| | Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Ермакова Н. С. ст. преподаватель кафедры управления и психологии Омского экономического института
| |
| | В развитии российской экономики большая роль отводится инновационному предпринимательству. Создаваемые в рамках государственной поддержки условия, способствующие увеличению масштабов инновационного предпринимательства в нашей стране, касаются, в том числе, развития его инфраструктурного обеспечения. В статье раскрыты дополнительные возможности развития информационной составляющей инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства, появляющиеся в результате активного использования Интернет-ресурсов | Ключевые слова: инновационное предпринимательство, инфраструктурное обеспечение, информация | УДК 334.012.32:338.48 Стр: 156 - 160 | Переход российской экономики на инновационную модель развития является насущной необходимостью, поскольку именно инновации выступают потенциально-универсальным и долгосрочным импульсом роста [1]. Данная позиция обусловила определение основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, а также нашла отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и ряде других документов. Так, Стратегией инновационного развития в России к 2020 г. планируется повышение до 40–50% доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации (в 2009 г. — 9,4%); увеличение до 25–35% доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (в 2010 г. — 4,9%). В рамках данной Стратегии особое значение уделяется позиции России на международном рынке. Так, предполагается, что доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет 5–10% в 5–7 и более секторах экономики, а доля экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров повысится до 2% (в 2008 г. — 0,25%) [2].
Достижение установленных целевых ориентиров зависит от степени развития инновационного предпринимательства и условий, в которых оно функционирует. В связи с этим, в развитых странах поддержка инновационного предпринимательства выступает приоритетным направлением государственной политики [3]. В рамках государственной политики формируется система инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства, включающая в себя совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций, обеспечивающих поддержку деятельности предпринимателя, направленной на создание, коммерциализацию и (или) использование инноваций. В качестве таких организаций выступают бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного пользования, центры трансфера технологий и др. Наряду с этим, инновационные компании пользуются услугами ставших уже традиционными организаций поддержки (банки, выставочные центры и др.) (рис.1). Однако в этом случае специфика потребностей бизнеса, связанных с реализацией инноваций, учтена не будет. | | | Рис. 1. Классификация элементов инфраструктурного обеспечения предпринимательства | Все организации инфраструктурного обеспечения в зависимости от оказываемого в большей степени вида поддержки можно разделить на: производственно-технологические, кадровые, финансовые, экспертно-консалтинговые, сбытовые и информационные. Всего же по данным Национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (МИРИС) [4] в России зарегистрировано 955 таких организаций. Однако, на наш взгляд, в рамках политики по формированию инфраструктурного обеспечения важно не только создавать организации поддержки бизнеса, но и информировать предпринимателей о предоставляемых такими организациями услугах в рамках оказываемой поддержки. Данная задача может решаться с помощью развития информационной составляющей инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства.
С целью организации доступа к оперативной информации в России долгое время создавалась и традиционно использовалась достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, библиотек, статистических и информационно-аналитических центров и др., предоставляющих потенциальным пользователям доступ к технической и патентной информации, сведения о новых разработках и ведущихся исследованиях и пр.
Кроме указанных организаций, с целью создания информационного пространства все более активно используются ресурсы сети Интернет. На наш взгляд, эта тенденция закономерна, поскольку использование Интернет-ресурсов позволяет в кратчайшие сроки удовлетворять потребности предпринимателей в оперативной информации. Начало использования Интернет-ресурсов обусловило появление дополнительных возможностей поддержки инновационного предпринимательства, а у информационной составляющей в целом возникла новая функция, в рамках которой она по отношению к другим организациям инфраструктурного обеспечения стала выступать средством информирования предпринимателей о самом существовании таких организаций и оказываемой ими поддержке (рис. 2). | | | Рис. 2. Связь составляющих инфраструктурного обеспечения | Так, например, предприниматели, обратившись на сайты организаций поддержки (бизнес-инкубаторы, ресурсные центры и др.), могут познакомиться с перечнем предоставляемых ими услуг и проводимыми мероприятиями, обучающими программами и семинарами, получить консультации специалистов по разработке инновационных проектов, узнать о проводимых конкурсах (например, на размещение в бизнес-инкубаторе) и конкурсах грантов др.
Исследование открытых Интернет-источников (сайтов) на предмет предоставляемой информации, позволило разработать авторскую классификацию, включающую в себя сайты организаций (учреждений, ассоциаций и др.), информационные сайты по поддержке предпринимателей и сайты, содержащие общую информацию об инновационном предпринимательстве (рис.3). | | | Рис. 3. Классификация информационных Интернет-ресурсов | Первая группа Интернет-ресурсов представлена сайтами организаций инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства (например, центр Сколково, Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «Дружба» и др.), органов власти (например, сайт Министерства экономического развития РФ, разделы «Малый бизнес», «Инновации»), ассоциаций (например, Ассоциация инновационных регионов, Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий, Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования и др.). Здесь размещается информация о деятельности самих организаций (учреждений, ассоциаций и др.) и предоставляемых ими услугах. В рассматриваемой группе на отдельных сайтах в ограниченном объеме представлена информация о состоянии сектора инновационного предпринимательства и важных для него событиях.
Вторая группа Интернет-ресурсов представлена сайтами, ориентированными непосредственно на поддержку предпринимательства, например, дистанционный бизнес-инкубатор Красноярского края, портал дистанционного правового консультирования предпринимателей, Портал Малый Бизнес Иркутска и др. Особенностью таких ресурсов является то, что они позволяют предпринимателям не только познакомиться с большим объемом информации, предоставляя доступ к библиотекам, но и получить практические рекомендации по открытию, ведению и ликвидации бизнеса. Для этого на большинстве таких сайтов размещены методические материалы и предусмотрена возможность получения консультации у экспертов. Некоторые сайты предоставляют более широкие возможности, позволяющие предпринимателю в интерактивном режиме рассчитать экономическую эффективность проекта, подобрать оптимальную схему уплаты налогов, сформировать пакет документов для регистрации организации и др.
Третья группа Интернет-ресурсов содержит общую информацию, которая также может быть интересна предпринимателям, занятым в сфере инновационного бизнеса. Например, к таким ресурсам можно отнести сайт национального института системных исследований предпринимательства, Федеральный портал по научной и инновационной деятельности, Всероссийский инновационный портал, сайт «Наука и технологии в России», сайт «Инновационное бюро «Эксперт», информационный канал «Инновации и предпринимательство» и др. Данные ресурсы содержат обзоры прессы, результаты исследований, новости бизнеса, базы данных по организациям инфраструктуры, информацию о проводимых конкурсах инновационных проектов и созданных новых продуктах и технологиях и др.
Вся совокупность рассмотренных Интернет-ресурсов формирует информационное пространство. С одной стороны, оно позволяет предпринимателям получать достоверные и актуальные сведения. С другой стороны, предпринимателю может потребоваться значительный запас времени как для первоначального знакомства со всем многообразием действующих на сегодняшний день Интернет-ресурсов, так и для изучения размещенной на них постоянно обновляющейся информации. К тому же, для предпринимателя важно получать актуальную именно для него информацию, отражающую региональную специфику поддержки инновационного предпринимательства. На основании этого считаем целесообразным создание в каждом из регионов России информационных сайтов, направленных на поддержку инновационного предпринимательства.
Как и в ряде других российских регионов, в Омской области определенная работа по созданию информационных Интернет-ресурсов для предпринимателей уже проведена (табл. 1).
Таблица 1
Обзор информационных Интернет-ресурсов, ориентированных на омских предпринимателейИнтернет-ресурс | Предоставляемая информация |
---|
Официальный портал Администрации города Омска. Раздел «Предпринимательство» | Нормативно-правовые акты по вопросам регулирования малого и среднего предпринимательства, информационные материалы по вопросам организации бизнеса, предоставления муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (в том числе поддержка инновационных проектов), налогам и налоговым льготам, краткая статистическая информация о состоянии сектора предпринимательства. | Сайт Центра поддержки предпринимательства г. Омска | Информация о еженедельно организуемых мероприятиях (круглые столы, семинары, и др.), рекомендации по открытию и ведению своего бизнеса, предоставляемых Администрацией видах поддержки и проводимых конкурсах, общая информация об органах власти, созданных в г. Омске организациях поддержки бизнеса и некоммерческих организаций предпринимателей. Сайт предоставляет предпринимателям возможность обратиться к экспертам за получением ответов на интересующие вопросы. | Сайт Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства | Информация о деятельности Ассоциации и предоставляемых ею формах поддержки предпринимателей, объявления и отчеты о проводимых мероприятиях, нормативно-правовые акты по вопросам регулирования малого и среднего предпринимательства. Предусмотрена возможность получения ответов на возникающие вопросы о ведении бизнеса от экспертов Ассоциации. | Портал малого и среднего предпринимательства. Омская область | Рекомендации по открытию, развитию и закрытию бизнеса, нормативно-правовые акты и программы поддержки предпринимательства, перечень субсидий субъектам предпринимательства, предоставляемых Министерством экономики омской области и реестр получателей, краткая информация об отдельных организациях поддержки. Предусмотрен сервис «Налоговый калькулятор». | Сайт ГУ Омский региональный бизнес-инкубатор | Информация о бизнес-инкубаторе и предоставляемых им услугах, объявления о проводимых на базе бизнес-инкубатора мероприятиях, краткие рекомендации по составлению бизнес-плана, некоторые документы нормативного характера, конкурсная документация, информация о резидентах бизнес-инкубатора и реализуемых ими инновационных проектах. Предусмотрен сервис «Вопросы-ответы». | Сайт РОО Омский областной союз предпринимателей | Информация о союзе предпринимателей, реализуемых проектах и проводимых мероприятиях. |
Несмотря на достаточное количество созданных в поддержку предпринимателей Интернет-ресурсов, стоит отметить, что информация о поддержке именно инновационного предпринимательства является разрозненной, а ее объем нельзя признать достаточным.
Для повышения доступности и качества информирования инновационных предприятий предлагается создание нового элемента инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства Омской области — информационного Интернет-ресурса. Предполагается, что пользователями услуг информационного Интернет-ресурса кроме уже действующих предпринимателей, будут заинтересованная молодежь и предприниматели, планирующие осуществлять инновационную деятельность.
На основе изучения, обобщения и критической оценки имеющегося в регионах России опыта, автором предлагается принципиальная структура информационного Интернет-ресурса, включающая шесть блоков (рис.4). | | | Рис. 4. Структура информационного Интернет-ресурса | Первый блок «Консультационная помощь» позволяет предпринимателям получать консультации по вопросам защиты интеллектуальной собственности, коммерциализации знаний, получения грантов и субсидий на реализацию инновационных проектов и др. в интерактивном режиме.
Второй блок «Рекомендации по открытию своего дела» представляют пошаговый алгоритм выполнения процедур выбора сферы деятельности (с перечным сфер деятельности) и регистрации в соответствующих инстанциях, с представлением необходимых форм документов и особенностей их заполнения. В этом же блоке можно разместить интервью с состоявшимися предпринимателями, готовыми поделиться опытом в области разработки и коммерциализации инноваций. В этом же блоке предлагается разместить методические материалы по разработке инновационных проектов.
Блок «Виртуальная площадка» («Виртуальная витрина») позволит развиваться выставочно-ярмарочной деятельности. Необходимость создания такой площадки продиктована, в первую очередь, отсутствием исходной информации о потребительских свойствах выпускаемой инновационными предприятиями продукции, что является причиной низкой ее востребованности. В Стратегии инновационного развития РФ до 2020 г. также отмечается, что информирование о создаваемых инновационных продуктах и технологий выступает фактором расширения спроса на инновации.
На данной площадке могут размещаться как описание отдельных результатов научно-технической деятельности, так и целые каталоги инновационной продукции предприятий, научных организаций и учебных заведений. В рамках консультационной деятельности может оказываться помощь по разработке каталога для дальнейшего его размещения на площадке.
В блоке «Заказчики» содержится база данных о потенциальных заказчиках на инновационные продукты, технологии и проекты. Сами предприятия должны иметь возможность размещать свои заявки на инновационную продукцию. На наш взгляд, блоки «Виртуальная площадка» и «Заказчики» создают дополнительные возможности для развития взаимодействия между государством, наукой и бизнесом через заключение заказов.
Блок «Форум» предназначен для организации общения между пользователями. Предполагается, что за счет обмена опытом между различными предприятиями могут появиться новые проекты, решения, схемы сбыта и т.д. Форум может использоваться и как площадка, обеспечивающая диалог предпринимателей, имеющих опыт реализации инновационных проектов, и начинающих инноваторов — тех, у кого пока есть только идеи. Площадка также позволит начинающим инноваторам формировать инновационные команды.
В блок «Информационное обеспечение» предлагается включить:
— реестр организаций инфраструктурного обеспечения, реестр организаций, ведущих исследования; реестр инновационно-активных организаций;
— нормативные документы (законы, постановления и др. документы, регулирующие инновационную предпринимательскую деятельность, реализуемые на территории г. Омска федеральные, региональные и муниципальные программы поддержки инновационного предпринимательства) с возможным открытием доступа к базам данных справочно-правовых систем;
— новости (новостные ленты о происходящих в регионе значимых для инновационного предпринимательства событиях, изменениях в законодательстве, информация об открытиях и изобретениях, объявления о проводимых конкурсах грантов и конкурсах, направленных на поощрение инноваторов, анонсы мероприятий (семинары, круглые столы, конференции), проводимых Администрацией города и Министерством экономики области, учебными заведениями и организациями инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства);
— библиотека предпринимателя (аналитические обзоры, отчеты и публикации по тематике, интересной для инноваторов, статистические сборники).
Формирование и наполнение блоков Интернет-ресурса должно происходить на основе взаимодействия органов власти (Администрации г. Омска и Министерства экономики области), организаций инфраструктурного обеспечения (ГУ «Омский региональный бизнес-инкубатор», АНО «Омский центр интеллектуальной собственности», Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства, Омский центр научно-технической информации, Городской центр поддержки предпринимательства, Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства и др.), объединений предпринимателей («Омский областной союз предпринимателей», Омская торгово-промышленная палата и др.), научных организаций и вузов (табл.2). Научные организации и учебные заведения могут взаимодействовать с Интернет-ресурсом посредством таких специальных подразделений, как центр трансфера технологий, инновационный центр, научно-технический отдел, центр коммерциализации и др.
Таким образом, в наполнении блоков информационного Интернет-ресурса будут задействованы в большей степени организации инфраструктурного обеспечения и объединений работодателей. Администрация г. Омска через Департамент городской экономической политики может активно участвовать при наполнении блока «Информационное обеспечение». Основной же его функцией должна стать координация работы Интернет-ресурса на основе получения обратной связи от пользователей. На наш взгляд, только в этом случае возможно учесть реально существующие интересы предпринимателей, постоянно пополнять ресурс действительно важной информацией и изменять его структуру, делая ее удобной для пользователей.
В процессе функционирования информационного Интернет-ресурса важно проводить оценку его качества. Для этого автором предлагается воспользоваться следующими показателями:
— количество обращений к Интернет-ресурсу и количество повторных обращений;
— количество обращений за консультациями и количество обращений за повторными консультациями;
— количество зарегистрированных пользователей;
— активность участников форума;
— количество представленных на виртуальной площадке участников и разработок (проектов), относительный уровень их новизны;
— оперативность обновления (новости, нормативная база) и интенсивность пополнения (библиотека, реестры) информационного блока;
— обратная связь в виде количества предложений по улучшению работы Интернет-ресурса, отзывов о достаточности и оперативности получаемых консультаций и др.
Мониторинг обращений к отдельным разделам и материалам позволит определить наиболее востребованные информацию и услуги.
Предлагаемые структура Интернет-ресурса, источники его наполнения и показатели оценки качества, представляя собой авторскую разработку, бесспорными не являются и подлежат обсуждению. В то же время, создание информационных Интернет-ресурсов в каждом из регионов России является приоритетной задачей развития инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства. Интернет-ресурс, формируя единое информационное пространство, позволяет предпринимателям получать актуальную информацию с минимальными затратами времени на ее поиск, обеспечивает продвижение инноваций, популяризацию инновационного предпринимательства с привлечением в эту сферу молодежи, что, в конечном счете, будет способствовать развитию инновационного предпринимательства и экономики России в целом.
Таблица 2
Источники наполнения информацией блоков Интернет-ресурсаБлок информационного
Интернет-ресурса | Источник |
---|
«Консультационная помощь» «Рекомендации по открытию
своего дела» | — Объединения предпринимателей — ГУ «Омский региональный бизнес-инкубатор» — Городской центр поддержки предпринимательства — Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства — Учебные заведения | «Виртуальная площадка» | — Объединения предпринимателей — Учебные заведения — Научные организации — Малые инновационные предприятия | «Заказчики» | — Объединения предпринимателей — Крупные предприятия — Евро Инфо корреспонденский центр | «Форум» | — инновационные предприятия — разработчики — исследователи | «Информационное обеспечение» | — Департамент городской экономической политики Администрации г. Омска — Объединения предпринимателей — Омский центр интеллектуальной собственности — Омский центр научно-технической информации — Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства — ГУ «Омский региональный бизнес-инкубатор» — Городской центр поддержки предпринимательства — Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства — Учебные заведения |
|
| |
|
|