Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Ширихина Е. Ю.
доцент кафедры менеджмента и стратегического прогнозирования Института управления (г. Архангельск)

Кластерный подход в туризме
В статье исследуется кластерный подход в туризме. В основе отрасли лежит создание и реализация уникального продукта, который не имеет материальной формы, но способен развиваясь и совершенствуясь привлекать многие другие отрасли экономики, в том числе малые и средние предприятия
Ключевые слова: туризм, конкуренция, малый и средний бизнес, кластер, кластерный подход
УДК 332.1; ББК 65.05   Стр: 361 - 362

Люди путешествовали с древних времен и это отражалось на социально-экономической жизни общества. Сейчас туризм является одним из самых мощных факторов, который позволяет экономикам стран развиваться, внедрять новые технологии, решать социальные проблемы. Именно поэтому мы все чаще слышим такие характеристики туризма, как «феномен ХХ века», «туристский взрыв», «туристская революция». К сожалению, долгое время роль туризма недооценивалась, и наиболее интенсивно он начал развиваться только в последние десятилетия.
Для того чтобы грамотно, целесообразно и эффективно управлять этой отраслью, помимо четко разработанной и дейст­венной стратегии, необходим анализ ее функционирования в предыдущие периоды.
В недалеком прошлом под словом «турист», как правило, понимался иностранный гражданин, приехавший в нашу страну. Или же те счастливцы, у которых появилась возможность выехать за рубеж. Таким образом, в советский период туристская деятельность в основном сводилась к развитию въездного туризма. Но, тем не менее, наряду с этим имели место и такие формы, направленные на внутреннего туриста, как пансионаты, дома отдыха, ведомственные санатории, оздоровительные лагеря, пионерские лагеря и т.п.
Необходимо отметить тот факт, что иностранные туристы всегда проявляли большой интерес к Советскому Союзу, поскольку история и культура России, отличный от собственного образ жизни всегда были притягательны для искушенных в путешествиях иностранцев. Поэтому в советское время наблюдалась интенсивная динамика въездного туризма. Это положительным образом сказывалось на экономике страны, поскольку был приток валютных денежных средств. Хочется заметить, что и туристская инфраструктура была в весьма хорошем состоянии. Был ряд комфортабельных гостиниц, рассчитанных на прием исключительно иностранных туристов, рестораны, кафе. Кроме того, имелась хорошо развитая система экскурсионного обслуживания, в которой работали высококвалифицированные экскурсоводы со знанием иностранного языка.
В то же время имел место и внутренний туризм, т.е. «туризм в пределах Российской Федерации, лиц, постоянно здесь проживающих1. Для внутреннего туризма в России характерно сезонное колебание, что имеет несколько причин. Прежде всего, это природно-климатические условия. Вторая причина — это достаточно ограниченный туристский продукт. Третья — это недостаточно развитая туристская инфраструктура. Четвертая причина связана с традиционным временем отпусков, школьных и студенческих каникул.
В настоящее время в сфере внимания Российского Правительства находится несколько территорий, где планируется создать особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. К таким территориям отнесены Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края, Калининградская, Иркутская области, Республика Бурятия и Республика Алтай. К большому сожалению, Архангельская область в данном списке не значится, хотя и имеет все ресурсы и потенциал стать таковой.
В советском формате туризм, как впрочем, и все другие отрасли народного хозяйства, функционировал через государ­ственные структуры. Как правило, это были крупные предприятия, предлагающие такие услуги как размещение, питание, экскурсионное обслуживание и т.п. С переходом к рыночной экономике такая схема хозяйствования стала чересчур громоздкой, малоуправляемой, неэффективной и требующей существенных финансовых вливаний. Как и в других отраслях промышленности и сферы услуг, предпочтение стало отдаваться малым и средним формам предприятий, поскольку в настоящее время они более мобильны, маневренны, управляемы и эффективны.
Важен и тот факт, что в условиях рыночной экономики конкуренция является основной движущей силой к созданию качественных и при этом недорогих товаров и услуг. Предприятие обладает конкурентным преимуществом по сравнению с другими предприятиями, производящими аналогичный продукт, если сокращает свои издержки производства, эффективно использует все имеющиеся ресурсы, применяет новейшие технологии и технику. Практика показала, что если в отрасли есть монополист, то он и диктует потребителю свои условия. Только здоровая конкуренция большего количества предприятий позволяет потребителю выбирать тот продукт, который оптимально подходит именно ему. Такой подход характерен для всех отраслей экономики в условиях рынка. Туристская отрасль не является исключением.
Если учесть, что туризм связан со многими другими отраслями, то можно наглядно увидеть широчайшие возможности для бизнеса, особенно для среднего и малого. Согласно статистическим данным доля малых предприятий в России в общем числе всех предприятий составляет лишь 30%, а в странах ЕС — 90% от общего числа предприятий. Национальные власти, как правило, придают большое значение поддержке предприятий малого и среднего бизнеса. Как результат, эти страны демонстрируют стабильное развитие экономики, решение проблем занятости населения, производство качественных товаров при минимальных затратах на его производство.
В рыночной экономике место и роль малого и среднего предпринимательства определяются их функциями и реальным вкладом в общественное развитие. Малый бизнес сегодня является тем «локомотивом», который делает экономическую и политическую жизнь любой страны устойчивой2.
Туристская отрасль объединяет в себе не только большое количество предприятий туризма, но и предприятия смежных с туризмом отраслей и те предприятия, которые косвенно участвуют в процессе предоставлении услуги туристского характера.
В последнее время в российских научных и правительственных кругах все чаще звучат фразы «кластер», «кластерный бизнес», «кластерный подход».
Слово «кластер» происходит от английского слова cluster, что означает рой, скопление. Изначально кластером называли компактную группу связанных друг с другом атомов, молекул или ионов, которая обладает свойствами, отличными от свойств составляющих ее элементов3. Определяющим здесь является то, что элементы связаны между собой, но их общность обладает иными свойствами, нежели каждый элемент в отдельности.
Нами предлагается концепция туристской отрасли, как некоего кластера.
Кластерный бизнес — это совместное развитие компаний, объединенных территорией, инфраструктурой, человеческими ресурсами и прочими характеристиками, которое позволяет наилучшим образом оптимизировать процесс производства и с большей пользой распределять средства на развитие.
Существует мнение, что кластер — это особая система организации, предполагающая не просто союз предприятий, а целую производственную цепочку. По праву основоположником кластерной теории считается Майкл Портер, профессор Гарвардской школы. Он же является автором концепции стратегии конкурентоспособности. В своей книге «Конкуренция» Портер подчеркивает, что одним из важных факторов для успешного развития кластера является наличие устойчивой стратегии развития. По мнению М. Портера «кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики»4. Главная цель кластеров — это возможность для бизнеса и для региона развиваться динамично и по плану — с учетом стратегии. Кластер является реальной возможностью обеспечения конкурентоспособности в будущем, т.е. призван создавать долгосрочную стратегию развития предприятий на 5–10 лет и более. Предприятия кластера специализируются в определенном секторе экономики и локализованы географически. Задача кластерного объединения состоит в том, чтобы более сильные предприятия подтягивали более слабые. В период постиндустриальной экономики кластеры — это группы предприятий, в том числе средних и малых, находящихся на одной территории, это основа эффективного экономического развития регионов и государства в целом. Они инициируются бизнесом, но необходимы совместные усилия бизнеса, исполнительной и законодательной власти. Все это является базой для регионального экономического развития. Для формирования кластера необходима высокая степень доверия участников по отношению друг к другу и длительное горизонтальное планирование экономического процесса. Применение кластерного подхода в туристском бизнесе существенно снижает издержки предприятий кластера. Если в европейских странах зарождение и возникновение кластеров началось в 70-е гг., то в Россию кластерный подход пришел с опозданием на 20–30 лет. Но для регионов такой подход в настоящее время означает создание комплекса объектов социальной инфраструктуры, таких как школы, больницы, высокотехнологичные малые и средние предприятия.
Кластерный подход для предприятий малого и среднего бизнеса имеет ряд существенных положительных моментов. Это и значительное снижение барьеров выхода на рынок за счет унификации в рамках кластера, и рациональное распределение ресурсов (человеческих, финансовых, технологических, технических), и распространение положительной репутации кластера на всех его участников. Для региона — это обеспечение занятости населения, привлечение квалифицированных специалистов, развитие социальной инфраструктуры.
Известный экономист ХIХ в. А. Маршал говорил о том, что существенную роль в кластеризации играют ассоциации предпринимателей. Несомненно, объединение предпринимателей может решать свои проблемы значительно эффективнее, чем отдельно взятый предприниматель. Малый и средний бизнес имеет и свои трудности.
Исследования в области кластерного подхода в основном относятся к производственной сфере. Подобные исследования в сфере туризма практически отсутствуют. Заметной работой по этому вопросу является статья А.Ю. Александровой «Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования». В данной работе кластер рассматривается как система, способная создавать благоприятную для повышения конкурентоспособности и развития региона особую среду. Такая система обладает рядом отличительных признаков, главным их которых является географическая близость хозяйствующих единиц. Особенности туристского бизнеса придают в настоящее время актуальность кластерному подходу, поскольку для туризма типичен широкий диапазон межотраслевых связей, преобладание малого и среднего бизнеса, нематериальный характер турпродукта, разный характер восприятия этого продукта производителями и потребителями. Все общие закономерности образования и функционирования кластера находят отклик в индустрии туризма. Это выражается и во взаимосвязях входящих в кластер фирм, и в сочетании кооперации и конкуренции, их функционировании на основе государственно-частного партнерства.
Согласно концепции А.Ю. Александровой, «индустрия туризма имеет ряд особенностей, придающих актуальность кластерному подходу в развитии сферы отдыха и путешествий. Индустрию туризма отличает широта межотраслевых связей, фрагментарна структура,...преобладание малого и среднего бизнеса, нематериальный характер туристского продукта, неодинаковое его восприятие производителями и потребителями и пр.»5.
Когда речь идет о туристском кластере целесообразно вести речь о так называемом ромбе конкурентных преимуществ М. Портера. Этот ромб образуется посредством следующих элементов: условия для факторов производства, состояния спроса, устойчивой стратегии, структуры и конкуренции и родственных и поддерживающих отраслей.
Процесс кластеризации в туризме особенно ускорился, когда были приняты поправки к Федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (2006 г.).
К сожалению, Архангельская область при наличии существенного туристского потенциала не обозначена в Концепции, но, тем не менее, создание подобного кластера на территории области обосновано и может привести к весьма значительным положительным результатам при условии включения в этот процесс, как предпринимателей из числа местного населения, так и органов исполнительной и законодательной власти.
В настоящее время ведется работа по разработке Стратегии развития туризма в Архангельской области до 2030 года. Многоплановый анализ конкурентной среды, внешних и внутренних факторов в совокупности с кластерным подходом, реалистичной оценкой имеющихся ресурсов, а также всемерная поддержка малого и среднего предпринимательства позволит выработать полноценную Стратегию, которая позволит вывести Архангельскую область на новый этап развития, решить многочисленные социальные и экономические проблемы региона.


Литература
1. ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 04.10.1996 (в редакции Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 05.02.2007 № 12-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ,.от 28.06.2009 № 123-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 30.07.2010 № 242-ФЗ
2. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Экономические проблемы развития сервиса и туризма. - 2007. - № 2 - С. 51-61.
3. Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. - М.: Изд. Дом «Вильмс», 2001. - 495 с.
4. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России // Финансы и кредит - 2004. - № 14. - С.63-71.
5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/nanotechnology/cluster

1 ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 04.10.1996 (в редакции Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 05.02.2007 № 12-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ,.от 28.06.2009 № 123-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 30.07.2010 № 242-ФЗ
2 Финансы и кредит. - 2004. - № 014. - С.63, 71
3 http://dic.academic.ru/dic.nsf/nanotechnology/cluster
4 Портер М. Конкуренция. Пер.с англ. - М.: Изд. Дом «Вильмс», 2001.
5 Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Экономические проблемы развития сервиса и туризма. 2007. - № 2. - С.52.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия