| | Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Гончаренко С. В. аспирант кафедры экономики и финансов Государственной полярной академии (г. Санкт-Петербург)
| |
| | В статье раскрываются вопросы регулирования финансового оздоровления и реструктуризации организации на основе использования системы нормативных и правовых документов | Ключевые слова: банкротство, регулирование, закон, оздоровление | УДК 330.5; ББК 65.051 Стр: 126 - 127 | в условиях нестабильной экономики основой эффективного управления организацией является разработка и реализация скоординированных упреждающих действий, нацеленных на предотвращение и минимизацию ущерба от воздействия кризиса, то есть превентивное управление.
Проблемы превентивного прогнозирования и диагностики кризисов недостаточно исследованы в отечественной экономической и управленческой науке. Это объясняется продолжительным господством в прежней, плановой экономике мнения, которое исключает возникновение кризисов при социалистической системе управления. Такой подход в теории и практике управления не исследовал и не развивал проблему антикризисного управления хозяйствующими субъектами, в целом, и диагностику и прогнозирование кризисов, в.т.ч. на ранних стадиях, в частности [2].
Следует отметить, что в настоящее время превентивное прогнозирование и диагностика кризисов используется в практической деятельности достаточно большого числа отечественных организаций.
Для управленческого звена высшего уровня и собственников хозяйствующих субъектов диагностика является способом получения качественной достоверной информации для принятия управленческих решений на начальной стадии кризиса организации и основой для применения методов и механизмов менеджмента, способствующих предотвращению развития кризисных ситуаций. Результаты диагностических и предупреждающих кризисные явления исследований служат основой для выбора основных направлений осуществления экономической деятельности организации, а управленцы и собственники имеют возможность приступить к разработке рефлексивной модели по ее антикризисному управлению [1, 2]. Одним из составляющих такой модели является наличие соответствующих нормативно-правовых актов, являющихся превентивным фактором предупреждения банкротства организации.
В Российской Федерации в интересах регулирования процессов финансового оздоровления и реструктуризации организаций в целях улучшения положения организации на рынке, повышения конкурентоспособности продукции, роста рентабельности деятельности разработана система нормативно-правовых документов по вопросам финансового оздоровления и реструктуризации организаций.
В настоящее время российское законодательство в сфере несостоятельности — это сложная система правовых норм, основанием которой является Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Именно, его положения регулируют банкротство индивидуальных предпринимателей (ст. 25), юридических лиц (ст. 65) и содержат специальные, обязательные к выполнению, рекомендации применения основных положений о банкротстве (ст. 64).
Основным правовым документом, регулирующим вопросы финансового оздоровления организаций, является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (закон о банкротстве). В соответствии с данным Законом финансовое оздоровление возможно как в судебных процедурах банкротства, так и во внесудебном порядке, а именно в период до возбуждения дела о банкротстве в целях предупреждения банкротства и в период проведения восстановительных мероприятий по предотвращению угрозы банкротства, таких как мировое соглашение, внешнее управление, финансовое оздоровление. Механизм реализации возбуждения процедур банкротства в Законе о банкротстве проработан достаточно полно, недостаточно проработано его применение в досудебный период.
В современную систему российского законодательства, регулирующего сферу несостоятельности (банкротства), кроме Закона о банкротстве входят следующие основные нормативно-правовые документы:
— Конституция Российской Федерации;
— Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ Гражданский кодекс РФ (часть первая);
— Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ Налоговый кодекс РФ (часть первая);
— Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за правонарушения, связанные с несостоятельностью (банкротством));
— Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;
— Федеральный закон от 37.07.1998 № 145-ФЗ Бюджетный кодекс РФ;
— Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ Таможенный кодекс РФ;
— Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ Трудовой кодекс РФ;
— Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ Уголовный кодекс РФ (в части установления ответственности за преступления, связанные с несостоятельностью (банкротством);
— Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
— Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
— Федеральный закон от 09.07,2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
— Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
— Указ Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»;
— Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства»;
— Постановление Правительства РФ от 19.09.2003 № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации»;
— Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»;
— Постановление Правительства РФ от 03.02.2005 № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»;
— Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 № 260 «О мерах по реализации Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
— Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.08.2003 № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
— Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
— Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Можно отметить, что в отдельных субъектах Российской Федерации ведется законотворческая деятельность, осуществляющая регулирующую функцию отношений в сфере несостоятельности (банкротства) с учетом особенностей отдельно взятого региона.
Сущность и содержание существующих нормативно–правовых документов в области банкротства показывает, что главным положением, направленным на защиту от банкротства и потери собственности учредителями, является то, что процедура банкротства в настоящее время не может быть введена неожиданно для руководства должника. Право на подачу заявления о банкротстве в арбитражный суд возникает у кредитора, участвующего в конкурсном отборе и органа, уполномоченного по денежным обязательствам, только после вступления в силу судебного решения арбитражного, третейского или другого судебного органа о взимании с хозяйствующего субъекта-должника денежных средств, а у уполномоченного органа по обязательным платежам — только по прошествии 30 дней после вступления в силу решения органов налоговых или таможенных служб о взимании задолженности за счет финансовых средств или другого имеющегося имущества организации-должника, либо вступления в силу решения суда или арбитражного суда.
К числу правовых документов федерального уровня, оказывающих влияние на проблематику финансового оздоровления и реструктуризации организаций в процедурах банкротства, помимо Закона о банкротстве относятся такие законы, регулирующие особенности проведения процедур для кредитных организаций и субъектов естественных монополий, как: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [3]; Федеральный закон от 18 июля 2005 г. № 88-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» [4]. В нормативную базу входят также разъяснения и постановления Высшего Арбитражного Суда РФ, постановления Правительства РФ, утвердившие в соответствии со ст. 29 Закона о банкротстве различные правила деятельности саморегулируемых организаций и их членов арбитражных управляющих. Редакцией Закона о банкротстве от 30 декабря 2008 г. [5] изменены функции регулирующего органа, которые теперь направлены на разработку политики государства и регулирование нормативно-правовой сферы в области несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
Важным направлением анализа в процедурах банкротства является выявление признаков фиктивного и/или преднамеренного банкротства, т.е. правонарушений в сфере экономической деятельности, что в соответствии со ст. 24 Закона о банкротстве является общей обязанностью арбитражных управляющих вне зависимости от того, на какой стадии находится проведение процедур банкротства [3].
Выделив убыточные и низко рентабельные стратегические организации в особую категорию должников в соответствии со ст. 191 Закона о банкротстве в целях предупреждения их банкротства, Правительство РФ в соответствии федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляет следующие действия:
— организует проведение учета и анализа финансового состояния и платежеспособности хозяйствующих субъектов стратегического значения;
— осуществляет реорганизацию хозяйствующих субъектов стратегического значения;
— обеспечивает погашение задолженности федерального бюджета, которая образовалась по причине несвоевременной оплаты государственного заказа, перед хозяйствующими субъектами стратегического значения, являющимися исполнителями работ по государственному заказу;
— занимается проведением реструктуризации задолженности, а именно основного долга, процентов, пеней и штрафов хозяйствующих субъектов стратегического значения, которые являются исполнителями работ по государственному заказу, перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами государства;
— способствует достижению соглашения о реструктуризации их кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов стратегического значения с организациями-кредиторами, в том числе при помощи обеспечения государственных гарантий;
— осуществляет восстановление хозяйствующих субъектов стратегического значения в соответствии с порядком, указанным настоящим Федеральным законом;
— проводит другие мероприятия, направленные на предотвращение возникновения банкротства хозяйствующих субъектов стратегического значения.
До настоящего времени не приняты в комплексе соответствующие правовые документы, которые могли бы позволить их системную и целенаправленную реализацию.
Анализ нормативно-правового регулирования отношений финансового оздоровления и реструктуризации убыточных и низкорентабельных организаций на федеральном и городском уровнях показал, что федеральные правовые документы осуществляют указанное регулирование в основном в сфере принудительного истребования задолженности проблемных организаций через механизмы исполнительного производства и несостоятельности (банкротства). Вместе с тем пока не нашли своих решений вопросы, связанные с осуществлением функций и выполнением обязанностей при проведении процедур банкротства собственника имущества организации-должника, которым является государственное унитарное предприятие.
Институт несостоятельности (банкротства) Российской Федерации играет важную роль в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, а система ее правового регулирования позволяет отсечь заведомо неэффективные сегменты национальной экономики, реанимировать активную экономическую деятельность хозяйствующих субъектов посредством арбитражного управления. |
| |
|
|