| | Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012 | | ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА | | Неганова В. П. руководитель Центра агропродовольственной политики Института экономики Уральского отделения РАН,
доктор экономических наук, профессор Дудник А. В. доцент Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С. Мальцева,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются: система и циклы государственного регулирования конкурентоспособности АПК; методологические подходы, методы и приемы, используемые при разработке и научном обосновании государственного регулирования; структура массива отслеживаемых показателей внутренней и внешней среды объекта государственного регулирования в рамках системы мониторинга | Ключевые слова: государственное регулирование, конкурентоспособность, мониторинг, внутренняя среда, внешняя среда, PEST-анализ, фактор состояния объекта | УДК 338.43(339.13.025.4+339.5.012.435); ББК 65.32 Стр: 342 - 346 | В условиях глобализации мирохозяйственных связей и интеграции России в мировую экономику для национального АПК особую актуальность приобретает создание действенной системы государственного регулирования его конкурентоспособности. Процесс государственного регулирования конкурентоспособности, как и любой другой процесс управления, можно разделить на ряд взаимосвязанных стадий. При этом специфические особенности субъекта, объекта и процесса управления конкурентоспособностью приводят к тому, что классическая комбинация этапов управления в рамках концепции PDCA (планирование-выполнение-проверка-корректировка) реализуется в данном случае в форме циклического процесса, включающего шесть стадий (рис.1). | | | Рис. 1. Цикл государственного регулирования конкурентоспособности АПК | На первой стадии определяется желательное для субъекта регулирования состояние управляемой системы, происходит постановка необходимых для достижения цели задач; на второй стадии — формализация описания состояния объекта регулирования с помощью системы экономических показателей. Расчет показателей на третьей стадии позволяет перейти к выявлению взаимозависимостей между состоянием объекта регулирования и значениями управляющих параметров, в качестве которых выступают меры государственной продержки производства и внешнеторгового протекционизма. Знание данных зависимостей позволяет сформировать и применить комплекс управляющих воздействий на стадии 5, а также оценить результаты регулирования, при необходимости применив корректирующие воздействия на заключительной, шестой стадии.
Цикличность обусловлена непрерывностью регулирования и постоянными изменениями во внутренней и внешней среде [1]. Она проявляется в использовании ряда данных заключительной стадии цикла управления на первой стадии последующего цикла в целях внесения корректировок как в управляющие воздействия (интенсивность регулирования, уровень поддержки и защиты внутреннего рынка, структура используемых инструментов), так и в модели зависимостей, используемых для прогнозирования последствий принимаемых субъектом регулирования решений.
В свою очередь, процесс регулирования, как и любой процесс управления состоянием объекта, на любом этапе требует для своего осуществления значительного объема данных о состоянии объекта регулирования, его внешней и внутренней среды. Данная информация может быть получена субъектом регулирования в процессе мониторинга внешней и внутренней среды АПК. Одной из основных целей мониторинга конкурентоспособности российского АПК является получение комплекса данных, облегчающих выбор приоритетов протекционистской политики в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Для этого необходимо провести всесторонний анализ деятельности данного комплекса, его внешней среды в рамках национальной экономики, и той части внешней среды, влияющей на российский АПК, которая находится за пределами национальных границ.
Целью мониторинга является определение наличия ресурсов у агропромышленного комплекса и его отдельных подкомплексов, потребности в дополнительном притоке ресурсов в АПК и сглаживании эффекта от наличия дополнительных ресурсов у иностранных конкурентов. Достижение указанной цели осуществляется через решение ряда взаимосвязанных задач:
1) сравнительный финансово-экономический анализ национального производства и иностранных поставщиков;
2) сравнительный производственно-хозяйственный анализ национального производства и иностранных поставщиков;
3) анализ динамики основных показателей деятельности АПК России и основных экспортеров агропродовольственной продукции в нашу страну;
4) анализ актуальных и потенциальных конкурентных преимуществ национальных и иностранных поставщиков.
На проектной стадии также формируется система факторов и показателей, подлежащих мониторингу. Анализ научной литературы по данному вопросу и результаты наших исследований позволяют утверждать, что полностью отвечающей требованиям эффективного государственного регулирования конкурентоспособности АПК системы факторов и показателей конкурентоспособности в современных экономических условиях нарастающей глобализации мирохозяйственных связей в настоящее время не имеется.
При исследованиях на региональном и национальном уровне неизбежно использование целого комплекса методологических подходов; в качестве основы, тем не менее, должен выступать один подход, в наибольшей степени отвечающий цели исследования. Роль остальных подходов в данном случае следует рассматривать как вспомогательную [2]. В основе проводимого нами исследования лежит системный подход, дополняемый комплексным подходом. Заложенные в основу исследования подходы предопределяют выбор применяемых методов и приемов. По нашему мнению, целесообразно использовать иерархически упорядоченную последовательность понятий: подход, метод, прием (или способ).
В процессе изучения исследуемой проблемы нами были отобраны, систематизированы и использованы два подхода, шесть методов и девятнадцать способов (рисунок 2). В разных подходах рекомендуется использовать отдельные методы; в разных методах — отдельные приемы. Необходимо отметить что, сохраняя достоверность и объективность исследований, в то же время необходимо добиваться меньшей трудоемкости работ и их стоимости, в частности, за счет рационального ограничения количества используемых подходов, методов и особенно приемов исследования. | | | Рис.2. Методологические подходы, методы и приемы, используемые при разработке и научном обосновании государственного регулирования АПК | Сущность используемых методов в рамках проводимого исследования можно охарактеризовать следующим образом:
Системный анализ предполагает разработку общих принципов и методов исследования сложных объектов, в данном случае — национального и регионального АПК с учетом влияния внешней среды.
Балансовый метод — один из наиболее распространенных в экономических исследованиях. При разработке протекционистской политики проводятся расчеты балансов агропродовольственной продукции и производственных ресурсов. Такие расчеты позволяют выявить дефицитные и относительно избыточные ресурсы, выработать предложения по сбалансированности ресурсов и устойчивости процессов развития.
Метод моделирования предполагает формализацию взаимосвязей признаков и свойств изучаемой системы в рамках некоторой модели. Наше исследование встречается с необходимостью построения моделей продовольственного обеспечения региона и моделей экономической политики аграрного протекционизма.
Монографический метод включает изучение типичных объектов, составляющих общую совокупность. В рамках данного исследования метод применяется при изучении деятельности конкурентов национальных производителей и последующем разделении их на ключевые группы.
Метод маркетинговых исследований основан на систематическом сборе, обработке и анализе данных с использованием специфических способов маркетингового анализа.
Анализ внутренней и внешней среды предприятия — один из наиболее сложных и трудоемких этапов процесса формирования и развития протекционистской политики. Для его проведения в качестве основного приема нами рассматривается PEST-анализ. Его информационную базу составляют собственные исследования субъектов регулирования — государственных организаций и органов, а также данные прогнозов, публикуемых специализированными консалтинговыми фирмами, такими, как агентство «Росбизнесконсалтинг», «АМБ-Консалтинг», «Бизнес-консалтинг» и др. в средствах массовой информации [3].
Особое внимание при осуществлении PEST-анализа в условиях современной российской действительности следует уделить изменениям в аграрной политике государства, усилению или ослаблению поддержки отдельных отраслей и подкомплексов, тенденциям мирового рынка и изменениям в аграрной политике основных стран-поставщиков агропродовольственной продукции на российский рынок, и, разумеется, анализу последствий вступления России в ВТО для национального АПК.
В качестве требований к базовой системе факторов и показателей, определяющих потребность национального АПК в мерах регулирования конкурентоспособности можно выделить следующие:
– ограниченность набора, исключающая излишне подробную, затрудняющую определение выводов информацию;
– относительная простота расчетов;
– доступность данных для расчетов;
– однозначная интерпретация результатов;
– максимальная информативность;
– пригодность рядов показателей и формирующих их данных для статистической обработки;
– минимальная продолжительность лагов поступления и обработки данных, по возможности, опережающий по отношению к изменению конкурентоспособности АПК характер отслеживаемых показателей.
Исходя из этих требований, показатели макровнешней и внутренней среды деятельности национального и регионального АПК (аутосреды) были разделены три основных и два дополнительных блока (рисунок 3). | | | Рис.3. Структура массива отслеживаемых показателей внутренней и внешней среды объекта госрегулирования в рамках системы мониторинга | Основные блоки представлены показателями: 1) ресурсного потенциала, 2) эффективности производственной деятельности и обеспеченности ресурсами и 3) финансовых результатов и их использования субъектами конкуренции (национального АПК и иностранных поставщиков в разрезе национальной принадлежности). Кроме того, ряд показателей макровнешней среды, не отнесенных к основным блокам, в частности, показателей экспортной активности иностранных производителей, тем не менее, оказывается достаточно информативным для учета в процессе формирования экономической политики в АПК; следовательно, целесообразно их выделение в дополнительный (четвертый) блок показателей. Показатели микровнешней среды (5-й блок, дополнительный), оказывающие влияние на формирование и развитие протекционистской политики, можно отнести к косвенным показателям, дополняющим показатели внутренней среды АПК, и позволяющим в определенной мере прогнозировать динамику их изменения.
В первый блок включены показатели, характеризующие ресурсный потенциал субъектов конкуренции на внутреннем рынке; это показатели обеспеченности национального АПК и его ключевых конкурентов основными производственными ресурсами. Отслеживается землеобеспеченность, трудообеспеченность, фондообеспеченность, интенсивность замены основных фондов.
Во второй блок отнесены наиболее важные показатели, характеризующие эффективность производственной и хозяйственной деятельности субъектов конкуренции на внутреннем рынке: фондоотдача, фондо- и материалоемкость, норма прибыли, производительность труда, уровень рентабельности (в условиях имеющегося уровня защиты и поддержки и без таковой).
Третий блок формируют показатели оценки финансовых результатов и их использования субъектами конкуренции (национального и иностранных АПК и его отраслей): удельный вес прибыльных (убыточных) национальных участников рынка в их общем числе, размер валовой и чистой прибыли субъектов конкуренции на внутреннем рынке, их норма накопления.
Четвертый (вспомогательный) блок формируют показатели, прямо или косвенно характеризующие экспортную активность иностранных поставщиков: объемы импортных поставок на внутренний рынок и их динамика, количество поставщиков, динамика числа заявок на использование квот на импорт агропродовольственной продукции, количество торговых споров (после вступления в ВТО возможно добавление показателя числа обращений в орган по разрешению торговых споров данной организации), количество научных и популярных (в средствах массовой информации) публикаций с ярко выраженной либеральной риторикой, нацеленных на открытие российского рынка агропродовольственной продукции.
Пятый (вспомогательный) блок формируют показатели производства и динамики цен на топливо, горючее, электроэнергию и иные элементы оборотных средств сельского хозяйства, поставляемых промышленностью; показатели национального промышленного производства и уровня цен на элементы основных средств, используемых в сельском хозяйстве; показатели наличия, структуры и динамики трудовых ресурсов (собственных и привлеченных из-за рубежа) в национальной экономике.
При обосновании системы регулирующих мероприятий основное внимание при анализе внешней среды АПК необходимо уделить анализу и прогнозу развития конъюнктуры агропродовольственного рынка, а также углубленному изучению его конкурентной среды.
Оценка и анализ совокупности условий, определяющих рыночную ситуацию в некоторый момент времени, т.е. рыночной конъюнктуры, необходимы для эффективного регулирования конкурентоспособности АПК. Исследование конъюнктуры рынка нацелено на определение характера всех элементов рынка, а также степени их сбалансированности. Важнейшими элементами, которым уделяется приоритетное внимание, являются спрос, предложение и цена. Факторы, формирующие конъюнктуру агропродовольственного рынка, можно представить в виде двухступенчатой иерархии (рис.4). | | | Рис. 4. Факторы, формирующие конъюнктуру агропродовольственного рынка | Факторы первого порядка представлены макропараметрами, такими, как состояние спроса, предложения, степень пропорциональности рынка. Составляющие элементы перечисленных категорий представляют факторы второго порядка. Так, анализируя спрос, необходимо принимать во внимание следующие факторы: среднедушевое потребление продуктов питания; уровень самообеспеченности населения посредством ведения личных подсобных хозяйств; доходы населения; дифференциация доходов населения; покупательная способность. В свою очередь, на предложение воздействуют свои, специфические факторы, прежде всего, размер вовлеченных в производство ресурсов и степень привлекательности текущего производства по сравнению с остальными отраслями экономики, которую можно оценить как отношение средней нормы прибыли в конкретной отрасли аграрного производства к нормам прибыли отраслей, в которые возможны альтернативные вложения (миграция) капитала, с учетом степени полноты (эффективности) миграции, который можно охарактеризовать с помощью коэффициента конверсии капитала k < 1, обусловленного потерями производительной силы капитала при миграции за счет неполного перелива специфических активов покидаемой отрасли.
Анализ предложения агропродовольственной продукции следует начинать с анализа объемов ее производства и импорта, на национальном, а затем и на региональном уровне. Исследование пропорциональности рынка как соотношения спроса и предложения, подразумевает не только исследование сложившейся структуры каналов распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, оценку состояния оптовой и розничной торговли, определение структуры оптового и розничного оборота, но и соотношение национального и импортного предложения в разрезе стран-экспортеров и видов продукции.
В процессе структурирования агропродовольственного рынка в его составе можно выделить два первичных компонента: рынок аграрных продуктов, то есть сельскохозяйственного сырья, и рынок продовольственных товаров. В качестве одного из способов адаптации участников рынка к высококонкурентным рыночным условиям является интеграция как сельскохозяйственных товаропроизводителей между собой (горизонтальная), так и с предприятиями пищевой промышленности (вертикальная), что является важным фактором изменения конкурентной среды. Указанные особенности, по нашему мнению, делают целесообразным анализ конкурентной среды агропродовольственного рынка, по цепочке добавления стоимости — от рынка сельскохозяйственного сырья и до рынка продовольственных товаров с высокой степенью переработки [4].
Определить величину предложения на соответствующем товарном рынке можно, обратившись к имеющимся балансам ввоза-вывоза продукции на рассматриваемую территорию (регион) и за ее пределы. Балансы по отдельным видам сельскохозяйственной продукции (по молоку, мясу, зерну) составляются органами государственной статистики и находятся в открытом доступе.
Охарактеризовать спрос можно, используя показатели количества конечных потребителей, объема и структуры их доходов. В процессе оценки спроса на агропродовольственном рынке необходимо учитывать половозрастную структуру населения. Оценку и прогноз совокупного объема потребления конкретного вида продовольствия рекомендуется осуществлять по трем вариантам: учитывая рекомендуемые научно обоснованные нормы питания; учитывая рекомендации по расчету прожиточного минимума, установленные для регионов Российской Федерации; по сложившимся тенденциям потребления с учетом динамики состояния платежеспособного спроса населения [5].
Фактически сложившаяся величина потребления продуктов питания определяется с помощью выборочного обследования бюджетов домохозяйств, проводимого на региональном уровне. Подобные вопросы позволяют выявить изменения в структуре потребления продовольствия, в уровне доходов и расходов потребителей.
Одним из наиболее важных показателей, составляющих информационную базу процесса диагностики конкурентной среды рынка, является емкость рынка, а также объем рыночного спроса. Данные показатели используются для рыночной доли национальных и иностранных поставщиков. Основные методы и способы определения емкости рынка были адаптированы нами применительно к защите национального агропродовольственного рынка и поддержке национальных производителей.
При определении емкости рынка сельскохозяйственного сырья целесообразна ориентация на показатели, полученные на основе данных об объемах реализации, что связано, прежде всего, с относительно низкой товарностью сельскохозяйственного производства в силу значительного внутрихозяйственного потребления продукции. Напротив, на продовольственном рынке и его сегментах определять емкость предпочтительнее по данным об объемах производства, поскольку по мере роста степени уровень товарности производства повышается; Дополнительным соображением в пользу использования информации об объемах производства является ее большая доступность по сравнению с информацией об объемах реализации.
Что касается потенциальной емкости продовольственного рынка, то ее предлагается обосновывать по каждому виду продовольствия с учетом рекомендуемых (научно обоснованных) норм потребления.
В качестве информационной базы системы показателей мониторинга внутренней и внешней среды объекта регулирования конкурентоспособности АПК предлагается рассматривать официальные данные государственной статистики в сфере сельского хозяйства России и зарубежья. Это позволяет регулярно и с достаточной степенью оперативности отслеживать изменения во внутренней и внешней среде. В целях максимального упрощения процедуры первичного сбора данных и исключения дублирования работ структурными подразделениями субъекта протекционизма считаем целесообразным возможно более широкое использование информации, составляющей стандартные издания федеральной службы государственной статистики, такие, как «Российский статистический ежегодник» и «Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России».
Определенную сложность представляет поиск необходимой информации по объектам сравнения, расположенным за рубежом, в силу существующих отличий в методологии расчетов показателей и в их номенклатуре, определяемой национальными статистическими службами. Тем не менее, с приемлемой степенью точности необходимые параметры можно оценить в процессе анализа комплекса открытых для публичного доступа зарубежных данных, в состав которого, помимо данных статистических служб и органов государственной власти, считаем возможным включить информацию из периодических и разовых научных, коммерческих и справочных изданий по данной проблеме.
Таким образом, осуществление мониторинга объекта регулирования в рамках предлагаемого подхода поможет повысить эффективность системы регулирования конкурентоспособности российского АПК, своевременно обеспечив ее необходимой информацией о состоянии объекта регулирования, его внешней и внутренней среды и происходящих в них социально-экономических процессах для принятия управленческих решений на национальном и региональном уровне. |
| |
|
|