| | Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Осипова Е. Э. профессор кафедры менеджмента и стратегического прогнозирования Института управления (г. Архангельск)
| |
| | Статья посвящена развитию туризма в Архангельской области с точки зрения использования древнейших историко-архитектурных памятников и уникальных природных особенностей региона. Проведен анализ показателей деятельности туристских фирм. Рассмотрена стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года с точки зрения развития туризма | Ключевые слова: Архангельская область, туризм, долгосрочная целевая программа, внутренний туризм, туристский потенциал региона | УДК 332.1; ББК 65.05 Стр: 363 - 364 | Архангельская область определила развитие туризма как одну из наиболее приоритетных сфер развития и повышения имиджа региона. Так, в 2010 г. по поручению губернатора Архангельской области разработана и утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011–2013 годы» общей стоимостью более 1 млрд рублей. В июне текущего года при поддержке Ростуризма впервые проведен «Архангельский Международный Туристский Форум»1. Целью проведения данного форума стали: организация встреч и диалога между представителями власти, бизнеса, научного сообщества и общественных объединений стран Баренцева (Евроарктического региона), а также других зарубежных стран по вопросам работы в туристском мировом пространстве; формирование и позиционирование нового центра инновационных технологий в туристской сфере на Северо-Западе России в контексте Баренцева сотрудничества, а также позиционирование нашего региона на мировом туристском рынке2.
По данным статистики в Архангельской области зарегистрировано 83 турагентства и 10 туроператоров. Для размеров области такое количество фирм оправдано спросом населения (см. табл.). На внутренний и въездной туризм работают не более 15% компаний. Задачами долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011–2013 гг.» являются: привлечение инвестиций на развитие инфраструктуры туризма; внедрение механизмов государственно-частного партнерства; увеличение въездного и внутреннего туристского потока в Архангельскую область.
Таблица
Основные показатели деятельности туристских фирм по Архангельской области3Показатели | 2002 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
---|
Число туристских фирм, (на конец года) — всего, ед. | 23 | 29 | 43 | 48 | 60 | 86 | 93 | Средняя численность работников, включая внешних совместителей и работников несписочного состава, чел. | 133 | 171 | 182 | 218 | 242 | 297 | 301 | Число реализованных туристских путевок населению — всего, ед. | 4834 | 11150 | 14404 | 183331 | 20985 | 27911 | 26017 | Стоимость реализованных населению туристских путевок — всего, млн руб. | 54,6 | 130,3 | 223,4 | 352,9 | 569,5 | 1046,7 | 1203,8 | Число обслуженных туристов (без экскурсантов) — всего, чел. | 7635 | 15355 | 22036 | 30062 | 39885 | 60882 | 59138 | Число принятых туристов (граждане других стран) — всего, чел. | 160 | 244 | 113 | 214 | 486 | 103 | 141 | Число отправленных туристов (граждане России) — всего, чел. | 7475 | 15111 | 21923 | 29848 | 39399 | 60779 | 58997 | Выручка от оказания туристских услуг, млн руб. | 31,6 | 42,1 | 71,2 | 65,2 | 103,5 | 157,3 | 147,5 |
Следует отметить, что конкуренция среди турфирм области наблюдается достаточно высокая, особенно в Архангельске, Северодвинске, Вельске и др., поэтому каждый туроператор и турагент старается привлечь клиента и предложить ему более выгодный тур, предоставить достаточную для выбора информацию о турпродукте. Для поддержания своего уровня на рынке туристических услуг многие туроператоры принимают участие в мировых выставках, в том числе проходящих в Китае, Финляндии, Норвегии. На российском рынке наши турфирмы принимают участие во всех крупных туристических выставках.
Часто отмечается, что сфера туризма характеризуется большим синергетическим эффектом, т.к. она затрагивает основные направления туристической деятельности: гостиничный бизнес, общественное питание, транспорт, розничная торговля (сувениры). Туристы также посещают музеи, выставки, театры и различные мероприятия. При этом синергетический эффект можно получить во всех сферах туризма: экономической, социальной, экологической и иных областях. По подсчетам экономистов на один рубль оборотных средств в туризме приходится до 5 рублей в сопутствующих сферах.
Хочется отметить, что в регионе запланированы обучающие мероприятия по программе развития туристической сферы. Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области провело четыре выездных семинара, темы которых были посвящены: исследованию проектной деятельности в сфере туризма и способам привлечения инвестиций; менеджменту и маркетингу в туризме; организации гостевого дома и т.д.4 Для предпринимателей, желающих открыть туристическую фирму и получить помощь на стартовом этапе, есть смысл принять участие в конкурсе проектов, который организует министерство экономического развития региона. Победители конкурса получают грант на открытие своего дела.
В результате проведения исследований туристического рынка Архангельской области были получены ответы на вопросы о том, какое количество людей предпочитают внутренний туризм (внутри региона) и уровень его цен.
Несмотря на все усилия, в настоящее время в Архангельской области отсутствуют готовые проекты, которые могли бы войти в программу развития. Правда в четвертом квартале 2010 г. была проведена разработка плана мероприятий по устойчивому развитию Арктического туризма, как нового направления экологического и культурного туризма на территории Архангельской области. По результатам реализации разработанных и внедренных мероприятий планируется войти с проектами в государственную программу «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011 — 2020 гг.».
Таким образом, уникальные природные и культурные достопримечательности региона, современная туристическая инфраструктура, активное продвижение области на российском и международном рынках позволили обеспечить более 1 млн. туристических прибытий в год, а следовательно дали новые рабочие места людям и данное развитие повлияло на изменение социально-экономического климата региона.
Высокая привлекательность туристического направления в целом в России определяется, прежде всего, растущими доходами населения и, как следствие, быстрым ростом расходов населения на отдых, а также увеличением популярности новых туристических направлений и видов туризма. Так, прогнозируется долгосрочный рост количества внутренних туристических поездок в России на уровне 4% ежегодно, а средние расходы туристов на поездку увеличатся в 2–2,5 раза к 2030 г.5 Необходимо также отметить, что туризм характеризуется одним из самых высоких мультипликативных эффектов и оказывает существенное влияние на развитие смежных отраслей экономики.
В Архангельской области есть значительный потенциал для привлечения туристов и развития туристического сектора региона:
● на территории области расположены уникальные культурные и исторические объекты, в том числе Соловецкий архипелаг, Кенозерский национальный парк и др.;
● особенные природные условия региона обладают высокой привлекательностью для развития многих современных, набирающих популярность видов туризма, таких как экстремальный туризм, охота и рыбалка.
Это огромный ресурс, который в настоящее время не используется в полной мере. В этом направлении открывается широкое поле для деятельности по приему и размещению туристов в гостевых домах, которые могут быть созданы в северных деревнях, со своей культурой и традицией.
Большинство стран со схожими природно-географическими условиями выделяют туризм как одно из приоритетных направлений развития экономики, социального развития и повышения привлекательности своей культуры (например, ежегодный въездной поток туристов в Финляндию превышает 4 млн чел., в Ирландию — 1,6 млн чел., причем большинство туристов из России).
На территории Архангельской области наиболее возможно и привлекательно развитие таких направлений туризма, как познавательный и экологический туризм, экстремальный туризм (джипинг, спелеологические туры, лыжные походы, катание на оленьих упряжках, сплавы по рекам, сафари на снегоходах), охота и рыбалка.
Одним из существенных факторов, определяющих высокий приоритет туристического сектора в развитии региона, является зависимость от эффективности деятельности региональной администрации. Успех развития экономики Архангельской области будет в значительной степени определяться человеческими ресурсами. Для обеспечения роста экономики области потребуются трудовые ресурсы различного уровня квалификации и образования. С целью развития кадрового потенциала Архангельской области, усилия администрации должны быть направлены на обеспечение привлекательных условий для жизни и труда в регионе, а также на создание качественной системы образования, отвечающей потребностям экономики. Для обеспечения прогнозируемого роста экономики региона потребуется увеличение доли малого бизнеса в общем обороте экономики Архангельской области (с текущих 16% до 30% до 2030 (базовые значения)). Основной прирост оборота малого и среднего бизнеса в регионе должен произойти за счет торговли, машиностроения, судостроения, и развития туризма, который поддерживается заинтересованностью администрации6. |
| |
|
|