на имущество по предмету лизинга;
— уменьшение налога на прибыль в течение действия лизинговой сделки;
— возможность выкупить предмет лизинга по окончании лизинговой сделки по минимальной остаточной стоимости [14].
Однако, несмотря на вышеперечисленные преимущества ускоренной амортизации по отношению к предметам лизинга, существует вероятность ее отмены по всем амортизационным группам в соответствии с «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012–2013 гг.» [18].
Использование положений данного документа, безусловно, может привести к возникновению следующих негативных последствий:
— уменьшению обновления материально–технической базы предприятий сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса и др.;
— сокращению объемов рынка лизинга и выходу из рынка большинства лизинговых компаний из-за недостаточности капитала;
— росту социальных проблем (увольнение специалистов в области лизинга, их перепрофилирование и т. д.);
— потере бюджета в части платежей по НДС, так как лизинговые платежи облагаются НДС в полном объеме;
— возникновению различных судебных разбирательств в области лизинга и т.п.
Однако открываются большие возможности для развития оперативного лизинга, когда лизинговый договор заключается на срок меньший, чем амортизационный период арендуемого имущества. Оперативный лизинг наиболее развит в Западной Европе, где в некоторых странах его доля составляет более 40% рынка [15].
Лизинг имеет разные виды, поэтому следует использовать не только финансовый лизинг. В деловую практику необходимо ввести оперативный лизинг и закрепить его в законодательных актах, что приведет развитие российской практики в соответствие с международной, даст возможность шире использовать возможности лизинга для обновления основных фондов отечественных предприятий [8].
Значение лизинга для экономических субъектов подвергается пересмотру. Отмена ускоренной амортизации предметов лизинга повлияет на различные сферы экономики (социальную, финансовую, правовую и т.д.).
Учитывая возможные изменения в области лизинга, необходимо:
— использовать опыт применения лизинга в отечественной и зарубежной практике;
— обратить внимание на правовую сторону использования лизинга;
— проводить семинары, конференции по развитию лизинга со специалистами различных сфер деятельности;
— учесть, что отмена ускоренной амортизации приведёт к изменениям других нормативно-правовых актов, в частности, регулирующих бухгалтерский учет и т.д.
— лизинговые компании должны расширить сферу применяемых источников финансирования лизинговых сделок, сотрудничать с банками.
Также следует обратить внимание, что в Российской Федерации создается международный финансовый центр, который будет способствовать повышению привлекательности российского финансового рынка для национальных и зарубежных участников — профессиональных участников рынка ценных бумаг, банков, депозитариев, бирж, частных и институциональных инвесторов, компаний-эмитентов, в том числе лизинговых компаний [18].
В целом, в экономике страны со вступлением России в ВТО, переходом на МСФО активно рассматриваются, применяются международные стандарты. Это отражается и на лизинговых отношениях. Объектом лизинга являются основные средства, которые соответственно регламентируются МСФО (IAS) 16 «Основные средства», что следует учитывать субъектам лизинга при переходе на международные стандарты отчетности.
Правительством РФ и Банком России утверждена Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года. В ней определены перспективы развития, которые в значительной мере связаны с совершенствованием способов осуществления банковской деятельности на основе применения достижений в сфере информатизации. Также отмечено о повышении качества и расширении перечня банковских и иных финансовых услуг в Российской Федерации, что будет способствовать развитию внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции на финансовом рынке, в том числе конкуренции за клиентов. В этих условиях кредитным организациям предстоит уделять особое внимание вопросам предоставления клиентам комплекса современных банковских продуктов и услуг и снижения неоправданных стоимостных, административных, процедурных, технических и технологических издержек (затрат) клиентов при их потреблении [3].
Разработана Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., где определено, что «для обеспечения перехода здравоохранения на инновационный путь развития необходимо повысить уровень оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, уровень подготовки и повышения квалификации медицинских кадров; создать условия для эффективного внедрения в медицинскую практику результатов научно-технической деятельности; обеспечить переход практического здравоохранения на стандарты оказания медицинской помощи населению, на новые формы организации и финансирования деятельности медицинских организаций».
Также реализуется Концепция развития частной системы здравоохранения Российской Федерации до 2020 г. В данной Концепции отдельно рассматривается государственная поддержка лизинга медицинского оборудования. Одной из проблем развития частной системы здравоохранения является отсутствие в Российской Федерации возможности приобретения дорогостоящего медицинского оборудования по льготному лизингу. Поэтому частная система здравоохранения не соответствует требованиям технического оснащения. При наличии в стране государственной программы поддержки лизинга медицинского оборудования такая проблема будет разрешима.
Производство продукции, товаров, работ и услуг невозможно без человеческого труда. Во всех экономических субъектах большое внимание уделяется работникам, как на уровне государства (обязанность уплаты страховых взносов, отпуска), так и положения внутри организации (премирование, туристические путевки). Главный актив любой компании — это сотрудники. Большое значение для поддержания их здоровья имеют медицинские учреждения и их оснащенность современным и актуальным оборудованием для предоставления качественных и доступных медицинских услуг.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013–2014 гг. отражает следующие данные.
Уровень обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью повысится в 2012 году до 80% (высокотехнологичную медицинскую помощь получат 335 тыс. человек), в 2013 году — до 86% (369 тыс. человек) по сравнению с 60% в 2009 году.
За счет ассигнований, предусмотренных на развитие высокотехнологичной медицинской помощи, в 2012–2013 гг. будет дооснащено медицинским оборудованием 22 медицинских учреждения — по 11 учреждений (1 млрд руб.) ежегодно.
С целью развития службы крови в 2011–2013 гг. планируется оснастить медицинским оборудованием 82 учреждения службы крови. Число доноров крови увеличится в 2013 году до 16 человек на 1 тыс. человек населения. В результате реализации мероприятий резерв цельной крови в 2013 году увеличится в 1,8 раза по сравнению с 2009 годом (до 3500 тонн).
В здравоохранении будут реализовываться меры по обеспечению модернизации системы здравоохранения, более эффективному использованию имеющихся финансовых и материально-технических ресурсов.
В 2012 году продолжается реализация мероприятий утвержденных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов:
укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;
внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;
внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
Дальнейшее развитие здравоохранения будет осуществляться в среднесрочной перспективе в соответствии с изменениями демографической структуры населения в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие здравоохранения».
Источниками финансирования оснащения медицинским оборудованием являются: ассигнования, предусмотренные на развитие высокотехнологичной медицинской помощи; финансовое обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования; средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов. Следует отметить, что в данном случае деятельность государственной лизинговой компании позволяет быстро, эффективно и целенаправленно использовать средства при реализации программ экономического развития [4].
Современная история Российской Федерации показывает, что снижение государственной поддержки здравоохранения и ухудшение качества жизни населения приводят к значительному уменьшению средней продолжительности жизни. Это сказывается на дополнительных затратах государства.
Изучение зарубежного опыта лизинга медицинского оборудования может быть полезным. Например, в Республике Казахстан было создано Акционерное общество «КазМедТех» — государственная инвестиционная компания, целью которой является проведение закупок медицинской техники для дальнейшей ее передачи организациям здравоохранения на условиях финансового лизинга.
Целью внедрения лизинга медицинской техники является обеспечение высокого качества медицинской помощи в результате эффективного использования медицинской техники организациями здравоохранения. Для выполнения этой цели необходимо совершенствовать механизм оснащения организаций здравоохранения медицинской техникой, который имеет свои особенности: требования к лизингодателю, лизингополучателю, объекту лизинга, страховой компании, поставщикам. Договор лизинга отражает все необходимые данные и условия.
Государственная лизинговая организация позволит приобретать действительно необходимое медицинское оборудование, которое соответствует используемому помещению, потребности в нем, следит за наличием обученного квалифицированного персонала и др. Прежде чем передать медицинское оборудование, организация должна провести экспертизу, где должны быть учтены все составляющие, позволяющие медицинскому оборудованию функционировать, согласно его характеристикам (функции оборудования, помещение, квалифицированный персонал, мощности оборудования). Со своей стороны, медицинские учреждения также будут учитывать потребности приобретения и возможности использования лизинга медицинского оборудования [5].
При осуществлении лизинга оборудования возникают проблемы оценки и управления рисками в сфере реальных инвестиций. Для управления рисками необходимо использовать реальные опционы, встроенные в лизинговый договор. Оценка проектов с учетом реальных опционов осуществляется на основе ожидаемой чистой настоящей стоимости проекта. Можно использовать лизинговые контракты. Приобретение оборудования по лизинговому договору имеет преимущества по сравнению с его покупкой на свободном рынке [6, 60–75].
В России возможно развитие государственно-частного партнерства сфере здравоохранения. Следует при этом учитывать международный опыт, его формы, тенденции. [11, 314–316].
При взаимодействии российских лизинговых компаний с субъектами малого бизнеса также имеются как преимущества, так и недостатки [13, 21–26]. В настоящее время применение лизинга требует учета новых требований и стандартов.
В целом, развитие лизинга медицинского оборудования предполагает расширение кредитных отношений, использование современных кредитных инструментов, форм и методов кредитования, а также новых банковских продуктов и решение проблем управления финансовыми рисками. Необходимо рассмотреть и изучить зарубежный опыт лизинговых отношений: виды лизинга, участников лизинговых операций, особенности лизинга в конкретной стране, взаимодействие банков, лизинговых организаций и государства. При этом необходимо: учитывать специфику использования инновационных способов финансирования лизинговых операций, управления финансовыми рисками; провести сравнительный анализ деятельности лизинговых компаний до и после перехода на международные стандарты финансовой отчетности; оценить подготовленность сотрудников компании осуществлять операции по международному лизингу в сфере здравоохранения; рассмотреть модель создания государственной лизинговой компании в области здравоохранения. |
| |
|
|