| | Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Ходачек А. М. директор Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики,
доктор экономических наук, профессор
| |
| | В статье показаны перспективные потенциальные возможности социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа, на основании которых сформулированы цели и стратегические задачи этого развития | Ключевые слова: Северо-Западный федеральный округ, потенциал стратегического развития, социально-экономическое развитие, стратегические задачи | ББК У9(2)-55(2Р31)я431 Стр: 241 - 243 | Анализ и оценка условий и факторов, составляющих потенциал стратегического развития Северо-Западного федерального округа, и входящих в него субъектов Российской Федерации показывает, что до 2020 года большинство из них сохранит характер и степень своего влияния. Но ряд из них будет оказывать сдерживающее воздействие, представлять собой ограничения развития. К настоящему времени обозначились тенденции, определяющие перспективы развития Северо-Западного федерального округа и входящих в него субъектов Российской Федерации.
Экономико-географическое и геополитическое положение. Оно будет оказывать определяющее влияние на темпы развития и структуру экономики Северо-Запада и большинства субъектов Российской Федерации на его территории. Геополитической проблемой будет освоение континентального шельфа и экономическое использование Арктики, в том числе Арктической зоны Российской Федерации.
Производственный потенциал. Производственный потенциал представляет собой условия, ограничивающие перспективы развития экономики, ее модернизации и инновационной перестройки. Основная часть фондов изношена и морально устарела. Необходимы мероприятия по развитию и обновлению производственного потенциала на новой научно-технической основе.
Инфраструктурный потенциал. По уровню насыщенности территории объектами производственной инфраструктуры Северо-Запад превосходит среднероссийские показатели. Однако в целом ее состояние характеризуется как недостаточно благоприятное. Во многих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях это один из главных факторов, сдерживающих развитие. В относительно лучшем положении находятся объекты инфраструктуры федерального значения, магистральные коммуникации. Повышенное внимание в перспективе следует уделить улучшению таких элементов производственной инфраструктуры как автодороги (особенно внутриобластные), мосты, системы теплоснабжения, энергосети и подстанции.
Научно-технический потенциал. Научно-технический потенциал, несмотря на его существенное сокращение в последние два десятилетия, остается важным стратегическим фактором социально-экономического развития, который в перспективе должен стать определяющим.
Цели и стратегические задачи социально-экономического развития
Стратегические цели определялись на основе анализа проблем развития Северо-Западного федерального округа, прогнозных оценок с учетом перспектив развития субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ, хозяйствующих субъектов, населения. Внешним стратегическим основанием при формировании целевых установок явилась Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегические цели развития Северо-Западного федерального округа должны стать ориентирами для стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации и могут быть реализованы лишь на основе их экономического взаимодействия.
Главная стратегическая цель развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года — устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение различий в условиях жизни в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории округа, на основе выбора наиболее эффективных приоритетов развития, модернизации экономической базы и активизации инвестиций, интеграции экономического пространства и межрегионального сотрудничества.
В качестве основных стратегических целей социального характера [2] определены следующие:
● преодоление демографического спада в результате проведения активной социально-экономической и демографической политики, за счет снижения смертности и увеличения рождаемости. Прекращение естественной убыли и восстановление роста численности населения. Целевой ориентир к 2020 году — 13,5 млн жителей;
● снижение уровня безработицы до 3% к 2020 году. Оптимизация профессиональной и пространственной структуры занятости. Приближение рабочих мест к местам проживания населения. Целевой ориентир — достижение уровня обеспеченности населения рабочими местами в ареале своего проживания до 85% (против 75 — в настоящее время);
● рост реальных доходов населения в период до 2020 года в среднем на 7,0–7,5% в год при снижении степени неравномерности распределения доходов по субъектам РФ, входящим в округ, и по социальным группам. Уменьшение доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума до 5–6%;
● преодоление существенных различий в уровнях социального и экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Целевой ориентир — отклонение в сторону понижения от средних по округу показателей среднедушевых денежных доходов и размера валового регионального продукта на душу населения не более чем на 25%;
● повышение доступности и уровня обеспеченности населения жильем. Решение проблемы ветхого и аварийного жилья. Улучшение использования существующего жилищного фонда. Стимулирование строительства недорогого социального жилья. Совершенствование финансовых инструментов в жилищной сфере. Развитие аренды жилья. Целевой ориентир — достижение средней обеспеченности общей площадью жилых помещений до уровня 30–32 кв. м на одного человека;
● социально-экономическая активизация депрессивных сельских территорий на основе сохранения существующих и стимулирования создания новых рабочих мест, внедрения новых форм социально-культурного обслуживания, повышения транспортной доступности населения до центров муниципальных образований, на основе реализации комплексных инвестиционных планов;
● улучшение среды проживания, включая такие ее элементы как общественный транспорт, коммунальный комфорт, качество дорог, экономическая безопасность, благоустройство, удобство предоставления социальных услуг, правопорядок.
В числе стратегических целей экономического развития Северо-Западного федерального округа [3] наиболее важными являются следующие:
● модернизация и инновационное развитие базовых секторов экономики округа и входящих в него субъектов Российской Федерации. Доведение доли продукции инновационного характера в валовом региональном продукте (в целом по Северо-Западному федеральному округу) до 25%, в том числе в промышленности до 30%;
● увеличение на основе модернизации и инновационного развития среднегодовых темпов роста валового регионального продукта к 2020 году до 6–7%, а производительности труда до 7–8%;
● экономическая активизация депрессивных территорий. Создание 600–700 тысяч новых и восстановленных рабочих мест на основе перепрофилирования временно не работающих предприятий и строительства новых объектов, развития малого и среднего бизнеса, предприятий, ориентированных на региональные и локальные рынки, подъема сельского хозяйства, развития социальной сферы, туризма;
● освоение континентального шельфа и подготовка к экономическому использованию ресурсов Арктической зоны Российской Федерации. Создание в северных субъектах Российской Федерации, примыкающих к Арктической зоне, соответствующей инфраструктуры и перерабатывающих предприятий. Доведение уровня добычи нефти до 30 млн тонн, природного газа — до 80 млрд куб. м. Создание системы баз обеспечения в Мурманске, Архангельске и Варандее, создание аварийно-спасательных баз МЧС России в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре. Подготовка и переподготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для работы в условиях Арктики на базе Северного (Арктического) Федерального университета;
● ускоренное развитие на инновационной основе машиностроительного комплекса региона, в том числе путем создания системы производственных кластеров. Развитие межтерриториальной кооперации машиностроительных производств. Целевой ориентир — доведение доли машиностроительной продукции в объеме промышленного производства до 30%;
● развитие сельскохозяйственного производства как отрасли, имеющей важное экономическое и социальное значение на основе внедрения инновационных технологий, интеграции с промышленными предприятиями, кооперации в малом секторе сельского хозяйства и фермерстве. Восстановление роста поголовья скота, прекращение выбытия сельхозугодий, в том числе посевных площадей. Целевой ориентир — достижение к 2020 году среднегодовых темпов роста производства сельскохозяйственной продукции в размере 4,5–5%;
● модернизация лесопромышленного комплекса за счет углубления переработки леса, расширения лесозаготовок в периферийных территориях, строительства лесовозных дорог, улучшения организационной структуры лесопользования. Оптимизация экспорта лесопродукции;
● стимулирование создания в экономике субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, и на уровне отдельных предприятий, секторов хозяйства, играющих роль «базы выживания» при реализации неблагоприятных прогнозов развития ситуации и возникновения кризисов. Это позволит не допустить резкого обострения ситуации в сфере занятости, бюджетных отношений;
● сокращение энергоемкости экономики федерального округа не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года;
● стимулирование процессов модернизации производства, ориентированных на снижение энергоемкости и материалоемкости, а также сокращение и вторичное использование отходов;
● разработка и внедрение новых эффективных технологий производства электрической и тепловой энергий, сопряженных с экологически безопасной утилизацией отходов этих производств, сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов на основе создания технологических платформ.
Вышеуказанные цели социально-экономического развития округа в период до 2020 года соответствуют стратегическим приоритетам региональной политики Российской Федерации.
Северо-Западный федеральный округ следует рассматривать:
● как базу модернизации экономики, формирования новых моделей и технологий социально-экономического развития;
● как территорию, обеспечивающую дальнейшее развитие внешнеэкономических связей России и привлечение зарубежных инвестиций;
● как форпост освоения ресурсов континентального шельфа и Арктической зоны Российской Федерации;
● как объект комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий;
● как территорию, имеющую особое значение для поддержания национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны.
Результаты SWOT-анализа возможностей социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа в период до 2020 года [1] | Преимущества | Недостатки |
---|
1. Геополитическое положение и природная среда | 1) Общие границы с различными странами Европы и развитыми районами России 2) Санкт-Петербург — крупнейший город России и Европы 3) Открытый доступ к водам мирового океана 4) Значительный природно-ресурсный потенциал 5) Основная часть территории СЗФО благоприятна для ведения хозяйственной деятельности | 1) Эксклавное положение Калининградской области СЗФО 2) Наличие территорий с суровыми климатическими условиями и территорий непригодных для ведения экономической деятельности (Новая Земля) | 2. Население | 1) Замедление темпов сокращения численности населения СЗФО 2) Высокий уровень урбанизации территории 3) Высокий уровень образования населения 4) Достаточно низкий уровень безработицы 5) Временное увеличение доли населения в трудоспособном возрасте | 1) Высокая смертность и снижение продолжительности жизни 2) Низкая рождаемость 3) Миграционный приток не возмещает естественной убыли населения 4) Низкий уровень квалификации прибывающих миграционных масс 5) Отток населения (особенно молодежи) из сельских поселений в городские | 3. Экономика | 1) Мощная природно-ресурсная и производственная база 2) Высокий образовательный и научно-технический потенциал 3) Развитая транспортная инфраструктура 4) Многоотраслевая структура экономики СЗФО и диверсифицированное производство 5) Высокий платежеспособный спрос | 1) Замедленный рост сектора услуг 2) Высокий удельный вес ТЭК, сырьевого сектора и предприятий ВПК 3) Дефицит инвестиций в экономику регионов СЗФО | 4. Транспорт | 1) Мощный транспортный узел 2) Наличие крупных морских и речных портов, аэропортов, железнодорожных вокзалов, автомобильных трасс 3) Развивающийся трубопроводный транспорт | 1) Низкое качество дорожной сети, значительный её износ 2) Неравномерность транспортных путей, нерациональная конфигурация автодорог 3) Несовершенство международных транспортных коридоров | 5. Жилищное строительство и инфраструктура | 1) Высокая степень урбанизации 2) Наличие значительных контингентов населения, желающих улучшения жилищных условий | 1) Значительный износ жилого фонда и коммуникаций 2) Отсутствие развитой современной инфраструктуры во многих субъектах СЗФО | 6. Налоги и бюджетная сфера | 1) Наличие крупных субъектов РФ — доноров 2) Наличие крупных хозяйственных структур (бюджетоопределяющих компаний) | Наличие дотационных регионов и территорий, не имеющих достаточных стартовых условий и потенциала развития
| 7. Доходы населения | Появление высокотехнологичных производств с высоким уровнем оплаты работников | 1) Опережающий рост инфляции 2) Основная часть расходов населения — на текущее потребление (питание) | 8. Экология | 1) Значительное количество экологически чистых территорий 2) Совершенствование системы особо охраняемых природных территорий | 1) Замедленное воспроизводство природной среды и возобновляемых природных ресурсов 2) Усиление антропогенной нагрузки на экосистемы округа |
|
| |
|
|