Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Клепиков Д. М.
преподаватель кафедры менеджмента Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета
Клепиков М. А.
ст. преподаватель кафедры менеджмента Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ

Графический метод сравнительного анализа социальной ответственности предприятия
Социальная ответственность является составляющей характеристикой ведения бизнеса коммерческими предприятиями. Сравнить состояние социальной ответственности на нескольких предприятиях позволяет разработанный авторами статьи графический метод — «радар социальной ответственности»
Ключевые слова: социальная ответственность предприятия, радар социальной ответственности предприятия, метод сравнительного анализа
УДК 33; ББК 65.29   Стр: 119 - 122

Социальная ответственность предприятий является производной способности бизнеса осознавать последствия своих действий для устойчивого развития экономики. Она возникает как результат совершенствования основного ресурса — человеческого капитала.
Социальная ответственность бизнеса за результаты своей деятельности является следствием его эволюции в рамках современного рыночного хозяйства, когда социально-экономическая эффективность достигается вложениями в человеческий капитал, трансформирующийся, в конечном итоге, в его интеллектуальную форму.
Предприятие в качестве субъекта хозяйствования и элемента бизнеса формирует систему отношений по поводу создания механизмов и инструментов рационального использования ресурсов на основе интеллектуализации общественного воспроизводства. Создавая новые механизмы и инструменты ответственности за ресурсы и, в первую очередь за человека, бизнес становится системой отношений по поводу их эффективного использования, формирования интеллектуального человеческого капитала. Это обязывает предприятие производить инвестиции не только в создание инновационных производств и продуктов, но и в персонал, осуществлять финансовую поддержку местных сообществ.
Концепция социальной ответственности, в основе которой было утверждение, что единственной целью бизнеса является получение прибыли, а ответственность предприятия перед обществом заключается в ее увеличении для своих акционеров, не отвечает задачам сегодняшнего дня.
Кроме того, повышение уровня уязвимости современного бизнеса в определенной степени стало определяющим обстоятельством, потребовавшим включения в понимание эффективного бизнеса ответственности, выходящей за рамки экономических и правовых обязательств и позволяющим решить не только конкретные социальные задачи, но и минимизировать риски ведения бизнеса.
В понимании содержания и практической значимости социальной ответственности предприятиями российского бизнеса и компаниями за рубежом имеются различия. Для российских предприятий социальная ответственность — это, прежде всего, готовность бизнеса на добровольные социальные инвестиции, т.е. вложения финансовых, материальных, технологических, управленческих и иных ресурсов в реализацию социальных программ, а также выполнение бизнесом социальных обязательств, предписываемых законом. Для компаний за рубежом, помимо вклада в благосостояние общества и качество жизни, социальная ответственность — это фактор формирования очень важного стоимостного актива — репутации фирмы. Социальная ответственность учитывается и влияет на формирование фондовых индексов, определяя тем самым стоимость компании и отношение к ней общества. В России этот механизм еще не развит и актуальность уровня социальной ответственности предприятия на экономическом пространстве России не столь высока. По мере ускорения развития процесса интеграции России в мировую экономику, в связи с вхождением в ВТО отношение российских предприятий к развитию процессов социальной ответственности изменится.
В современной теории и практике получили устойчивое распространение два понятия: «социальная ответственность бизнеса» и «корпоративная социальная ответственность». Корпоративная социальная ответственность и социальная ответственность бизнеса соотносятся как часть и целое. Социальная ответственность бизнеса — объективная закономерность развития рыночного хозяйства, а корпоративная социальная ответственность — ее реальное проявление на современном уровне развития бизнеса и общества, их взаимодействия. Методологическое обоснование этой взаимосвязи содержится в трудах Даниловой О.В. [1], мы разделяем ее точку зрения.
В литературе выделяют внутреннюю и внешнюю корпоративную социальную ответственность [2, с.201].
1) к внутренней корпоративной социальной ответственности бизнеса можно отнести:
— безопасность труда;
— стабильность заработной платы;
— поддержание социально значимой заработной платы;
— дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников;
— развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации;
— оказание помощи работникам в критических ситуациях.
2) к внешней корпоративной социальной ответственности бизнеса можно отнести:
— спонсорство и корпоративную благотворительность;
— содействие охране окружающей среды;
— взаимодействие с местным сообществом и местной властью;
— готовность участвовать в разрешении кризисных ситуаций;
— ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).
Социальная ответственность приносит больше пользы обществу и самой компании, если направление социально ответственной работы логично «вписывается» в стратегию компании, если компания готова выделять ресурсы на социально ответственную работу и если компания знает, как эффективно сообщать обществу о своих достижениях на этом поприще.
Преимущества использования подходов корпоративной социальной ответственности обусловлены повышением эффективности взаимодействия с внешней средой и синергией внутреннего потенциала предприятия, что проявляется, с одной стороны, в лояльности клиентов, доверии партнеров и инвесторов, а с другой — в рационализации бизнес-процессов, деловой активности и развитии интеллектуального капитала предприятия.
Преимущества использования корпоративной социальной ответственности представлены в табл.1.
Корпоративная социальная ответственность как политика и концепция стратегического развития компаний распространяется на взаимосвязанные направления:
— формирование и укрепление имиджа и деловой репутации;
— корпоративное развитие — проведение реструктуризаций и организационных изменений с участием представителей от высшего менеджмента компаний, их персонала и общественных организаций;
— экологическая политика и использование природных ресурсов;
— управление развитием персонала;
— здоровье, безопасность и охрана труда, соблюдение прав человека;
— взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;
— социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями своей продукции и услуг;
— PR-обеспечение перечисленных направлений [3, с. 106].

Таблица 1
Преимущества использования корпоративной социальной ответственности
ХарактеристикаСодержание эффекта
Формирование имиджа и закрепление репутацииСохраняет клиентскую базу и увеличивает темпы роста при-быльности компании
Повышение качества работ (услуг) и внедрение технических новшествПовышает лояльность кли-ентов
Информирование о благонадежности и ответственности компанииУвеличивает доверие партнеров и лояльность персонала
Информационная прозрачностьОблегчает доступ к кредитным ресурсам
Выполнение требований в области корпоративного управления (система задержек и противовесов)Облегчает доступ к капиталу, увеличивает размеры инвестирования и сокращает затраты на привлечение капитала за счет снижения рисков
Модернизация систем управления и внедрение внутреннего контроля за использованием ресурсов и результатами работУпорядочивает бизнес-процессы и обеспечивает рост операционной эффективности (рост надежности процедур)
Проведение социально-экологического аудита и корректировка на его основе бизнес-процессовСнижает риски и ведет к росту деловой активности
Диалог с заинтересованными сторонами и своевременное решение проблемРазвивает и сохраняет интеллектуальный капитал
Регулярные социальные отчеты и прозрачность бизнесаОпределяют адекватную оценку стоимости бизнеса

Для корректного понимания значения термина корпоративной социальной ответственности проследим эволюцию данного понятия.
В середине ХХ века в мировой управленческой литературе, прежде всего американской, было разработано множество релевантных концепций, среди которых наибольшую известность получили «социальная ответственность бизнеса», «социальная ответственность бизнесменов», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная социальная восприимчивость», «корпоративная социальная деятельность», «корпоративная социальная добросовестность». Последовательно развиваясь, указанные концепции не столько замещали друг друга, сколько аккумулировали в себе предыдущие достижения.
В 1980-е гг. указанный ряд продолжили концепции «заинтересованных сторон» и «этики бизнеса», пережившей второе рождение в применении к более широкому контексту социальной ответственности. К началу XXI в. пришел черед теорий «устойчивого развития» и «корпоративного гражданства».
Вполне аргументированным представляется подход А. Керолла — одного из ведущих мировых специалистов в области взаимоотношений бизнеса и общества — предложившего увязывать все указанное множество концепций с развитием теории корпоративной социальной ответственности как «ядра», согласованного с альтернативными концепциями или трансформирующегося в них.
Подход А. Керолла, позднее воплотившийся в детально проработанной модели, получил наибольшее распространение, стал во многом определять рамки современных исследований в области корпоративной социальной ответственности [4, с.5].
Согласно модели А. Керолла, корпоративная социальная ответственность являет собой многоуровневую ответственность, которую можно представить в форме пирамиды, ступенями которой являются экономическая, правовая, этическая и филантропическая ответственность.
Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность непосредственно определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль. Иными словами, любая фирма, реализующая свою экономическую ответственность перед обществом, уже социально ответственна.
Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям общества, фиксированным в правовых нормах. Этическая ответственность, в свою очередь, требует от деловой практики созвучности ожиданиям общества, не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали. В некотором роде правовая ответственность отражает соответствие бизнеса формальным правилам и институтам, а этическая ответственность — неформальным. Филантропическая (дискреционная) ответственность побуждает фирму к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.
Трактовка корпоративной социальной ответственности как пирамиды сама по себе не снимает всех вопросов, относящихся к социальной ответственности, но позволяет их систематизировать.
В дальнейшем А. Керолл в статье, написанной в соавторстве с М. Шварцем, модифицировал пирамиду путем отнесения филантропической ответственности к категориям этической и (или) экономической ответственности, т.к. занимаясь «стратегической филантропией», компании нередко руководствуются экономическими мотивами, основываясь на своей экономической ответственности, и различие между «филантропической» и «этической» деятельностью иногда сложно провести и в теории и на практике.
Следует также подчеркнуть, что корпоративная социальная ответственность не может рассматриваться по отношению к обществу в целом.
Для каждой организации, ведущей бизнес, общество представляет собой систему заинтересованных сторон, включающую в себя индивидуумов, группы и организации, оказывающие влияние на принимаемые компанией решения и (или) оказывающиеся под воздействием этих решений.
Таким образом, каждой компании приходится реагировать на сложнейшую систему противоречивых ожиданий, вырабатывая соответствующий рациональный отклик. Социальная ответственность предполагает некий добровольный отклик на то, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. Корпоративные социальные программы в первую очередь следует рассматривать с позиции рациональности и извлечения выгод в долгосрочном периоде. Масштаб и охват корпоративной социальной политики будет зависеть от конкретных целей (краткосрочных и долгосрочных), которые преследует предприятие и многих внешних условий, а также способности осуществлять эффективные коммуникации и вступать в партнерство со своим социальным окружением, тем самым производить определенного характера инвестиции в свои нематериальные активы и гарантированное положительное морально-этичное отношение среды присутствия.
На основе выше сказанного можно сделать вывод и тем самым согласиться с Минг-Донгом П., что развитие концепции корпоративной социальной ответственности «можно охарактеризовать как рационализацию: уровень анализа передвинулся с макросоциального уровня на уровень организации. Смещение аналитического фокуса в свою очередь повысило интерес исследователей к управленческим и стратегическим вопросам корпоративной социальной ответственности» [5].
Таким образом, рассмотрение социальной ответственности предприятий как процесса требующего управления на этапе его формирования, развития, объективно обосновывает актуальность разработки теоретически обоснованного методического и организационного инструментария управления на уровне отдельно взятых предприятий. Модель корпоративной социально ответственной деятельности предприятия представлена в таблице 2.

Таблица 2
Модель корпоративной социально ответственной деятельности предприятия
Принципы корпоративной социальной ответственности:
Институциональный принцип легитимности
Общество обеспечивает бизнес легитимностью и наделяет его властью. Организационный принцип публично-правовой ответственности. Организации в бизнесе ответственны за те результаты, которые относятся к областям их «первичного» и «вторичного» взаимодействия с обществом.
Индивидуальный принцип свободы управленческого выбора.
Менеджеры являются моральными агентами. На каждом этапе корпоративной социальной ответственности они должны сделать выбор, который приведёт к социально-ответственным результатам.
Процесс корпоративной социальной восприимчивости
Оценка среды ведения бизнеса (контекст). Управление заинтересованными сторонами (действующие лица). Управление проблемами (интересы).
Результаты корпоративного поведения
Воздействие на общество. Социальные программы. Соци-альная политика.

Как видно из представленной модели социально ответ­ственной деятельности предприятия, она реализуется через социальную политику и социальные программы.
Интерес к проблеме социальной ответственности предприятия сталкивается с множеством нерешенных в теоретическом и методологическом плане вопросов. Один из них — это оценка состояния социальной ответственности, ее анализ.

Таблица 3
Данные для построения «радара социальной ответственности» ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» и ОАО «Уральская сталь» за 2010 г.
ПоказателиУсловное обозначениеОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ»ОАО «Уральская сталь»
1. Рост рентабельности персонала, коэф.Rпер1,11,27
2. Рост объема производства продукции на 1 руб. ФЗП, коэф.Пзп1,181,13
3. Рост выручки на 1 рубль ФЗП, коэф.Bзп1,181,13
4. Рост объема социальных инвестиций на одного работающего, коэф.СИр1,061,33
5. Рост объема социальных инвестиций на 1 руб. прибыли от реализации, коэф.СИпр1,021,54
6. Рост объема социальных инвестиций на 1 руб. чистой прибыли, коэф.СИчпр1,041,58
7. Рост доли текущих затрат на природоохранные мероприятия в себестоимости продукции, коэф.Уохр.11
8. Сокращение (рост) выбросов загрязняющих веществ, коэф.ВЗВ11,01
9. Рост удельных инвестиций в охрану окружающей среды и снижение уровня вредных воздействий, коэф.СИэкол.11
10. Рост удельных инвестиций в образование (культуру, спорт, малое предпринимательство) на 1 руб. объема реализации, коэф.СИобраз.0,981,04

В отечественной практике еще не разработаны методики анализа состояния социальной ответственности предприятия, хотя требования к корпоративной социальной ответственности были определены стандартом ВОК КСО-2007. Нами была сделана попытка разработать интегральный (обобщающий) показатель социальной ответственности предприятия [6]. Опираясь на эту разработку, в настоящей статье мы попытались визуализировать предложенный подход.
Для сравнения состояния социальной ответственности на нескольких предприятиях нами адаптирован графический метод анализа, результатом которого является построение «радара социальной ответственности».
Для построения «радара» мы использовали те же показатели, которые вошли в интегральный показатель социальной ответственности [6]. Количество показателей можно расширить или сузить, исходя из актуальности тех или иных аспектов социальной ответственности. Мы в своем радаре добавили показатель «Удельные инвестиции в образование (культуру, спорт и т.д.) на 1 руб. объема реализации», который представляет интерес с точки зрения взаимодействия предприятия с местными органами управления и местным сообществом.
«Радар социальной ответственности» нами апробирован на основе статистических данных ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» и ОАО «Уральская сталь» (см. табл.3). «Радар» представлен на рисунке. Цифровые значения показателей табл.3 откладываются на соответствующих радиусах круга. Число радиусов равно числу показателей. Круг делится радиальными оценочными шкалами на равные сектора, число которых равно числу показателей. Расстояние удаления окружности от центра круга принимается равным единице. Шкалы на радиальных прямых градуируются. По мере приближения к центру круга значение показателя ухудшается. Точки, отражающие значения показателей, соединяются, образуя некоторую площадь.
Площадь радара визуализирует оценку состояния социальной ответственности предприятия. Площадь радара определяется по формуле:

где Si — площадь радара социальной ответственности i-го предприятия,
Sj — площадь j-го сегмента, j = 1, ..., n;
n — число сегментов.
Чем больше сравниваемая площадь радара, тем при прочих равных условиях лучше состояние социальной ответственности на предприятии. В нашем случае, исходя из рисунка, больший радар имеет ОАО «Уральская сталь», меньший — ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ». В 2010 году на XI областном конкурсе «Лидер экономики» ОАО «Уральская сталь» была признана победителем Оренбургской области в номинации «Организация высокой социальной ответственности».
Построение радара является в нашем случае графическим методом сравнительного анализа состояния социальной ответственности в динамике как на отдельно взятом предприятии, так и для нескольких предприятий с целью выявления лидера.
Рис. Радар социальной ответственности ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» и ОАО «Уральская сталь» за 2010 г.


Литература
1. Данилова О.В. Социальная ответственность бизнеса: теория, методология, практика. — М.: Красная звезда, 2008.
2. Беляев И.Ю. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: учебник. — М.: КноРус, 2008.
3. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Дементьева А. Корпоративная социальная ответственность // Маркетинг. — 2009. — №4. — С.3–12.
5. Ming-Dong P. A review of theories of corporate social responsibility // International Journal of Management Reviews. — 2008.
6. Клепиков Д.М., Пасечникова Л.В. Методика интегральной оценки состояния социальной ответственности предприятия // Проблемы современной экономики. — 2012. — №1. — С. 435–438.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия