Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Осипова Е. Э.
профессор кафедры менеджмента и стратегического прогнозирования Института управления (г. Архангельск)

Туристский потенциал Архангельской области и его влияние на социально-экономическое развитие региона
Статья посвящена развитию туризма в Архангельской области с точки зрения использования древнейших историко-архитектурных памятников и уникальных природных особенностей региона. Проведен анализ показателей деятельности туристских фирм. Рассмотрена стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года с точки зрения развития туризма
Ключевые слова: Архангельская область, туризм, долгосрочная целевая программа, внутренний туризм, туристский потенциал региона
УДК 332.1; ББК 65.05   Стр: 363 - 364

Архангельская область определила развитие туризма как одну из наиболее приоритетных сфер развития и повышения имиджа региона. Так, в 2010 г. по поручению губернатора Архангельской области разработана и утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011–2013 годы» общей стоимостью более 1 млрд рублей. В июне текущего года при поддержке Ростуризма впервые проведен «Архангельский Международный Туристский Форум»1. Целью проведения данного форума стали: организация встреч и диалога между представителями власти, бизнеса, научного сообщества и общественных объединений стран Баренцева (Евроарктического региона), а также других зарубежных стран по вопросам работы в туристском мировом пространстве; формирование и позиционирование нового центра инновационных технологий в туристской сфере на Северо-Западе России в контексте Баренцева сотрудничества, а также позиционирование нашего региона на мировом туристском рынке2.
По данным статистики в Архангельской области зарегистрировано 83 турагентства и 10 туроператоров. Для размеров области такое количество фирм оправдано спросом населения (см. табл.). На внутренний и въездной туризм работают не более 15% компаний. Задачами долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011–2013 гг.» являются: привлечение инвестиций на развитие инфраструктуры туризма; внедрение механизмов государственно-частного партнерства; увеличение въездного и внутреннего туристского потока в Архангельскую область.

Таблица
Основные показатели деятельности туристских фирм по Архангельской области3
Показатели2002200420052006200720082009
Число туристских фирм, (на конец года) — всего, ед.23294348608693
Средняя численность работников, включая внешних совместителей и работников несписочного состава, чел.133171182218242297301
Число реализованных туристских путевок населению — всего, ед.48341115014404183331209852791126017
Стоимость реализованных населению туристских путевок — всего, млн руб.54,6130,3223,4352,9569,51046,71203,8
Число обслуженных туристов (без экскурсантов) — всего, чел.7635153552203630062398856088259138
Число принятых туристов (граждане других стран) — всего, чел.160244113214486103141
Число отправленных туристов (граждане России) — всего, чел.7475151112192329848393996077958997
Выручка от оказания туристских услуг, млн руб.31,642,171,265,2103,5157,3147,5

Следует отметить, что конкуренция среди турфирм области наблюдается достаточно высокая, особенно в Архангельске, Северодвинске, Вельске и др., поэтому каждый туроператор и турагент старается привлечь клиента и предложить ему более выгодный тур, предоставить достаточную для выбора информацию о турпродукте. Для поддержания своего уровня на рынке туристических услуг многие туроператоры принимают участие в мировых выставках, в том числе проходящих в Китае, Финляндии, Норвегии. На российском рынке наши турфирмы принимают участие во всех крупных туристических выставках.
Часто отмечается, что сфера туризма характеризуется большим синергетическим эффектом, т.к. она затрагивает основные направления туристической деятельности: гостиничный бизнес, общественное питание, транспорт, розничная торговля (сувениры). Туристы также посещают музеи, выставки, театры и различные мероприятия. При этом синергетический эффект можно получить во всех сферах туризма: экономической, социальной, экологической и иных областях. По подсчетам экономистов на один рубль оборотных средств в туризме приходится до 5 рублей в сопутствующих сферах.
Хочется отметить, что в регионе запланированы обучающие мероприятия по программе развития туристической сферы. Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области провело четыре выездных семинара, темы которых были посвящены: исследованию проектной деятельности в сфере туризма и способам привлечения инвестиций; менеджменту и маркетингу в туризме; организации гостевого дома и т.д.4 Для предпринимателей, желающих открыть туристическую фирму и получить помощь на стартовом этапе, есть смысл принять участие в конкурсе проектов, который организует министерство экономического развития региона. Победители конкурса получают грант на открытие своего дела.
В результате проведения исследований туристического рынка Архангельской области были получены ответы на вопросы о том, какое количество людей предпочитают внутренний туризм (внутри региона) и уровень его цен.
Несмотря на все усилия, в настоящее время в Архангельской области отсутствуют готовые проекты, которые могли бы войти в программу развития. Правда в четвертом квартале 2010 г. была проведена разработка плана мероприятий по устойчивому развитию Арктического туризма, как нового направления экологического и культурного туризма на территории Архангельской области. По результатам реализации разработанных и внедренных мероприятий планируется войти с проектами в государственную программу «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011 — 2020 гг.».
Таким образом, уникальные природные и культурные достопримечательности региона, современная туристическая инфраструктура, активное продвижение области на российском и международном рынках позволили обеспечить более 1 млн. туристических прибытий в год, а следовательно дали новые рабочие места людям и данное развитие повлияло на изменение социально-экономического климата региона.
Высокая привлекательность туристического направления в целом в России определяется, прежде всего, растущими доходами населения и, как следствие, быстрым ростом расходов населения на отдых, а также увеличением популярности новых туристических направлений и видов туризма. Так, прогнозируется долгосрочный рост количества внутренних туристических поездок в России на уровне 4% ежегодно, а средние расходы туристов на поездку увеличатся в 2–2,5 раза к 2030 г.5 Необходимо также отметить, что туризм характеризуется одним из самых высоких мультипликативных эффектов и оказывает существенное влияние на развитие смежных отраслей экономики.
В Архангельской области есть значительный потенциал для привлечения туристов и развития туристического сектора региона:
● на территории области расположены уникальные культурные и исторические объекты, в том числе Соловецкий архипелаг, Кенозерский национальный парк и др.;
● особенные природные условия региона обладают высокой привлекательностью для развития многих современных, набирающих популярность видов туризма, таких как экстремальный туризм, охота и рыбалка.
Это огромный ресурс, который в настоящее время не используется в полной мере. В этом направлении открывается широкое поле для деятельности по приему и размещению туристов в гостевых домах, которые могут быть созданы в северных деревнях, со своей культурой и традицией.
Большинство стран со схожими природно-географиче­скими условиями выделяют туризм как одно из приоритетных направлений развития экономики, социального развития и повышения привлекательности своей культуры (например, ежегодный въездной поток туристов в Финляндию превышает 4 млн чел., в Ирландию — 1,6 млн чел., причем большинство туристов из России).
На территории Архангельской области наиболее возможно и привлекательно развитие таких направлений туризма, как познавательный и экологический туризм, экстремальный туризм (джипинг, спелеологические туры, лыжные походы, катание на оленьих упряжках, сплавы по рекам, сафари на снегоходах), охота и рыбалка.
Одним из существенных факторов, определяющих высокий приоритет туристического сектора в развитии региона, является зависимость от эффективности деятельности региональной администрации. Успех развития экономики Архангельской области будет в значительной степени определяться человеческими ресурсами. Для обеспечения роста экономики области потребуются трудовые ресурсы различного уровня квалификации и образования. С целью развития кадрового потенциала Архангельской области, усилия администрации должны быть направлены на обеспечение привлекательных условий для жизни и труда в регионе, а также на создание качественной системы образования, отвечающей потребностям экономики. Для обеспечения прогнозируемого роста экономики региона потребуется увеличение доли малого бизнеса в общем обороте экономики Архангельской области (с текущих 16% до 30% до 2030 (базовые значения)). Основной прирост оборота малого и среднего бизнеса в регионе должен произойти за счет торговли, машиностроения, судостроения, и развития туризма, который поддерживается заинтересованностью администрации6.


1 www.regnum.ru/news/tourism
2 www.dvinaland.ru/news
3 www.arhangelskstat.ru/digital/DocLib25/tur.htm
4 http://www.regnum.ru/news/tourism
5 В фиксированных ценах.
6 Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года. С. 39.

Литература
1. Михальчук И.Ф.. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года. — 2008. — 79 с.
2. www.dvinaland.ru/news
3. www.arhangelskstat.ru/digital/DocLib25/tur.htm
4. www.regnum.ru/news/tourism

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия